Кружковая работа по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (3 класс)
Письмо — это вид речи. Цель письма состоит в передаче мыслей пишущего. Обучение грамотному письму – составная часть всего содержания обучения родному языку в начальных классах. Письменная речь, наряду с говорением, представляет собой экспрессивный вид речевой деятельности и выражается в фиксации определенного содержания графическими (письменными) знаками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhkovaya_rabota_po_r_yaz_-_1ch_v_ned.docx | 61.92 КБ |
Предварительный просмотр:
«Никифоровская средняя общеобразовательная школа №1»
Согласовано Утверждено
на Управляющем Совете приказ №282
протокол № 6
28 . 08. 2020 г. от « 26 » августа 2020г.
Председатель Директор школы
____________Дубовицкая Л.П. ____________Н.М.Добрынина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Тайна слова»
для обучающихся 3 «Б» класса
срок обучения – 1 год, количество часов – 1 час в неделю
Составитель:
Малова Г.Н.
учитель начальных классов
р.п. Дмитриевка 2020 г
Пояснительная записка
Актуальность ,практическая значимость, новизна и педагогическая целесообразность программы
Язык, как средство общения возник и существует, прежде всего, как звуковой язык, и владение его звуковым строем является обязательным условием общения в любой его форме.
Письмо — это вид речи. Цель письма состоит в передаче мыслей пишущего. Обучение грамотному письму – составная часть всего содержания обучения родному языку в начальных классах. Письменная речь, наряду с говорением, представляет собой экспрессивный вид речевой деятельности и выражается в фиксации определенного содержания графическими (письменными) знаками.
В современной школе главнейшая задача обучения русскому языку младших школьников - формирование орфографической грамотности. Она является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивая точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении. Сформировать грамотное письмо учащихся – задача не из легких. Довольно часто школьники хорошо усваивают теорию, но страдают от неумения грамотно писать. По словам Д.Н Богоявленского, орфографический навык, как и любой другой, – это “автоматизированные компоненты сознательной деятельности”. “Сознательная деятельность” осуществляется на основе знания правил и правильного их применения”.
Из практики обучения в начальных классах известно, что орфографическая грамотность учащихся не достигает достаточно высокого уровня, о чем свидетельствуют результаты итоговых контрольных работ по русскому языку, проводимых в начальных классах. Такое качество грамотности вызывает тревогу у учителей, родителей и, наконец, у общественности.
Занятия по русскому языку «Секреты орфографии» для учащихся 4 класса составлены на основе:
- сборника программ для начальной образовательной школы система
Д. Б. Эльконина – В.В. Давыдова. -М.:Вита-Пресс, 2010г
- учебника «Русский язык», В.В.Репкин, Е.В.Восторгова, Т.В.Некрасова.
Данная программа занятий по русскому языку носит познавательный характер. Курс построен таким образом, чтобы познакомить учащихся с историей письменности и правилами русского правописания.
Содержание курса «Секреты орфографии» органично соединяется с содержанием таких предметов, как история, география, литературное чтение, информатика.
Цель программы: углубление знаний обучающихся по грамматико-орфографическим темам программы по русскому языку.
Задачи:
1.Познакомить учащихся, как возникла письменность, что обозначается в русском языке буквами.
2.Раскрыть «секреты» орфографии.
3.Научить ребёнка безошибочно определять место орфограммы и решать орфографические задачи.
4.Научить составлять и применять на практике инструкции к орфографическим правилам.
5.Расширить знания учащихся по предмету.
Сведения о сроках реализации программы
Предлагаемый курс рассчитан на 1 год обучения- 4 класс (68ч).
Режим занятий в год ,периодичность, продолжительность одного занятия.
Занятия с детьми проводятся два раза в неделю.
Возрастная характеристика группы, на которую рассчитана программа.
Занятия по русскому языку «Секреты орфографии» для учащихся 4 класса
Формы и виды контроля, подведение итогов работы.
Контроль проводится в виде фронтального опроса, открытых занятий, выставки творческих работ учащихся. Контроль позволяет определить эффективность обучения по программе, обсудить результаты, внести изменения в учебный процесс. Контроль позволяет детям, родителям, педагогам увидеть результаты своего труда, что создает хороший психологический климат в коллективе.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
- занимательность;
- научность;
- сознательность и активность;
- наглядность;
- доступность;
- связь теории с практикой;
- индивидуальный подход к учащимся.
Ожидаемые результаты реализации программы
В результате изучения курса учащиеся должны
знать:
- возникновение письменности;
- что обозначается в русском языке буквами;
- «секреты» правописания в русском языке
уметь:
- безошибочно определять место орфограммы и решать орфографические задачи;
- составлять инструкции к орфографическим правилам;
- тренировать различные виды памяти, чтобы писать грамотно
использовать:
- приобретенные знания и умения в практической деятельности
Учебно-тематический план.
Разделы программы | Всего, час | Количество часов | |
теория | практика | ||
Дорога к письменности. | 6 | 2 | 4 |
Кто-кто в алфавите живёт? | 12 | 4 | 8 |
В путь за «главным» правилом! | 13 | 3 | 10 |
«Фонемные» и «нефонемные» правила. | 8 | 1 | 7 |
Как запомнить правило? | 6 | 2 | 4 |
Память и грамотность. | 2 | 2 | |
Из чего строятся слова? | 6 | 1 | 5 |
Смотри в корень! | 15 | 2 | 13 |
Итого | 68 | 15 | 53 |
Содержание образовательной программы.
Дорога к письменности.(6ч)
Теория (2ч): Как обходились без письма?
Древние письмена.
Практика (4ч): Выполнение практических, творческих, исследовательских работ.
Кто-кто в алфавите живёт?(12ч)
Теория (4ч): Как возникла наша письменность? Меня зовут фонема. Для всех ли фонем есть буквы? Способ определения фонемного состава слова.
Практика (8ч): Тренировка памяти, чтобы писать грамотно. Выполнение практических, творческих, исследовательских работ.
«В путь за главным правилом!»(13ч)
Теория (3ч): «Ошибкоопасные» места.
Практика (10ч): Тайна фонемы. Опасные согласные. На сцене гласные. «Главное» правило. Выполнение практических, творческих, исследовательских работ.
«Фонемные» и «нефонемные» правила.
Теория (3ч): «Фонемы повелевают буквами». Когда ь пишется, а когда не пишется?
Практика (10ч): Правило о непроизносимых согласных - «фонемное»! «Фонемы повелевают буквами». Когда ь пишется, а когда не пишется? 1.Ь для обозначения на письме мягких фонем:
- ь на конце слова;
- ь перед твёрдыми согласными;
- ь и его отсутствие перед мягкими согласными;
- отсутствие ь в сочетаниях –чн,-чк,-нч,-нщ.
2.Гласные и, а, у после шипящих.
3.Правописание непроизносимых согласных.
4.Правописание и и ы
после ц.
Как запомнить правило?
Теория (3ч):Как запомнить правило?
Практика (10ч): Учимся составлять и применять в практике инструкции к орфографическим правилам.
Память и грамотность.(2ч)
Практика (2ч): Тренируем зрительную память, слуховую память, двигательную память, речедвигатель-ную память.
Из чего строятся слова?(6ч)
Теория (1ч): «Строительные блоки» для слов называются морфемами.
Практика (5ч): Строительная работа морфем. Где же хранятся слова?
Смотри в корень!(15ч)
Теория (2ч): Корень – общая часть родственных слов.
Родственные слова должны быть связаны по смыслу.
Подбирая родственные слова, надо искать слова без приставок или с другими приставками.
В корнях может происходить чередование согласных или гласных звуков или даже «исчезновение» гласных.
Проверочные слова обязательно должны быть родственными, а не просто похожими.
Практика (13ч): Слова «родственники». Кто командует корнями? Корень и «главное» правило. «Пересаженные» корни.
Методическое обеспечение программы
Методика обучения
Образовательный процесс имеет развивающий характер, т. е. направлен на развитие природных задатков детей, на реализацию их интересов и способностей. Каждое занятие должно обеспечивать развитие личности ребенка. Широко применяются личностно-ориентированные технологии обучения, в центре внимания которых неповторимая личность, стремящаяся к реализации своих возможностей.
Методы обучения:
- словесные - рассказ, беседа
- наглядные - иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные;
- практические — выполнение практических, творческих, исследовательских работ.
- Использование игр, упражнений, задействующих слуховые, зрительные, осязательные рецепторы, способствует углубленному восприятию детьми информации.
- Применение данных методических рекомендаций, позволяет наиболее
- оптимально активизировать внимание детей и способствует успешному освоению детьми программы.
- При работе с учащимися младшего школьного возраста выделяется определённая специфика: творческий и репродуктивный вид деятельности находятся в особом соотношении друг с другом.
- Более глубокому, сознательному и активному отношению к практическим занятиям помогает наглядный материал.
Основные методы и технологии.
- технология дифференцированного обучения;
- развивающее обучение;
- технология обучения в сотрудничестве;
- коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Календарно-тематическое планирование
Дата | Тип урока | Раздел. Тема. | Кол-во часов | Понятийный словарь | Планируемый результат |
Раздел 1: Дорога к письменности. Задачи: 1.Познакомить уч-ся с историей возникновения письменности. | 6ч | ||||
Вводный урок. Постановка учебной задачи. | Как обходились без письма? | 3ч | Древние люди. | ||
Решение учебной задачи. | Древние письмена. | 3ч | Медвежий угол. Медвежья услуга. | ||
Раздел 2: Кто-кто в алфавите живёт? Задачи: 1.Восстановить и конкретизировать знания уч-ся о звуках и буквах. 2.Вспомнить способ определения фонемного состава слова. | 12ч | Фонемы - это звуки -смыслоразличители. | |||
Постановка учебной задачи. | Как возникла наша письменность? | 2ч | Кириллица. Глаголица. | ||
Решение учебной задачи. | Меня зовут фонем а. | 4ч | Фонема. | ||
Решение учебной задачи. | Для всех ли фонем есть буквы? | 6ч | |||
Раздел 3: «В путь за главным правилом!» Задачи: 1. Вспомнить основной закон русского письма и общее орфографическое правило. 2.Развивать орфографическую зоркость уч-ся. | 13ч | Буквой мы записываем фонему в сильной позиции. Чтобы согласная (глухая или звонкая) фонема оказалась в сильной позиции, надо поставить её перед звуками – «волшебниками»: сонорными согласными, или в, или гласными. | |||
Решение учебной задачи. | «Ошибкоопасные» места. | 3ч | «Ошибкоопас- ные» места. | ||
Решение учебной задачи. | Тайна фонемы. | 3ч | Чередования. | ||
Решение учебной задачи. | Опасные согласные. | 4ч | Опасные согласные. | ||
Решение учебной задачи. | На сцене гласные. | 2ч | |||
Решение учебной задачи. | «Главное» правило. | 1ч | Слабая, сильная позиции в слове. | ||
Раздел 4: «Фонемные» и «нефонемные» правила. Задачи: 1.Познакомить уч-ся с некоторыми орфографическими правилами, в которых «командуют» фонемы. 2.Вспомнить согласные, которые образуют пары по твёрдости – мягкости. 3.Повторить правило о непроизносимых согласных. | 8ч | Большинство правил в русском языке – «фонемные». В них «фонемы повелевают буквами». Бывают и «нефонемные» правила: 1.Ь для обозначения на письме мягких фонем:
2.Гласные и, а, у после шипящих. 3.Правописание непроизносимых согласных. 4.Правописание и и ы после ц. | |||
Постановка учебной задачи. | «Фонемы повелевают буквами» | 1ч | Фонемное правило. | ||
Повтор. Решение частных задач. | Когда ь пишется, а когда не пишется? | 2ч | Мягкие фонемы. | ||
Повтор. Решение частных задач. | Ваши старые знакомые. | 2ч | Мягкие согласные. | ||
Повтор. Решение частных задач. | Правило о непроизносимых согласных - «фонемное»! | 2ч | Непроизносимые согласные. | ||
Повтор. Решение частных задач. | «Нефонемное» правило. | 1ч | «Нефонемное» правило. | ||
Раздел 5:Как запомнить правило? Задачи: 1. Научить уч-ся составлять и применять в практике инструкции к орфографическим правилам. | 6ч | Составлять и применять инструкции к орфографическим правилам. | |||
Постановка учебной задачи. Решение учебной задачи. | Волшебное средство-«самоинструкция». | 4ч | Самоинструкция. | ||
Решение учебной задачи. | Инструкции к «фонемным» и «нефонемным» правилам. | 2ч | |||
Раздел 6:Память и грамотность. Задачи: 1. Тренировать различные виды памяти, чтобы писать грамотно. | 2ч | Зрительная память. Слуховая память. Двигательная память. Речедвигатель-ная память. План. | Научить тренировать различные виды памяти, чтобы писать грамотно. | ||
