ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
материал (4 класс)

Атаманчук Алла Николаевна

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  "Социокультурные истоки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsiokulturnye_istoki.docx41.29 КБ
Файл prilozhenie_k_programme.docx21.92 КБ

Предварительный просмотр:

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» духовно-нравственной направленности рассчитана на один год обучения (четвертого из четырех), ориентирована на обучающихся 4 классов составлена в качестве приложения к основной образовательной программе начального общего образования МБОУ Игримской СОШ №1 на основе:

  • Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ, утвержденного 29.12.2012г.;
  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 (с изменениями и дополнениями от 26 ноября 2010г., 22 сентября 2011г., 18 декабря 2012г., 29 декабря 2014г., 18 мая 2015г.) «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 №1576«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373» (Зарегистрирован в минюсте России 02.02.2016г. №40936);
  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями).
  • Примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 8 апреля 2015 г. №1/15)
  • «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189);

В результате освоения курса выпускники получат возможность познакомиться с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями о природе, истории России, осмыслить этические понятия. Обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ, его историю и культуру. Начнут понимать значимость в своей жизни родственных, семейных, добрососедских и дружественных отношений.

Цель программы курса внеурочной деятельности «Социокультурные истоки»: развитие у обучающихся духовно – нравственных ценностей, накопление социокультурного опыта, развитие навыков общения, управления собственной деятельностью, деятельностью группы.

Задачи курса внеурочной деятельности «Социокультурные истоки»:

 - освоение и принятие духовно-нравственных категорий внутреннего мира человека и социума, в котором живет и развивается ребенок;

- освоение учащимися различных созидательных стратегий взаимодействия на основе осваиваемых социокультурных ценностей;

- личностное осмысление отношения к ближайшему природному и социальному окружению, к духовно-нравственным ценностям своего народа, к Православной культуре;

-  развитие мотивации к саморазвитию и самосовершенствованию.

Основные принципы реализации программы

  • занимательность;
  • наглядность;
  • доступность;
  • связь теории с практикой;
  • индивидуальный подход к учащимся.

Данный курс внеурочной деятельности позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.

При реализации курса «Социокультурные истоки» используются следующие формы организации внеурочной деятельности:

  • индивидуальная;
  • групповая;
  • коллективная;
  • проект, экскурсия.

2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Главными целями этого курса в 4 классе являются:

  • формирование межличностных отношений (ребенок — ребенок, ребенок – учитель, ребенок – родитель);
  • формирование ценностных отношений (ребенок – культура, ребенок – природа, ребенок – социум);

Учебный курс 4 класса призван суммировать и обобщить все известное ученику из курса «Социокультурные истоки» в начальной школе и вывести его на новый уровень понимания социокультурных и духовных ценностей. В центре курса – традиции как важный механизм передачи их новым поколениям, как способ сохранения преемственности культуры в ее самом широком понимании. Важно увидеть жизненную силу традиций в современной действительности, в окружающем мире.

Базовое содержание курса «Социокультурные истоки» в 4 классе имеет название традиции отечества и объединено в четыре тематических блока: «Традиции образа», «Традиции слова», «Традиции дела», «Традиции праздника»

Формы проведения занятий:

  • фронтальная работа – диалог;
  • работа в статистических и сменных парах;
  • индивидуальная работа;
  • нетрадиционная форма урока:
  • урок-игра (дидактические игры, сюжетно-ролевые игры )
  • урок-экскурсия
  • урок-соревнование

Используемые методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративный;
  • проблемно-поисковый;
  • метод стимулирования интереса к учению;
  • метод самоконтроля;
  • метод самостоятельной деятельности учащихся:
  • различие самостоятельных работ по характеру самостоятельной деятельности (репродуктивный, конструктивный, творческий уровень заданий с различной

мерой помощи).

