Урок по русскому языку, 3 класс "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Пикичева Ольга Станиславовна

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Использованы современные образовательные технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_3.odt15.8 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Цели урока:

Образовательная: познакомить с понятием «одушевлённые и неодушевлённые имена существительные», учить различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по   лексическому значению слов.

Развивающая:

  • Регулятивная: развивать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, , планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие, после его завершения, на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать своё предположение
  • Коммуникативная: учить контролировать свои действия в коллективной работе, использовать простые речевые средства для доказательства своего мнения, обнаруживать и устранять ошибки логического и орфографического характера, развивать эмоции учащихся, создавая на уроке эмоциональные ситуации успеха и радости
  • Познавательная: сформировать способность задавать вопросы к именам существительным, различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные; обогащать письменную и устную речь учащихся
  • Личностная: формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, формировать навыки самоконтроля и самопроверки.

Воспитательная: воспитывать целеустремленность и уверенность в каждом ученике, дружелюбное отношение друг к другу и навыки взаимопомощи, содействовать воспитанию аккуратности, точности, внимательности, самостоятельности, внимательности, прививать интерес к языку, слову.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Формирование универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

  • формирование положительной учебной мотивации, готовности свободного выражения своих мыслей на уроке
  • формирование осознания смысла своих учебных действий

Регулятивные УУД:

  • развитие умения осознавать и формулировать тему и цели урока
  • контролировать и оценивать свою деятельность на уроке

Познавательные УУД:

  • развивать умение строить устные высказывания, проводить сравнение и обобщение
  • формировать умение осознавать и формулировать проблему

Коммуникативные УУД:

  • формирование умения сотрудничать с соучениками и учителем в решении учебных задач
  • развивать умение четко формулировать и доказывать собственное мнение, вести учебный диалог, строить развернутые высказывания.

Оборудование: мультимедийные слайды, учебник «Русский язык.3 класс»; индивидуальные карточки с заданиями для учащихся; лист самооценки.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний учащихся.

Начнем наш урок со словарной работы.

Послушайте загадки. Запишите слово-отгадку.

Он учит буквы складывать, считать.

Цветы растить и бабочки ловить.

На все смотреть на все запоминать,

И все родное, родину любить. (учитель)

Синоним слова друг.(товарищ)

Окраской — сероватая,

Повадкой — вороватая,

Крикунья  хрипловатая -

Известная персона.

Кто она? (ворона)

 Посмотрите внимательно на слова. Что  общего заметили?

( Это имена существительные. Отвечают на вопрос КТО? )

Допишите свое слово.

Продолжаем работу.

Это слово в переводе с тюркского языка обозначает черный камень. (карандаш)

На корабле воздушном,

Космическом, послушном,

Мы обгоняя ветер,

Несемся на …… (ракета)

Ручка есть, а не грабли,

Землю роет, а не плуг. (лопата)

 Посмотрите внимательно на слова. Что  общего заметили?

( Это имена существительные. Отвечают на вопрос ЧТО?)

Допишите свое слово.

Проверим правильность написания словарных слов. Слайд №1.

Оцените свою работу на данном этапе урока, используя лист самооценки.

2. Самоопределение к деятельности.

 Просмотрите еще раз словарные слова и попробуйте определить  тему урока. На какие вопросы вы хотели бы получить ответы?

Тема: Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Слайд № 2

Попробуем определить  цели нашего урока.(На доске цели закрыты полоской бумаги. По мере  того, как учащиеся предлагают свои версии, учитель открывает полоски бумаги. Цели урока:  повторить имеющиеся знания об имени существительном; научиться распознавать имена существительные, отвечающие на вопрос Что?  Кто?; развивать орфографическую зоркость, учиться работать в группах и т. д.), одна цель урока: познакомиться с омонимами закрыта.

Подводим итоги. Слайд 3.

3. Работа по теме урока.

 - Сначала соберем в коробочку знаний все, что знаем об имени существительном. (учащиеся выходят к доске и кладут в коробочку фишки, закрепляя и вспоминая имеющиеся знания об имени существительном).

-Ребята, скажем хором Одушевленные. Попробуйте объяснить значение этого слова. Подберем однокоренные слова. (душа, задушевный разговор, т. д.) Обратимся к толковому словарю В. Даля. Сделаем вывод: одушевленные имена существительные обозначают предметы, относящиеся к живой природе, отвечают на вопрос КТО? Приведите примеры. Что можем сказать об неодушевленных именах существительных?

- Работаем в парах. Возьмите конверт №1. Собери стихотворение. Прочитать предложения. . Объяснить правописание пропущенных орфограмм. Подчеркнуть имена существительные.   Есть вопросы по заданию?

Нашу реч (?)ку, словно в ска..ке,

За ноч? вым…стил моро...

Обн..вил к..ньки, сала..ки .

Елку из лесу приве...

Проверяем орфограммы. Объяснить написание слов с пропущенными буквами.

 Проверим себя слайд № 4. Лист самооценки. Докажите, что подчеркнутые слова — это имена существительные.

- На какие группы можем распределить данные имена существительные , исходя из темы нашего сегодняшнего урока.

- Запишем слова в 2 столбика. Ставя имена существительные в начальную форму. Напомните, что такое начальная форма имени существительного?

- Какое слово вызвало затруднение?(лес, елка) Почему? Это слово относится к объектам живой природы, но мы относим его к неодушевленным существительным, почему? Послушайте разговор зверей. Собрались как-то вместе заяц, воробей, окунь, сыроежка.

