Конспект урока по развитию речи
план-конспект урока по русскому языку
Предварительный просмотр:
Урок развития речи в 3 классе
Тема: «Осень».
Цели:
коррекционно-образовательные цели:
- обогащать и активизировать словарь по теме «Осень»;
- упражнять в практическом употреблении и согласовании относительных прилагательных с существительными.
- закреплять умение четко и правильно отвечать на поставленные вопросы;
коррекционно-развивающие цели:
- развивать умение строить распространенные предложения путем введения второстепенных членов предложения;
- развивать навыки овладения операциями обобщения, классификации, навыки звукового анализа и дифференциации;
- развивать общую моторику;
- стимулировать развитие зрительного и слухового внимания, памяти, логического мышления;
коррекционно-воспитательные цели:
- воспитывать коммуникативные навыки;
- воспитывать интерес к живой природе;
- воспитывать чуткое и внимательное отношение друг к другу, умение выслушивать ответы товарищей.
Оборудование: изображение листьев, стихотворение каждому ученику, карточки со словами, пиктограммы.
Ход урока
I Организационный момент
II Речевая разминка
- Упражнение «Листочки»
Ребята, подул осенний ветерок и принес на ваши парты листочки с разных деревьев. Давайте подумаем, с каких деревьев эти листья и как они правильно называются.
Клён – кленовые,
Рябина – рябиновые,
дуб – дубовые,
берёза – березовые,
ива – ивовые.
Дыхательная гимнастика
Положите свой листочек на ладошку и подуйте на него, чтобы он взлетел.
- Сообщение темы и цели урока.
Ребята, а какие ваши листочки? (разноцветные). Почему листья поменяли свой цвет и прилетели к нам на урок? Почему они не остались на деревьях? (наступила осень).
Сегодня на уроке мы с вами будем говорить про осень, составлять словосочетания и предложения про это чудесное время года. А в конце урока мы с вами придумаем красивый рассказ про осень.
- Речевая разминка.
- Назовите осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь) .
- Как можно назвать осень в сентябре? (Ранняя)
- Как можно назвать осень в октябре? (Золотая)
- Как можно назвать осень в ноябре? (Поздняя)
- Какое время года было перед осенью? (Лето)
- Какое будет после осени? (Зима)
Чтение стихотворения про осень:
Листья с деревьев в лесу осыпаются.
Дождик уныло по крышам стучит.
Светлое небо с землёю прощается.
Хмурая осень в окошко глядит.
Объясните выделенные слова.
Запись в тетради числа, классной работы и темы урока «Осень».
III Работа по теме урока
- Работа над словом.
а) Вот снова подул осенний ветер и принес к нам слова, связанные с осенью. Вы должны прочитать их, запомнить и записать в тетрадь:
осень
листопад
дождь
лужи
б) А сейчас я зачитаю вам другие осенние слова. Вам нужно их запомнить и записать в тетрадь:
птицы
ветер
листья
тучи
в) А теперь давай те эти слова назовем ласково:
птицы – птички,
ветер – ветерок,
листья – листочки,
тучи – тучки.
С какой частью речи мы сейчас работали? (с существительными)
- Работа над словосочетанием.
Работа в парах.
И снова подул наш осенний ветерок и принес вам на парты новое интересное задание. Сейчас мы посмотрим, как вы умеете работать в парах.
На каждой парте лежит своё существительное. Прочитайте его. Вам нужно из предложенного списка прилагательных выбрать только те, которые подходят к вашему существительному. Подчеркнуть их и записать в тетрадь. После этого придумать своё прилагательное и записать его.
Существительные: осень, солнце, небо, тучи, листья, животные, одежда.
Прилагательные: золотая, пасмурное, низкое, демисезонная, разноцветные, холодная, осеннее, тусклое, яркие, запасливые, тёплая, занятые.
Давайте разберем пример:
Осень – золотая, холодная, поздняя.
На доске пиктограммы (осень, солнце, небо, тучи, листья, животные, одежда).
Проверка:
Солнце – осеннее, тусклое, низкое.
Небо – пасмурное, низкое, мрачное.
Тучи – хмурые, грозовые, тёмные.
Листья – яркие, разноцветные, красочные.
Животные – запасливые, занятые, сонные.
Одежда – демисезонная, тёплая, осенняя.
Физминутка:
Шлёп-шлёп-шлёп - иду по лужам. Ритмичное постукивание ладонями по
коленям.
Хлюп-хлюп-хлюп – вода в ботинках. Ритмичное притопывание.
Кап-кап-кап – мне зонтик нужен. Поднять руки вверх и ритмично
встряхивать
кистями.
Оп-оп-оп – вода по спинке. Ритмичное похлопывание ладонями по
спине.
Буль-буль-буль – упала шапка. Выполняют «пружинку».
Ой-ой-ой – кругом вода. Ритмично кружатся.
Да-да-да – себя так жалко. Качают головой.
Одевайтесь в дождь всегда!
- Работа с предложением.
а) Подберите к каждой пиктограмме глагол.
Осень – наступила.
Солнце – не греет.
Небо, тучи – плывут.
Листья – опадают.
Животные – готовятся.
Одежда – надели.
б) Составление предложений.
Использую существительное, глагол и одно из прилагательных составьте устно предложение по каждой картинке.
Наступила золотая осень.
Осеннее солнце уже не греет.
По пасмурному небу плывут хмурые тучи.
С деревьев опадают разноцветные листья.
Запасливые животные готовятся к зиме.
Люди надели осеннюю одежду.
в) Составление рассказа.
Кто сможет повторить наш рассказ про осень? (2-3 ученика).
г) Работа в тетради.
Запишите то предложение, которое вам понравилось больше всего.
Проверка.
IV Итог урока
О каком времени года мы сегодня говорили?
Какое задание было самое трудное?
Выставление оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по развитию речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности 2класс "Дорога в школу и домой"
Конспект составлен по программе специальных (коррекционных) школ VIII вида....
План-конспект урока по развитию речи в 1 классе
Тема: "Зимняя одежда"Цель: Активизировать и расширять словарь учащихся по теме одежда. Формировать умение работать по инструкциям "маленького учителя"....
План-конспект урока по развитию речи "Виды транспорта" во 2 классе
Урок по теме: "Виды транспорта"Цель: Систематизировать знания детей о транспорте....
Конспект урока по развитию речи на тему: «Учимся составлять текст-описание» 1 класс
В данном материале представлен конспект урока по обучению тексту-описанию. Условно обучение описанию можно разделить на 2 периода. Первый - это до введения понятия "имя прилагательное". Второй - это п...
Конспект урока по развитию речи "КОТ В САПОГАХ"
Обучение сжатому изложению по коллективно составленному плану....
Конспект урока по развитию речи во 2 классе по теме:"Тема и основная мысль текста"
Знакомство с признаками текста. Упражнение в определении основных признаков текста....
Конспект урока по развитию речи во 2 классе. Тема урока: Весна - пробуждение природы.
Урок проведен в коррекционной школе VIII вида с использованием технологии группового обучения.Такая форма проведения существенно повышает мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебно-воспит...