Программы
рабочая программа по русскому языку (2 класс)
Программа "Русский язык на родном(русском языке"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 369.49 КБ |
![]() | 351.34 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативную правовую основу настоящей примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» составляют следующие документы: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании); Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»; Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-I «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ); приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576); приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577). Примерная программа (далее – программа) разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576) к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по учебному предмету «Русский родной язык», входящему в образовательную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке»; Основной образовательной программы начального общего образования СОШ «Толбинская школа»; Примерной программы начального общего образования по русскому языку; авторской программы под редакцией О. М. Александровой «Русский родной язык. 1-4 классы», М.: «Просвещение», 2020г.;
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературного чтения которые определены ФГОС НОО.
Срок реализации рабочей программы: 2020/2021 учебный год. В соответствии с учебным планом школы на 2020-2021 уч. год рабочая программа по предмету «Русский язык на родном (русском) языке» во 2 классе рассчитана на 17 учебных часов в год (0,5 часа в неделю).
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Программа обеспечивает достижение учениками личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
У ученика будут сформированы: | Ученик получит возможность для формирования: |
ЛИЧНОСТНЫЕ | |
|
|
ПРЕДМЕТНЫЕ | |
-осознавать слово как главное средство языка; --осознавать взаимосвязь в слове значения и формы его выражения (звуковой, буквенной); -различать и характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, звонкие/глухие); -использовать правила обозначения гласных и согласных звуков на письме; -использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочения слов и поиска нужной информации (в словарях и др.) -производить звукобуквенный анализ слов простой слоговой структуры; -соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объёме представленного в учебнике материала); -различать родственные (однокоренные) слова; -осознавать критерии (общее значение) объединения слов в группы по частям речи (существительное, прилагательное, глагол, предлоги); -осознавать признаки предложения как коммуникативного средства языка (выражение мысли, связь слов, интонационная законченность); -применять правила правописания (в объеме содержания курса 2 класса); -определять (уточнять) правописание слова по орфографическому словарю учебника; -осознавать признаки текста как более объёмного высказывания (несколько предложений, объединённых одной темой и связанных друг с другом); -каллиграфически и орфографически правильно, без искажений, замены, пропусков, вставок букв списывать тексты (с печатного и письменного шрифта) объёмом в 40–45 слов, писать под диктовку тексты в 35–40 слов. | -осознавать свойства значений слов: однозначные, многозначные, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением; -оценивать уместность использования слов в тексте; -использовать осознанно употребление частей речи в предложении; -устанавливать морфемную структуру (значимые части) слов с однозначно выделяемыми морфемами; -осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; |
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ | |
Регулятивные | |
|
|
Познавательные | |
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника; -ориентироваться в учебнике, в справочном бюро учебника; -использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач; -выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов; -строить модели слова (звуковые и буквенные), схему предложения; -находить, сравнивать, группировать: звуки, буквы, слова; -осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов); -владеть общим способом проверки орфограмм в корне слова. |
|
Коммуникативные | |
-выражать свои мысли с полнотой и точностью, соответствующими возрасту;
| -соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова); -озаглавливать текст; -задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте; -адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (обратиться с просьбой, поздравить); -строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя). |
Содержание учебного предмета «Родной язык»
1. Наша речь.
Язык и речь, их значение в жизни людей. Родной язык, его значение в жизни людей.
Роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения. Характеристика человека по его речи. Требования к речи .
Речь диалогическая и монологическая.
2. Текст. Признаки текста: целостность, связность, законченность.
Тема и главная мысль текста. Заглавие.
Построение текста: вступление, основная часть, заключение.
Воспроизведение прочитанного текста.
Создание устных и письменных текстов в соответствии с поставленной учебной коммуникативной задачей.
3. Предложение. Предложение как единица речи, его назначение и признаки: законченность мысли, связь слов в предложении.
Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания (без терминологии).
Логическое (смысловое) ударение в предложении.
4. Слова, слова, слова. Номинативная (назывная) функция слова. Понимание слова как единства звучания и значения. Слово как общее название многих однородных предметов.
Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов.
Развитие речи. Наблюдение над переносным значением слов как средством создания словесно-художественных образов.
