ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
материал (4 класс)
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "Социокультурные истоки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsiokulturnye_istoki.docx | 41.29 КБ |
prilozhenie_k_programme.docx | 21.92 КБ |
Предварительный просмотр:
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» духовно-нравственной направленности рассчитана на один год обучения (четвертого из четырех), ориентирована на обучающихся 4 классов составлена в качестве приложения к основной образовательной программе начального общего образования МБОУ Игримской СОШ №1 на основе:
- Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ, утвержденного 29.12.2012г.;
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 (с изменениями и дополнениями от 26 ноября 2010г., 22 сентября 2011г., 18 декабря 2012г., 29 декабря 2014г., 18 мая 2015г.) «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 №1576«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373» (Зарегистрирован в минюсте России 02.02.2016г. №40936);
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями).
- Примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 8 апреля 2015 г. №1/15)
- «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189);
В результате освоения курса выпускники получат возможность познакомиться с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями о природе, истории России, осмыслить этические понятия. Обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ, его историю и культуру. Начнут понимать значимость в своей жизни родственных, семейных, добрососедских и дружественных отношений.
Цель программы курса внеурочной деятельности «Социокультурные истоки»: развитие у обучающихся духовно – нравственных ценностей, накопление социокультурного опыта, развитие навыков общения, управления собственной деятельностью, деятельностью группы.
Задачи курса внеурочной деятельности «Социокультурные истоки»:
- освоение и принятие духовно-нравственных категорий внутреннего мира человека и социума, в котором живет и развивается ребенок;
- освоение учащимися различных созидательных стратегий взаимодействия на основе осваиваемых социокультурных ценностей;
- личностное осмысление отношения к ближайшему природному и социальному окружению, к духовно-нравственным ценностям своего народа, к Православной культуре;
- развитие мотивации к саморазвитию и самосовершенствованию.
Основные принципы реализации программы
- занимательность;
- наглядность;
- доступность;
- связь теории с практикой;
- индивидуальный подход к учащимся.
Данный курс внеурочной деятельности позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
При реализации курса «Социокультурные истоки» используются следующие формы организации внеурочной деятельности:
- индивидуальная;
- групповая;
- коллективная;
- проект, экскурсия.
2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Главными целями этого курса в 4 классе являются:
- формирование межличностных отношений (ребенок — ребенок, ребенок – учитель, ребенок – родитель);
- формирование ценностных отношений (ребенок – культура, ребенок – природа, ребенок – социум);
Учебный курс 4 класса призван суммировать и обобщить все известное ученику из курса «Социокультурные истоки» в начальной школе и вывести его на новый уровень понимания социокультурных и духовных ценностей. В центре курса – традиции как важный механизм передачи их новым поколениям, как способ сохранения преемственности культуры в ее самом широком понимании. Важно увидеть жизненную силу традиций в современной действительности, в окружающем мире.
Базовое содержание курса «Социокультурные истоки» в 4 классе имеет название традиции отечества и объединено в четыре тематических блока: «Традиции образа», «Традиции слова», «Традиции дела», «Традиции праздника»
Формы проведения занятий:
- фронтальная работа – диалог;
- работа в статистических и сменных парах;
- индивидуальная работа;
- нетрадиционная форма урока:
- урок-игра (дидактические игры, сюжетно-ролевые игры )
- урок-экскурсия
- урок-соревнование
Используемые методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный;
- проблемно-поисковый;
- метод стимулирования интереса к учению;
- метод самоконтроля;
- метод самостоятельной деятельности учащихся:
- различие самостоятельных работ по характеру самостоятельной деятельности (репродуктивный, конструктивный, творческий уровень заданий с различной
мерой помощи).
Используемые технологии:
- игровые технологии
- технология создания ситуации успеха на уроке
- личностно-ориентированные (разно уровневые задания)
- здоровье сберегающие (приём зрительных меток; интерактивные физминутки, коррекционная гимнастика (самомассаж)
- ИКТ (видео презентации к темам, видеофрагменты)
Основные виды деятельности учащихся:
- участие в олимпиадах
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с культурой стран;
- самостоятельная работа;
- работа в парах, в группах;
- творческие работы
Система оценки усвоения курса внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» включает следующие критерии:
- анкетирование;
- творческие работы;
- самооценка – рефлексия учеником своей деятельности в конце учебного года.
3. ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с планом внеурочной деятельности 1-4 классов, реализующих образовательную программу начального общего образования на курс внеурочной деятельности «Социокультурные истоки»» предусмотрено в 4 классе 34 часа в год (34 учебных недели по 1 час в неделю).
4.ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ценностные ориентиры начального общего образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:
формирование основ гражданской идентичности личности на основе:
чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества; восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;
формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе: доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;
развитие ценностно смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма: принятия и уважения ценностей семьи и образовательной организации, коллектива и общества, и стремления следовать им; формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;
развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно: развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации: формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать; развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
Одним из результатов обучения является осмысление обучающимся системы ценностей:
- освоение и принятие духовно-нравственных категорий внутреннего мира человека и социума, в котором живет и развивается ребенок;
- освоение учащимися различных созидательных стратегий взаимодействия на основе осваиваемых социокультурных ценностей;
- личностное осмысление отношения к ближайшему природному и социальному окружению, к духовно-нравственным ценностям своего народа, к Православной культуре;
5. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В соответствии с целями основной образовательной программы в условиях реализации ФГОС НОО результаты духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся могут быть представлены через:
- овладение предметной грамотностью через освоение системы социокультурных и духовно – нравственных ценностей и категорий;
- приобщение всех участников образовательного процесса к базовым ценностям российской цивилизации;
- развитие коммуникативных умений;
- наполнение духовным смыслом уклада жизни и социокультурного пространства, окружающего обучающегося;
- развитие мотивации к общению, самовыражению, самоопределению;
- создание условий для успешной адаптации обучающегося в образовательном учреждении, социальной среде на основе единой системы ценностей, образовательных технологий и активных форм обучения.
Содержание курса направлено на гуманизацию обучения и развитие индивидуальных возможностей детей младшего школьного возраста.
Планируемые результаты
1.Личностные результаты.
В сфере личностных УУД будут формироваться внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
- мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- основы гражданской идентичности личности как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину большую и малую, свой народ и историю, осознания своей этнической принадлежности;
- знания основных моральных норм и ориентации на их выполнение;
- установки на здоровый образ жизни;
2. Метапредметные результаты.
В сфере регулятивных УУД обучающиеся овладеют такими типами учебных действий, которые помогут им принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить в них коррективы.
- в сотрудничестве с учителем и одноклассниками ставить новые учебные и познавательные задачи;
- проявлять познавательную инициативность;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей;
- различать способ и результат действия;
В сфере познавательных УУД обучающиеся научатся воспринимать и анализировать сообщения, тексты, а также овладеют действием моделирования.
- осуществлять расширенный поиск информации для выполнения предложенных заданий с использованием ресурсов библиотек, и сети Интернет;
- фиксировать информацию об окружающем мире, о себе, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- адекватно воспринимать и анализировать художественные и познавательные тексы;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, обобщать;
- устанавливать аналогии.
В сфере коммуникативных УУД обучающиеся приобретут умения учитывать мнение своего собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем, сверстниками, родителями, воспринимать и передавать информацию.
- правильно использовать коммуникативные, речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологические высказывания;
- учитывать разные мнения и интересы, адекватно обосновывать свою позицию;
- владеть диалогической формой речи; задавать вопросы;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь.
6. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ п/п | Разделы программы | Количество часов |
1 | Традиции образа | 11ч |
2 | Традиции Слова | 9ч |
3 | Традиции дела | 8ч |
4 | Традиции праздника | 6ч |
Итого | 34 |
7. РАЗДЕЛЫ СОДЕРЖАНИЯ
Традиции образа (11 часа)
Что такое традиция? Почему традиции необходимы в жизни человека, семьи, общества?