Раздел 7:Из чего строятся слова? Задачи: 1.Восстановить и конкретизировать знания учеников о значимых частях слова. 2.Вспомнить способ определения фонемного состава слова. 3.Познакомить уч-ся со словарями. | 6ч | «Строительные блоки» для слов называются морфемами. Их четыре:
Копилки слов – словари, уметь работать с различными видами словарей, использовать: приобретенные знания и умения в практической деятельности. | |||
Постановка учебной задачи. Решение учебной задачи. | Строительная работа морфем. | 2ч | Морфема. | ||
Решение частных задач. | Где же хранятся слова? | 4ч | Словарь. | ||
Раздел 8: Смотри в корень! Задачи: 1.Воспроизвести знания о родственных словах, способ определения морфемного состава слова. 2.Научить ребёнка безошибочно определять место орфограммы и решать орфографические задачи. | 15ч | Корень – общая часть родственных слов. Родственные слова должны быть связаны по смыслу. Подбирая родственные слова, надо искать слова без приставок или с другими приставками. В корнях может происходить чередование согласных или гласных звуков или даже «исчезновение» гласных. Проверочные слова обязательно должны быть родственными, а не просто похожими. | |||
Постановка учебной задачи. Решение учебной задачи. | Слова «родственники». | 3ч | Родственные слова. | ||
Решение частных задач. | Кто командует корнями? | 7ч | Ударение. | ||
Решение частных задач. | Корень и «главное» правило. | 3ч | Проверочное слово. | ||
Решение частных задач. | «Пересаженные» корни. | 2ч | Заимствованные слова. |
Литература и материально-техническое обеспечение программы
1. Алгазина Н. Н. Предупреждение орфографических ошибок учащихся начальных классов. - М., Просвещение, 2001;
2.Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. - 2-ое изд.
- М., Просвещение,1996;
3.Ветвицкий В.Г., Иванова В.Ф. Современное русское письмо.
- М., Просвещение,2004;
4.Гранин Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты орфографии.
- М., Просвещение,2005;
5. Львов М. Р. Основы обучения правописанию в начальной школе.
- М., Просвещение,1999;
6.Львов М.Р. Правописание в начальных классах.
- М.: Просвещение, 2000;
7. Панов М.В. Занимательная орфография. – М.: Просвещение, 2004;
8.Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе.
-М., Просвещение,2002;
9. Реформатский А.А. Введение в языковедение. – М., Аспект Пресс, 2006;
10.Рождественский Н.С. Методика грамматики и орфографии в
начальных классах. - М.: Просвещение, 2001;
11.Сергиевксий А.С. Сопоставление при повторении орфографии.
- М., Просвещение,2000;
12.Энциклопедия для детей. Языкознание. Русский язык. Т. 10.
– М., Аванта+, 2008.
13.Технические средства обучения
14.Экранно – звуковые пособия
Дидактический материал:
- Инструкция к «фонемным» и «нефонемным» правилам
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кружковая работа по английскому языку в 1 классе. Тема занятия - "Цвета"
Основной и главной формой воспитательного часа является игра. Игра помогает максимально использовать благоприятные возможности этого возраста для овладения иностранным языком. В иг...
Рабочая программа по кружковой работе по английскому языку к учебнику Spotlight в 1 классе
Программа расчитана на 2ч. в неделю, для учащихся 1 класса по УМК Spotlight...
Итоговая контрольная работа по русскому языку за курс 2го класса (согласно кодификатору планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку для проведения процедур оценки качества начального
согласно фгоситоговая аттестация 2016 год...
Контрольные работы по русскому языку для 2 класса по русскому языку
Контрольные работы по русскому языку для 2 класса УМК "Школа России"...
1 класс. Русский язык. Контрольная работа по русскому языку.
Контрольная работа по русскому языку 1 класс....
Внеурочное кружковое занятие по русскому языку по теме "Зима - волшебное время года"
Внеурочное кружковое занятие по русскому языку по теме "Зима - волшебное время года"...