Работа с толковым и орфографическим словарями.
Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через лексику слов.
5. Звуки и буквы. Русский алфавит, или Азбука. Значение алфавита. Знание алфавита: правильное называние букв, знание их последовательности. Употребление прописной (заглавной) буквы.
Использование алфавита при работе со словарями.
Сведения из истории русского языка: о самых молодых буквах в алфавите, о прописных и строчных буквах и др.
Основные содержательные линии программы учебного предмета «Родной язык»
Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русского родного языка опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литературное чтение», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы соотносятся с основными содержательными линиями основного курса русского языка в начальной школе, но не дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный характер.
Целевыми установками данного курса являются:
- совершенствование у младших школьников как носителей языка способности ориентироваться в пространстве языка и речи, развитие языковой интуиции;
- изучение исторических фактов развития языка;
- расширение представлений о различных методах познания языка (учебное лингвистическое мини-исследование, проект, наблюдение, анализ и т. п.);
- включение учащихся в практическую речевую деятельность.
В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки:
Первый блок – «Русский язык: прошлое и настоящее» – включает содержание, обеспечивающее расширение знаний об истории русского языка, о происхождении слов, об изменениях значений общеупотребительных слов. Данный блок содержит сведения о взаимосвязи языка и истории, языка и культуры народа, сведения о национально-культурной специфике русского языка, об общем и специфическом в языках и культурах русского и других народов России и мира.
Второй блок – «Язык в действии» – включает содержание, обеспечивающее наблюдение за употреблением языковых единиц, развитие базовых умений и навыков использования языковых единиц в учебных и практических ситуациях; формирование первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка, развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться словарями. Данный блок ориентирован на практическое овладение культурой речи: практическое освоение норм современного русского литературного языка (в рамках изученного); развитие ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни.
Третий блок – «Секреты речи и текста» – связан с совершенствованием четырёх видов речевой деятельности в их взаимосвязи, развитием коммуникативных навыков младших школьников (умениями определять цели общения, адекватно участвовать в речевом общении); расширением практики применения правил речевого этикета. Одним из ведущих содержательных центров данного блока является работа с текстами: развитие умений понимать, анализировать предлагаемые тексты и создавать собственные тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РОДНОМУ ЯЗЫКУ
Изучение предметной области «Родной язык » должно обеспечивать:
воспитание ценностного отношения к родному языку как отражению культуры, включение учащихся в культурно-языковое пространство русского народа, осмысление красоты и величия русского языка;
приобщение к литературному наследию русского народа;
обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
расширение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
Результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне начального общего образования должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать:
- Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа:
осознание роли русского родного языка в постижении культуры своего народа;
осознание языка как развивающегося явления, связанного с историей народа;
осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского языка;
распознавание слов с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта; фольклорная лексика);
понимание традиционных русских сказочных образов, понимание значения эпитетов и сравнений и особенностей их употребления в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; правильное уместное употребление эпитетов и сравнений в речи;
понимание значения фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта; уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);
понимание значений русских пословиц и поговорок, крылатых выражений; правильное их употребление в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);
понимание значений устаревших слов с национально-культурным компонентом (в рамках изученного).
2. Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике:
осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;
соотнесение собственной и чужой речи с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);
соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка (в рамках изученного);
обогащение активного и пассивного словарного запаса, расширение объёма используемых в речи языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка:
произношение слов с правильным ударением (расширенный перечень слов);
осознание смыслоразличительной роли ударения на примере омографов;
соблюдение основных лексических норм современного русского литературного языка:
выбор из нескольких возможных слов того слова, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
проведение синонимических замен с учётом особенностей текста;
выявление и исправление речевых ошибок в устной речи;
редактирование письменного текста с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла;
соблюдение основных грамматических норм современного русского литературного языка:
употребление отдельных грамматических форм имен существительных: словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных;
употребление отдельных глаголов в форме 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени, замена синонимическими конструкциями отдельных глаголов, у которых нет формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени;
выявление и исправление в устной речи типичных грамматических ошибок, связанных с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);
редактирование письменного текста с целью исправления грамматических ошибок;
соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка (в рамках изученного в основном курсе):
соблюдение изученных орфографических норм при записи собственного текста;
соблюдение изученных пунктуационных норм при записи собственного текста;
совершенствование умений пользоваться словарями:
использование учебных толковых словарей для определения лексического значения слова, для уточнения нормы формообразования;
использование учебных фразеологических словарей, учебных словарей синонимов и антонимов для уточнения значения слова и в процессе редактирования текста;
использование учебного орфоэпического словаря для определения нормативного произношения слова, вариантов произношения;
использование учебных словарей для уточнения состава слова; использование учебных этимологических словарей для уточнения происхождения слова;
использование орфографических словарей для определения нормативного написания слов;
3. Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма), соблюдение норм речевого этикета:
владение различными приемами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
владение различными видами чтения (изучающим и поисковым) научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
чтение и смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.), определение языковых особенностей текстов;
умение анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных; выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь между фактами;
умение соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; составлять план текста, не разделённого на абзацы; приводить объяснения заголовка текста; владеть приёмами работы с примечаниями к тексту;
умения информационной переработки прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица;
уместное использование коммуникативных приемов устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;
уместное использование коммуникативных приемов диалога (начало и завершение диалога и др.), владение правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
умение строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ, ответ-добавление, комментирование ответа или работы одноклассника, мини-доклад;
создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации;
создание текстов-повествований (например, заметки о посещении музеев, о путешествии по городам; об участии в народных праздниках; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами);
создание текста как результата собственного мини-исследования; оформление сообщения в письменной форме и представление его в устной форме;
оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
редактирование собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов.
соблюдение основных норм русского речевого этикета:
соблюдение принципов этикетного общения, лежащих в основе русского речевого этикета;
различение этикетных форм обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации.
Распределение учебного материала предмета
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее
Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки, санки, волчок, свистулька).
Слова, называющие предметы традиционного русского быта:
1) слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ступа, плошка, крынка, ковш, решето, веретено, серп, коса, плуг);
2) слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлёбка, бублик, ватрушка калач, коврижки): какие из них сохранились до нашего времени;
3) слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).
Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда, одежда (например, каши не сваришь, ни за какие коврижки). Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму (например, ехать в Тулу со своим самоваром (рус.); ехать в лес с дровами (тат.).
Проектное задание: «Почему это так называется?».
Раздел 2. Язык в действии
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте. Работа со словарем ударений.
Обогащение активного и пассивного словарного запаса. Проведение синонимических замен с учётом особенностей текста. Уточнение лексического значения антонимов.
Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму.
Практическая работа: «Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением».
Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов.
Совершенствование орфографических навыков.
Раздел 3. Секреты речи и текста
Приемы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. (например, как правильно выразить несогласие; как убедить товарища).
Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в учебно-научной коммуникации: формы обращения; использование обращения ты и вы.
Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Различные виды ответов: развернутый ответ, ответ-добавление (на практическом уровне).
Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор.
Создание текстов-инструкций. Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев; повествование об участии в народных праздниках.
Создание текста: развёрнутое толкование значения слова.