ПЕРВЫЕ ОБРАЗЫ. Отец как глава семьи, кормилец, заступник. Отеческий суд и наказание. Отец родной, крестный, духовный. Мать как душа семьи. Хранительница очага, утешительница, молитвенница. Мать родная. Крестная, богоданная, названная. Род. Родоначальник и родословие. Виды родословной.
Отечество. Беспредельность просторов и разнообразие родной природы. Богатство красок. Колокольный звон. Произведения культуры – живая память Отечества. Святая Русь.
Щит и меч. Священный долг защиты Отечества. Щит и меч старинные, «щит» и «меч» современные, щит и меч духовные. Мир. Мир – белый свет. Мир – согласие. Мир – сообщество. Правила мирского самоуправления.
СВЯЩЕННЫЕ ОБРАЗЫ. Образы Спасителя. Художественный и духовный язык образов Спасителя. Образы Богородицы. Образ Покрова в отечественной традиции.
Образ ангела-хранителя. Ангел-хранитель человека, семьи, храма, страны, народа.
СВЕТЛЫЕ ОБРАЗЫ. Образ света как знак истины. Яркий свет, огненный шар и удивительное тепло — черты этого образа. Светлый взгляд, светлый ум, просвещенное сердце — образы просветителей. Образы праведников и мудрецов. Святые, бессребреники, исповедники, преподобные, блаженные, мученики. Образы-символы: крест купол, птица, конь, дерево и другие. Смыслы этих образов, их размещение и признаки.
Традиции Слова (9 часа)
СВЯЩЕННЫЕ СЛОВА. Заповеди и заветы. Следование им по жизни - важнейший нравственный опыт многих поколений, духовное наследие Отечества.
СЕРДЕЧНЫЕ СЛОВА. Родительское благословение: пожелание добра, покоя, любви и согласия. Крестное знамение, благословенные иконы, духовные грамоты - традиционные проявления родительского благословения. Слова приветствия. Слова прощания. Слова праздничного поздравления. Пожелания и благодарения. Трогательные слова любви. Памятные слова. Слова раскаяния, покаяния и прошения.
ЧЕСТНЫЕ СЛОВА. Правила честного слова: думай, что говоришь; не говори того, что не думаешь: не все, что думаешь, говори.
Договор и уговор. Традиция верности договору и уговору.
Присяга - слово долга. Обет - добровольное обязательство.
Традиции дела (8 часа)
ТРУД. Земледельцы кормят семью, ближнего и Отечество. Традиции земледелия: знать природные приметы, иметь право на свою долю земли, добросовестный труд, дружный труд, взаимопомощь, каждому делу - своя пора.
Ремесленники созидают новые полезные вещи ради ближнего и всего Отечества. Традиции ремесла: любить и хорошо знать свой материал, безупречно владеть своим инструментом, добросовестность, передача секретов мастерства ученикам Мастер - золотые руки.
Купцы и предприниматели - деловые люди Отечества. Традиции делового мира: расторопность и дальновидность, знание товара и покупателя, умение рисковать, быть верным уговору, идти в ногу со временем, творить дела милосердия.
СЛУЖЕНИЕ. Воинское служение - защищать Отечество, устрашать и карать врага. Традиции российского воинства: дисциплина, исполнение приказа, отвага, сохранение боевого знамени, зашита Веры. Отцы-командиры. Полководцы.
Служение священства - научение Вере, наставление о жизни, защита от греха. Традиции священства: молиться о ближнем и Отечестве, совершать таинства, быть духовным отцом прихожанам, отзываться на их духовные нужды.
Суд и управление - сберегать мир между людьми, соединять закон и правду. Добрые традиции государственного служения.
ТВОРЧЕСТВО. Талант - особый дар человека. Творчество иконописца - передать людям вечные и божественные образы, приблизить их к духовному миру.
Живописец. Его призвание - раскрыть красоту мира земного. Художественный язык живописца.
Мастера художественных промыслов. Образы и символы народного творчества. Научное творчество и его проявления.
ТРАДИЦИИ ПРАВЕДНОГО ДЕЛА. Смысл праведного дела - жить, трудиться, служить и творить по правде, во имя ближнего и Отечества.
