РАБОЧАЯ ПРОГРАММА начального общего образования по русскому языку 7.2 4 класс, обучение на дому
рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Программа предусматривает проведение уроков ознакомления с новым материалом, закрепления изученного, применения знаний и умений, обобщения и систематизации знаний, комбинированных, интегрированных уроков, уроков – исследований, уроков с дидактической и ролевой игрой.
Контроль над уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk.docx | 30.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 8 г. Вязьмы Смоленской области
«Рассмотрена» на заседании методического совета Протокол №2 от 05.09.2019 Руководитель ШМО _________________/Коняева И.Ю. | «Принята» педагогическим советом Протокол № 11-02.07 от «05» сентября 2019 года | «Утверждена» приказом от 05.09.2019 № 189-01.08 Директор _______________/Никитин В.И. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
начального общего образования по русскому языку 7.2
4 класс, обучение на дому
Составитель:
- Измайлова Ольга Михайловна
«Согласована»
Заместитель директора
_________________/Ваулина В.Ю.
«05» сентября 2019 год
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Ввиду психологических особенностей детей с ЗПР, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления
Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени.
Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.
Коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка.
Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Большое внимание на уроках русского языка уделяется не столько запоминанию грамматической теории и орфографических правил, сколько умению применять изученные грамматико – орфографические материалы в речевой практике в ее устной и письменной форме.
Учащийся научится:
·различать звуки и буквы;
·характеризовать звуки русского и родного языков: гласные ударные/безударные; согласные твѐрдые/мягкие, парные/непарные твѐрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
·знать последовательность букв в русском и родном алфавитах, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации. ·различать изменяемые и неизменяемые слова;
·различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
·находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс.
·выявлять слова, значение которых требует уточнения;
·определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.
·определять грамматические признаки имѐн существительных — род, число, падеж, склонение;
·определять грамматические признаки имѐн прилагательных — род, число, падеж; ·определять грамматические признаки глаголов — число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение. ·различать предложение, словосочетание, слово;
·устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
·классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения; ·определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения; ·находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
·выделять предложения с однородными членами.
·применять правила правописания (в объѐме содержания курса);
·определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю; ·безошибочно списывать текст объѐмом 80—90 слов;
·писать под диктовку тексты объѐмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
·проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
·соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
·выражать собственное мнение, аргументировать его с учѐтом ситуации общения;
·самостоятельно озаглавливать текст;
·составлять план текста;
·сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.
Учащиеся получит возможность научиться:
·соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объѐме представленного в учебнике материала);
·находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.
·подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
·подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
·различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
·выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
·проводить морфологический разбор имѐн существительных, имѐн прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;
·находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
·различать второстепенные члены предложения — определения, дополнения, обстоятельства;
·выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
·различать простые и сложные предложения.
·осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; ·подбирать примеры с определѐнной орфограммой;
·создавать тексты по предложенному заголовку;
·составлять устный рассказ на определѐнную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
·анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
·анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов).
Виды учебной деятельности и формы организации занятий на уроках русского языка
Программа предусматривает проведение уроков ознакомления с новым материалом, закрепления изученного, применения знаний и умений, обобщения и систематизации знаний, комбинированных, интегрированных уроков, уроков – исследований, уроков с дидактической и ролевой игрой.
Контроль над уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.
Тексты диктантов подбираются средней трудности. Каждый текст, включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.
В качестве диктанта предлагаются связные тексты – либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2 – 8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).
Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.
Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится не более 2 видов грамматического разбора.
Контрольное списывание, как и диктант, – способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.
Для контрольных списываний предлагаются связные тексты с пропущенными знаками препинания.
Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.
Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Постепенно можно использовать тексты с несложными описаниями – пейзажа, портрета и т.п.
Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.
Содержание программы
4 КЛАСС
Повторение (6ч)
Наша речь и наш язык. Текст. Предложение. Обращение. Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Словосочетание.
Предложение (6ч)
Однородные члены предложения. Простые и сложные предложения.