Тематическое планирование предмета
№ | Тема раздела | Количество часов |
1 | Русский язык: прошлое и настоящее | 9 |
2 | Язык в действии | 5 |
3 | Секреты речи и текста | 3 |
Итого | 17 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема урока | Скорректи рованные сроки |
1 четверть 01.09.2020 – 27.10.2020 (8 учебных недель, 1урок в неделю, 9 уроков за четверть) |
01.09-04.09 | Русский язык: прошлое и настоящее (9 ч.) По одёжке встречают… Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: как называлось то, во что раньше одевались дети. | |||
07.09-11.09 | Ржаной хлебушко калачу дедушка. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие то, что ели в старину. | |||
14.09-18.09 | Если хорошие щи, так другой пищи не ищи. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие то, что ели в старину. | |||
21.09-25.09 | Каша – кормилица наша. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие то, что ели в старину | |||
28.09-02.10 | Любишь кататься, люби и саночки возить. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие детские забавы | |||
05.10-09.10 | Делу время, потехе час. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие игры и игрушки. | |||
12.10-16.10 | В решете воду не удержишь. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие домашнюю утварь. | |||
19.10-23.10 | Самовар кипит, уходить не велит. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, связанные с традицией русского чаепития. | |||
26.10-27.10 | Проверочная работа: представление результатов выполнения проектного задания «Почему это так называется?». | |||
2 четверть 05.11.2020 – 29.12.2020 (8 учебных недель, 1урок в неделю, 7 уроков за четверть) | ||||
09.11-13.11 | Язык в действии (5 часов) Помогает ли ударение различать слова? Смыслоразличительная роль ударения. | |||
16.11-20.11 | Для чего нужны синонимы? Для чего нужны антонимы? Обогащение активного и пассивного словарного запаса. Проведение синонимических замен с учётом особенностей текста. Уточнение лексического значения антонимов. | |||
23.11-27.11 | Как появились пословицы и фразеологизмы? Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму | |||
30.11-04.12 | Как научиться читать стихи и сказки? Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте. | |||
07.12-11.12 | Практическая работа: «Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением» | |||
14.12-18.12 | Секреты речи и текста (3 часа) Участвуем в диалогах. Приемы общения. Особенности русского речевого этикета. | |||
21.12-25.12 | Учимся связывать предложения в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор. Создаём тексты-инструкции и тексты-повествования. | |||
28.12-29.12 | Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Представление результатов выполнения проектных заданий. Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. |
Перечень учебно-методического обеспечения.
- Русский родной язык. 2 класс. Учеб. пособие для общеобразовательных организаций / О. М. Александрова и др. М.: Просвещение, 2019.
- Русский родной язык. Примерные рабочие программы. 1–4 классы : учеб. Р89 пособие для общеобразовательных организаций / [О. М. Александрова и др.] под ред. О. М. Александровой. – М. : Просвещение, 2020. – 96 с
- Русский родной язык. 1–4 классы. Рабочие программы / О. М. Александрова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко и др. М.: Просвещение,2019
Интернет-ресурсы
Азбучные истины. URL: http://gramota.ru/class/istiny
Академический орфографический словарь http://gramota.ru/slovari/info/lop
Древнерусские берестяные грамоты. URL: http://gramoty.ru
Какие бывают словари. URL: http://gramota.ru/slovari/types
Кругосвет – универсальная энциклопедия. URL: http://www.krugosvet.ru
Культура письменной речи. URL: http://gramma.ru
Мир русского слова. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/mrs Обучающий корпус русского языка. URL: http://www.ruscorpora.ru/search-school.html
Издательский дом «Первое сентября». Журнал «Русский язык». URL:
http://rus.1september.ru
Портал «Словари.ру». URL: http://slovari.ru
Православная библиотека: справочники, энциклопедии, словари. URL:
https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki
Русская виртуальная библиотека. URL: http://www.rvb.ru
Русская речь. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/rr/
Русский филологический портал. URL: http://www.philology.ru
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение на родном (русском языке)» для 2 класса разработана на основе: 1) Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; 2) Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.12.15 года №1576 о внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного начального образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 года №373; 3) Основной образовательной программы начального общего образования СОШ «Толбинская школа»; 4) Примерной программы начального общего образования по литературному чтению; авторской программы Л. Ф. Климановой, М. В. Бойкиной «Литературное чтение. 1-4 классы», М.: «Просвещение», 2015г.;
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературного чтения которые определены ФГОС НОО.
Срок реализации рабочей программы: 2020/2021 учебный год. В соответствии с учебным планом школы на 2020-2021 уч. год рабочая программа по предмету Литературное чтение на родном (русском) языке во 2 классе рассчитана на 17 учебных часов в год (0,5 часа в неделю).
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Программа обеспечивает достижение учениками личностных, метапредметных и предметных результатов.