Традиции праздника (6 часов)
ГУЛЯТЬ ВСЕМ МИРОМ. Праздники земледельческого календаря. Прославление жизненной силы природы.
Общинные праздники; братчины обетные, заветные. Всеобщее примирение и веселие.
Престольный праздник; литургия, молебен, крестный ход, гостевание, ярмарка, гулянье.
РАДОВАТЬСЯ ВСЕЙ СЕМЬЕЙ. Крестины и именины — наиболее древние семейные праздники русского народа. Обряды и обычаи семейных праздников.
ПОМНИТЬ ВСЕМ ОТЕЧЕСТВОМ. Государственные и гражданские праздники — общенародная память и благодарность. День Победы, День города или села и другие.
МОЛИТЬСЯ ВСЕЙ ЦЕРКОВЬЮ. Православные праздники — важная часть народной праздничной культуры. Пасха – праздник праздников. Ее атрибуты: ночная литургия, пасхальный крестный ход, возгласы «Христос Воскресе!», кулич и пасха, крашеные яйца, славление Христа и величальные песни. Исторический и духовный смысл этих проявлений праздника.
Празднование Рождества Христова и «Спасы» в отечественной культуре.
ПОТРУДИТЬСЯ ДУШОЙ. Общие традиции всех праздников: ощутить смысл и духовное предназначение праздника, внешняя и внутренняя подготовка к празднику обычаи гостеприимства, милосердие к больным, одиноким и всем нуждающимся.
8.ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНЕИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КУРСА
- Мультимедийное оборудование, компьютер, проектор, сканер, принтер, документ-камера.
- Интернет.
- Цифровые образовательные ресурсы:
№ | Название | |
1 | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов | |
2 | Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) | |
3 | Портал "Информационно-коммуникационные технологии в образовании" | |
4 | Школьный клуб | |
5 | Начальная школа | |
6 | Материалы газеты «Начальная школа» издательства «Первое сентября» |
Предварительный просмотр:
Приложение 1
9.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дата урока | Содержание | Основные понятия | Активные формы обучения | Основные формы деятельности обучающихся | |||
№ | план | факт | Тема урока | ||||
I. Традиции образа.( 11часов) | |||||||
1-2 | Вводный урок. Первые образы. Отец. Мать. | Присоединение к курсам «Истоки»-2 и «Истоки»-3. Введение в «Истоки»-4. Что такое традиция? Значение традиций в жизни человека, народа, общества. Почему отца величают главой семьи и родоначальником, а мать хранительницей очага и его души? | Родной очаг. Вера. Надежда, Любовь, София. Традиции образа. Традиции. Традиции дела. Традиции праздника. Отец. Глава семьи. Кормилец. Заступник. Родоначальник. Отец родной, крестный, духовный, названный, отчим. Мать - Утешительница. Хранительница очага. Первая молитвенница. Мать родная, крестная, богоданная, названная, молочная, мачеха. | Ресурсный круг «Что я жду от уроков «Истоки» в этом году?» Работа в паре «Роль отца и матери в традиционной семье» | - беседа о роде, предках, родителях, семье | ||
3-4 | Родители. Отечество. | Семья-любовь, забота, согласие. Как в образе отечества отражается живая связь времен? | Семья. Родители. Почитание родителей. Послушание. Отечество. Образ Родины. Малая Родина. Родные просторы. Памятники. Связь времен. Щит и меч, воинские и духовные. | Работа в паре «Принципы жизни в семье». Ресурсный круг «Моя будущая семья». Мнемотехника «Отечество мое Святая Русь» | - беседа о родителях, семье, Родине, Отечестве | ||
5-6 | Мир. Священные образы. | Какие три образа живут в слове «мир»? | Мир-Вселенная. Мир-сообщество. Мир-согласие. Община, артель, сотня, гильдия, цехи, собор, дружина, братия. | Работа в паре «Традиции жизнеустройства в мире-сообществе» | - беседа о мире, терпимости, толерантности | ||