Слово в языке и речи (12 ч)
Лексическое значение слова. Состав слова. Значимые части слова. Правописание гласных и согласных в значимых частях слова. Правописание Ъ и Ь разделительных знаков. Части речи. Повторение и углубление представлений о частях речи. Наречие.
Имя существительное (18 ч)
Изменение по падежам. Три склонения имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном (множественном) числе.
Имя прилагательное (13 ч)
Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Изменение по падежам имен прилагательных. Правописание падежных окончаний имен прилагательных. Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. Склонение имен прилагательных во множественном числе.
Местоимение (2 ч)
Местоимение. Изменение по падежам личных местоимений. Правописание местоимений.
Глагол (8 ч)
Неопределенная форма глагола. Спряжение глагола. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Спряжение глаголов. Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. Правописание возвратных глаголов. Правописание глаголов в прошедшем времени.
Повторение (3 ч)
Система контрольно- измерительных материалов.
Программой предусмотрено проведение следующих форм контроля:
Диктанты | изложения | Сочинения | Словарные диктанты | Контрольное списывание |
7 | 6 | 7 | 5 | 4 |
Календарно-тематическое планирование.
№ урока | Тема | Кол-во часов | Дата | Часы самостоятельной работы |
Повторение 6 часов | ||||
1 | Знакомство с учебником Русский язык». Наша речь и наш язык. | 1 | ||
2 | Текст и его план. Типы текстов. Обучающее изложение по упр.8 . | 1 | ||
3 | Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и по интонации. | 1 | ||
4 | Диалог. Обращение. | 1 | ||
5 | Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. | 1 | ||
6 | Контрольный диктант по теме «Повторение». | 1 | ||
Предложение 6 часов | ||||
7 | Однородные члены предложения. | 1 | ||
8 | Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | 1 | ||
9 | Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень». | 1 | ||
10 | Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного. Сложное предложение и предложение с однородными членами. | 1 | ||
11 | Изложение повествовательного текста по упр. 56. | 1 | ||
12 | Контрольный диктант по теме «Предложение». | 1 | ||
Слово в языке и речи 12 часов | ||||
13 | Слово и его лексическое значение. Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова. | 1 | ||
14 | Синонимы, антонимы, омонимы. Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов | 1 | ||
15 | Состав слова. Распознавание значимых частей слова | 1 | ||
16 | Правописание гласных и согласных в корнях слов, удвоенных согласных в словах. | 1 | ||
17 | Правописание приставок и суффиксов. Разделительные твердый и мягкий знаки. | 1 | ||
18 | Обучающее изложение повествовательного текста по упр.110 | 1 | ||
19 | Анализ изложения. Части речи. Морфологические признаки частей речи. | 1 | ||
20 | Склонение имен существительных и имен прилагательных | 1 | ||
21 | Имя числительное. Глагол. | 1 | ||
22 | Наречие как часть речи. Правописание наречий. | 1 | ||
23 | Сочинение-отзыв по картине В.М.Васнецова «Иван-царевич на Сером волке». | 1 | ||
24 | Контрольный диктант по теме «Части речи». | |||
Существительное 18 часов | ||||
25 | Распознавание падежей имен существительных. | 1 | ||
26 | Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей неодушевленных имен существительных. | 1 | ||
27 | Упражнение в распознавании одушевленных имен существительных в родительном и винительном падежах, в дательном падеже. | 1 | ||
28 | Повторение сведений о падежах и приемах их распознавания. Несклоняемые имена существительные. | 1 | ||
29 | Три склонения имён существительных. 1-е склонение имён существительных. | 1 | ||
30 | Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег». | 1 | ||
31 | 2-е склонение имён существительных. | 1 | ||
32 | 3-е склонение имён существительных. | 1 | ||
33 | Обучающее изложение по упр.180 Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных. | 1 | ||
34 | Упражнение в правописании безударных окончаний имен существительных в родительном и дательном падежах. | 1 | ||
35 | Правописание окончаний имен существительных в творительном и предложном падежах. | 1 | ||
36 | Сочинение по картине В.А.Тропинина «Кружевница». | 1 | ||
37 | Контрольный диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе» | 1 | ||
38 | Склонение имен существительных во множественном числе. Именительный и родительный падежи имен существительных множественного числа. | 1 | ||
