Системный подход к изучению непроверяемых и труднопроверяемых написаний
методическая разработка по русскому языку
Методическая копилка "Системный подход к изучению непроверяемых и труднопроверяемых написаний в начальной школе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_kopilka_po_teme.docx | 72.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая копилка по теме:
«Системный подход к изучению
непроверяемых и труднопроверемых написаний в начальной школе».
ВВЕДЕНИЕ
Главной задачей современной школы остаётся повышение грамотности обучающихся. Перед учителем встаёт проблема: как увлечь ребёнка процессом познания, пробудить интерес к самостоятельному овладению знаний и умений. Недостаточно, познакомить детей с грамматическим явлением как таковым, а важно, чтобы у них выработались навыки применять эти знания на практике.
А так как память младших школьников часто подводит их, потому что они не владеют никакими методами запоминания, научить этим методам может учитель. Таким образом, я пришла к выводу, что необходимо усовершенствовать систему упражнений и методов запоминания при изучении словарных слов. Регулярность, строгая последовательность, методы запоминания и система в проведении этих упражнений — необходимое условие повышения эффективности обучения.
- АКТУАЛЬНОСТЬ ВЫБРАННОЙ ТЕМЫ
Русский язык является одним из сложных предметов, несмотря на то, что ребенок на нём разговаривает с детства. Поэтому требует больших усилий для усвоения словарных слов. Традиционная методика заучивания слов с непрове-ряемыми написаниями не даёт достаточно прочного запоминания. Это видно из проверочных работ, где учащиеся допускают ошибки в заучиваемых словах, а так же родственных им. Практика работы в школе показала, что написание словарных слов зависит от активного словаря ребёнка и его возможностей. Словарно-орфографические упражнения должны способствовать активизации словаря обучающего. Учитель не должен давать учащимся готовых знаний, а учить добывать их.
Поставила перед собой задачу: как построить работу со словарными словами, что бы она развивала орфографическую зоркость и активизировала познавательную деятельность. Пришла к выводу, нужна система упражнений, направленная на прочное усвоение написания слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями.
Цели и задачи словарно-орфографической работы.
Перед собой поставила цель - создать систему работы с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями в начальной школе.
Сформулировала задачи:
- развивать познавательный интерес через занимательные формы и методы работы;
- использовать в работе разнообразные методические приёмы, структурированный дидактический материал;
- воспитывать чувство любви, гордости за свой язык, традиции.
У младших школьников память находиться в стадии формирования, следовательно, степень её развития у детей одного возраста разная и тип памяти - тоже разный. Максимальный успех можно получить, если процесс запоминания написания слов будет организован с учётом особенностей памяти учащихся.
Для реализации этой идеи, я выяснила типы памяти учащихся моего класса. Провела тест на выявление объема и типа памяти.
Учащимся предложила запомнить постепенно увеличивающиеся ряды цифр, используя различные типы запоминания:
- зрительный
- моторный
- слуховой
Результаты тестирования довела до учеников и их родителей. Так как считаю, что первое время учащимся необходимо напоминать приёмы запоминания написания слов. Эта информация важна, ведь ею можно пользоваться не только на уроках русского языка.
- ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ТЕМЫ
Работу по обучению непроверяемых написаний провожу наструктурированном дидактическом материале, в который входят наиболее часто употребляемые слова. Эти слова беру из учебников по всем дисциплинам. Осмыслённость запоминания словарных слов будет достигнута если:
- ученику будет дана установка на запоминание
- ученик будет заинтересован
- яркость восприятия
- образность
Работа проводилась в три этапа.
1 этап - была изучена литература по представленной теме.
2 этап – апробировалась выработанная модель.
3этап – анализировались результаты работы.
На первом этапе:
- изучила имеющуюся литературу по вышеупомянутой теме;
- систематизировала слова по тематическим группам;
- систематизировала карточки и дописала слова в двух экземплярах;
- создала листы-справочники.
- создала презентации на каждое слово
- сформулировала цели:
- объяснить лексическое значение слова
- научить правильному произношению и правописанию слова;
- выработать навыки использовать изученные слова в речи
Далее мною проводилась апробация работы над данной темой.
2 этап.
Работу по апробации провожу:
- в ходе проверки домашнего задания
- минутки чистописания
- по ходу объяснения нового материала
- при проведении творческих и контрольных работах.
Каждый учащийся имеет индивидуальный словарик, с которым начинает работать со второго полугодия 1 класса.
Основные этапы в работе с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями.
1 этап — знакомство с новым словарным словом (ознакомительный).
1) Предъявление слово.
- учащиеся рассматривают предметную картинку;
- разгадывают ребус;
- отгадывают загадку.