« Я могу быстро ускакать от злого волка!» - хвастался заяц.

« А я могу ловко уплыть от большой акулы!» - пробулькал окунь.

 « А я улечу от зоркого сокола» - пропищал юркий  воробей. И только сыроежка печально молчала.

Почему молчала сыроежка?

Растения относятся к живой природе, но отвечают на вопрос ЧТО? Наши предки считали живым только то, что ходит, бегает, плавает, летает. Растения же не передвигаются, поэтому все предметы растительного мира считаются неодушевленными и отвечают на вопрос ЧТО?

- Проверим правильность выполнения этого задания и оценим себя. Слайд № 5

- Допишите самостоятельно одушевленные имена существительные. Лист самооценки.

- Как называются имена существительные, отвечающие на вопрос КТО?

-  Как имена существительные мы называем неодушевленными?

 - Может ли одушевленное имя существительное стать неодушевленным?

Прочитаем правило . Карточка №2. Расскажите данное правило своему соседу по парте.

Следующий этап работы будет проходить в группе (четверки). Вспомним правила работы в группе:

1.В группе должен быть ответственный.

2.Работать должен каждый на общий результат.

3.Один говорит, другие слушают.

4.Свое несогласие высказывай вежливо.

5.Если не понял- переспроси.

Слушайте внимательно задание:  используя правило, заполните  кластер. Работаем на листах

Проверяем. Оценим работу своей группы.

Физминутка.

4.Закрепление.

Закрепим полученные знания. Игра «Лишнее слово». Играет вся группа. Найти лишнее слово и обосновать свой выбор.

- Снегоход, Снегурочка, подснежник, снег. (1 группа)

-  Водяной, вода, подводник, водитель (2 группа)

- Леший, растение, кукла, ферзь ( 3 группа)

 Тюльпан, паук, рыба, акула (4 группа)

Оцените выполнение группой данного задания.

Следующее задание для группы: собрать пословицу, объяснить правописание орфограмм, найти и одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Проверка.  Слайд №6. Лист самооценки.

Следующее задание. Подойдите ответственные в группах, выбирайте задание для своей группы. Обсудите задания. Есть ли вопросы?

- Прочитайте предложения. Что заметили интересного? Как вы думаете, какое будет задание? Определите одушевленные или неодушевленные подчеркнутые имена существительные. Сделайте вывод.

Карточка для группы №1

Водители повысили таксу за проезд.

В нашей семье любят рыжую таксу.

Карточка для группы №2

В нашем зоопарке живут лисички.

В парке растут лисички.

Карточка для группы №3

Груша, девочка мала,

грушу- дерево трясла.

С груши груши градом

Груша грушам рада.

Карточка для группы №4

Возвращаясь под вечер с поля,

Потеряла сережку Поля.

Ту сережку нашел Сережка,

Прибежал, постучал в окошко:

- Отыскалась твоя сережка.

Вывод: Иногда, чтобы правильно поставить вопрос (кто? Или что?) надо уточнить лексическое значение слово. Проверим себя. Слайд № 7. Оценим свою деятельность в группах. Листок самооценки.

Посмотрите еще раз на выделенные слова. Сравните написание и произношение данных слов. Сделайте вывод.( В русском языке есть слова, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют разное лексическое значение.) Такие слова называются ОМОНИМЫ.

Самостоятельная работа по учебнику.

5. Рефлексия.

Оцените свою работу на уроке. Что получалось, что вызвало трудности? Отразите это в листе самооценки. Положите  свой листок в тетрадь.

6 Подведение итогов урока.

 -Посмотрите на цели, которые поставили перед собой на данном уроке. Достигли мы этих  целей?  Игра «Ловушка». Верны ли утверждения.

- Имя существительное- часть слова, которая отвечает на вопросы Кто? Что?

- Имена существительные изменяются по родам.

- Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос КТО?

- Все имена существительные, которые обозначают предметы живой природы, являются одушевленными.

- Все имена существительные, которые обозначают профессии, являются одушевленными.

Домашнее задание на выбор учащихся: Сочинить грамматическую сказку, придумать загадку, нарисовать рисунок и т.д.

Урок закончен. Спасибо за работу. Слайд №8.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку " Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"

Открытый урок на тему: " Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"...

Конспект урока русского языка "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные" 3 класс

Цель: дать учащимся представление о номинативном значении слова, формировать умение определять в предложении слова, отвечающие  на вопрос кто? что?; развивать связную речь учащихся, формировать у...

Технологическая карта урока по русскому языку "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные 2 класс "Школа России"

Разработка технологической карты урока  позволила мне понять сам принципп дифференциации учебного процесса на уроке. Карта отмечена дипломом первой степени всероссийского конкурса от Эффектико-пр...

Презентация к уроку русского языка "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"

Презентация к уроку русского языка "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные" 2 класс...

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе "Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые"

Открытый урок по русскому языку "Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые" Уточнить и расширить свои представления о категориях одушевлённости и неодушевлённости. Выяснить почему ...

Конспект урока русского языка "Одушевленные и неодушевлённые имена существительные"

УМК "Школа России" 2 класс Тема: "Одушевленные и неодушевлённые имена существительные"...

Презентация к уроку русского языка "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительных"

Презентация к уроку русского языка "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительных"...