7-8 | Спаситель. Богородица. Ангел-хранитель. | «Спасы» в народной культуре и традициях. Образ «Спаса» как знак любви Божией. «Спас» как надежда. Богородица-Заступница за весь мир, Утешительница, Охранительница от всех скорбей. Образ Ангела-хранителя. | Спаситель. «Спас Нерукотворный». «Спас Вседержитель». «Спас в силах» Образы Богородицы: «Умиление», «Знамение», «Путеводительница». Ангел-хранитель. Именины. | Работа в паре «Традиции образа Спасителя» Работа в паре «Богородица-Заступница, Утешительница, Охранительница» Ресурсный круг «Почему иконы так дороги русскому человеку?» | - беседа о защите и защитниках | ||
9-10 | Светлые образы. Свет и просветители. | Свет как знак истины, правды и добра. Свет знания и тьма невежества. | Свет. Свеча. Лампада. Просветители. Праведная жизнь. Мудрецы. Бессребреники. | - беседа о правде, добре, мудрости. | |||
11 | Праведники и мудрецы. | Во имя чего люди тянутся к свету и обращаются к крестной силе? | Исповедники. Преподобные. Святые. Истина. | Работа в паре «Пути праведности» | - беседа о правде, добре, мудрости. | ||
II. Традиции слова. (9 часов) | |||||||
12-13 | Священные слова. Заповеди и заветы. Молитва. | Что называют заповедями Божиими, а что заветами предков? Как заповеди и заветы живут в народных обычаях и порядках? Обычаи и традиции молитвы. | Заповеди Божии. Заветы предков. Молитва. Благодарение. | Работа в четверке «Заповеди и заветы». Ресурсный круг «В каких жизненных ситуациях человек обращается к Богу?» | - беседа о том, что заповедях и законах, правилах и советах | ||
14-15 | Сердечные слова. Родительское благословение. | Почему жить с родительским благословением спокойнее и надежнее? Доброе дело начинается с благословения | Родительское благословение. Благое слово. Крестное знамение. Благословенные иконы. Родительское наставление. Родительская воля. Почитание родителей. Послушание. Уверенность. Успокоение. | Работа в четверке «Родительское благословение». Ресурсный круг «На какие дела необходимо родительское благословение?» | - беседа о том, что родительское благословение–это залог к доброму исходу дела. | ||
16-17 | Сердце сердцу весть подает. Сердечные слова. | Когда сердце чует, и сердце сердцу весть подает? Доброе слово способно вершить великие дела. | Добрые слова. Слова поздравления и пожелания. Благодарные слова. Памятные слова. Слова любви. Слова совести. Примирение. Утешение. Прощение. | Работа в четверке «Сердечные слова». Ресурсный круг «Может ли сердечное слово примирить людей?» | - беседа о добре, добрых словах, вежливых словах. | ||
18-19 | Честные слова. Правила честного слова. | Почему говорят, что лучше споткнуться ногами, чем языком? Не всегда говори, что знаешь, но всегда знай, что говоришь. | Договор. Уговор. Присяга. Обет. Доверие. Правдивое слово. Искренность. Вера. Совесть. | Работа в четверке «Традиции честного слова». Ресурсный круг «Образ честного человека» | - беседа о чести и честности | ||
20 | Обобщающий урок. «Традиции слова». | Слово-ключ, открывающий сердца. | Сила слова. Любовь. Мудрость | Работа в четверке «Дар слова». Ресурсный круг «Как слово помогает человеку?» | - беседа о силе слова. Чтение художественной литературы | ||
III. Традиции дела.(8 часов) | |||||||
21-22 | Ремесленники. Труд. Земледельцы. | Земледельцы кормят все Отечество. Традиции ремесла. Мастер - золотые руки. | Земледелие. Взаимопомощь. Опыт. Ответственность. Пахота. Сев. Сенокос. Жатва. Страда. Ремесленники. Мастер. Ученик. Подмастерье. Добросовестность. Репутация. Терпение. | Работа в четверке «Законы земледелия». Работа в четверке «Каково полотно – такова и строчка». Ресурсный круг «Люби дело – мастером будешь» | круглый стол; беседа о трудолюбии, взаимопомощи и взаимовыручке. | ||
23-24 | Служение. Воинство. | Почему воинское служение считается священной обязанностью? | Боевые традиции. Боевые знамена. Дисциплина. Неустрашимость. Мужество. Отвага. Отцы – командиры. Талант полководца. «Храм – памятник» | Работа в четверке «Защита Отечества – священный долг» | круглый стол; беседа о долге и обязанности. | ||