Не спрашивая броду, |
2) Установление значения этого предмета с использованием толкового словаря (КОРАБЛЬ - судно, входящее в состав военно-морского флота; летательный аппарат;пилотируемый космический аппарат.)
3)Проговаривание слово орфоэпически правильно, определяя в нём «трудное» место, тем самым ставят перед собой орфографическую задачу. Научившись определять слабую позицию в слове до начала письма, учащиеся пишут слово уже осознанно.
4) Проговаривание слово хором или индивидуально, что бы определить место ударения (записывают слово в тетрадь показывая пропуском буквы «опасное» место, например К РА БЛЬ)
5) Пробуют подобрать проверочное слово.
6) Работа над зрительным образом словарного слова. Самым эффективным средством является ЭТИМОЛОГИЧЕСКАЯ СПРАВКА. (НАПРИМЕР:Корабль - (от греческого слова - karabos) - то же, что судно, то есть плавучее сооружение для перевозки пассажиров и грузов, водного промысла, а также для военных целей.
7) Решение орфографической задачи ( учащиеся записывают слово, ставят ударение, подчёркивают букву, которую при письме надо запомнить)
8) Подбор ознакомительных слов .
Сочетаемость слова. Космический, пиратский, летающий, военный Однокоренные слова. Кораблик, корабельщик, корабельный, кораблекрушение Предложение – скороговорка. Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель.
Подбор | ||
синонимов | антонимов | фразеологизмов |
Судно посудина бригантина ладья катер парусник | Со словом корабль не чего не ассоциируется | Сжечь корабли - нет пути назад, порывать с прошлым . Как в морекорабли - расстаться навсегда. Как крысы с корабля- быстро, поспешно исчезнуть. |
9) Для прочного усвоения правильного написания слова использую мнемотехнические приемы, которые в интересной форме помогают учащимся запомнить непроверяемую букву.
Методы организации мнемонической деятельности учащихся:
Метод графических ассоциаций.Учащиеся составляют рисунок-образ, который должен быть связан с изучаемым словом каким-то общим признаком. Рисунки-образы развивают у детей воображение, фантазию, укрепляют память.
Метод звуковых ассоциацийиспользуется при удачном созвучии фразы и словарного слова :
КОРАБЛЬ УХОДИТ ДАЛЕКО,
РАСТАЯЛ В СИНЕМ МОРЕ.
«КОРАБЛЬ» МЫ ПИШЕМ С ГЛАСНОЙ «О».
(Я ДАЖЕ И НЕ СПОРЮ).
Итак, если использовать в обучении детей младшего школьного возраста мнемонические приёмы, способствующие формированию навыка правописания непроверяемых и труднопроверяемых орфограмм, то результативность работы значительно повышается.
Первый (ознакомительный) является важным: если ученик на этом делает ошибку, то последующая работа будет бессмысленной.
Второй этап — тренировочно - закрепительный
Цель: создать условия для прочного запоминания и осознанного написания словарных слов.
С учетом поставленной цели необходимо использовать многократное повторение изученных слов, включать их в речевую практику детей.
На этом этапе использую следующие методы и приёмы.
- Списывание
- Ребусы
- Пунктограммы
- Перфокарты
- Линейные кроссворды
- Творческие работы
- Приём замены развернутого определения одним словом
Для эффективного усвоения трудных слов рассматриваю в единстве все стороны слова: его лексическое значение, грамматические признаки, морфологический состав, а также произношение и написание. Следовательно, создаются условия, при которых у детей развивается комплексный и одновременно разносторонний подход к каждой языковой единице.
4. Внеклассная и кружковая работа.
В школу поступают дети с разной интеллектуальной подготовкой. Внеклассная и кружковая работа является закономерным продолжением урока, его дополнением. Она расширяет и углубляет знания учащихся, помогает повысить интерес к русскому языку. Это происходит за счёт введения дополнительных сведений о богатстве языка, подборке упражнений на развитие логического мышления, занимательного материала.
На этих занятиях знакомлю учеников со всеми сторонами русской речи:
- фонетической (звуковой);
- лексической (словарём);
- грамматической.
Задачи кружковых и внеклассных занятий:
Образовательные:
- расширять и углублять программный материал;
- пробуждать потребность к самостоятельной работе над познанием родного слова;
Развивающие:
- развивать творческие способности и любознательность учащихся;
Воспитательные:
- воспитывать любовь и уважение к великому русскому языку;
- повышать патриотические чувства
Эту работу я провожу по трём линиям.
- Работа над лексикой
- Работа над орфоэпией
- Обучение правильному употреблению слов
Материал каждого раздела рассредоточён по всему занятию. Это позволяет учителю чередовать работу над всеми сторонами речи, что способствует достижению поставленных целей и задач.
