Конспект урока "Фразеологизмы"-3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Конспект урока для 3 класса  по УМК " Школа России"- "Фразеологизмы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_urokafrazeologizmy.docx618.93 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» город Сергиев Посад

Открытый  урок

        в 3-В классе

        по русскому языку

        тема«Фразеологизмы»

Подготовила  учитель 1 квалификационной категории

Маркова Наталия Васильевна

2019 год


Тема: «Фразеологизмы»

Цель: овладение основами знаний о фразеологизмах, обогащение фразеологического запаса учеников, воспитывать любовь к родному языку, его красоте и многозначности.

Задачи:

  • развивать умение находить фразеологизмы в тексте и в предложении, наблюдать за значениями фразеологизмов и объяснять их;
  • учить работать с фразеологическим словарём;

развивать умение употреблять фразеологизмы в речи.

Тип урока: открытие новых знаний

Планируемые результаты

Личностные: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком; понимание нравственного содержания поступков окружающих людей.

Предметные: познакомить учащихся с понятием «фразеологизмы»учить узнавать в речи фразеологизмы, выяснить какую роль играют фразеологизмы в нашей речи; воспитывать культуру речи.

Метапредметные:

  • познавательные-умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; проводить анализ, сравнение, обобщение и классификацию изученных объектов;
  • коммуникативные- строить высказывание, учитывать другое мнение и позицию, договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре); формулировать собственное мнение и позицию; адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;
  • регулятивные - умение прогнозировать предстоящую работу; осуществлять действие самоконтроля и взаимоконтроля адекватно оценивать качество, последовательность действий, выполняемых, производить сравнение данных операций.

Формы работы на уроке: парная, индивидуальная, коллективная, фронтальная.

Оборудование:

1. Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку, приложение к учебнику на электронном носителе (CD).

2. Раздаточный материал: карточки с заданиями для работы в парах, индивидуальные карточки с заданиями,карточки с названием команд.

3. Учебник «Русский язык» 3 класс (Канакина В.П.), Москва: Издательство «Просвещение»: 2016г., 1часть. ,словари «Фразеологизмы».

Ход урока

I этап. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

II этап. Актуализация знаний.

1)Чистописание

Ч   Ч  Ч….

Колокольчик однозвучный утомительно гремит.

(Выделить основу предложения, назвать словосочетания, многозначное слово).

2)Индивидуальная работа

2 ученика –у доски

Соедини синонимы парами

шалун                  квакушка

птичка                  ураган

лягушка               озорник

ветер                     птаха

Какие слова  называем синонимами?

Соедини антонимы парами

Добрый         молчать

Кричать         ругать

Друг               злой

Хвалить         враг

Какие слова  называем антонимами?

2 ученика работают на месте по карточке

Вставь буквы,запиши проверочное слово.

Т…мнеет (_______________).

Влажные туманы над сонным  оз…ром (_____________)встают,

И бледных тучек караваны

Л…ниво (___________) по небу идут.

Вставь буквы, запиши проверочное слово.

Высоко поднялся и б…леет(_____________)

Полумесяц в  бледных  н…бесах(____________).

Сумрак ночи прячется в л…сах(_____________).

Из долин з…лёных (_________)

утром веет.

Для этих учеников дополнительные вопросы:

1.Виды предложений по цели высказывания;

2. Виды предложений по интонации.

Все работают с учителем. Записываем слова с простукиванием опасных мест, объясняем орфограмму.

Н…сить, с…нтябрь,  к…пуста, луж…., сапо…,ч..йник, белоч..ка,друз..я,кот …еополь…,  в…дупле.

(Оцениваю работу учеников.)

III этап. Мотивация познавательной деятельности

Слушают выступление ученика:

Проснулся я сегодня НИ СВЕТ НИ ЗАРЯ.
Перекусил ЧЕМ БОГ ПОСЛАЛ.
СЛОМЯ ГОЛОВУ бросился в школу.
Всю дорогу бежал НИ ЧУЯ НОГ ПОД СОБОЙ.
Спешил я так потому, что сегодня на первом уроке контрольная намечалась, опаздывать нежелательно, а школа у нас ЗА ТРИДЕВЯТЬ ЗЕМЕЛЬ находится.
Бежал я СМЕТАЯ ВСЕ НА СВОЕМ ПУТИ.
Да все равно В КАЛОШУ СЕЛ - забыл дома учебник.
Пришлось возвращаться ПОВЕСИВ ГОЛОВУ.
Учебник СХВАТИЛ В ОХАПКУ да бегом снова в школу.
Бегу, опаздываю чувствую: контрольная -то уже НА НОСУ.
Забегаю в класс КРАСНЫЙ КАК РАК.
Устал, вспотел, да еще понимаю, что не готов к контрольной: просто НЕ В ЗУБ НОГОЙ.
А тут еще учитель на меня смотрит КАК УДАВ НА КРОЛИКА и говорит: "Ну, что же, Петров, даже контрольную умудряешься проспать".
А я стоя и молчу КАК ВОДЫ В РОТ НАБРАЛ.
А что тут скажешь? Учитель - есть учитель!

-В основе этого случая  лежит интересное явление языка, которое называется «фразеологизмы».

- Слышали ли вы когда-нибудь это слово? Знаете, что оно обозначает? Хотите узнать?

Кто из вас может сформулировать тему урока? Правильно, «фразеологизм».

 Физ.минутка

Игра с движениями

«Баба сеяла горох»

(Все вместе поют и делают то, что и «баба» в песне.)

Баба сеяла горох.

Прыг-скок, прыг-скок.

Обвалился потолок. Прыг-скок, прыг-скок.

Баба шла, шла, шла,

Пирожок нашла. Села, поела, опять пошла.

