Урок русского языка "Повторяем признаки имени прилагательного" 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Конспект урока и презентация разработаны по учебнику русского языка Иванова С.В. УМК "Начальная школа 21 века"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povtoryaem_priznaki_imeni_prilagatelnogo._4_kl.docx | 41.4 КБ |
priznaki_prilag_4_kl.pptx | 577.16 КБ |
les_i_ruchey.docx | 115.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 классе по УМК «Начальная школа 21 века»
Учитель: Смирнова М.В.
Место работы: МОУ СОШ №4
Должность: учитель начальных классов
Учебный предмет: «Русский язык»
Класс: 4
УМК: «Начальная школа 21 века»
Тема урока: «Повторяем признаки имени прилагательного»
Педагогическая цель: «Способствовать развитию умения характеризовать имя прилагательное, перечислять его признаки».
Задачи:
- повторить признаки имени прилагательного;
- наблюдать за значением имён прилагательных;
- наблюдать за употреблением в предложениях и в тексте.
Тип урока: урок применение знаний и умений/ решение частной задачи.
Планируемые результаты.
Предметные: употребляют имена прилагательные в нужной форме; фиксируют (графически обозначают окончания); определяют синтаксическую функцию имён прилагательных.
Личностные: осознают необходимость самосовершенствования; учатся понимать причину успеха/ неуспеха учебной деятельности.
Метапредметные:
Познавательные УУД: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, наблюдают, сравнивают, анализируют, делают выводы в процессе исследовательской работы,
Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимают оценку своей деятельности.
Коммуникативные УУД: участвуют в учебном диалоге; аргументированно высказывают свои предположения; соблюдают грамотность речи.
Технологии:
- проблемного обучения,
- развивающего обучения,
- здоровьесбережения,
- диагностика и самоанализ,
- информационно-коммуникативные,
- игровые технологии,
- педагогика сотрудничества.
Основные понятия:
Имя прилагательное. Начальная форма имени прилагательного.
Род, число, падеж имени прилагательного. Краткая и полная форма имён прилагательных. Относительные, притяжательные, качественные прилагательные.
Оборудование: учебник «Русский язык» 4 класс, М: «Вентана-Граф», 2014г. Авторы: С.В.Иванов, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко, В.Ю. Романова; компьютер, презентация, мультимедийный проектор, индивидуальные листы для работы, карточки - помощницы, жетоны.
Ход урока.
1.Мотивация к учебной деятельности (организационный этап).
(1 мин)
- Давайте улыбнемся друг другу. Вы многое узнаете и многому научитесь. Пожелаем друг другу успехов в учении.
- Проверим готовность к уроку. Вспомним правила посадки.
Записываем дату, классная работа. ( Образец - на доске)
За правильные, грамотные и с доказательством ответы будете получать жетоны. Кто получит пять жетонов и более - получит оценку пять, а у кого будет меньше жетонов, сможет заработать свою пятёрку на следующем уроке.
2.Актуализация знаний. (8 мин.)
- Открываем учебник урок № 16. ( Дети ищут страницу сами)
- В каком блоке мы сегодня работаем? ( Как устроен наш язык.)
- Чему будет посвящён наш урок? ( Имени прилагательному)
Учебник. Упр.1 стр.39 (Слайд №4)
- Читаем задание.
- Прочитайте выделенные сочетания.
- Почему в выделенных сочетаниях слов прилагательные лишние?
(В выделенных существительных уже указано на значение слова: малыш – уже и так маленький , лёд- всегда холодный, а кипяток и так горячий. В этих случаях , прилагательное является -избыточным.)
- Да. Прилагательные здесь избыточны, так как дублируют - повторяют значение существительных.
- Что называют имена прилагательные? ( Признаки предметов)
- Почему в оставшихся сочетаниях слов признак, который назван прилагательным, не является лишним?
(Прилагательное уточняет, дополняет предмет, что не является избыточным в невыделенных сочетаниях слов)
Дополнительное задание: ( если успеваем )Слайд№5
(Жетоны).
Учебник стр. 39
Рубрика «Вспомни изученное»
Читаем задание.
- Какие из перечисленных признаков характеризуют имя прилагательное как часть речи? (Слайд №6)
Кто может самостоятельно выбрать признаки имени прилагательного?
А кто затрудняется?
Слайд № 7 (если затрудняются).
- Весёлый человек, весёлая песня, весёлое приключение, весёлые праздники.
- Весёлый человек, весёлого человека, весёлым человеком, о весёлом человеке.
- Весёлый ( человек) – весел (каков?), веселее, очень весёлый.
- Кирпичный ( дом) – сделан из кирпича.
- Мамин, папин (чей?) альбом.
Проверка в форме игры «Посидим - похлопаем»: Я называю признак, а вы хлопаете в ладоши, если это признак имени прилагательного. Если нет, просто сидите.
Слайд №8
Признаки имени прилагательного.
Качественные,
-относительные,
-притяжательные,
-род,
-число,
-падеж,
- полная и краткая форма.
(Если будут ошибки – исправить. Лицо - у местоимений; одушевлённые, неодушевлённые , собственные и нарицательные – у имён существительных)
(Жетоны, у кого нет ошибок)
3. Постановка учебной задачи. ( 2 мин)
- Прочитайте в учебнике тему урока? Слайд№9
(Повторяем признаки имени прилагательного)
- Сформулируйте учебную задачу нашего урока.
(Будем повторять признаки имени прилагательного).
- Посмотрите учебник и скажите, а где встречаются прилагательные? Упр.1 стр.39 (В сочетаниях слов) Упр.3 стр.40 (В тексте)
- Какую ещё задачу будем решать на уроке?
(Мы будем наблюдать за именами прилагательными в сочетаниях слов и предложениях).Слайд №10
- Правильно. Наблюдать за значением имён прилагательных и употреблением их в предложениях.
( Жетоны)
4. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (http://videouroki.net/) На 11 минуте. (2 мин)
А сейчас отдохнём.
5. Усвоение новых знаний и способов действий.
Работа с рубрикой «Давай подумаем» ( 5 мин)
Учебник стр.39
Самостоятельная работа с тестом рубрики.
Детям, которым нужна помощь, выдаю карточку помощницу.
Карточка-помощница тем, кому нужна.
(Нет) (чего?) тени ж.р., ед.ч., Р.п. ( какой?) длинной - ж.р., ед.ч., Р.п
(Вижу) (что?)тень ж.р., ед.ч., В.п. (какую?) длинную - ж.р., ед.ч., В.п
(Нет) (чего?) дня м.р. , ед.ч., Р.п. (какого?) длинного - м.р. , ед.ч., Р.п.
(Вижу) (что?) день м.р., ед.ч., В.п. (какой?) длинный- м.р., ед.ч., В.п
(Нет) (чего?) здания ср.р., ед.ч., Р.п.(какое?) длинного - ср.р., ед.ч., Р.п.
(Вижу) (что?) здание ср.р., ед.ч., В.п.(какое?) длинное - ср.р., ед.ч., В.п
Если дети не сделали
- Читаем задание. Отвечаем на вопросы, высказываем своё мнение. Доказываем. Приводим примеры.
- Если имя существительное женского рода стоит в родительном падеже, единственного числа то, что можно сказать о роде, числе и падеже связанного с ним имени прилагательного? (У связанного с существительным прилагательного род число и падеж будут такими же)
- К постоянным или непостоянным признакам следует отнести род имён прилагательных? (У имён прилагательных род может меняться – весёлая, весёлый, весёлое)
Закончи предложение, выбирая нужное из скобок:
А) имена существительные изменяются по (родам, числам, падежам)
(По падежам, числам)
Б) имена прилагательные изменяются по (родам, числам, падежам)
( По родам, числам и падежам)
Проверка слайд №12
Упр.2 стр.40 учебник. (7 минут)
А) Окончание имён прилагательных.
- Что обозначает знак около упражнения? ( Работа в парах)
- Кто захочет, работает в парах. Помните: один ум хорошо, а два лучше!
Читает задание один из ребят.
- Прочитай, обрати внимание на окончания прилагательных.
- Можно ли только по окончанию определить их род, число, падеж?
- Что поможет ответить на вопрос?