Проводя данную работу, я преследую единственную цель: развитие личности ученика через прочное усвоение норм грамотной русской речи, расширяя кругозор детей, развивая образное мышление, творческое отношение к родному языку.
Веду кружок по русскому языку « Мой могучий русский язык» (Использую рабочую программу Сербиной Елены Николаевны)
Третий этап — учетно-контрольный.
Цель его: проверить у учащихся умения правильно писать словарные слова.
Для проверки усвоения непроверяемых написаний провожу:
словарные диктанты, контрольное списывание и т.д.
Провожу анализ проверочных работ, если написания некоторых слов неусвоено, то продляю этап закрепления данных слов.
Систематическая и целенаправленная работа над непроверяемыми и труднопроверяемыми словами способствует прочному запоминанию и вызывает у детей большой интерес, усиливает познавательную активность.
На третьем этапе анализировались результаты моей работы.
На данном этапе вывожу траекторию продвижения классов по усвоению и написанию слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями.
Результативность педагогического опыта.
Применение выше описанной системы даёт свои результаты: на 20% увеличилось качество знаний при написании словарных диктантов. У учащихся появилось желание участвовать в онлайн - олимпиадах.
Заключение
В своем отчете я постаралась описать работу со словарными словами и пришла к выводу, что основное условие словарно – орфографической работы это системность. Систематическое использование описанных приёмов поможет учащимся прочно усвоить правописание словарных слов. Главное, чтобы слово было воспринято, понято, усвоено, т.е. вошло в словарь ученика и употреблялось в его собственных высказываниях.
Свой педагогический опыт представляла на методическом объединении учителей начальных классов, на педагогическом совете.
Литература:
- Аномович Е.А. Русский язык в начальных классах. - М., 1989.
- Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. - М., 1989.
- Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. - М., 1993.
- Дьячкова Г. Т. Факультативный курс по русскому языку. 3-4 классы.
- - Волгоград: Учитель - ACT, 2005г.
- Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи // В защиту живого слова. - М., 1989.
- Жиренко О.Е., Еайдина Л.И., Кочергина А.В. Учим русский с увлечением: Формирование орфографической грамотности: 1.-4 классы. - М.: 5 за знания, 2007
- Карпюк Е.В. Обучение и воспитание младших школьников. - М., 1989.
- Лёвушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах: Пособие для учителя. - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004 год.
- Лободина Н. В. Русский язык. 1-4 классы: словарно - орфографическая работа.- Волгоград: Учитель, 2008.
- Липкина А.И. Работа над устной речью учащихся. - М., 1993.
- Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. - М., 1983.
- Рождественский Н. С.Обучение орфографии в начальной школе. -М., 1960.
- Росланова О. В. Русский язык. Работа со словарными словами на уроках в 1-4 классах - Волгоград: Учитель, 2006.
- Панов Б.Е. Внеклассная работа по русскому языку. - М., 1990.
- Политова Н.И. Развитие речи учащихся на уроках русского языка. - М., 1994.
- Ушинский К. Д. Избр. Произведения. -М.- Л. 1946
- Фомичева Е.А. Работа над словосочетанием. - М., 1985.
- Яковлева В.И. Слово о словарном слове. - М., 1989.
- Начальная школа: науч. -метод, журн.- Вып. 6 -1990г., №7-8 -1992 г., № - 1993 г., №1 -1994 г, №1- 1996г., №1,7,6, 2002 год, №12-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системный подход к изучению непроверяемых и труднопроверяемых написаний в начальной школе
Одной из трудных тем при изучении орфографии в начальной школе является тема «Безударные гласные в корне слова, непроверяемые ударением». Данная работа помогает лучше объяснить детям написание словарн...
О системном подходе к изучению слов с непроверяемыми написаниями.
В работе даются рекомендации по работе со словарными словами в начальных классах. Представлен конструктор словарной работы. Описаны поэтапно виды работ с непроверяемыми написаниями. ...
Система работы над непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями в начальной школе
Один из важных этапов урока русского языка – словарно-орфографическая работа. Моя цель как учителя – пробудить интерес ученика к слову, создать условия д...
Изучение непроверяемых и труднопроверяемых написаний слов
Из опыта работы учителя МБОУ"Песчанинская НОШ".Выступление на августовском семинаре учителей начальных классов....
Системный подход к изучению непроверяемых и труднопроверяемых написаний в начальной школе
Реферат знакомит с методикой работы со словами с непроверяемыми написаниями, способом их запоминания и выявления вида памяти уч-ся....
Приемы и формы работы над словами с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями в начальной школе.
В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является задача ...
Систематический подход к изучению непроверяемых и трудно проверяемых написаний в начальной школе
обобщение педагогическоо опыта, презентация...