25 | Священство. | Традиции духовного служения. Духовные войны. | Подвижник. Священник. Монахи. Монастырь. Владыка. Терпение. Любовь к ближним. | Ресурсный круг «Духовные воины Руси» | круглый стол: милость, а сердце, милосердие через слово и дело, уметь прощать человека, но быть строгим к его проступкам и нетерпимым к злу. | ||
26 | Творчество. Искусники. | Талант – способность к творчеству. Икона – окно в духовный мир. Картина – отображение земного мира. Талантливый человек – большой труженик. | Творчество. Талант. Иконописцы. Горний мир. Дольний мир. Художники. Живописцы. Художественный язык. Вышивальщицы. Золотошвейки. Терпение. | Ресурсный круг «В мастерского художника». Работа в четверке «Рождение иконы» | круглый стол: Талант – божий дар | ||
27 | Книжники. | Подлинное научное знание верно служит народу и Отечеству. | Наука. Знания о мире. Книжники. Достоверные знания. Дискуссия. Уважение к достижениям предшественников. | Работа в четверке «Испокон века книга растит человека» | - беседа о добрых словах, добрых книгах. | ||
28 | Обобщающий урок. «Традиции праведного дела» | Жить, трудиться, служить и творить по правде, во имя ближнего и Отечества. | Праведное дело. Освящение труда. Опыт. Трудолюбие. Умение. Смекалка. Честность Благотворительность. | Работа в четверке «Праведное дело сродни подвигу» | - беседа о праведных, добрых делах. | ||
IV. Традиции праздника.(6 часов) | |||||||
29 | Гулять всем миром. | Праздники земледельческого календаря. Общинные праздники; братчины обетные, заветные. Престольный праздник. | Прославление жизненной силы природы. Общинные праздники; братчины обетные, заветные. Всеобщее примирение и веселие. Престольный праздник; литургия, молебен, крестный ход, гостевание. ярмарка, гулянье. | Работа в четверке «Праздник труда», «Ярмарка» | круглый стол; беседа о трудолюбии, взаимопомощи и взаимовыручке. | ||
30 | Радоваться всей семьей. | Обряды и обычаи семейных праздников. | Крестины и именины — наиболее древние семейные праздники русского народа. | Работа в четверке «Праздник моей семьи» | круглый стол; беседа о семейных праздниках. | ||
31 | Помнить всем отечеством. | Государственные и гражданские праздники. | Общенародная память и благодарность. День Победы, День города или села и другие. | Работа в четверке «Защита Отечества – священная память о подвигах предков» | круглый стол; беседа о долге и обязанности. | ||
32 | Молиться всей церковью. | Православные праздники. Пасха. Исторический и духовный смысл этих проявлений праздника. | Православные праздники — важная часть народной праздничной культуры. Пасха – праздник праздников. Ее атрибуты: ночная литургия, пасхальный крестный ход, возгласы «Христос Воскресе!», кулич и пасха, крашеные яйца, славление Христа и величальные песни. | Работа в четверке «Праздник Пасха в моей семье» | круглый стол; беседа о традициях празднования Пасхи. | ||
33 | Потрудиться душой | Общие традиции всех праздников: ощутить смысл и духовное предназначение праздника, внешняя и внутренняя подготовка к празднику обычаи гостеприимства, милосердие к больным, одиноким и всем нуждающимся. | Работа в группе «Подготовка к празднику». | - беседа о этикете, правилах гостеприимства | |||
34 | Обобщающий урок. «Традиции праздника» | Общие традиции праздников. | Общие традиции всех праздников: ощутить смысл и духовное предназначение праздника. | Ресурсный круг «Что я получил от уроков «Истоки» в этом году?» | - беседа о смысле и духовном предназначении праздника |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Наблюдения за формированием компетенций я...
Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".
Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им для усвоения навыков письма и чтения....
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...
Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»
Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...