3-склонение имен существительных
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Тамара Алексеевна Охотникова

Конспект урока по русскому языку для 4 класса на тему "3-е склонение имен существительных"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yaz._4_kl_3-e_skl_im._sushchestv.docx26.6 КБ
Office presentation icon 3_skl.sushch._klass.ppt572 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Охотникова Т.А.                                               Дата: 19.11.2019 г.

Урок: русский язык.

Тема урока: 3-е склонение имён существительных.

Цели:                                                                                                                                 - познакомить с признаками имён существительных 3-го склонения;                      - формировать умение распознавать имена существительные 3-го склонения; - повторить правила написания мягкого знака на конце существительных после шипящих;                                                                                                                       -воспитывать нравственные качества: доброту, отзывчивость.

Формируемые УУД:                                                                                                      п.- самостоятельное выделение и формирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; выдвижение гипотез и их обоснование;                                                                                                                        к.- инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра;                                                                         р.- постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;                   л.- нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Оборудование: учебник «Русский язык» (1 часть) автор В.П.Канакина, доска, карточки, ноутбук с проектором, презентация.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы: словесный, частично-поисковый, проблемный.

Методические приёмы: беседа, слово учителя, работа с книгой, синтез, анализ, сравнение.
                                       

Ход урока.
I.Организационный момент.

1.Приветствие.      

Начнем урок с хорошего настроения, поделимся им друг с другом. Улыбнитесь друг другу.  На уроке не зевайте, четко, внятно отвечайте.

II.Актуализация знаний.
1. Игра  «Узнай падеж»    (Слайд 2)

Форма какого падежа является начальной?           И.п.

Какой падеж не употребляется без предлога?      П.п.

Вопрос кому?                                                            Д.п.

Предлоги   без, для, до, из, у, от.                             Р.п.                    

Вспомогательное слово нет                                     Р.п.

Предлоги к, по                                                           Д.п.

 Подлежащее всегда стоит в …                                И.п.

Вопрос что?                                                      И.п.  В.п.

Предлоги о, об                                                           П.п.

2. Работа по карточкам.

1.Подчеркните имена существительные с безударными падежными окончаниями. Укажите склонение имен существительных.

Из вишни, у реки, перед штормом, по алее, с молоком, к земле, с дороги, в трамвае, о дедушке, на верхушке, за черемухой, на спине, за полем, с собакой.

2.Взаимопроверка. Разбор ошибок. (Слайд 3)

III.Самоопределение к деятельности.
 -Прочитайте группы слов.                               (Слайд 4)

                             Конь                  дверь

                             огонь                 мелочь

                             портфель          сирень

                             шампунь           полынь

-В чем их сходство? (Это существительные с мягким знаком на конце).

- Чем отличаются слова в столбиках? (В первом столбике имена существительные мужского рода, а во втором- женского)

-Образуйте от первых слов форму родительного и творительного падежей. (Нет коня – нет двери, конем – дверью)

-Что вы можете сказать о склонении этих существительных?

(Они склоняются по-разному, имеют разные окончания)

какому склонению относятся слова первого столбика?

Докажите. (Ко 2 склонению- они мужского рода, в начальной форме имеют нулевое окончание.)

-Выделите окончания у слов второго столбика. (У них нулевое окончание)

-Итак, какие существительные записаны во втором столбике? Что их объединяет? (Это имена существительные женского рода с нулевым окончанием.)

- Как вы думаете, к какому склонению они относятся? (Ответы детей)

- Как вы думаете, какая тема этого урока? (Имена существительные 3 скл)

- Сформулируйте задачи урока. (Познакомиться с именами существительных 3-го склонения, научиться распознавать такие существительные)

 IV.Работа по теме урока.

1.Работа по учебнику. Открыли учебники и тетради, напишите число , классную работу.
Выполнение упр.169 (с.96). (Коллективное выполнение. Учащиеся по цепочке выходят к доске, произносят и записывают слова.)
- Какие части речи вы записали?
- Что общего у этих имён существительных?(
У них нулевое окончание, оканчиваются на мягкий знак)
- Укажите род и число имён существительных.
- Какой ещё общий признак вы заметили?(
Все женского рода)

-Назовите признаки имен существительных 3го склонения в начальной форме.

 - Сделайте вывод: как распознавать существительные 1-го склонения и  3-го склонения среди существительных женского рода?

   Чтение правила на с. 97.

 V. Физкультминутка.

- Ребята, я сейчас буду читать слова, а вы если услышите слова 1 скл – хлопайте, если 2 скл – топайте ногами, если 3 скл – вставайте.