39 | Правописание окончаний имен существительных множественного числа в родительном падеже. Родительный и винительный падежи имен существительных множественного числа. | 1 | ||
40 | Дательный, творительный, предложный падежи имен существительных множественного числа. | 1 | ||
41 | Обучающее изложение повествовательного текста по упр.273. | |||
42 | Контрольный диктант | 1 | ||
Имя прилагательное 13 часов | ||||
43 | Имя прилагательное как часть речи. Род и число имён прилагательных | 1 | ||
44 | Описание игрушки. Склонение имен прилагательных. | 1 | ||
45 | Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже. | 1 | ||
46 | Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже. | 1 | ||
47 | Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах | 1 | ||
48 | Склонение имен прилагательных женского рода. Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода. | 1 | ||
49 | Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных женского рода. | 1 | ||
50 | Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода. | 1 | ||
51 | Склонение имён прилагательных во множественном числе. Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа . | 1 | ||
52 | Сочинение-отзыв по картине Н.К.Рериха «Заморские гости». | 1 | ||
53 | Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа. | 1 | ||
54 | Обобщение по теме «Имя прилагательное». Сочинение-отзыв по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь». | 1 | ||
55 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | 1 | ||
Местоимение 2 часа | ||||
56 | Местоимение как часть речи. Личные местоимения. | 1 | ||
57 | Изменение личных местоимений а по падежам. | 1 | ||
Глагол 8 часов | 1 | |||
59 | Роль глаголов в языке. Изменение глаголов по временам. Неопределённая форма глагола | 1 | ||
60 | Изложение повествовательного текста по цитатному плану. | 1 | ||
Спряжение глаголов. 2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе. | ||||
61 | Сочинение по картине И.И.Левитана «Весна. Большая вода». | 1 | ||
62 | Ι и ΙΙ спряжение глаголов настоящего и будущего времени. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени. | 1 | ||
63 | Возвратные глаголы. Правописание -тся и –ться в возвратных глаголах | 1 | ||
64 | Правописание глаголов в прошедшем времени. Изложение повествовательного текста по вопросам | 1 | ||
65 | Контрольный диктант по теме «Глагол». | 1 | ||
Итоговое повторение 3 часа | ||||
66 | Итоговое повторение. Язык. Речь. Текст. Предложение и словосочетание. | 1 | ||
67 | Итоговое повторение. Лексическое значение слова. Состав слова. Части речи | 1 | ||
68 | Итоговый контрольный диктант | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа начального общего образования по русскому языку индивидуальное обучение
Рабочая программа составлена на основе авторской программы курса «Русский язык» для 3 класса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного станда...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (начальное общее образование) по русскому языку 1 класс (школа 2100)
Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса, в котором будет осуществляться учебный процесс: в 1 классе обучаются дети 6–7 лет, которые владеют разными видами речевой деятельности на разн...
Рабочая программа начального общего образования по русскому языку для 1 – 4 классов (ФГОС НОО) УМК «Школа России» 2019
Рабочая программа начального общего образования по русскому языку для 1 – 4 классов (ФГОС НОО) УМК «Школа России» Рабочая программа разработана на ос...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА начального общего образования, ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 1 -4 класс
На изучение русского языка отводится в 1 классе –165 часов,5 часов в неделю(согласно календарному учебному графику МБОУ Михновской СШ на текущийучебный год).На изучение русского языка отводится ...
Рабочая программа начального общего образования по русскому языку (3 класс)
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 1-4 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего обра...
Рабочая программа начального общего образования по русскому языку (1 класс)
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 1-4 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего обра...
Примерная рабочая программа начального общего образования предмета «Русский язык» 4 класс ФГОС 3 поколения
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 4 классов на уровне начального общего образования составлена на основе Требований ...