Урок-исследование "Непроизносимые согласные в корне слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Дружинина Елена Анатольевна

Урок русского языка в 3 классе. Цель урока:формирование у учащихся навыка письма непроизносимых согласных  в корне слова через самостоятельное формулирование алгоритма проверки их написания и выполнение упражнений учебника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-issledovanie_3_klass.docx25.57 КБ

Предварительный просмотр:

 Паспорт проекта урока

Компоненты

Предмет, класс

ФИО учителя, название ОУ

Русский язык, 3 класс

Дружинина Е.А., МБОУ «СОШ №64»

Целевой

Тема урока

Непроизносимые согласные в корне слова

Образовательная цель

Формирование у учащихся навыка письма непроизносимых согласных  в корне слова через самостоятельное формулирование алгоритма проверки их написания и выполнение упражнений учебника.

Планируемые образовательные результаты

Ученик научится безошибочно писать слова с орфограммой «непроизносимый согласный в корне слова», подбирать проверочные слова для слов с данной орфограммой.

Программные требования

ЛР: понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека.

РУД: умение принимать, сохранять   учебную задачу, планировать свою деятельность, производить рефлексию своей деятельности.

ПУД:выделение нужной информации, её анализ, обобщение.

КУД: умение выслушать собеседника, согласиться с предложенным мнением или доказать ошибочность суждения.

Содержательный

Программное содержание

Закрепление общего правила обозначения фонетических чередований на письме: чередующиеся в одном и том же корне звуки обозначаются на письме одинаково, в соответствии с проверкой. Способы проверки подобных написаний. Понятие об орфограмме «непроизносимый согласный в корне слова».

Основные понятия

Орфограмма, непроизносимый согласный звук.

Организационно-деятельностный

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Форма урока

Урок-исследование

Образовательная технология

Технология проблемно-диалогического обучения

Оснащение урока

толковые и словообразовательные словари, учебник «Русский язык, 3 класс, часть 1» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий; тетрадь, листы А3, фломастеры

Место проведения

Кабинет № 41

Мизансцена урока

Ученики объединены в 4 группы. Применяется групповая рассадка.

Предварительная подготовка учащихся

Не требуется

Домашнее задание

Р.т.с. 62, упр.155, 156

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОБУЖДАЮЩЕГО ДИАЛОГА

                ЦЕЛЕГОЛАГАНИЕ

 Диктует слова:  вкусный, грустный, чудесный, прелестный.

Задание для учащихся: подчеркнуть в словах сочетания «сн», «стн».

Организует проверку .

- А почему вы по-разному написали эти слова?  

- Какой возникает вопрос?  

- Какова будет сегодня цель нашего урока?

Не комментируя записывают слова в тетрадь под диктовку, подчёркивают буквосочетания.

Проверяют, обнаруживают, что написание слов у некоторых учащихся различается.

Ученики доказывают правильность своего написания, либо выражают сомнение в правильности своего написания.

- Как правильно писать такие слова?

-Научиться писать слова с сочетаниями «сн», «стн».

  1. ФОРМУЛИРОВАНИЕ ТЕМЫ УРОКА

- Получается, что мы произносим всегда [сн], а пишем в одних случаях «сн», а в других – «стн».То есть буква «т» не произносится, но пишется.

- Как вы думаете, какая будет тема нашего урока?

С помощью учителя дети формулируют тему урока: «Непроизносимые согласные».

  1. ПОЛУЧЕНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ

1. Деление учащихся на группы.

- Сейчас вы разделитесь на группы. Каждая группа получит задание. Выполнив задания, группа представляет результат своей работы всему классу.

Выполнить задание вам помогут словари.

  1. Работа в группах.

Задания для работы в группе

 - Прочитайте слово.

- Подберите и запишите к каждому слову  однокоренные слова.

- Выделите корень во всех родственных словах, сравните написание.

- Сделайте вывод, как пишется этот корень во всех словах данной группы.

Работать будете представлять на листах формата А3.

3.Презентация работы в группах и формулирование правила проверки непроизносимого гласного в корне слова.

Организует презентацию групповой работы учащихся.

4.Рефлексия.

- А теперь прочитайте правило в учебнике на с.117 и проверьте, правильно ли вы его сформулировали.

  1. Делятся на группы

Каждая группа получает карточку со словами, задания к этой карточке и словари (толковый и словообразовательный)

  1. В группах выполняют задание.

  1. Группы презентуют свою работу, формулируют правило проверки орфограммы.

  1. Читают правило в учебнике (с.117), сравнивают с тем, что получилось у них при работе в группах.
  1. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Организует выполнение учащимися упражнения учебника.

Выполняют упр.226. Самопроверка по образцу на доске.

  1. КОНТРОЛЬ УСВОЕНИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ

Раздает учащимся карточки со словами, в которых пропущены буквосочетания «сн» или «стн».

Организует взаимопроверку.

Списывают слова, вставляют пропущенные буквосочетания.

Меняются тетрадями с соседом по парте, проверяют по образцу, представленному на доске.

  1. РЕФЛЕКСИЯ

Организует рефлексию

- Какова была цель нашего урока?

-Достигли ли вы цели?

Осуществляют рефлексию.

  1. ИТОГ УРОКА

Организует эмоциональную рефлексию.

Даёт разъяснения по поводу домашнего задания.

Оценивают, насколько комфортно им было на уроке.

Записывают домашнее задание.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Карточка 1 группы:

Мес..ный, интерес..ный, звез..ный, опас..ный, корыс..ный.

Карточка 2 группы:

Яс..ный, ненас..ный, чес..ный, радос..ный, хлес..нуть.

Карточка 3 группы:

Окрес..ность, гиган..ский, крас..ный, свис..нуть, ус..ный.

Карточка 4 группы:

Трос..ник, наез..ник, капус..ный, ярос..ный, громоз..кий.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Карточка для итогового контроля усвоения нового знания

- совмес…ный

- крес…ный

- счас…ливый

- завис…ливый

- вкус…ный

- опас…ный

- прелес…ный

- праз…ник

- доблес…ный

- ненавис…ный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока" Парные согласные в корне слова" Презентация к уроку" Парные согласные в корне слова"

Проект урока разработан в виде технологической карты . На каждом этапе урока указаны формируемые УУД....

Тема: Непроизносимые согласные в корне слова. Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержательная цель: - усвоение алгоритма работы с непроизносимыми согласными; Задачи: - формирова

УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССАХТема: Непроизносимые согласные в корне  слова.Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержате...

Тема: Непроизносимые согласные в корне слова. Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержательная цель: - усвоение алгоритма работы с непроизносимыми согласными; Задачи: - формирова Логинова Мари

УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССАХТема:Непроизносимые согласные в корне  слова.Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными...