Рабочая программа по родному русскому языку в 4 классе
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс)

Никитина Людмила Владимировна

Рабочая программа по "Родному русскому языку" разработана на основе  ФГОС и расчитана на общую учебную нагрузку в количестве 17 часов(1 полугодие)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя школа №____

Рассмотрена

на заседании школьного МО

Протокол №___ от __________2019 г.

Руководитель МО

Утверждена

приказом директора №______

от _______________2019 г.

Директор

_________________/_____________________/

              подпись                         расшифровка подписи

_________________/_____________________/

              подпись                         расшифровка подписи

Рабочая программа

учебного предмета «Родной русский язык»

начальное общее образование

4 класс

Учитель:________________

                                                                                                                                                                          Ф.И.О.

Тутаев 2019

Составители:

Бузецкая О.Б., учитель нач. классов МОУ лицей №1

Гобцева Л.И., учитель нач. классов МОУ СШ №6

Жирнова Е.П., учитель нач. классов МОУ СШ №7

Мешкова Е.В., учитель нач. классов МОУ Павловская ОШ

Цалко Т.В., учитель нач. классов МОУ Левобережная СШ

Пояснительная записка

Рабочая программа по «Родному русскому языку» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 31.12.2015 №1576), Примерной программы по учебному предмету «Родной русский язык» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования (одобрена решением Министерства просвещения Российской  федерации от 04.03.2019 Протокол №1/19) и рассчитана на общую учебную нагрузку в объеме 17 часов (первое полугодие).

Предметные результаты освоения учебного предмета «Родной русский язык»

В результате изучения учебного предмета «Родной русский язык» обучающийся научится:

- распознавать и понимать значения устаревших слов по указанной тематике;

- использовать словарные статьи для определения лексического значения слова;

- понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;

- использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика,

телодвижения, интонация);

- выразительно читать небольшие тексты по образцу;

- определять степень вежливого поведения, учитывая ситуации общения;

- вступать в контакт и поддерживать его, уметь благодарить, приветствовать, прощаться,

используя соответствующие этикетные формы;

- быть хорошим слушателем;

- определять лексическое значение слов;

- уметь отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;

редактирование предложений;

- определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;

            - сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности;

- распознавать типы текста;

- устанавливать связь основных элементов композиции текста;

- распознавать стили речи.

       

Критерии оценивания проектных заданий

Для оценивания проектных заданий используются следующие критерии:

- глубина раскрытия темы проектного задания, использование знаний из других областей;

- доказательность представленного материала, обоснованность выводов;

-  качество оформления проектного задания, если оно выполнено письменно;

- чёткость и ясность представления проектного задания перед классом;

- содержательность и аргументированность ответов на вопросы одноклассников.

По каждому из критериев, используемых при оценивании проектного задания, выставляется балл.

Можно также использовать балльный подход оценивания:

2-балла высокий уровень,

1-балл средний уровень,

0 - баллов низкий уровень.

Далее баллы суммируются, и выставляется общий балл за выполнение проектного задания. При необходимости перевода балла в школьную отметку педагог самостоятельно разрабатывает шкалу перевода.

Содержание учебного предмета «Родной русский язык»

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (6 часов)

Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением.

Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица).

Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями (например, от корки до корки, вся семья вместе, так и душа на месте и т. д.). Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов из разных языков, имеющих общий смысл, но различную образную форму.  

Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.

Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов.

Проектные задания: «Откуда это слово появилось в русском языке» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов); «Сравнение толкований слов в словаре В. И. Даля и современном толковом словаре»; «Русские слова в языках других народов».

Раздел 2. Язык в действии (4 часа)

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

Трудные случаи образования формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне).

История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.  

Раздел 3. Секреты речи и текста (7 часов)

Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы.

Информативная функция заголовков. Типы заголовков.  

Составление плана текста, не разделенного на абзацы. Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица.

Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.  

Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в  процессе редактирования текста.  

Синонимия речевых формул (на практическом уровне).

Календарно – тематическое планирование учебного предмета «Родной русский язык»

№ урока

Тема/содержание

Дата

Характеристика видов деятельности учащихся

Тип урока*/

форма контроля**

Методи-ческое оснащение

Кол-во часов

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее

6

1

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

Слова, связанные с качествами и чувствами людей.   Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с учением.