Используемые технологии:

  • игровые технологии
  • технология создания ситуации успеха на уроке
  • личностно-ориентированные (разно уровневые задания)
  • здоровье сберегающие (приём зрительных меток; интерактивные физминутки, коррекционная гимнастика (самомассаж)
  • ИКТ (видео презентации к темам, видеофрагменты)

        Основные виды деятельности учащихся:

  • участие в олимпиадах
  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с культурой стран;
  • самостоятельная работа;
  • работа в парах, в группах;
  • творческие работы

Система оценки усвоения курса внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» включает следующие критерии:

  • анкетирование;
  • творческие работы;
  • самооценка – рефлексия учеником своей деятельности в конце учебного года.

3. ОПИСАНИЕ МЕСТА    КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с планом внеурочной деятельности 1-4 классов, реализующих образовательную программу начального общего образования на курс внеурочной деятельности «Социокультурные истоки»» предусмотрено в 4 классе 34 часа в год (34 учебных недели по 1 час в неделю).

4.ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ценностные ориентиры начального общего образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:

формирование основ гражданской идентичности личности на основе:

чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества; восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;

формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе: доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;

развитие ценностно смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма: принятия и уважения ценностей семьи и образовательной организации, коллектива и общества, и стремления следовать им; формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;

развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно: развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации: формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать; развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;  

Одним из результатов обучения   является осмысление обучающимся системы ценностей:

  • освоение и принятие духовно-нравственных категорий внутреннего мира человека и социума, в котором живет и развивается ребенок;
  • освоение учащимися различных созидательных стратегий взаимодействия на основе осваиваемых социокультурных ценностей;
  • личностное осмысление отношения к ближайшему природному и социальному окружению, к духовно-нравственным ценностям своего народа, к Православной культуре;

5. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В соответствии с целями основной образовательной программы в условиях реализации ФГОС НОО результаты духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся могут быть представлены через:

  • овладение предметной грамотностью через освоение системы социокультурных и духовно – нравственных ценностей и категорий;
  • приобщение всех участников образовательного процесса к базовым ценностям российской цивилизации;
  • развитие коммуникативных умений;
  • наполнение духовным смыслом уклада жизни и социокультурного пространства, окружающего обучающегося;
  • развитие мотивации к общению, самовыражению, самоопределению;
  • создание условий для успешной адаптации обучающегося в образовательном учреждении, социальной среде на основе единой системы ценностей, образовательных технологий и активных форм обучения.

Содержание курса направлено на гуманизацию обучения и развитие индивидуальных возможностей детей младшего школьного возраста.

Планируемые результаты

1.Личностные результаты.

В сфере личностных УУД будут формироваться внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
  • мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • основы гражданской идентичности личности как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину большую и малую, свой народ и историю, осознания своей этнической принадлежности;
  • знания основных моральных норм и ориентации на их выполнение;
  • установки на здоровый образ жизни;

2. Метапредметные результаты.

В сфере регулятивных УУД обучающиеся овладеют такими типами учебных действий, которые помогут им принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить в них коррективы.

  • в сотрудничестве с учителем и одноклассниками ставить новые учебные и познавательные задачи;
  • проявлять познавательную инициативность;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей;
  • различать способ и результат действия;

В сфере познавательных УУД обучающиеся научатся воспринимать и анализировать сообщения, тексты, а также овладеют действием моделирования.

  • осуществлять расширенный поиск информации для выполнения предложенных заданий с использованием ресурсов библиотек, и сети Интернет;
  •  фиксировать информацию об окружающем мире, о себе, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • адекватно воспринимать и анализировать художественные и познавательные тексы;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, обобщать;
  • устанавливать аналогии.

В сфере коммуникативных УУД обучающиеся приобретут умения учитывать мнение своего собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем, сверстниками, родителями, воспринимать и передавать информацию.

  • правильно использовать коммуникативные, речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологические высказывания;
  • учитывать разные мнения и интересы, адекватно обосновывать свою позицию;
  • владеть диалогической формой речи; задавать вопросы;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь.

6. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  

№ п/п

Разделы программы

Количество часов

1

Традиции образа

11ч

2

Традиции Слова

3

Традиции дела

4

Традиции праздника

Итого

 34

7. РАЗДЕЛЫ СОДЕРЖАНИЯ

Традиции образа (11 часа)

Что такое традиция? Почему традиции необходимы в жизни человека, семьи, общества?