Журавль, кость, нос, утка, шалость, дятел, мышь, орел, морковь, солнце, совесть.

VI. Закрепление изученного материала.
1.Работа по учебнику.
Выполнение упр.170 (с.97)

- Прочитайте имена существительные 3-го склонения.  

- По каким признакам определили?

- Что они обозначают? (чувства человека, черты характера)                                            - Какие из этих слов вы бы поставили рядом со словом совесть? (скромность, справедливость, стыдливость, достоинство)

- Почему? А как вы понимаете значение слова совесть? А сейчас я вам зачитаю значение этого слова в толковом словаре.
- Выполните письменное задание к упражнению.

VII. Рефлексия.                          (Слайд 5)                                         
- Игра  «Соберем слова в корзинку- склонение»
- Оцените свою работу на уроке.  
(Слайд 6)       

VIII. Домашнее задание. Выполнить упр.172 (с.97.)    

IX. Подведение  итогов  урока. Выставление оценок.
- Какие имена существительные относятся к 3-му склонению?
- Как определить склонение существительных в косвенной форме?

- Как распознавать существительные 1-го склонения и  3-го склонения среди существительных женского рода?

Самоанализ урока в соответствии с требованиями ФГОС  НОО 

Урок  русского  языка  был проведён в 4 классе, согласно календарно-тематическому планированию.

Тема урока: 3-е склонение имён существительных.

Цели:                                                                                                                                 - познакомить с признаками имён существительных 3-го склонения;                      - формировать умение распознавать имена существительные 3-го склонения; - повторить правила написания мягкого знака на конце существительных после шипящих;                                                                                                                       -воспитывать нравственные качества: доброту, отзывчивость.

       По типу урока - это урок: изучения нового материала

В соответствии с темой урока, целью были выбраны  формы организации учебной работы: фронтальная, индивидуальная, парная. А также использовано оборудование:  медиапроектор, экран, презентация к уроку; карточки с заданием.

Планируемые результаты.


Предметные: обучающиеся  научатся распознавать имена существительные 3 скл.

  • определять грамматические признаки имён существительных — род, склонение, число, падеж;

 Обучающийся получит возможность научиться:

  • самостоятельно выделять и формировать познавательные цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; выдвижение гипотез и их обоснование;                                                                                                                        
  •   участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве 

Метапредметные:

1.       Познавательные: находить необходимую информацию из справочников, вносить корректировку  в выполненное задание

2.       Регулятивные: принимать учебную задачу, планировать действие, осознавать самого себя как движущую силу своего научения.

3.       Коммуникативные: формулировать  понятные высказывания в рамках диалога, используя термины, адекватно использовать речевые средства, устанавливать рабочие отношения.

      Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия  успешности учебной деятельности, формировать навыки само- и взаимо проверки.

 Универсальные учебные действия:   На уроке создавала условия для формирования универсальных учебных действий:

  • Личностные УУД — (способствовала сохранению учебной задачи, развитию заинтересованности в расширении и систематизации знаний, воспитывала желание помочь товарищу, любовь к своему краю.).
  • Регулятивные УУД — В течении урока постоянно старалась ставить проблемные вопросы, подвела ребят к составлению алгоритма, формировала умение сравнивать свое решение с образцом, делать микро- выводы, преодолевать трудности.
  • Познавательные УУД — способствовала развитию навыков анализа, умение сопоставлять , выделять существенные признаки .

Во время подведения итогов, формировала умения оценивать собственную деятельность.

  • Коммуникативные УУД — Воспитывала желание планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь осуществлять взаимный контроль слушать друг друга, желание помочь товарищу. Развивала навык самостоятельной работы в парах , способность к самооценке. Учащиеся самостоятельно сформулировали тему урока и цель, самостоятельно проверяли и оценивали выполненные упражнения.На уроке применяла карточки с заданиями разного уровня сложности. Использовала работу в парах, опираясь на индивидуальные особенности детей.

На уроке использовала технологии:

1. Деятельностного метода:

  • самоопределение к деятельности;
  • актуализация знаний;
  • самостоятельная работа с самопроверкой по эталону;
  • включение в систему знаний и повторения;
  • рефлексия деятельности;

2. Личностное ориентирование:

  • оценка себя, как умелого, знающего ученика, способного многого добиться
  • стимулирование учащихся: хвалю, показываю достижения, обращаюсь к самолюбию ученика.

