Виды словарной работы на уроках русского языка в начальной школе
статья по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)
Предварительный просмотр:
Виды словарной работы на уроках русского языка в начальной школе
Словарная работа - это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка.
А.В. Текучев.
Формирование орфографической грамотности является одной из главных задач обучения русскому языку в начальной школе. В программе каждого класса предусматривается обязательное усвоение ряда слов, правописание которых не проверяются. Научить ребенка писать эти слова без ошибок – одна из сложнейших задач, стоящих перед учителем.
Усвоение написания трудных слов требует многократных систематических упражнений, которые связываются со всеми видами письменных работ учащихся. Навык написания этих слов, с одной стороны, во многом зависит от словарных возможностей детей, их активного словаря, с другой - изучение таких слов и выполнение словарно-орфографических упражнений активизируют словарь младших школьников.
Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на половине тетрадной странички, а словарных слов - огромный толстый словарь. Их надо учить и учить, часто возвращаясь к одному и тому же слову. Это работа трудная и кропотливая.
Зачастую определение орфограммы у ребят не вызывает особых затруднений. Однако необходимость применить давно знакомое правило в несколько неожиданных условиях оказывается для многих неразрешимой задачей.
Работа со словами с непроверяемыми написаниями проходит в несколько этапов:
I этап - предъявление нового слова
I I этап - работа над запоминанием правописания слова
I I I этап - включение нового слова в активный словарь младшего школьника
IV этап - проверка уровня усвоения правописания слов с непроверяемыми орфограммами.
Чтобы ученик смог свободно овладеть словарным материалом и безошибочно применить его на практике, необходимо постараться использовать одно и то же слово в разнообразных видах (вариантах) упражнений 5-8 раз.
- Чистописание – проводится ежеурочно (кроме контрольных работ)
Ученики прописывают предложенные учителем буквы, элементы букв и их соединения. Затем дается задание: записать словарные слова с данным сочетанием (например, – оро- (с оро ка, в оро на, в оро бей, ск оро , г оро х, г оро д; записать словарные слова, в которых есть две буквы « д » ( о д наж д ы, о д еж д а); записать наречия, которые заканчиваются буквой « а» (слев а , справ а , издалек а ) и т. д.
- Узнать предмет по описанию.
Орудие труда с длинной ручкой и плоским широким концом. Применяется для рыхления земли. (ЛОПАТА)
- Отгадать ребусы, кроссворды.
- Предъявление слова- синонима или антонима.
быстро - медленно
конец – начало
справа - слева
- Анаграмма - способ перестановки букв, в результате которого получается новое слово или сочетание слов.
урожай - жаурйо
огород - доогор
овощи - щоиво
- Нахождение лишнего слова в строке
1) тетрадь, пенал, телефон, карандаш
2) капуста, помидор, морковь, солома
3) автомобиль, урожай, трамвай, самолет;
- Игра «Собери слово из слогов»
ПУС КА ТА
РОЗ МО
ТОР ТРАК
- Игра «Угадай слово»
Учитель показывает карточки, на которых написан первый слог нужного слова. Учащиеся записывают составленные слова, начинающиеся на слог «го-»…
(го - род реть рох ризонт )
- Уточнение лексического значения слова:
а) обращение к толковому словарю
«ТЕТРАДЬ» - слово произошло от греческого «тетро» – «сложенный вчетверо». Попробуйте перегнуть лист пополам, а потом ещё раз пополам. Остаётся разрезать эту книжечку и сшить посередине: тетрадь готова. В ней будет четыре листа. Именно такими были первые тетради.
б) через контекст (выявление многозначности слов)
Продырявят все листочки, все цветочки обгрызут……
И по рытвинам да кочкам - пушку в битку повезут…….
- Этимологическая справка - объяснение происхождения слова
Слово «ТРАМВАЙ»
«Трам» - фамилия человека, придумавшего тележку, которая ехала по рельсам
«Вай» - в переводе с английского языка означает путь
- Картинки- ассоциации
П….. М И Д О Р
К …..Р З И Н А
П …..Р Т Р Е Т
- Запоминание правописания групп слов, связанных тематически
Растения: яблоня, осина, малина, береза….
Школа: алфавит, карандаш, класс, пенал, тетрадь, ученик
Птицы: воробей, ворона, снегирь, сорока
Животные: заяц, корова, лисица, лягушка
- Слова ассоциации (возникающая связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями... )
г А зета – бум А га, г А з
м А шина – шин А, М а ши
к А пуста - з А яц
- Разделить слова на слоги и поставь ударение
мед/ве/жо/нок, во/ро/бей, соловей, заяц, корова, ворона, лисица, медведь, петух, медведица, сорока, лягушка, собака
- Записать по алфавиту
соловей, ворона, петушок, петух, воробьиха, сорока, воронёнок, воробей, ворон, соловушка, воробушек
- Разделить слова на группы. Подумай, сколько разных вариантов разделения слов на группы ты можешь предложить?
воробей, ворона, петух, сорока, соловей, заяц, корова лисица, медведь, собака, воробей, ворона, заяц корова, лисица, медведь, петух, собака, сорока, соловей
- Игра «Цепочка слов»
Учитель называет первое слово, дети продолжают цепочку:
каждое последующее слово должно начинаться с последней буквы предыдущего. Записывают 6 – 8 слов. Предложивший слово комментирует его.