ПЕРВЫЕ ОБРАЗЫ. Отец как глава семьи, кормилец, заступник. Отеческий суд и наказание. Отец родной, крестный, духовный. Мать как душа семьи. Хранительница очага, утешительница, молитвенница. Мать родная.  Крестная, богоданная, названная. Род. Родоначальник и родословие. Виды родословной.

Отечество. Беспредельность просторов и разнообразие родной природы. Богатство красок. Колокольный звон. Произведения культуры – живая память Отечества. Святая Русь.

Щит и меч. Священный долг защиты Отечества. Щит и меч старинные, «щит» и «меч» современные, щит и меч духовные. Мир. Мир – белый свет. Мир – согласие. Мир – сообщество. Правила мирского самоуправления.

СВЯЩЕННЫЕ ОБРАЗЫ. Образы Спасителя. Художественный и духовный язык образов Спасителя. Образы Богородицы. Образ Покрова в отечественной традиции.

Образ ангела-хранителя. Ангел-хранитель человека, семьи, храма, страны, народа.

СВЕТЛЫЕ ОБРАЗЫ. Образ света как знак истины. Яркий свет, огненный шар и удивительное тепло — черты этого образа. Светлый взгляд, светлый ум, просвещенное сердце — образы просветителей. Образы праведников и мудрецов. Святые, бессребреники, исповедники, преподобные, блаженные, мученики. Образы-символы: крест купол, птица, конь, дерево и другие. Смыслы этих образов, их размещение и признаки.

Традиции Слова (9 часа)

СВЯЩЕННЫЕ СЛОВА. Заповеди и заветы. Следование им по жизни - важнейший нравственный опыт многих поколений, духовное наследие Отечества.

СЕРДЕЧНЫЕ СЛОВА. Родительское благословение: пожелание добра, покоя, любви и согласия. Крестное знамение, благословенные иконы, духовные грамоты - традиционные проявления родительского благословения. Слова приветствия. Слова прощания. Слова праздничного поздравления. Пожелания и благодарения. Трогательные слова любви. Памятные слова. Слова раскаяния, покаяния и прошения.

ЧЕСТНЫЕ СЛОВА. Правила честного слова: думай, что говоришь; не говори того, что не думаешь: не все, что думаешь, говори.

Договор и уговор. Традиция верности договору и уговору.

Присяга - слово долга. Обет - добровольное обязательство.

Традиции дела (8 часа)

ТРУД. Земледельцы кормят семью, ближнего и Отечество. Традиции земледелия: знать природные приметы, иметь право на свою долю земли, добросовестный труд, дружный труд, взаимопомощь, каждому делу - своя пора.

Ремесленники созидают новые полезные вещи ради ближнего и всего Отечества. Традиции ремесла: любить и хорошо знать свой материал, безупречно владеть своим инструментом, добросовестность, передача секретов мастерства ученикам Мастер - золотые руки.

Купцы и предприниматели - деловые люди Отечества. Традиции делового мира: расторопность и дальновидность, знание товара и покупателя, умение рисковать, быть верным уговору, идти в ногу со временем, творить дела милосердия.

СЛУЖЕНИЕ. Воинское служение - защищать Отечество, устрашать и карать врага. Традиции российского воинства: дисциплина, исполнение приказа, отвага, сохранение боевого знамени, зашита Веры. Отцы-командиры. Полководцы.

Служение священства - научение Вере, наставление о жизни, защита от греха. Традиции священства: молиться о ближнем и Отечестве, совершать таинства, быть духовным отцом прихожанам, отзываться на их духовные нужды.

Суд и управление - сберегать мир между людьми, соединять закон и правду. Добрые традиции государственного служения.

ТВОРЧЕСТВО. Талант - особый дар человека. Творчество иконописца - передать людям вечные и божественные образы, приблизить их к духовному миру.

Живописец. Его призвание - раскрыть красоту мира земного. Художественный язык живописца.

Мастера художественных промыслов. Образы и символы народного творчества. Научное творчество и его проявления.

ТРАДИЦИИ ПРАВЕДНОГО ДЕЛА. Смысл праведного дела - жить, трудиться, служить и творить по правде, во имя ближнего и Отечества.

Традиции праздника (6 часов)

ГУЛЯТЬ ВСЕМ МИРОМ. Праздники земледельческого календаря. Прославление жизненной силы природы.

Общинные праздники; братчины обетные, заветные. Всеобщее примирение и веселие.

Престольный праздник; литургия, молебен, крестный ход, гостевание, ярмарка, гулянье.

РАДОВАТЬСЯ ВСЕЙ СЕМЬЕЙ. Крестины и именины — наиболее древние семейные праздники русского народа. Обряды и обычаи семейных праздников.

ПОМНИТЬ ВСЕМ ОТЕЧЕСТВОМ. Государственные и гражданские праздники — общенародная память и благодарность. День Победы, День города или села и другие.

МОЛИТЬСЯ ВСЕЙ ЦЕРКОВЬЮ. Православные праздники — важная часть народной праздничной культуры. Пасха – праздник праздников. Ее атрибуты: ночная литургия, пасхальный крестный ход, возгласы «Христос Воскресе!», кулич и пасха, крашеные яйца, славление Христа и величальные песни. Исторический  и духовный смысл этих проявлений праздника.

Празднование Рождества Христова и «Спасы» в отечественной культуре.

ПОТРУДИТЬСЯ ДУШОЙ. Общие традиции всех праздников: ощутить смысл и духовное предназначение праздника, внешняя и внутренняя подготовка к празднику обычаи гостеприимства, милосердие к больным, одиноким и всем нуждающимся.

8.ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНЕИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КУРСА

  1. Мультимедийное оборудование, компьютер, проектор, сканер, принтер, документ-камера.
  2. Интернет.
  3. Цифровые образовательные ресурсы:

Название

1

http://school-collection.edu.ru

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

2

http://fcior.edu.ru

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР)

3

http://www.ict.edu.ru

Портал "Информационно-коммуникационные технологии в образовании"

4

http://www.school-club.ru

Школьный клуб

5

http://nachalka.info

Начальная школа

6

http://nsc.1september.ru 

Материалы газеты «Начальная школа» издательства «Первое сентября»



Предварительный просмотр:

Приложение 1

9.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Дата урока

Содержание

Основные понятия

Активные формы обучения

Основные формы деятельности обучающихся

план

факт

Тема урока

I. Традиции образа.( 11часов)

1-2

Вводный урок.

Первые образы.

Отец. Мать.

Присоединение к курсам «Истоки»-2 и «Истоки»-3.

Введение в «Истоки»-4. Что такое традиция? Значение традиций в жизни человека, народа, общества. Почему отца величают главой семьи и родоначальником, а мать хранительницей очага и его души?

Родной очаг. Вера. Надежда, Любовь, София. Традиции образа. Традиции. Традиции дела. Традиции праздника.

Отец. Глава семьи. Кормилец. Заступник. Родоначальник. Отец родной, крестный, духовный, названный, отчим.

Мать - Утешительница. Хранительница очага. Первая молитвенница. Мать родная, крестная, богоданная, названная, молочная, мачеха.

Ресурсный круг «Что я жду от уроков «Истоки» в этом году?»

Работа в паре «Роль отца и матери в традиционной семье»

- беседа о роде, предках, родителях, семье

 3-4

Родители.

Отечество.

Семья-любовь, забота, согласие. Как в образе отечества отражается живая связь времен?

Семья. Родители. Почитание родителей.

Послушание. Отечество. Образ Родины.

Малая Родина. Родные просторы. Памятники. Связь времен. Щит и меч, воинские и духовные.

Работа в паре «Принципы жизни в семье». Ресурсный круг «Моя будущая семья».

Мнемотехника «Отечество мое Святая Русь»

- беседа о родителях, семье, Родине, Отечестве

5-6

Мир. Священные образы.

Какие три образа живут в слове «мир»?

Мир-Вселенная. Мир-сообщество.

Мир-согласие. Община, артель, сотня, гильдия, цехи, собор, дружина, братия.

Работа в паре «Традиции жизнеустройства в мире-сообществе»

- беседа о мире, терпимости, толерантности

7-8

Спаситель.