3. Здоровьесберегающие технологии:

  • состояние психологического микроклимата
  • учет социально-психологического развития

Структура урока была выбрана, на мой взгляд, рациональная, которая была логичной, последовательной, благодаря включению приемов активизации мыслительных процессов ребенка на разных этапах урока. Главным был не переход от одной структурной единицы к другой, а смена активных видов деятельности, объединенных одним сюжетом.

Приемы, применяемые для достижения поставленных задач на уроке: прием сравнения, применение наглядных средств, компьютерной презентации, дифференцированная, самостоятельная деятельность обучающихся на уроке, взаимопроверка.

Мотивация обучающихся поддерживалась и развивалась за счет интересного им тематического содержания урока, атмосферы непринужденности. Ученики были очень активны и вместе с тем дисциплинированны. Рациональность использования времени, и предупреждение перегрузки обеспечивались формой и структурой урока.

  Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока способствовали достижению образовательных целей урока, стимулировали познавательные интересы учащихся.

А чтобы познавательный интерес стал мотивом познавательной деятельности учащихся, я ставила перед учениками посильные познавательные проблемы, для решения которых необходимо выполнять определенные действия, провести анализ, сравнение, обобщение. На некоторых этапах урока использовала компьютерную презентацию, что позволило не только эффективно и полезно использовать время на уроке, но и прививать интерес к предмету. Каждый слайд презентации служил для достижения определенных целей.

Свой урок старалась построить так, чтобы как можно чаще звучал вопрос почему? и как можно чаще дети употребляли бы в своей речи слова "потому что", "поэтому".

Использовала систему дидактических принципов:

  • Принцип деятельности - ребенок не получает готовые знания, а добывает их в результате собственной деятельности.
  • Принцип целостности – изучать явления неразрозненно, а во взаимной связи.
  • Принцип психологической комфортности.


  Каждому ребенку на уроке было комфортно, каждый ученик успешен в своем мнении. На уроке применялась физминутка. Возможности учебного кабинета использованы полностью. Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Применение компьютерных технологий, создание проблемных ситуаций мотивирует учащихся к настрою в работе. Рефлексия учащихся дает осмысление своих действий и самооценку. Доброжелательная обстановка, позитивный настрой на урок, подбор заданий помог каждому ребёнку на занятии продвинуться в своём индивидуальном развитии. Учащиеся на уроке были достаточно активны и мотивированны.

Цели в течение урока были достигнуты.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский язык 4 класс Школа России МБОУ «Маломеминская оош» 4 класс Подготовила: Охотникова Т.А.

Слайд 2

Форма какого падежа является начальной? И.п. Какой падеж не употребляется без предлога? П.п. Вопрос кому? Д.п. Предлоги без, для, до, из, у, от. Р.п. Вспомогательное слово нет Р.п. Предлоги к, по Д.п. Подлежащее всегда стоит в … И.п. Вопрос что? И.п. В.п. Предлоги о, об В.п. П.п. Игра «Узнай падеж»

Слайд 3

Из вишни (1 скл.), перед штормом (2 скл.), по аллее (1 скл.), с дороги (1 скл.), в трамвае (2 скл.), о дедушке (1 скл.), на верхушке (1 скл.), за черемухой (1 скл.), за полем (2 скл.), с собакой (1 скл.)

Слайд 4

конь дверь огонь мелочь портфель сирень шампунь полынь

Слайд 5

Игра «Соберем слова в корзинку- склонение» ДРУЖБА СТРАНА СЕМЬЯ ОБЛАКО СОЛНЦЕ ЗАКАТ БОЛЬ МЫСЛЬ ГРУСТЬ 1 2 3

Слайд 6

Урок полезен, всё понятно. Ещё придется потрудиться. Я всё усвоил на уроке. Мне еще трудно решать задачи, уравнения. Да, трудно всё-таки учиться .

Слайд 7

Спасибо за урок! МОЛОДЦЫ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Три склонения имени существительного. Первое склонение имени существительного».

Закрепление знаний учащихся о правописании и изменении по падежам существительных первого склонения....

Урок по русскому языку «Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных»

Урок по русскому языку «Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных» для 4 класса УМК "Школа России"Цель: дать общее пред...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме «Три склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имен существительных»

Цели: дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе; познакомить с признаками имен существительных 1-го склонения; учить распознавать имена существительные ...

Урок русского языка. 4-й класс.Три склонения имен существительных. Первое склонение имен существительных.

Цель:ознакомление учащихся с тремя типами склонений имен существительных в единственном числе, грамматической категорией имени существительного – 1 склонение.Задачи:Создать условия для «от...

Технологическая карта урока русского языка «Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен существительных»

Данная разработка технологической карты предназначена для проведения урока русского языка в 4 классе на тему: "Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен с...