Распознают слова и понимают значение устаревших слов

по указанной тематике;

используют словарные

статьи лексического значения слова;

учатся понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;

работают с фразеологизмами;

объясняют смысл фразеологизма,

используют в речи;

учатся уместно употреблять пословицы в речи.

Создают страницы книжки по выбранной теме.

§ 1

1

2

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Слова, называющие родственные отношения. Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с родственными отношениями.

§ 2

1

3

Красна сказка складом, а песня – ладом.

Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.

§ 3

1

4

Красное словцо не ложь.

Использование фразеологизмов в речи. Сравнение фразеологизмов из разных языков, имеющих общий смысл, но различную образную форму.  

Упр.10

стр.39-42

§ 4

1

5

Язык языку весть подаёт.

Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира.

Русские слова в языках других народов.

Упр.5

стр.47

§ 5

1

6

Представление результатов проектных заданий:

- «Откуда это слово появилось в русском языке»,

- «Сравнение толкований слов в словаре В. И. Даля и современном толковом словаре»;

- «Русские слова в языках других народов».

Проект

1

№ урока

Тема

Дата

Характеристика видов деятельности учащихся

Тип урока*/

форма контроля**

Методи-ческое оснащение

Кол-во часов

Раздел 2.  Язык в действии

4

7

Трудно ли образовывать формы глагола?

Пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи.

Работают со словарем,

произносят звуки речи в соответствии с нормами языка;

составляют высказывания с соблюдением норм русского литературного языка и оценивают соблюдение этих норм в речи собеседников;

выделяют из потока речи предложения, оформляют их границы;

наблюдают и используют в письменной речи синонимы синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений.

§ 6

1

8

Трудно ли образовывать формы глагола?

Трудные случаи образования формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений

(на пропедевтическом уровне).

§ 7

1

9

Можно ли об одном и том же сказать по-разному?

История возникновения и функции знаков препинания  (в рамках изученного).

§ 8

1

10

Можно ли об одном и том же сказать по-разному?

Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.  Проверочная работа.

Упр.5

стр.72

1

Раздел 3. Секреты речи и текста

7

11

Задаём вопросы в диалоге.

Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы.

Задают вопросы в диалоге;

анализируют тексты; выявляют особенности

текстов;

учатся передавать в заголовке тему или основную мысль текста;

учатся составлять план текста;

пробуют   самостоятельно   составить небольшой рассказ.        

применяют знания  основных  элементов  композиции  текста;

учатся их находить в тексте;

учатся пересказывать текст; упражняются в определении элементов композиции в деформированном тексте; восстанавливают и записывают текст;

учатся оценивать и редактировать тексты.

§ 9

1

12

Учимся передавать в заголовке тему и основную мысль текста.

Информативная функция заголовков. Типы заголовков.  

§ 10

1

13

Учимся составлять план текста.

Составление плана текста, не разделенного на абзацы. Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста:

пересказ с изменением лица.

§ 11

1

14

Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.  

§ 12

1

15

Учимся оценивать и редактировать тексты.

Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы.

1

16

Синонимия речевых формул

(на практическом уровне).

Упр.2

стр.99

1

17

Итоговая проверочная работа

Выполняют итоговую работу

 О. Н.Крылова Чтение. Работа

с текстом. Вариант 5

1

* Следует указать тип урока:

1-й тип - уроки изучения нового учебного материала;

2-й тип - уроки совершенствования знаний, умений и навыков (сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.);

3-й тип - уроки обобщения и систематизации;

4-й тип - комбинированные уроки;

5-й тип - уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков.

** Следует указать форму контроля:

- устный опрос;

- самостоятельная работа;

- тестовые задания;

- проверочная работа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родному русскому языку 2 класс

Программа расчитана на 1 час в неделю....

Рабочая программа по родному русскому языку (4 класс)

Программа по русскому родному языку составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном с...

Рабочая программа по родному русскому языку (2 класс)

Программа по русскому родному языку составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном с...

Рабочая программа по родному русскому языку 1 класс

Рабочая программа по родному русскому языку на 1 полугодие 1 класса....

Рабочая программа по родному русскому языку 2 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА             Рабочая программа по родному (русскому) языку для 2 класса составлена на основе Федерального  государ...

Рабочая программа по Родному( русскому) языку 3 класс

Рабочая программа по родному (русскому) языку 3 класс...