Например: береза, автобус, сахар, рисунок, коллектив, вагон, народ, деревня.
- Игра «Распутай слова»
Вот так горе, вот беда!
Как запутались слова.
Все они из трех слогов
Кто помочь словам готов?
Бе, ка, ло, ран, со, мо, рё, даш, ко, ка, за, ба (береза, карандаш, молоко, собака)
- Игра «Замени одним словом»
Надпись на конверте с указанием места назначения и получателя. (адрес)
Седьмой день недели. (воскресенье)
Самое любимое время в течение учебного года. (каникулы)
Тот, кто совершает поездку на каком-нибудь виде транспорта, не являясь водителем, пилотом, а также членом экипажа. (пассажир)
Средство передвижения: самоходная колесная машина для езды по безрельсовым путям, имеющая помещение для водителя, пассажиров, грузов. (автомобиль)
Таблица или книжка с перечнем всех дней в году (календарь)
- Игра « Шифровка»
Словарное слово, с которым познакомились на уроке, записывается в столбик. На нужную букву этого слова вспоминаем ранее изученные словарные слова.
З – завод
А – адрес
В – вдруг
Т – товарищ
Р – расстояние
А – автобус
- Запиши слова «НАОБОРОТ»
акорос, цяаз, доваз, акйенил
- Слова с «окошками»
Учитель показывает карточки со словами,
с пропущенной орфограммой.
г*рой адр*с ур*жай р*кета ябл*к* п*нал
- Картинный диктант
Учитель показывает карточку, а учащиеся выполняют действия в определённой последовательности:
1) называют изображённый предмет
2) объясняют правописание слова
3) записывают слово
4) ставят знак ударения
5) выделяют в нём безударную гласную
- Выборочный диктант
Учитель читает несколько слов, ученики выписывают только слова по заданному признаку:
женского рода (капуста, огурец, помидор)
единственного числа (коньки, хоккей, лыжи)
1 склонения (запад, сирень, осина)
Дети записывают только слова с непроверяемой безударной гласной.
По шоссе едет автомобиль.
Ребята развели у реки костер.
Дежурный следит за порядком в классе.
- Творческий диктант
Учащимся предлагается заменить определение одним словом.
Главный город России (Москва);
Инструмент, которым забивают гвозди (молоток);
Диван, кровать – это…? (мебель)
- Зрительный диктант
Этапы работы
1) слова записываются на доске
2) выделяются орфограммы
3) проговариваются несколько раз
4) записываются по памяти
Подбор слов
1) слова группируются по определённой тематике (карандаш, пенал, тетрадь)
2) слова группируются по определённой орфограмме
- Найди ошибки в словах
Вогзал, васкресене, впиреди, вчира, гарячий, досведание, жолтый.
- Игра «Школа»
(дети выступают в роли учителя, проверяют и исправляют ошибки)
1) индивидуально у доски
2) в тетрадях соседа по парте
Важно помнить, систематическое проведение словарно-орфографических упражнений на уроках русского языка помогает обогащать словарный запас учащихся, вырабатывать орфографическую грамотность, развивать речь школьников, а в целом способствует повышению языковой культуры, формированию у ребёнка внимания, уважения и любви к родному языку.
Литература
#1071;рославцева С.В. Работа над словарными словами в начальной школе. АЙРИС ПРЕСС, М., 2004г.
2. Замирова Л.А. Пособие для работы с трудными словами в начальной школе. ООО Сэр-Вит, Минск, 2001г.
3. Козлова Г.А. Работа со словарными словами в начальной школе. ООО И.Д. «Белый Ветер», Мозырь, 2005г.
4. Сухин И.Г. Занимательные материалы. ВАКО, М.,2004г.
#1046;урнал «Начальная школа: плюс- минус.» №2, №3, №5- 2001г, №4-8 2003г.
6. Иванова В.А. Занимательно о русском языке: пособие для учителя. М., 1997г.
7. Синицына Е.И. Игры и упражнения со словами. М., 1998г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе»
Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся. Овладение словарным составом литературного языка...
НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"
СодержаниеВведениеГлава I. Исторические и психолого-педагогические основытемы « Словарная работа на уроках русскогоязыка в начальных классах ».1. История развития ведущего вопроса темы.2. Психолого-пе...
Доклад "Использование мультимедийных пособий в словарной работе на уроках русского языка в начальной школе"
Доклад "Использование мультимедйных пособий в словарной работе на уроках русского языка в начальной школе"...
Курсовая работа Тема: «Организация словарной работы на уроках русского языка в начальной школе»
В этоей работе я постаралась как можно полнее осветить вопрос о работе со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе.Работая над этой темой, я пришла к выводу, что словарная работа ...
Статья "Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе с учетом внедрения ФГОС."
В статье изложен опыт работы со словарными словами в начальной школе....
Доклад :Виды словарной работы на уроках русского языка в начальной школе
Виды словарной работы на уроках русского языка в начальной школе...
Виды словарной работы на уроках русского языка в начальной школе.
Доклад на тему "Виды словарной работы на уроках русского языка"...