Научная статья на тему "Лингвистическая разминка как структурный компонент урока русского языка в начальной школе"
учебно-методический материал по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)
Вашему внимаю предлагается несколько видов лингвистических разминок на уроках русского языка в 1-4 классах. Думаю, что информация будет интересна не только учителям начальных классов, но и заинтересует всех тех, кто работает в системе над развитием у учищихся лингвистической грамотности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nach.shkola_statya_lingvisticheskaya_razminka.docx | 16.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Лингвистическая разминка
как структурный компонент урока русского языка в начальной школе
Одна из самых сложных проблем, с которой приходится работать учителю – это мотивация ученика. Особенно важно это для учащихся начальной школы. Цель, мотив, эмоциональная заинтересованность к обучению, способность испытывать положительные эмоции от самого процесса получения знаний - все эти составляющие сложного понятия «мотивация» постоянно находятся в поле зрения каждого учителя.
Каждый преподаватель хочет, чтобы его предмет был не только важен и нужен, но и интересен ученику, тогда и сам предмет будет усваиваться качественнее. Когда речь идет о русском языке, то интерес к этому предмету постегивается тем, что практически каждому школьнику понятно, что для того, чтобы грамотно писать и говорить, необходимо смириться и монотонно заучивать правила, решать надоедливые упражнения и выполнять работу над ошибками. Возникает вопрос: как сделать так, чтобы появился искренний интерес к русскому языку; появился подлинный интерес к тому, как и почему что-то происходит в языке, на котором учащийся думает и разговаривает?
С этой целью было предложено каждый урок русского языка со 2 по 4 классы начинать с небольшой пяти-шестиминутной лингвистической разминки. Почему именно лингвистическая? Потому что, во-первых, лингвистика как наука формирует языковое мышление ученика, которое ему необходимо не только для изучения родного языка, но и может стать хорошей базой при изучении школьником других языков мира. Выработка единых подходов к изучению разных языков способствует более глубокому проникновению в суть языковых явлений. Лингвистические задачи в начале урока являются практически единственной возможностью познакомить учащихся с азами науки «языкознание». Задача учителя-языковеда – заинтриговать ученика, заставить «открыть» новое слово. Во-вторых, языковые задания несложно увязать с материалом текущего урока. Занимательность не отвлекают, а наоборот направляют на изучение конкретной темы урока. В-третьих, эти разминки можно использовать и с целью укрепления межпредметных связей. Это помогает развивать у ученика наблюдательность, сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы. В-четвертых, ответы на поставленные учителем задачи могут быть представлены в форме кратких сообщений (работа на уроке по кальке, домашнее задание и др.)
Итак, исходя из вышеизложенного приходит понимание, что именно лингвистический компонент должен стать объединяющим началом для всего образовательного процесса в школе, при условии, что эти разминки возьмут в работу и другие учителя-предметники, которые преподают в старших классах. Введение этого элемента урока как общего для большинства предметов будет способствовать формированию лингвистической компетенции – одной из наиболее значимых в наше время.
Остаются вопрос: в какой форме может проходить лингвистическая разминка? Предлагаются несколько примеров. Заданиям даны произвольные названия, поэтому в работе возможно их заменить на самостоятельно придуманные варианты.
- «Отгадай слово» (учащимся предлагается отгадать слово, учитывая его фонетические, морфологические, синтаксические признаки).
- «Этот лишний» (в качестве проверки понимания изученного на прошлом уроке предлагается убрать «лишнее» слово, объяснив причину выбора; как правило критерии отбора не задаются).
- «Бумеранг» (учащимся предлагается разминка в форме бытрого вопроса и быстрого ответа).
- «Конструктор» (учащимся предлагается собрать слово по отрывкам из истории создания слова, изменениям, которые происходили с этим словом в языке).
- «Шутки-загадки» (учащимся начальной школы задаются шутливые вопросы, которые создают творческую и одновременно рабочую обстановку).
- «Найди ошибку» (учащимся предлагается предложение(я), в которых допущены орфоэпические, грамматические, стилистические или синтаксические ошибки; во время отработки найденных ошибок идет работа по нормативной речи учащихся).
- «Информация к раздумью» (учащимся предлагается заранее самостоятельно подготовить лингвистическую разминку, в которой они могут рассказать об истории слова, фразеологизма, истории какого-либо названия).
- «Встать, суд идет» (учащимся после изучения материала предлагается обсудить «выдвинутое обвинение» над любой орфограммой, пунктограммой, частью речи).
- «Кроссворды и чайнворды» (учащиеся решают предложенные задачи целиком или частично; разгадки должны быть посвящены определенному грамматическому правилу).
- «Главный редактор» (учащимся предлагается не только исправить стилистические ошибки, но и продолжить двумя-тремя предложениями текст; можно предложить две готовых концовки текста или конкретного предложения, задача ученика – выбрать нужную концовку).
Теперь необходимо оценить проделанную работу. Главная цель оценки – стимулировать познание. Поэтому получить оценку «хорошо» или «отлично» в самом начале урока – это хороший стимул для активной работы на весь урок. Если задания были не очень сложные и учитель не готов выставить оценку за ответ ученика, то возможно использование системы накопительных баллов. Отсутствие страха получить плохую оценку – безусловный плюс лингвистических разминок.
Остается лишь добавить, что задания, которые задает учитель, не должны быть очень сложными, они должны быть посильны учащимся, соответствовать их возрасту и уровню подготовки.
Рассмотрев разные формы лингвистических разминок, которые безусловно способствуют мотивации к изучению предмета, выражаем уверенность, что такой вид работы станет неотъемлемой частью творческого процесса учителя во время проведения не только уроков русского языка в начальной школе, но и после перехода детей в среднюю и старшую школы.
Статью составил учитель начальных классов Государственного общеобразовательного учреждения Луганской Народной Республики «Краснолучская школа № 2». Май 2020 года.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Формирование орфографических умений на уроках русского языка в начальной школе"
В этой работе показана важность осознанного овладения навыками грамотного письма. Опыт показывает, что только при систематической тренировке умение видеть орфограмму автоматизируется и становится част...
НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"
СодержаниеВведениеГлава I. Исторические и психолого-педагогические основытемы « Словарная работа на уроках русскогоязыка в начальных классах ».1. История развития ведущего вопроса темы.2. Психолого-пе...
статья "Формирование навыков грамотного письма на уроках русского языка в начальной школе"
Данная статья содержит практические рекомендации для учитетелй начальных классов по формированиюнавыков грамотного письма на уроках русского языка в начальной школе....
Статья «Приёмы и формы успешного обучения детей – инофонов в школе-интернат на уроках русского языка в начальной школе»
Статья «Приёмы и формы успешного обучения детей – инофонов в школе-интернат на уроках русского языка в начальной школе»...
Разработка научной статьи на тему "Работа с фразеологизмами на уроках русского языка в начальной школе"
Основа для написания научной статьи...
Научная статья на тему: «Ролевая игра на уроках английского языка в начальных классах»
Разработка для научной статьи....
Статья "Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе как инструмента формирования УУД".
Цель и назначение проблемного обучения - преодолеть элементы механического усвоения знаний в обучении, активизировать мыслительную деятельность обучающихся. Толчком к продуктивному ...