Конспект урока "Фразеологизмы"-3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Конспект урока для 3 класса по УМК " Школа России"- "Фразеологизмы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_urokafrazeologizmy.docx | 618.93 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» город Сергиев Посад
Открытый урок
в 3-В классе
по русскому языку
тема«Фразеологизмы»
Подготовила учитель 1 квалификационной категории
Маркова Наталия Васильевна
2019 год
Тема: «Фразеологизмы»
Цель: овладение основами знаний о фразеологизмах, обогащение фразеологического запаса учеников, воспитывать любовь к родному языку, его красоте и многозначности.
Задачи:
- развивать умение находить фразеологизмы в тексте и в предложении, наблюдать за значениями фразеологизмов и объяснять их;
- учить работать с фразеологическим словарём;
развивать умение употреблять фразеологизмы в речи.
Тип урока: открытие новых знаний
Планируемые результаты
Личностные: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком; понимание нравственного содержания поступков окружающих людей.
Предметные: познакомить учащихся с понятием «фразеологизмы», учить узнавать в речи фразеологизмы, выяснить какую роль играют фразеологизмы в нашей речи; воспитывать культуру речи.
Метапредметные:
- познавательные-умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; проводить анализ, сравнение, обобщение и классификацию изученных объектов;
- коммуникативные- строить высказывание, учитывать другое мнение и позицию, договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре); формулировать собственное мнение и позицию; адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;
- регулятивные - умение прогнозировать предстоящую работу; осуществлять действие самоконтроля и взаимоконтроля адекватно оценивать качество, последовательность действий, выполняемых, производить сравнение данных операций.
Формы работы на уроке: парная, индивидуальная, коллективная, фронтальная.
Оборудование:
1. Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку, приложение к учебнику на электронном носителе (CD).
2. Раздаточный материал: карточки с заданиями для работы в парах, индивидуальные карточки с заданиями,карточки с названием команд.
3. Учебник «Русский язык» 3 класс (Канакина В.П.), Москва: Издательство «Просвещение»: 2016г., 1часть. ,словари «Фразеологизмы».
Ход урока
I этап. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
II этап. Актуализация знаний.
1)Чистописание
Ч Ч Ч….
Колокольчик однозвучный утомительно гремит.
(Выделить основу предложения, назвать словосочетания, многозначное слово).
2)Индивидуальная работа
2 ученика –у доски
Соедини синонимы парами шалун квакушка птичка ураган лягушка озорник ветер птаха Какие слова называем синонимами? | Соедини антонимы парами Добрый молчать Кричать ругать Друг злой Хвалить враг Какие слова называем антонимами? |
2 ученика работают на месте по карточке
Вставь буквы,запиши проверочное слово. Т…мнеет (_______________). Влажные туманы над сонным оз…ром (_____________)встают, И бледных тучек караваны Л…ниво (___________) по небу идут. | Вставь буквы, запиши проверочное слово. Высоко поднялся и б…леет(_____________) Полумесяц в бледных н…бесах(____________). Сумрак ночи прячется в л…сах(_____________). Из долин з…лёных (_________) утром веет. |
Для этих учеников дополнительные вопросы:
1.Виды предложений по цели высказывания;
2. Виды предложений по интонации.
Все работают с учителем. Записываем слова с простукиванием опасных мест, объясняем орфограмму.
Н…сить, с…нтябрь, к…пуста, луж…., сапо…,ч..йник, белоч..ка,друз..я,кот …еополь…, в…дупле.
(Оцениваю работу учеников.)
III этап. Мотивация познавательной деятельности
Слушают выступление ученика:
Проснулся я сегодня НИ СВЕТ НИ ЗАРЯ.
Перекусил ЧЕМ БОГ ПОСЛАЛ.
СЛОМЯ ГОЛОВУ бросился в школу.
Всю дорогу бежал НИ ЧУЯ НОГ ПОД СОБОЙ.
Спешил я так потому, что сегодня на первом уроке контрольная намечалась, опаздывать нежелательно, а школа у нас ЗА ТРИДЕВЯТЬ ЗЕМЕЛЬ находится.
Бежал я СМЕТАЯ ВСЕ НА СВОЕМ ПУТИ.
Да все равно В КАЛОШУ СЕЛ - забыл дома учебник.
Пришлось возвращаться ПОВЕСИВ ГОЛОВУ.
Учебник СХВАТИЛ В ОХАПКУ да бегом снова в школу.
Бегу, опаздываю чувствую: контрольная -то уже НА НОСУ.
Забегаю в класс КРАСНЫЙ КАК РАК.
Устал, вспотел, да еще понимаю, что не готов к контрольной: просто НЕ В ЗУБ НОГОЙ.
А тут еще учитель на меня смотрит КАК УДАВ НА КРОЛИКА и говорит: "Ну, что же, Петров, даже контрольную умудряешься проспать".
А я стоя и молчу КАК ВОДЫ В РОТ НАБРАЛ.
А что тут скажешь? Учитель - есть учитель!
-В основе этого случая лежит интересное явление языка, которое называется «фразеологизмы».
- Слышали ли вы когда-нибудь это слово? Знаете, что оно обозначает? Хотите узнать?
Кто из вас может сформулировать тему урока? Правильно, «фразеологизм».
Физ.минутка
Игра с движениями
«Баба сеяла горох»
(Все вместе поют и делают то, что и «баба» в песне.)
Баба сеяла горох.
Прыг-скок, прыг-скок.
Обвалился потолок. Прыг-скок, прыг-скок.
Баба шла, шла, шла,
Пирожок нашла. Села, поела, опять пошла.
Баба встала на носок, а потом на пятку,
Стала русского плясать, а потом вприсядку.
IV этап. Учебно-познавательная деятельность
-Запишем тему в тетрадь.
Читаем фразеологизмы (из презентации)
Так говорят об умном человеке.
Запись фразеологизмов (2 фразеологизма на выбор)
Учитель: Фразеологические обороты не допускают изменения порядка слов. Слова в устойчивых выражениях тесно связаны между собой и расположены друг за другом в строго установленном порядке. Их рассматривают как одно целое,а не каждое слово отдельно.
Фразеологизмы часто встречаются в разговорной речи, в художественной литературе с целью создания образности, выразительности, шутливости, точности мысли». –
- Работа по учебнику-устно
С. 49 упр. 83
Словарная работа «тапир»- помесь кабана и гиппопотама. Тапир хорошо плавает. У них на передних ногах четыре, а на задних-три пальца. На Земле существует только четыре вида тапиров.
Работа с выражением «повесил нос».
С.49 Читаем информацию от тётушки Совы
Усваивают значение нового слова «тапир».
Учатся объяснять фразеологизмы с опорой на текст.
Учатся выделять главное в правиле, подбирать свои примеры.
Развивают умение находить фразеологизмы, определять их значение
3.)Знакомство со словарём фразеологизмов.
-Фразеологизмы записаны для удобства в алфавитном порядке.(Упражняются)
-Лить как из ведра.
Посмотрим ,как можно изобразить фразеологизмы..
2)работа в парах, каждая пара получает лист с заданием.
1 ряд (команда) «СОВЁНОК»
.Записать фразеологизмы с их значением (из словаря) в тетрадь.
Развесить уши- ………..
Выполните крупно иллюстрацию, отражающую устойчивый оборот.
2 ряд «ДРУЖБА»
.Записать фразеологизмы с их значением (из словаря) в тетрадь.
Два сапога пара-………
Выполните крупно иллюстрацию, отражающую устойчивый оборот.
3 ряд «ЗНАТОКИ»
.Записать фразеологизмы с их значением (из словаря) в тетрадь.
Водить за нос-……….
- Выполните крупно иллюстрацию, отражающую устойчивый оборот.
Класс по иллюстрации узнаёт фразеологизм каждой команды.
-Также фразеологизмы можно показать и мимикой, жестами.
5.Из истории появления фразеологизмов.
Историю многих устойчивых оборотов нам объяснить уже трудно, появились они очень давно. Учитель даёт историческую справку к следующим устойчивым оборотам: спустя рукава, засучив рукава, попасть впросак.
Выражения спустя рукава и засучив рукава зародились в те далекие времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами: у мужчин они достигли 95 см, а у женщин были длиннее на 40 см. Попробуйте поработать в одежде с такими рукавами, получится плохо. Чтобы дело спорились, рукава надо засучить. Народ приметил это и стал говорить о людях, которые делали что-нибудь лениво, нехотя, медленно, что они работают спустя рукава. О спором, умелом работнике и теперь говорят, что он работает, засучив рукава, хотя рукава могут быть такими короткими, что их и засучивать не надо.
Выражение попал впросак возникло тогда, когда мастеровой люд вил веревки на специальном станке, называемом просак. Зазеваешься, будешь невнимательным, попадет в станок пола или длинный рукав, не сразу выберешься. Хорошо, что сам жив останешься, лишь одежду испортишь. Вот и теперь говорят: попал впросак – “попал в неудобное положение”.
Закрепление
Страничка для любознательных. Как возникли фразеологизмы?
С. 51 учебника
С. 50 упр. 86 – самостоятельное выполнение
Рефлексия-
Чем вам понравился урок?
- На уроке я узнал (а) …
- Продолжите: после урока мне захотелось…
-Если вы затрудняетесь определить, что обозначает фразеологизм, каким словарем будете пользоваться?
Домашнее задание
Записать 3 фразеологизма с их значением. Пользоваться словарём фразеологизмов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока во 2 классе "Фразеологизмы"
На данном уроке учащиеся знакомятся с фразеологизмами, их ролью в русском языке, учатся использовать их в своей речи....
Презентация к разработке урока по математике 1 класс Конспект урока по математике1 класс по программе "Школа 2100", авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым.
Презентация к уроку по математике 1 класс по программе "Школа 2100" , авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым....
Конспект урока ИЗО 4 класс. Тема урока: «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Круглый японский веер» (обобщающий урок)
Изобразительное искусство. 4 класс.Программа и УМК Б.М Неменского «Школа России».Тема урока: «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Круглый японский веер» ...
План-конспект уПлан-конспект урока Математики 4 класс Единицы массы. Тонна. Центнер.
План-конспект урока Математики 4 класс Единицы массы. Тонна. Центнер.Предметные задачи: 1. Организовать деятельность учащихся по планированию изучения темы: « Единицы массы. Тонна. Центнер»...
Конспект урока "Фразеологизмы"4 класс
Конспект урока "Фразеологизмы...
конспект урока "Фразеологизмы" 3 класс
Папка содержит технологическую карту урока и дидактический материал...