Богородица.

Ангел-хранитель.

«Спасы» в народной культуре и традициях. Образ «Спаса» как знак любви Божией. «Спас» как надежда.

Богородица-Заступница за весь мир, Утешительница, Охранительница от всех скорбей. Образ Ангела-хранителя.

Спаситель. «Спас Нерукотворный».

«Спас Вседержитель». «Спас в силах»

Образы Богородицы: «Умиление»,

«Знамение», «Путеводительница».

Ангел-хранитель. Именины.

Работа в паре «Традиции образа Спасителя»

Работа в паре «Богородица-Заступница, Утешительница, Охранительница»

Ресурсный круг «Почему иконы так дороги русскому человеку?»

- беседа о защите и защитниках

9-10

Светлые образы.

Свет и просветители.

Свет как знак истины, правды и добра. Свет знания и тьма невежества.

Свет. Свеча. Лампада. Просветители.

Праведная жизнь. Мудрецы. Бессребреники.

- беседа о правде, добре, мудрости.

11

Праведники и мудрецы.

Во имя чего люди тянутся к свету и обращаются к крестной силе?

Исповедники. Преподобные. Святые. Истина.

Работа в паре «Пути праведности»

- беседа о правде, добре, мудрости.

II. Традиции слова. (9 часов)

12-13

Священные слова.

Заповеди и заветы.

Молитва.

Что называют заповедями Божиими, а что заветами предков? Как заповеди и заветы живут в народных обычаях и порядках?

Обычаи и традиции молитвы.

Заповеди Божии. Заветы предков. Молитва. Благодарение.

Работа в четверке «Заповеди и заветы». Ресурсный круг «В каких жизненных ситуациях человек обращается к Богу?»

- беседа о том, что заповедях и законах, правилах и советах

14-15

Сердечные слова.

Родительское благословение.

Почему жить с родительским благословением спокойнее и надежнее? Доброе дело начинается с благословения

Родительское благословение.

Благое слово. Крестное знамение. Благословенные иконы. Родительское наставление. Родительская воля.

Почитание родителей. Послушание. Уверенность. Успокоение.

Работа в четверке «Родительское благословение». Ресурсный круг «На какие дела необходимо родительское благословение?»

- беседа о том, что родительское благословение–это залог к доброму исходу дела.

16-17

Сердце сердцу весть подает.

Сердечные слова.

Когда сердце чует, и сердце сердцу весть подает?

Доброе слово способно вершить великие дела.

Добрые слова. Слова поздравления и пожелания. Благодарные слова. Памятные слова. Слова любви. Слова совести. Примирение. Утешение.

Прощение.

Работа в четверке «Сердечные слова». Ресурсный круг «Может ли сердечное слово примирить людей?»

- беседа о добре, добрых словах, вежливых словах.

18-19

Честные слова.

Правила честного слова.

Почему говорят, что лучше споткнуться ногами, чем языком? Не всегда говори, что знаешь, но всегда знай, что говоришь.

Договор. Уговор. Присяга. Обет.

Доверие. Правдивое слово.

Искренность. Вера. Совесть.

Работа в четверке «Традиции честного слова». Ресурсный круг «Образ честного человека»

- беседа о чести и честности

20

Обобщающий урок. «Традиции слова».

Слово-ключ, открывающий сердца.

Сила слова. Любовь. Мудрость

Работа в четверке «Дар слова». Ресурсный круг «Как слово помогает человеку?»

- беседа о силе слова. Чтение художественной литературы

III. Традиции дела.(8 часов)

21-22

Ремесленники.

Труд.

Земледельцы.

Земледельцы кормят все Отечество. Традиции ремесла.

Мастер - золотые руки.

Земледелие. Взаимопомощь.

Опыт. Ответственность. Пахота. Сев. Сенокос. Жатва. Страда.

Ремесленники. Мастер. Ученик. Подмастерье. Добросовестность.

Репутация. Терпение.

Работа в четверке «Законы земледелия». Работа в четверке «Каково полотно – такова и строчка». Ресурсный круг «Люби дело – мастером будешь»

круглый стол; беседа о трудолюбии, взаимопомощи и взаимовыручке.

