Публичное представление собственного педагогического опыта на сайте
методическая разработка по русскому языку (1 класс)

Жемаева Елена Леонидовна

Статья направлена на работу с детьми билингвами в полиэтнических классах

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное  образовательное учреждение высшего образования Московской области

«Академия социального управления»

Кафедра адаптивного образования

        

«Предупреждение и коррекция нарушений

графо – моторных действий письма»

Жемаевой Елены Леонидовны,

г.Москва

2016 г.

Процесс письма сопровождается чрезмерным мышечным напряжением.. Поскольку буквы являются объектом пристального рассматривания, ребёнок инстинктивно старается приблизить глаза к тетради, его голова склоняется, мышцы спины напрягаются, удерживая позвоночник в согнутом положении. В такой позе внутренние органы стеснены и не могут нормально функционировать лёгкие лишены возможности расправиться при вдохе, зачастую дети задерживают дыхание, следовательно, в организм и к мозгу поступает мало кислорода. Пальцы сжимают ручку, причём, некоторые дети делают это так сильно, что у них белеют кончики пальцев. Исследования профессора В. Ф. Базарного доказали, что после 3-4 минут работы напряжённой рукой и в согнутом положении у ребёнка нарушается деятельность сердечно-сосудистой системы, что, естественно, негативно сказывается на здоровье.

С самого начала работы следует постараться снять чрезмерное мышечное напряжение руки и туловища специальными упражнениями, хорошо подготовить их к новому виду деятельности. Для этого и предусмотрен подготовительный этап. В течение этого периода учитель решает следующие задачи развивать зрительное внимание и произвольность зрительного восприятия;
    –развивать ощущение движений руки и артикуляционных органов;
    – учить детей внимательно рассматривать объекты, не приближая к ним глаза;
    – учить детей управлять мышечным напряжением и движениями кисти руки и пальцев;
    – познакомить учеников с правилами письма элементов букв (ровная вертикальная линия, плавное закругление элементов, соблюдение размера и наклона, ритмичность письма под счёт, письмо с нажимом и пр.

Основное содержание подготовительного периода составляют упражнения, направленные на развитие двигательного и зрительного анализаторов и осмысление графо-моторных действий:

• прописывание фигур в воздухе; 

 • усвоение различных способов работы рукой – от крупных движений всей руки до мелких движений пальцами;
    • штриховка, рисование вертикальных, горизонтальных, наклонных, кривых линий;
    • рисование по клеточкам геометрических фигур и бордюров; 
    • написание элементов букв;
    • поиск отличий в двух похожих картинках, фигур в переплетённых линиях и пр.;
    • рассматривание каких-либо предметов, иллюстраций художественных картин и др.;
    • словесное описание внешнего вида элементов букв, способов письма..

Примерные виды упражнений подготовительного периода.

Развитие и коррекция моторных умений

1 Прописывание фигур в воздухе.

Методические приёмы "Обведение фигур в воздухе" и "Рисование бордюров" разработаны психологом М. В. Комбаровой

К факторам, влияющим на успешность овладения каллиграфией, относятся правильная постановка туловища, головы и рук, способ удержания ручки в пальцах, движения кисти, положение предплечья и плеча, оптимальное напряжение мелкой мускулатуры пальцев и кисти. Эффективным средством для развития этих умений является прописывание в воздухе фигур, представленных на рисунке:

http://www.logoped-sfera.ru/img/2004-03-pic10.gif

  1. Подготовительный период начинается с обучения детей выписывать каждую фигуру с 1 по 7 в отдельности. Фигуры 8 – 10 используются позже, ближе к основному этапу и собственно во время основного этапа. Они могут иметь любую конфигурацию в зависимости от конфигурации буквы, с которой работают.

Учитель рисует на доске образец очередной фигуры. Прежде, чем приступить к её выполнению, дети с помощью учителя словесно её описывают. Они определяют точку начала движения, характер воображаемых линий (линии прямые, они не соприкасаются, находятся на равном удалении друг от друга,  и т. п.); обращают внимание на направление движения (сверху вниз или снизу вверх, слева направо или справа налево), отмечают уменьшение амплитуды движений при рисовании «улитки» (5) и «змейки» (6) и т. д.

Затем ученики берут карандаш или ручку и обводят нарисованную на доске фигуру по воздуху тремя способами. Первый – рука выполняет крупные движения от плеча. Второй – рука опирается на локоть, работает только кисть, сгибаясь в запястном суставе, естественно, размер выписываемой в воздухе фигуры уменьшается. Третий – рука опирается на локоть, работают только пальцы, плечевой сустав отводит руку в сторону. Дети прописывают фигуру 4-5 раз каждым из трёх способов, при этом они стоят или сидят, выпрямив спину и не облокачиваясь на спинку стула.