У ученика будут сформированы: | Ученик получит возможность для формирования: |
- формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества; -формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; -воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы; -развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; -формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности; -принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; -развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения; -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев; -наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. | - понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, в том числе пословицах и поговорках; - с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих в своих произведениях о Родине, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним; - самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом читать; создавать собственные высказывания и произведения о Родине. |
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится: | Ученик получит возможность научиться: |
-сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле с содержанием материала урока в процессе его изучения; -формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; понимать учебную задачу урока; - читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.); - коллективно составлять план для пересказа литературного произведения; - оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям; - выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре; -осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи. | - формулировать учебную задачу урока в мини-группе, принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей; -читать в соответствии с целью чтения; - составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока; -оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе; -фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре; -осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи. |
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится: | Ученик получит возможность научиться: |
- отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы; - понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их самостоятельно, с помощью родителей, справочных материалов; - сравнивать лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную и литературную сказку; - создавать небольшое высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 5—6 предложений; - понимать смысл русских народных и литературных сказок, басен И. А. Крылова; - соотносить пословицы и поговорки с содержанием литературного произведения; - определять мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника и рабочей тетради; - понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого. | - определять информацию на основе различных художественных объектов, например литературного произведения, иллюстрации, репродукции картины, музыкального текста, таблицы, схемы и т. д.; -анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения; -сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива; -находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в своих творческих работах; -самостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок) смысл читаемого произведения; -понимать смысл русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Крылова и др.); понимать значение этих произведения для русской и мировой литературы; - предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей; -сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ; находить сходства и различия; - соотносить литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника; самостоятельно подбирать к тексту произведения репродукции картин художника или фрагменты музыкальных произведений. |
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится: | Ученик получит возможность научиться: |
- вступать в общение в паре или группе, задавать вопросы на уточнение; - прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои; - употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога; -находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описывающих конфликтную ситуацию; - оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства; - оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях; - находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет; | -высказывать свою точку зрения (7—8 предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы; - понимать цель своего высказывания; -пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией; - участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы; -отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения; -опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий; -формулировать цель работы группы, принимать и сохранять её на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции; - определять критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм; - объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации; приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений; - находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские журналы и газеты); |
Предметные результаты
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Ученик научится: | Ученик получит возможность научиться: |
-читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора; - ориентироваться в учебной книге, её элементах; - находить сходные элементы в книге художественной; - осознавать нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями; - соотносить заголовок текста с содержанием, осознавать взаимосвязь содержания текста с его заголовком (почему так называется); | -читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; - понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осуществлять подготовку к праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями; - наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает; -пользоваться элементарными приёмами анализа текста с помощью учителя; - осуществлять переход от событийного восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте; - задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения; - делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план; -осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения; - находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); - при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книги, её элементы; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях;
|
Раздел «Круг детского чтения»
Ученик научится: | Ученик получит возможность научиться: |
- осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике или по собственному желанию; - вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения; - составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу. | - работать с тематическим каталогом; - работать с детской периодикой; - самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме). |
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Ученик научится: | Ученик получит возможность научиться: |
-различать потешки, небылицы, песенки, считалки, народные сказки, осознавать их культурную ценность для русского народа; -находить различия между научно-познавательным и художественным текстом; приводить факты из текста, указывающие на его принадлежность к научно- познавательному или художественному; составлять таблицу различий; -особенностях юмористического произведения в своей литературно-творческой деятельности. | -понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм; - определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами; -находить в произведении средства художественной выразительности; -понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить доказательство этому в тексте. |
Раздел «Творческая деятельность»
Ученик научится: | Ученик получит возможность научиться: |
-пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана или опорных слов с помощью учи теля; -составлять собственные высказывания на основе произведений, высказывая собственное отношение к прочитанному. | -сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой; -творчески пересказывать содержание произведения от автора, от лица героя. |
Основное содержание учебного предмета
Литературное чтение на родном (русском) языке | 2класс |
Устное народное творчество на родном языке | 1ч. |
Творчество поэтов и писателей на родном языке | 13ч. |
Детская публицистика на родном языке | 1ч. |
Проверим и оценим свои достижения | 2ч. |
Итого | 17ч. |
2 класс – 17 часов
Содержание учебного предмета.
Устное народное творчество на родном языке- 1ч.