( Нужно попробовать определить род, число и падеж)
- Как можно определить род, число и падеж имён прилагательных в этом упражнении? ( По роду, числу и падежу имени существительного.)
- Работаем. Запишите по образцу : фронтально определяют род число и падеж в образце, а учитель пишет на доске:
(вижу) сильного богатыря – м.р., ед.ч., В.п.
- 1 вариант – списывают 1 и 2 словосочетания и выполняют задание по образцу.
- 2 вариант – списывают 3 и 4 словосочетания и выполняют задание по образцу.
Кто работает быстро, может выполнить задание двух вариантов.
Проверка слайд №13
1 вариант
золотой ключик – м.р., ед.ч., И.п.;
золотой медалью - ж.р., ед.ч., Т.п.;
2 вариант
(нет) сильного ветра – м.р., ед.ч., Р.п.;
(нет)сильного чувства – ср.р, ед.ч., Р.п.;
(Вывод: Определить только по окончанию род, число и падеж прилагательного можно не всегда, так как в некоторых словах окончания одинаковые.)
6. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА на 25 минуте(1 мин.)
Релаксация: смена слайдов с картинами: рек, озёр, морей, ручейков и т. д. под музыку. Встали, потянулись, наклоны в стороны как- будто ветром качает. Мягко спокойно покачались, потянулись, настроились на работу сели.
Рубрика «Вспомни изученное» (3 мин)
Б) Начальная форма имени прилагательного.
(Тест).
- Читаем, думаем, выбираем правильный ответ и доказываем правильность.
Какая форма прилагательного называется начальной?
Выбери правильный ответ.
- Именительный падеж, единственное число.
- Именительный падеж, единственное число, мужской род.
- Именительный падеж.
Проверка слайд №15
Начальная это та форма, в которой слово даётся в словарях.
- Для существительных начальной формой является форма ед.ч., И.п., например: школа, класс, ночь.
- Для прилагательных - ед.ч., м. р., И.п.,
- например: синий, зимний, лисий.
7.Закрепление знаний и способов действий. ( 12 мин)
Упр.3 стр.40. (На выбор 1 или 2 абзац, кто успеет, может сделать больше или всё, у вас 10 минут)
- Спиши текст. ( Без ошибок)
- Употреби имена прилагательные в нужной форме.
- Обозначь их окончания, определи род, число, и падеж.
- Определи каким членом предложения является каждое прилагательное в тексте.
- Сегодня на уроке у нас стоит задача вспомнить грамотность написания окончаний прилагательных? ( Нет, так как мы работаем в разделе «Как устроен наш язык», а не «Правописание»)
Слайд № 16 Памятка: Окончания имён прилагательных.
( Кто плохо видит, памятка есть и в печатном варианте)
Пробегая по (влажный, лесной) темноте, посреди болот и мхов, ручей жалобно роптал, что лес закрывает от него и ( ясный) небо, и (далёкий) окрестность, не пропускает к нему ни (ясный) лучей солнца, ни (шаловливый) ветерка.
Ручеёк не знал, что сначала надо набраться силы под (лесной ) тенью и тогда можно выбежать на (открытый) равнину, но уже не (слабый )ручейком, а (могучий) рекой.
(По К. Ушинскому)
Проверка слайд №17
Все прилагательные в тексте – определения.
Пробегая по влажной лесной (ж.р., ед.ч., Д.п.) темноте, посреди болот и мхов, ручей жалобно роптал, что лес закрывает от него и ясное (ср.р., ед.ч., В.п.) небо, и далёкую ( ж.р., ед.ч., В.п.) окрестность, не пропускает к нему ни ясных (мн.ч. Р.п.) лучей солнца, ни шаловливого (м.р., ед.ч., Р.п.) ветерка.
Ручеёк не знал, что сначала надо набраться силы под лесной (ж.р., ед.ч., Т.п.) тенью и тогда можно выбежать на открытую (ж.р., ед.ч., В.п.) равнину, но уже не слабым (м.р., ед.ч., Т.п.) ручейком, а могучей (ж.р., ед.ч., Т.п.) рекой.
(По К. Ушинскому)
Без ошибок – оценки.
