Урок по русскому языку, 3 класс "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Использованы современные образовательные технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_3.odt | 15.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Одушевленные и неодушевленные имена существительные.
Цели урока:
Образовательная: познакомить с понятием «одушевлённые и неодушевлённые имена существительные», учить различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по лексическому значению слов.
Развивающая:
- Регулятивная: развивать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, , планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие, после его завершения, на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать своё предположение
- Коммуникативная: учить контролировать свои действия в коллективной работе, использовать простые речевые средства для доказательства своего мнения, обнаруживать и устранять ошибки логического и орфографического характера, развивать эмоции учащихся, создавая на уроке эмоциональные ситуации успеха и радости
- Познавательная: сформировать способность задавать вопросы к именам существительным, различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные; обогащать письменную и устную речь учащихся
- Личностная: формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, формировать навыки самоконтроля и самопроверки.
Воспитательная: воспитывать целеустремленность и уверенность в каждом ученике, дружелюбное отношение друг к другу и навыки взаимопомощи, содействовать воспитанию аккуратности, точности, внимательности, самостоятельности, внимательности, прививать интерес к языку, слову.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Формирование универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
- формирование положительной учебной мотивации, готовности свободного выражения своих мыслей на уроке
- формирование осознания смысла своих учебных действий
Регулятивные УУД:
- развитие умения осознавать и формулировать тему и цели урока
- контролировать и оценивать свою деятельность на уроке
Познавательные УУД:
- развивать умение строить устные высказывания, проводить сравнение и обобщение
- формировать умение осознавать и формулировать проблему
Коммуникативные УУД:
- формирование умения сотрудничать с соучениками и учителем в решении учебных задач
- развивать умение четко формулировать и доказывать собственное мнение, вести учебный диалог, строить развернутые высказывания.
Оборудование: мультимедийные слайды, учебник «Русский язык.3 класс»; индивидуальные карточки с заданиями для учащихся; лист самооценки.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний учащихся.
Начнем наш урок со словарной работы.
Послушайте загадки. Запишите слово-отгадку.
Он учит буквы складывать, считать.
Цветы растить и бабочки ловить.
На все смотреть на все запоминать,
И все родное, родину любить. (учитель)
Синоним слова друг.(товарищ)
Окраской — сероватая,
Повадкой — вороватая,
Крикунья хрипловатая -
Известная персона.
Кто она? (ворона)
Посмотрите внимательно на слова. Что общего заметили?
( Это имена существительные. Отвечают на вопрос КТО? )
Допишите свое слово.
Продолжаем работу.
Это слово в переводе с тюркского языка обозначает черный камень. (карандаш)
На корабле воздушном,
Космическом, послушном,
Мы обгоняя ветер,
Несемся на …… (ракета)
Ручка есть, а не грабли,
Землю роет, а не плуг. (лопата)
Посмотрите внимательно на слова. Что общего заметили?
( Это имена существительные. Отвечают на вопрос ЧТО?)
Допишите свое слово.
Проверим правильность написания словарных слов. Слайд №1.
Оцените свою работу на данном этапе урока, используя лист самооценки.
2. Самоопределение к деятельности.
Просмотрите еще раз словарные слова и попробуйте определить тему урока. На какие вопросы вы хотели бы получить ответы?
Тема: Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Слайд № 2
Попробуем определить цели нашего урока.(На доске цели закрыты полоской бумаги. По мере того, как учащиеся предлагают свои версии, учитель открывает полоски бумаги. Цели урока: повторить имеющиеся знания об имени существительном; научиться распознавать имена существительные, отвечающие на вопрос Что? Кто?; развивать орфографическую зоркость, учиться работать в группах и т. д.), одна цель урока: познакомиться с омонимами закрыта.
Подводим итоги. Слайд 3.
3. Работа по теме урока.
- Сначала соберем в коробочку знаний все, что знаем об имени существительном. (учащиеся выходят к доске и кладут в коробочку фишки, закрепляя и вспоминая имеющиеся знания об имени существительном).
-Ребята, скажем хором Одушевленные. Попробуйте объяснить значение этого слова. Подберем однокоренные слова. (душа, задушевный разговор, т. д.) Обратимся к толковому словарю В. Даля. Сделаем вывод: одушевленные имена существительные обозначают предметы, относящиеся к живой природе, отвечают на вопрос КТО? Приведите примеры. Что можем сказать об неодушевленных именах существительных?
- Работаем в парах. Возьмите конверт №1. Собери стихотворение. Прочитать предложения. . Объяснить правописание пропущенных орфограмм. Подчеркнуть имена существительные. Есть вопросы по заданию?
Нашу реч (?)ку, словно в ска..ке,
За ноч? вым…стил моро...
Обн..вил к..ньки, сала..ки .
Елку из лесу приве...
Проверяем орфограммы. Объяснить написание слов с пропущенными буквами.
Проверим себя слайд № 4. Лист самооценки. Докажите, что подчеркнутые слова — это имена существительные.
- На какие группы можем распределить данные имена существительные , исходя из темы нашего сегодняшнего урока.
- Запишем слова в 2 столбика. Ставя имена существительные в начальную форму. Напомните, что такое начальная форма имени существительного?
- Какое слово вызвало затруднение?(лес, елка) Почему? Это слово относится к объектам живой природы, но мы относим его к неодушевленным существительным, почему? Послушайте разговор зверей. Собрались как-то вместе заяц, воробей, окунь, сыроежка.