Русская народная сказка « Морозко». Характеристика героев сказки. Рассказывание сказки
Творчество поэтов и писателей на родном языке-13ч.
Времена года-2ч.
К. Д. Ушинский « Четыре желания»
М. Пришвин «Этажи леса»
О братьях наших меньших-3ч.
Рассказы о животных. М. Пришвин « Ёж»
В. Бианки « Лесные домишки»
Е. Чарушин « Про Томку»( « Рябчёнок»). Герои рассказов. Нравственный смысл поступков.
Русские писатели-3ч.
К. Д. Ушинский «Ветер и Солнце»
Л. Н. Толстой « Липунюшка». Герои произведений. Характеристика героев. Пересказ.
В. И. Даль « Старик –годовик» Проект « Карусель сказок»
Писатели – детям- 5ч.
К. Чуковский « Краденое солнце», « Бармалей»,
С. Я. Маршак « Багаж», « Вот какой рассеянный»
С. Михалков « Как медведь трубку нашёл», « Дядя Стёпа» Авторское отношение к изображаемому.
Н. Носов « Фантазеры». Юмористические рассказы. Герои юмористического рассказа.
Детская публицистика на родном языке - 1ч.
По страницам детских журналов. Произведения из детских журналов.
Проверим и оценим свои достижения-2ч.
Что узнали. Чему научились. Итоговый контроль
Презентация творческих проектов учащихся
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
2 четверть 05.11.2020 – 29.12.2020 (8 учебных недель, 1урок в неделю, 2 урока в четверти) | ||||
1. | Вводный урок. Великий, могучий русский язык – родной язык русского народа. | 1 | 21.12 | |
2 | Русская народная сказка « Морозко» | 1 | 28.12 | |
3 четверть 12.01.2021 – 19.03.2021 (10 учебных недель, 1 урок в неделю, 8 уроков в четверти) | ||||
3. | К. Д. Ушинский « Четыре желания» | 1 | 18.01 | |
4. | М. Пришвин « Этажи леса» | 1 | 25.01 | |
5. | М. Пришвин « Ёж» | 1 | 01.02 | |
6. | В. Бианки « Лесные домишки» | 1 | 08.02 | |
7. | Е. Чарушин « Про Томку» « Рябчёнок» | 1 | 15.02 | |
8. | К. Д. Ушинский «Ветер и Солнце» | 1 | 22.02 | |
9. | Л. Н. Толстой « Липунюшка» | 1 | 01.03 | |
10. | В. И. Даль « Старик –годовик». Проект « Карусель сказок» | 1 | 15.03 | |
4 четверть 29.03.2021 – 25.05.2021 (8 учебных недель, 1 урок в неделю, 7 уроков за четверть) | ||||
11. | К. Чуковский « Краденое солнце», « Бармалей» | 1 | 29.03 | |
12. | С. Михалков « Дядя Стёпа». | 1 | 05.04 | |
13. | С. Михалков « Как медведь трубку нашёл» | 1 | 12.04 | |
14. | Н. Носов « Фантазеры» | 1 | 19.04 | |
15. | Что узнали. Чему научились. Промежуточная итоговая аттестация. Проверочная работа | 1 | 26.04 | |
16. | По страницам детских журналов | 1 | 17.05 | |
17. | Презентация творческих проектов учащихся | 1 | 24.05 | |
Итого | 17 |
Перечень учебно-методического обеспечения.
- Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение: учебник для 2 класса начальной школы. В 2-х частях Ч. 1, 2. – М.: Просвещение, 2018.
- Литературное чтение: Поурочные разработки: Технологические карты уроков: 2 класс: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений / М.В.Бойкина, Н.И.Роговцева. – М.; СПб.: Просвещение, 2014. – 247с.
- Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению. 2 класс. – М.: ВАКО, 2015. – 384 с. – (В помощь школьному учителю).
- Рабочие программы. Начальная школа. 2 класс. УМК «Школа России» Методическое пособие с электронным интерактивным приложением / Автор-составитель Т.А. Жукова; под редакцией Е.С. Галанжиной. – М.: Планета, 2013. – 168с. – (Образовательный стандарт).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полног...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...