8.Рефлексия учебной деятельности. (2 мин)
Слайды18-19
Лист самооценки знаний. Ф.И. | + или - | Запишите количество жетонов. | Нарисуйте смайлик настроения. |
Я знаю, что такое имена прилагательные | |||
Я знаю, на какие вопросы отвечают имена прилагательные | |||
Я знаю признаки имён прилагательных. | |||
Я знаю, как изменяются имена прилагательные | |||
Я знаю, с какой частью речи связаны имена прилагательные. | |||
Я знаю, какая форма прилагательного называется начальной. | |||
Я знаю каким членом предложения является прилагательное. |
9.Домашнее задание. (2 мин) Слайд20
Всем. | Желающим. |
Стр.41 познакомиться с материалом рубрики «Из истории языка» | Найти значение своего имени, можно значения имён родных и друзей. |
Тетрадь №1 урок.14 можно выполнить одно или несколько упражнений на выбор. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Педагогическая цель. Способствовать развитию умения характеризовать имя прилагательное, перечислять его признаки.
Задачи урока: повторить признаки имени прилагательного; наблюдать за значением имён прилагательных и их употреблением в предложениях и в тексте.
Актуализация знаний. резиновые сапоги, дождливая осень, маленький малыш , летний вечер, яркая звезда, холодный лёд , горячий кипяток
Показатель, примета, знак, по которым можно узнать, определить чего-нибудь Значение слова Признак по Ожегову:
Рубрика «Вспомни изученное» Качественные, одушевлённые, неодушевлённые, относительные, личные, притяжательные, собственные, нарицательные, род, число, падеж, полная и краткая форма.
Рубрика «Вспомни изученное» (подсказка) Весёлый человек, весёлая песня, весёлое приключение, весёлые праздники. Весёлый человек, весёлого человека, весёлым человеком, о весёлом человеке. Весёлый – весел (каков?), веселее, очень весёлый. Кирпичный – из кирпича. Мамин, папин (чей?)
Признаки имени прилагательного - качественные, -относительные, -притяжательные, -род, -число, -падеж, - полная и краткая форма.
Тема урока: «Повторяем признаки имени прилагательного»
Задачи урока: повторить признаки имени прилагательного; наблюдать за значением имён прилагательных и их употреблением в предложениях и в тексте.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Работа по учебнику с.39 с рубрикой «Давай подумаем» Имя прилагательное зависит от рода, числа и падежа имени существительного. Имена прилагательные изменяются по родам, числам, падежам.
Учебник упражнение 2 стр.40 (работа в парах) Списать, определить род, число, падеж. золотой ключик – м.р., ед.ч., И.п.; золотой медалью - ж.р., ед.ч., Т.п.; (нет) сильного ветра – м.р., ед.ч., Р.п.; (нет)сильного чувства – ср. р, ед.ч., Р.п.; (вижу) сильного богатыря – м.р., ед.ч., В.п.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Начальная форма. Начальная это та форма, в которой слово даётся в словарях. Для существительных начальной формой является форма ед.ч., И.п., например: школа, класс, ночь. Для прилагательных - ед.ч., м. р., И.п., например: синий, зимний, лисий .
