Конспект урока по рус.языку. Почему слова, которые звучат одинаково, написаны по – разному с большой и маленькой буквы
план-конспект урока по русскому языку

Казьмина Анна Алексеевна

Тема: «Почему слова, которые звучат одинаково, написаны по – разному: с большой и маленькой буквы»

Цель: - развитие умения различать написание слов с большой и с маленькой буквы.

Задачи: - научить выбирать строчную или заглавную букву в начале слова используя значение этого слова;

-развивать устную и письменную речь;

-воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки.

УУД:

Личностные:

1.развивать, эмоционально-нравственную отзывчивость;

2.развивать рефлексию и любовь к нашему языку;

3.определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве

Регулятивные:

1.самостоятельно организовывать свое рабочее место;

2.следовать режиму организации учебной  деятельности;

3.определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

Познавательные:

1.формировать умения с помощью учителя, формулировать тему урока;

2.наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

Коммуникативные:

1.формировать умение высказывать свое мнение, находить общие решения, развивать способности, сохранять доброжелательное отношение  друг к другу;

2.оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Оборудование: презентация, раздаточный материал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Конспект

урока по русскому языку

«Почему слова, которые звучат одинаково, написаны по – разному: с большой и маленькой буквы»

Тема: «Почему слова, которые звучат одинаково, написаны по – разному: с большой и маленькой буквы»

Цель: - развитие умения различать написание слов с большой и с маленькой буквы.

Задачи: - научить выбирать строчную или заглавную букву в начале слова используя значение этого слова;

-развивать устную и письменную речь;

-воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки.

УУД: 

Личностные:

1.развивать, эмоционально-нравственную отзывчивость;

2.развивать рефлексию и любовь к нашему языку;

3.определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве Регулятивные:

1.самостоятельно организовывать свое рабочее место;

2.следовать режиму организации учебной  деятельности;

3.определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

Познавательные:

1.формировать умения с помощью учителя, формулировать тему урока;

2.наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

Коммуникативные:

1.формировать умение высказывать свое мнение, находить общие решения, развивать способности, сохранять доброжелательное отношение  друг к другу;

2.оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Оборудование: презентация, раздаточный материал.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Мотивация (самоопределения) к коррекционной деятельности.

-Здравствуйте ребята, прозвенел звонок, тихо сядем, настроимся на урок.

-Ребята в конце урока вы попробуете сами оценить то, как вы потрудились на уроке.

Ученики эмоционально настраиваются на урок.

2. Этап актуализации и пробного учебного действия.

-Ребята откройте рабочую тетрадь на странице 18. Давайте запишем число.

-Рассмотрите героя нашего урока, кто это? (слайд 1)

-Это клоун Фуки-Нуки. Он очень любит гулять в лесу и собирать ягоды. Рассмотрите рисунок на первой строке, какие ягоды собирает клоун?

-Элементы, каких букв есть в этой веточке? Написать г п

-Нарисуйте эти веточки простым карандашом. Закрасьте ягоды красным карандашом.

-Теперь на третьей строчке напишите буквы «г» и «п», старайтесь.

-Посмотрите на третью строчку, из каких элементов состоит строчная буква «к»?

-Как написать её безотрывно?

-Начинаю писать сверху вниз наклонную палочку, веду сначала вверх по палочке до её середины, а затем вправо и плавно закругляю, по этому элементу веду до середины палочки и пишу оставшуюся часть, как букву «г».

-Сколько букв «к» у вас показано?

-Напишите их.

-Прочитайте сочетания. Что можете сказать о первых двух?

-Как соединены буквы в сочетаниях?

-Напишите их.

-Посмотрите, на пятой строчке вы видите слова, прочитайте сначала слова, которые нельзя переносить, а потом по слогам остальные слова.

-В каких словах и где можно допустить ошибку?

-Что надо помнить при написании этих слов?

-Запишите слова, разделите вертикальной линией слова на слоги.

-Обозначьте цветными точками звуки в слове печка. (зеленый, красный, зеленый, синий, красный)

Все согласные – глухие.

-(на слайде 2) Игра «Распутай слова»

Вот так горе! Вот беда!

Как запутались слова!

Все они из двух слогов.

Кто помочь словам готов?

(со, бе, кор, ба, рё, зи, ка, за, – на листах, на магнитах, на доске).  Ребята посмотрите на слайд прочтите, что там написано.

-И так, что же мы должны сделать?

-Сколько слогов должно быть в каждом слове?

-Как вы думаете, какие слова могут получиться из этих слогов?

-Все слова состоят из трёх слогов?

-Запишите эти слова в тетрадь, поставьте ударение, букву безударного гласного.

-Ребята посмотрите на слайд и прочтите задание. (слайд 3)

-Почему в предложении два слова записаны с большой буквы?

Дети записывают число

-Клоун

-Землянику

-Буквы г, п.

Дети выполняют задание.

-семь

-чк пишется без ь, км

- это сокращённое слово километр.

-Верхнее соединение, верхнее соединение, нижнее соединение, верхнее соединение, верхнее соединение.

-крюк, кок, бок, клок.

-печка, сказка

-печка, ЧК пишется без мягкого знака.

-звук п (согласный, глухой, мягкий);

буква е (гласная, ударная); звук ч (согласный, глухой, мягкий); звук к (согласный, глухой, твёрдый); буква а (гласная, безударная)

-Вот так горе! Вот беда!

Как запутались слова!

Все они из трёх слогов.

Кто помочь словам готов?

-Нужно из слогов составить слова

-Три слога.

-Собака, берёза, корзина.