« Я могу быстро ускакать от злого волка!» - хвастался заяц.
« А я могу ловко уплыть от большой акулы!» - пробулькал окунь.
« А я улечу от зоркого сокола» - пропищал юркий воробей. И только сыроежка печально молчала.
Почему молчала сыроежка?
Растения относятся к живой природе, но отвечают на вопрос ЧТО? Наши предки считали живым только то, что ходит, бегает, плавает, летает. Растения же не передвигаются, поэтому все предметы растительного мира считаются неодушевленными и отвечают на вопрос ЧТО?
- Проверим правильность выполнения этого задания и оценим себя. Слайд № 5
- Допишите самостоятельно одушевленные имена существительные. Лист самооценки.
- Как называются имена существительные, отвечающие на вопрос КТО?
- Как имена существительные мы называем неодушевленными?
- Может ли одушевленное имя существительное стать неодушевленным?
Прочитаем правило . Карточка №2. Расскажите данное правило своему соседу по парте.
Следующий этап работы будет проходить в группе (четверки). Вспомним правила работы в группе:
1.В группе должен быть ответственный.
2.Работать должен каждый на общий результат.
3.Один говорит, другие слушают.
4.Свое несогласие высказывай вежливо.
5.Если не понял- переспроси.
Слушайте внимательно задание: используя правило, заполните кластер. Работаем на листах
Проверяем. Оценим работу своей группы.
Физминутка.
4.Закрепление.
Закрепим полученные знания. Игра «Лишнее слово». Играет вся группа. Найти лишнее слово и обосновать свой выбор.
- Снегоход, Снегурочка, подснежник, снег. (1 группа)
- Водяной, вода, подводник, водитель (2 группа)
- Леший, растение, кукла, ферзь ( 3 группа)
Тюльпан, паук, рыба, акула (4 группа)
Оцените выполнение группой данного задания.
Следующее задание для группы: собрать пословицу, объяснить правописание орфограмм, найти и одушевленные и неодушевленные имена существительные.
Проверка. Слайд №6. Лист самооценки.
Следующее задание. Подойдите ответственные в группах, выбирайте задание для своей группы. Обсудите задания. Есть ли вопросы?
- Прочитайте предложения. Что заметили интересного? Как вы думаете, какое будет задание? Определите одушевленные или неодушевленные подчеркнутые имена существительные. Сделайте вывод.
Карточка для группы №1
Водители повысили таксу за проезд.
В нашей семье любят рыжую таксу.
Карточка для группы №2
В нашем зоопарке живут лисички.
В парке растут лисички.
Карточка для группы №3
Груша, девочка мала,
грушу- дерево трясла.
С груши груши градом
Груша грушам рада.
Карточка для группы №4
Возвращаясь под вечер с поля,
Потеряла сережку Поля.
Ту сережку нашел Сережка,
Прибежал, постучал в окошко:
- Отыскалась твоя сережка.
Вывод: Иногда, чтобы правильно поставить вопрос (кто? Или что?) надо уточнить лексическое значение слово. Проверим себя. Слайд № 7. Оценим свою деятельность в группах. Листок самооценки.
Посмотрите еще раз на выделенные слова. Сравните написание и произношение данных слов. Сделайте вывод.( В русском языке есть слова, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют разное лексическое значение.) Такие слова называются ОМОНИМЫ.
Самостоятельная работа по учебнику.
5. Рефлексия.
Оцените свою работу на уроке. Что получалось, что вызвало трудности? Отразите это в листе самооценки. Положите свой листок в тетрадь.
6 Подведение итогов урока.
-Посмотрите на цели, которые поставили перед собой на данном уроке. Достигли мы этих целей? Игра «Ловушка». Верны ли утверждения.
- Имя существительное- часть слова, которая отвечает на вопросы Кто? Что?
- Имена существительные изменяются по родам.
- Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос КТО?
- Все имена существительные, которые обозначают предметы живой природы, являются одушевленными.
- Все имена существительные, которые обозначают профессии, являются одушевленными.
Домашнее задание на выбор учащихся: Сочинить грамматическую сказку, придумать загадку, нарисовать рисунок и т.д.
Урок закончен. Спасибо за работу. Слайд №8.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку " Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"
Открытый урок на тему: " Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"...
Конспект урока русского языка "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные" 3 класс
Цель: дать учащимся представление о номинативном значении слова, формировать умение определять в предложении слова, отвечающие на вопрос кто? что?; развивать связную речь учащихся, формировать у...
Технологическая карта урока по русскому языку "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные 2 класс "Школа России"
Разработка технологической карты урока позволила мне понять сам принципп дифференциации учебного процесса на уроке. Карта отмечена дипломом первой степени всероссийского конкурса от Эффектико-пр...
Презентация к уроку русского языка "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"
Презентация к уроку русского языка "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные" 2 класс...
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе "Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые"
Открытый урок по русскому языку "Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые" Уточнить и расширить свои представления о категориях одушевлённости и неодушевлённости. Выяснить почему ...
Конспект урока русского языка "Одушевленные и неодушевлённые имена существительные"
УМК "Школа России" 2 класс Тема: "Одушевленные и неодушевлённые имена существительные"...
Презентация к уроку русского языка "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительных"
Презентация к уроку русского языка "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительных"...