Первые 2-3 минуты они работают с фигурой, нарисованной на доске. Дети рассматривают её, после чего ставят руку на локоть, выпрямляют спину и обводят фигуру несколько раз, работая запястным суставом, и столько раз, работая только пальцами. Затем ученики переключаются на эту же фигуру, изображённую в тетради или на листе бумаги. Они кладут руку на парту, опираясь на внешнее ребро ладони, и ведут кончиком карандаша или ручки в воздухе над фигурой. Два-три раза обводят её, сгибая запястье, и столько же, сгибая пальцы.

С обведения фигур в воздухе целесообразно начинать каждый урок каллиграфии до конца первого года обучения. На это отводится около 5 минут урока. При этом вид и количество фигур для обведения может указывать учитель, либо ученики сами будут выбирать фигуры, с которыми им хочется поработать.

2. Рисование бордюров.

Уроки каллиграфии полезно завершать рисованием цветных бордюров. Эта работа эффективно формирует и развивает умение соблюдать заданный алгоритм действий, распределять внимание между несколькими условиями, самоконтроль, оперативную память. И всё это достигается в менее обязательных и строгих условиях, чем выполнение собственно учебных упражнений. Помимо этого, работа с цветом, который ребёнок выбирает самостоятельно, по мнению психологов, благоприятно влияет на его эмоциональное состояние, позволяет выражать свои чувства, в том числе и отношение к уроку.

Характерной особенностью бордюров является то, что они не имеют ни начала, ни конца, их можно продолжать как вправо, так и влево. Поэтому начинать рисование ребёнок может не только от левого края листа, но и с середины или с четверти строки, а может начать от и левого края строки, но не довести её до конца. Это даёт возможность рисовать один бордюр частями, возвращаясь к нему на других уроках или заканчивая его дома, что развивает память, воображение и позволяет экономить рабочее время на уроке.

  Тактическое письмо (по Д.Б. Эльконину)

Издавна в методике обучения детей письму и чистописанию применялся ритмический (тактический) прием (метод тактирования), т.е. письмо под счет.

Обучение письму по системе Д.Б. Эльконина основано на приеме ритмизированного письма. Тактированное письмо позволяет добиться четкости, плавности, ритмичности и ускоренного темпа. Данный коррекционный прием предназначен для совершенствования графо-моторного компонента письма у учащихся, имеющих особенности двигательной сферы.

Обучение тактированному письму состоит из трех этапов.

1.  Первый этап включает выполнение следующих упражнений: обводка под счет заготовленных образцов рукописных букв через прозрачную кальку; обводка под счет заготовленных образцов рукописных слогов через прозрачную кальку.

2.  На втором этапе учащиеся обводят через прозрачную кальку под счет заготовленные рукописные слова, которые соединены в группы с одинаковой ритмической структурой и ударением (мак, рак, сок, мох), и обводят словосочетания под счет через прозрачную кальку.

3.  Третий этап включает следующие упражнения: обводку под счет предложений через прозрачную кальку, стихов и микротекстов. На основании этих рекомендаций составлена рабочая тетрадь для формирования графо-моторного компонента письма, предназначенная для работы с учащимися начальных классов общеобразовательной школы.

 Упражнения на развитие мелкой моторики

Результаты исследований указывают на то, что состояние двигательной сферы существенно влияет на процесс овладения письменной речью и графо-моторную компетентность. В формировании и коррекции этих навыков важно развитие мелкой моторики, которое предполагает работу над координацией движений пальцев рук.

а) массаж и самомассаж рук (с мячом - ежиком)

б) Пальчиковые игры

Очень эффективны и любимы детьми пальчиковые игры.

Также развитию мелкой моторики помогает разнообразная предметная деятельность (застегивание и расстегивание пуговиц, шнуровка на рамках, игры с мозаикой, конструктором, пробками, перебирание круп зерен и т.д.) тоже способствует развитию мелкой моторики.

Литература:

1.Мисаренко Г.Г. Методика обучения младших школьников русскому языку с коррекционно – развивающими технологиями. Учеб. пособие для студентов пед. учебных заведений. – М. Академия, 2004.-336с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного педагогического опыта

Применение современных образовательных технологий на уроках в начальной школе....

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя начальных классов "МОУ "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №38"

В публичном представлении собственного опыта представляю наработки над проблемой "Использование современных технологий на уроках и во внеурочной деятельности"....

Публичное представление собственного педагогического опыта

Публичное представление моего опыта работы...

Публичное представление собственного педагогического опыта «Формирование мыслительной деятельности младших школьников средствами технологии развития критического мышления» (на примере метода ролевой игры «Шесть шляп мышления»).

Новые образовательные стандарты нам говорят о том, что ученик, выходя из стен начальной школы должен овладеть умением учиться. Только используя в педагогической деятельности новые приёмы и современные...

Публичное представление собственного педагогического опыта

Представлен опыт моей работы, где раскрывается практическая и теоретическая его часть....

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя начальных классов Душкиной Екатерины Александровны

Представление педагогического опыта учителя начальных классовДушкиной Екатерины Александровны Тема: «Использование ИКТ на уроках в начальной школе для развития познавательной деятельности у...

Публичное представление собственного педагогического опыта

Использование технологии проблемно-диалогического обучения как средства достижения планируемых результатов освоения ФГОС НОО....