Баба встала на носок, а потом на пятку,

Стала русского плясать, а потом  вприсядку.

IV этап. Учебно-познавательная деятельность

-Запишем тему в тетрадь. Картинки по запросу презентация по фразеологизмам 3 класс

Читаем фразеологизмы (из презентации) https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0616/000326dd-800b7faa/img3.jpg

Так говорят об умном человеке.

Запись фразеологизмов (2 фразеологизма на выбор)

 Учитель:   Фразеологические обороты не допускают изменения порядка слов. Слова в устойчивых выражениях тесно связаны между собой и расположены друг за другом в строго установленном порядке. Их рассматривают как одно целое,а не каждое слово отдельно. 

 Картинки по запросу презентация по фразеологизмам 3 класс

Фразеологизмы часто встречаются в разговорной речи, в художественной литературе с целью создания образности, выразительности, шутливости, точности мысли». –

  1. Работа по учебнику-устно

С. 49 упр. 83

Словарная работа «тапир»- помесь кабана и гиппопотама.  Тапир хорошо плавает. У них на передних ногах четыре, а на задних-три пальца. На Земле существует только четыре вида тапиров.

Работа с выражением «повесил нос».

С.49 Читаем информацию от тётушки Совы

Усваивают значение нового слова «тапир».

Учатся объяснять фразеологизмы с опорой на текст.

Учатся выделять главное  в правиле, подбирать свои примеры.

Развивают умение находить фразеологизмы, определять их значение

3.)Знакомство со словарём фразеологизмов.

-Фразеологизмы записаны для удобства  в алфавитном порядке.(Упражняются)

-Лить как из ведра.

Посмотрим ,как можно изобразить фразеологизмы..

Картинки по запросу презентация по фразеологизмам 3 классhttp://player.myshared.ru/6/600255/slides/slide_4.jpg

http://player.myshared.ru/6/600255/slides/slide_5.jpghttp://player.myshared.ru/6/600255/slides/slide_6.jpg

http://player.myshared.ru/6/600255/slides/slide_7.jpghttp://player.myshared.ru/6/600255/slides/slide_28.jpg

2)работа в парах, каждая пара получает лист  с заданием.

1 ряд (команда) «СОВЁНОК»

.Записать фразеологизмы с их значением (из словаря) в тетрадь.

Развесить уши- ………..              

Выполните  крупно  иллюстрацию, отражающую устойчивый оборот.

2 ряд «ДРУЖБА»

.Записать фразеологизмы с их значением (из словаря) в тетрадь.

Два сапога пара-………

Выполните крупно  иллюстрацию, отражающую устойчивый оборот.

3 ряд «ЗНАТОКИ»

.Записать фразеологизмы с их значением (из словаря) в тетрадь.

Водить за нос-……….

  • Выполните  крупно иллюстрацию, отражающую устойчивый оборот.

Класс по иллюстрации узнаёт фразеологизм каждой команды.

-Также фразеологизмы можно показать и мимикой, жестами.

5.Из истории появления фразеологизмов.

Историю многих устойчивых оборотов нам объяснить уже трудно, появились они очень давно. Учитель даёт историческую справку к следующим устойчивым оборотам: спустя рукава, засучив рукава, попасть впросак.

Выражения спустя рукава и засучив рукава зародились в те далекие времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами: у мужчин они достигли 95 см, а у женщин были длиннее на 40 см. Попробуйте поработать в одежде с такими рукавами, получится плохо. Чтобы дело спорились, рукава надо засучить. Народ приметил это и стал говорить о людях, которые делали что-нибудь лениво, нехотя, медленно, что они работают спустя рукава. О спором, умелом работнике и теперь говорят, что он работает, засучив рукава, хотя рукава могут быть такими короткими, что их и засучивать не надо.

Выражение попал впросак возникло тогда, когда мастеровой люд вил веревки на специальном станке, называемом просак. Зазеваешься, будешь невнимательным, попадет в станок пола или длинный рукав, не сразу выберешься. Хорошо, что сам жив останешься, лишь одежду испортишь. Вот и теперь говорят: попал впросак – “попал в неудобное положение”.

Закрепление

Страничка для любознательных. Как возникли фразеологизмы?

С. 51 учебника

С. 50 упр. 86 – самостоятельное выполнение

Рефлексия-

Чем вам понравился урок?

- На уроке я узнал (а) …

- Продолжите: после урока мне захотелось…

-Если вы затрудняетесь определить, что обозначает фразеологизм, каким словарем  будете пользоваться?

 

Домашнее задание

Записать 3 фразеологизма с их значением. Пользоваться словарём фразеологизмов.

Спасибо за работу!!!! Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а рабо


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока во 2 классе "Фразеологизмы"

На данном уроке учащиеся знакомятся с фразеологизмами, их ролью в русском языке, учатся использовать их в своей речи....

Презентация к разработке урока по математике 1 класс Конспект урока по математике1 класс по программе "Школа 2100", авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым.

Презентация к уроку по математике 1 класс по программе "Школа 2100" , авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым....

Конспект урока ИЗО 4 класс. Тема урока: «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Круглый японский веер» (обобщающий урок)

Изобразительное искусство. 4 класс.Программа и УМК  Б.М Неменского «Школа России».Тема урока:  «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.  Круглый японский веер» ...

План-конспект уПлан-конспект урока Математики 4 класс Единицы массы. Тонна. Центнер.

План-конспект урока Математики 4 класс Единицы массы. Тонна. Центнер.Предметные задачи: 1. Организовать деятельность учащихся по планированию изучения темы: « Единицы массы. Тонна. Центнер»...

Конспект урока "Фразеологизмы"4 класс

Конспект урока "Фразеологизмы...

конспект урока "Фразеологизмы" 3 класс

Папка содержит технологическую карту урока и дидактический материал...