23-24

Служение. Воинство.

Почему воинское служение считается священной обязанностью?

Боевые традиции. Боевые знамена. Дисциплина. Неустрашимость. Мужество. Отвага. Отцы – командиры. Талант полководца. «Храм – памятник»

Работа в четверке «Защита Отечества – священный долг»

круглый стол; беседа о долге и обязанности.

25

Священство.

Традиции духовного служения. Духовные войны.

Подвижник. Священник. Монахи. Монастырь. Владыка. Терпение. Любовь к ближним.

Ресурсный круг «Духовные воины Руси»

круглый стол: милость, а сердце, милосердие через слово и дело, уметь прощать человека, но быть строгим к его проступкам и нетерпимым к злу.

26

Творчество.

Искусники.

Талант – способность к творчеству. Икона – окно в духовный мир. Картина – отображение земного мира.

Талантливый человек – большой труженик.

Творчество. Талант. Иконописцы. Горний мир. Дольний мир. Художники. Живописцы. Художественный язык. Вышивальщицы. Золотошвейки. Терпение.

Ресурсный круг «В мастерского художника». Работа в четверке «Рождение иконы»

круглый стол: Талант – божий дар

27

Книжники.

Подлинное научное знание верно служит народу и Отечеству.

Наука. Знания о мире. Книжники. Достоверные знания.  Дискуссия. Уважение к достижениям предшественников.

Работа в четверке «Испокон века книга растит человека»

- беседа о добрых словах, добрых книгах.

28

Обобщающий урок.

«Традиции праведного дела»

Жить, трудиться, служить и творить по правде, во имя ближнего и Отечества.

Праведное дело. Освящение труда. Опыт. Трудолюбие. Умение. Смекалка. Честность Благотворительность.

Работа в четверке «Праведное дело сродни подвигу»

- беседа о праведных, добрых делах.

IV. Традиции праздника.(6 часов)

29

Гулять всем миром.

Праздники земледельческого календаря. Общинные праздники; братчины обетные, заветные. Престольный праздник.

Прославление жизненной силы природы.

Общинные праздники; братчины обетные, заветные. Всеобщее примирение и веселие.

Престольный праздник; литургия, молебен, крестный ход, гостевание. ярмарка, гулянье.

Работа в четверке «Праздник труда», «Ярмарка»

круглый стол; беседа о трудолюбии, взаимопомощи и взаимовыручке.

30

Радоваться всей семьей.

Обряды и обычаи семейных праздников.

Крестины и именины — наиболее древние семейные праздники русского народа.

Работа в четверке «Праздник моей семьи»

круглый стол; беседа о семейных праздниках.

31

Помнить всем отечеством.

Государственные и гражданские праздники.

Общенародная память и благодарность. День Победы, День города или села и другие.

Работа в четверке «Защита Отечества – священная память о подвигах предков»

круглый стол; беседа о долге и обязанности.

32

Молиться всей церковью.

Православные праздники. Пасха.  Исторический и духовный смысл этих проявлений праздника.

Православные праздники — важная часть народной праздничной культуры. Пасха – праздник праздников. Ее атрибуты: ночная литургия, пасхальный крестный ход, возгласы «Христос Воскресе!», кулич и пасха, крашеные яйца, славление Христа и величальные песни.

Работа в четверке «Праздник Пасха в моей семье»

круглый стол; беседа о традициях празднования Пасхи.

33

Потрудиться душой

Общие традиции всех праздников: ощутить смысл и духовное предназначение праздника, внешняя и внутренняя подготовка к празднику обычаи гостеприимства, милосердие к больным, одиноким и всем нуждающимся.

Работа в группе «Подготовка к празднику».

- беседа о этикете, правилах гостеприимства

34

Обобщающий урок.

«Традиции праздника»

Общие традиции праздников.

Общие традиции всех праздников: ощутить смысл и духовное предназначение праздника.

Ресурсный круг «Что я получил от уроков «Истоки» в этом году?»

- беседа о смысле и духовном предназначении праздника


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".

Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им  для усвоения навыков письма и чтения....

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...

Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»

Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...