-Да

-Составьте предложение по схеме.

Дети составляют предложение по схеме.

-Первое слово стоит в начале предложения, а второе - это кличка собаки, поэтому они пишутся с большой буквы.

3.Этап локализации индивидуальных затруднений.

-Прочтите строчки из стихотворения Е. Руженцева. (слайд 4)

-Что необычного вы заметили в этом стихотворении?

-Какие слова в этих строчках звучат одинаково, а пишутся по – разному? --Почему?

-Верно, как вы думаете, какие слова могут звучать одинаково, а писаться по – разному?

-Как вы думаете, о чём сегодня на уроке пойдёт речь?

-Прибежали в город Львов

Двадцать пять голодных львов.

-Два одинаковых слова написаны по – разному.

-«Львов» – город, названия городов пишутся с большой буквы, а слово «львов» во второй строчке – это животные.

-О написании слов с заглавной буквы.

4 Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений.

-Как вы думаете, а что необходимо сделать, чтобы мы научились распознавать, когда слова пишутся с маленькой буквы, а когда с большой?

-Надо усвоить, при каких случаях слова пишутся с большой буквы, а при каких с маленькой.

5 Этап реализации построенного проекта.

-Откройте учебник на странице 31, упражнение 34, прочтите задание.

-Давайте по очереди будем читать, и вставлять пропущенную букву ч.

-Запишем это словосочетание, обозначает ли буква «е» мягкость согласного звука «ч».

-Запиши остальные словосочетания, подчёркивая букву «ч» в тех словах, в которых она пишется с большой буквы. Подчеркните одной чертой большую букву и разделительный ь.

(или устно, записать только те словосочетания, в которых есть заглавная буква «ч»; обратите внимание на слово платье)

-Какую букву «Ч» или «ч» ты напишешь на месте пропуска?

-гриб чернушка. Напишем маленькую букву «ч» потому что это название гриба.

-Нет, звук «ч» всегда мягкий.

-курочка Чернушка, Чёрное море, чёрное платье, деревня Черёмушки, расцвела черёмуха.

6.Этап обобщения затруднений во внешней речи.

-Откройте страницу 32, упражнение 35. Прочтите задание.

-Ребята прочтите два слова из первого столбика и два слова из второго столбика и составьте из них словосочетания подходящие по смыслу

-С какой буквы мы будем писать слово «огонёк» в этом словосочетании?

-Почему?

-Верно, как вы думаете, что бы правильно выбрать заглавную или строчную букву, о чём надо задуматься?

-Посмотрите следующие пары слов.

-Молодцы ребята, давайте подумаем и ответим на вопрос, какие слова пишутся с большой буквы?

-Почему слова, которые звучат одинаково, написаны по-разному – с большой и маленькой буквы? Составь и запиши сочетания слов.

-Конь Огонёк, в этом словосочетании слово огонёк будет писаться с большой буквы, потому что это кличка животного, а во втором случае с маленькой.

-О смысле сочетания или предложения.

Дети составляют словосочинения.

-Слова, которые стоят в начале предложения, название городов, рек, клички животных, имена людей и т. д.

7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Физкультминутка.

-Сейчас мы с вами выполним небольшую самостоятельную работу.

Теперь вы самостоятельно доделаете до конца это предложение, а потом мы вместе его проверим.

8.Этап включения в систему знаний и повторения.

-Посмотрите на рисунок. Клоун Фуки – Нуки выполнял домашнее задание и в предложениях допустил ошибки, дайте поможем ему их исправить

(слайд 5)

-На странице 18 в рабочей тетради написан вывод прочтите его.

-Запишите в тетради своё имя, фамилию и название любимого села или города.

Дети выполняют задание

9.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

-Какие слова пишутся с заглавной буквы?

-Ребята. Что мы сегодня узнали на нашем уроке?

-Что было трудно на уроке?

-Ребята, в начале урока я говорила, что вы должны оценить свою деятельность. Закрасьте цветным карандашом, квадратик рядом, с которым, по вашему мнению, наиболее подходящий результат, вашей деятельности.

Имена, фамилии людей, названия городов пишутся с заглавной буквы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Почему слова, которые звучат одинаково, написаны по-разному : с большой и с маленькой буквы.(урок и презентация)

Цель урока :Повторить орфограмму – заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях, в кличках животных; формировать представление о названиях стран, городов, сёл, улиц, рек; учить распознавать им...

Конспект урока по русскому языку с презентацией «Почему слова, которые звучат одинаково, пишутся по-разному: с большой буквы и с маленькой буквы» 1 класс "Школа2100"

Конспект урока по русскому языку в 1 классе по программе "Школа 2100". Тема урока " «Почему слова, которые звучат одинаково, пишутся по-разному:  с большой буквы и с маленькой буквы». Урок р...

1 класс Почему слова, которые звучат одинаково, написаны по разному: с большой и маленькой буквы .

Урок русского языка в 1 классе УМК "Школа 2100" представлен в виде презентации.Дана поэтапная работа на уроке....

Фрагмент урока по русскому языку в 1 классе. Тема "Почему слова, которые звучат одинаково, написаны по-разному: с большой и маленькой буквы?"

В данном фрагменте урока представлена работа в группах. Тип урока "открытие нового знания" по программе "Школа 2100"...

Технологическая карта урока "Почему слова, которые звучат одинаково, написаны по – разному: с большой и маленькой буквы" 1 класс

Конспект урока русского языка "Почему слова, которые звучат одинаково, написаны по – разному: с большой и маленькой буквы" с презентацией (1 класс)....