Формы словарной работы на уроках русского языка
методическая разработка по русскому языку (2 класс)
В материале представлены формы словарной работы на уроках русского языка. 2 класс. УМК "Перспектива".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_slovarnoy_raboty_na_urokah_russkogo_yazyka.docx | 19.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы словарной работы на уроках русского языка:
- Одна из форм проведения словарной работы на уроке русского языка - «Сквозная буква». Для этого группа слов записывается на одном листе в столбик вертикально, причем непроверяемые написания находятся друг под другом:
берёза
апрель
ветер
герой
город
капуста
Слова некоторое время постоянно находятся в поле зрения обучающихся (3-4 дня). Ведётся работа над их усвоением (дети объясняют смысл, составляют предложения и словосочетания, запоминают правописание). Затем орфограммы закрываются лентой, пишется словарный диктант. На последнем этапе словарной работы можно использовать
самопроверку и взаимопроверку.
- Игры:
«Буквы рассыпались». «Слоги рассыпались»
Л, Е, П, Н, А З, Я, А, Ц РА, ТА, БО ДЕ, НЫЙ, ЖУР
П, У, Т, Х, Е П, Ь, Л, Т, А, О КА, ДАШ, РАН ШИ, НА, МА
М, З, Р, О, О В, Р, Н, О, О, А ДЕ, КА, ВОЧ НА, ВО, РО
О, К, Р, О, В, А Б, Р, Б, Н, А, А, А
- «Первый слог потерялся» (На доске записаны слова без первого слога. Дети подбирают недостающие слоги).
…рока, …роз, …рова, …бака, …то
- «Отгадай загадки». (Использовать для комментированного письма).
С людьми дружит, дом сторожит. (Собака). Жидко, а не вода, бело, а не снег. (Молоко). Зимой беленький, а летом серенький. (Заяц). Телята гладки, привязаны к грядке. (Огурец). В поле родился, на заводе варился, на столе растворился. (Сахар). Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь).
- Ассоциативное запоминание слов.
Особенности проведения:
Трудное написание словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму.
Алгоритм проведения:
а) Записать словарное слово и поставить ударение.
Например: береза.
б) Выделить зеленым цветом (подчеркнуть, обвести) слог, который вызывает трудности (сомнение) при написании.
Например: бе-ре-за.
в) Выписать отдельно слог, вызывающий сомнение, выделив (размером, цветом) сомнительную орфограмму.
Например: б_Е., б_е.
г) Найти ассоциативный образ, связанный со словарным словом, и записать его напротив словарного слова.
Например, береза белая
Требования к ассоциативному ряду:
- Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком.
Ассоциативная связь может быть: по цвету и месту расположения, форме, звучанию, действию, вкусу, материалу, назначению, количеству и т.д. - Ассоциативный образ должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.
- Проведение словарных диктантов, состоящих из отдельно взятых слов и словосочетаний. Можно диктовать слова и словосочетания по темам, охватывающим многие стороны жизни людей, животных: птицы, овощи, город, магазин, почта, столовая, сад, библиотека, завод, одежда, огород, мебель, комната и т. д. Например, по теме «Магазин»: молоко, творог, масло, макароны, мясо, сахар, компот; по теме «Школьная жизнь»: девочка, дежурный, завтрак, карандаш, класс, календарь, коллектив, ребята, тетрадь, товарищ, ученик, экскурсия.
- Работа по учебнику:
Работа по учебнику должна связываться с изучением трудного слова. Сначала обучающиеся под руководством учителя, а потом сами находят в текстах упражнений трудные слова, подбирают к ним родственные, составляют предложения. Например, встретилось слово «облака». Дети переговаривают его, записывают в тетради, рядом пишут родственные слова. Запись выглядит так: облака – облако, облачко, облачное (небо). Затем составляют предложения: «По небу плыли легкие облака. Облачное небо предвещает осадки. Тяжелое облако повисло над домом». Такая работа со словами, которых нет в «Словаре» учебника, создает возможность обогатить словарный запас ученика, способствует развитию его речи, вырабатывает умение самостоятельно находить трудное слово, воспитывает уважение к учебнику как главному источнику знаний и умений.
- Пословицы используются для комментированного письма и для выборочного диктанта.
Береги нос в большой мороз. Хорош соловей голосом, а колхоз колосом. Человек без Родины, что соловей без песни. Декабрь год кончает, а январь - начинает.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Словарная работа на уроках русского языка"
Творческий отчет...
презентация словарной работы на уроках русского языка в 1 классе
Данная презентация может быть использована на уроке русского языка на на этапе знакомства с новыми словарными словами. Для повышения интереса к изучаемому материалу, развития в...
Виды упражнений для проведения словарной работы на уроках русского языка
Данный материал направлен на то, чтобы при изучении новых слов видное место занимали упражнения направленные на ознакомление обучающимися лексического значения, усвоение грамматических форм, на обучен...
Словарная работа на уроке русского языка 2 класс
Написание словарных слов по картинкам, самопроверка с доски...
НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"
СодержаниеВведениеГлава I. Исторические и психолого-педагогические основытемы « Словарная работа на уроках русскогоязыка в начальных классах ».1. История развития ведущего вопроса темы.2. Психолого-пе...
Курсовая работа Тема: «Организация словарной работы на уроках русского языка в начальной школе»
В этоей работе я постаралась как можно полнее осветить вопрос о работе со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе.Работая над этой темой, я пришла к выводу, что словарная работа ...
Квалификационная работа по обобщению собственного педагогического опыта Тема: Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах
Квалификационная работа по обобщению собственного педагогического опыта...