Окончания прилагательных. М.р . ж.р . И.п . какой? – ый ,- ий ,-ой какая? – ая ,- яя Р.п . какого? –ого ,-его какой?-ой,-ей Д.п . какому? –ому,-ему какой?-ой,-ей В.п . какой? – ый , - ий ,-ой какую?- ую ,- юю Т.п. каким? - ым , -им какой?-ой,-ей П.п . о каком?-ом, -ем о какой?-ой,-ей И.п . какое?- ое , -ее какие?- ые ,- ие Р.п . какого? –ого, -его каких?- ых ,-их Д.п . какому? –ому,-ему каким?- ым ,-им В.п . какое? – ое , -ее какие?- ые ,- ие Т.п. каким? – ым , -им какими?- ыми ,-ими
Упражнение №3 стр.40. Пробегая по влажн ой лесн ой (ж.р., ед.ч., Д.п.) темноте, посреди болот и мхов, ручей жалобно роптал, что лес закрывает от него и ясн ое (ср.р., ед.ч., В.п.) небо, и далёк ую ( ж.р., ед.ч., В.п.) окрестность, не пропускает к нему ни ясн ых (мн.ч. Р.п.) лучей солнца, ни шаловлив ого (м.р., ед.ч., Р.п.) ветерка. Ручеёк не знал, что сначала надо набраться силы под лесн ой (ж.р., ед.ч., Т.п.) тенью и тогда можно выбежать на открыт ую (ж.р., ед.ч., В.п.) равнину, но уже не слаб ым (м.р., ед.ч., Т.п.) ручейком, а могуч ей (ж.р., ед.ч., Т.п.) рекой. (По К. Ушинскому)
Самооценка Я знаю, что такое имена прилагательные Я знаю, на какие вопросы отвечают имена прилагательные Я знаю признаки имён прилагательных. Я знаю, как изменяются имена прилагательные Я знаю, с какой частью речи связаны имена прилагательные. Я знаю, какая форма прилагательного называется начальной. Я знаю каким членом предложения является прилагательное.
Понравился ли вам урок, нарисуйте смайлик настроения. хорошее настроение плохое настроение было скучно
Информация о домашнем задании Стр.41 познакомиться с материалом рубрики «Из истории языка» Тетрадь №1 урок.14 можно выполнить одно или несколько упражнений на выбор. Найти значение своего имени, можно значения имён родных и друзей. Домашнее задание всем. Дополнительное домашнее задание по желанию.
Молодцы! Спасибо за внимание
Предварительный просмотр:
Лес и ручей (рассказ)
Пробегая по влажной лесной темноте, посреди болот и мхов, ручей жалобно роптал, что лес закрывает от него и ясное небо, и далёкую окрестность, не пропускает к нему ни ясных лучей солнца, ни шаловливого ветерка.
— Хотя бы пришли люди и вырубили этот несносный лес! — журчал ручей.
— Дитя моё! — кротко отвечал ему лес. — Ты ещё мал и не понимаешь, что моя тень хранит тебя от иссушающего действия солнца и ветра, что без моей защиты высохли бы быстро твои ещё слабые струи. Погоди, наберись прежде силы под моей тенью, и тогда ты выбежишь на открытую равнину, но уже не слабым ручейком, а могучей рекой. Тогда, без вреда для себя, будешь отражать ты в своих струях блестящее солнце и ясное небо, будешь безопасно играть с могучим ветром.
Индивидуальные карточки –
- Образуйте от имён существительных имена прилагательные: сначала единственного числа мужского рода, а затем множественного числа. Запишите, выделите окончания.
Ед.ч., м.р. Мн.ч.
Малина _______________ ____________
Виноград _____________ _________________
Высота ______________ __________________
Сирень ______________ _________________
Липа _______________ ___________________
Роза _______________ ___________________
Мороз _______________ ___________________
2.Определите род существительных. Подберите к существительным подходящие прилагательные. Выделите окончания прилагательных.
________яблоко( ) У _________ птички( )
________погода( ) На ________ дереве( )
________вокзал ( ) По _________ улице ( )
________утро ( ) В _________ письме ( )
Памятка. Как работать на уроке в паре.
1. Внимательно прочитайте задание.
2. Если ты выполняешь задание с товарищем, который приблизительно равен
тебе по силам, то старайтесь разделить всю работу поровну. Помогайте друг
другу в случае затруднений, тактично исправляйте ошибки друг друга.
3. Если твой товарищ справляется лучше тебя, не стесняйся, обратись
к нему за помощью, попроси что-то объяснить. Но не злоупотребляй
этим. Не обижайся на товарища, если он исправит ту или иную ошибку.
4. Если ты видишь, что твой товарищ справляется хуже тебя, помоги ему,
однако старайся делать это так, чтобы он сам работал с полным напряжением сил.
Следи за тем, не делает ли он ошибок, если делает, то тактично и
доброжелательно исправляй их.
5. Запомни главное правило: в любом коллективном деле нужна
согласованность действий и готовность помочь своему товарищу. Ты в ответе за него.
Он – за тебя.
Проверка: проверяем в электронном словаре или на слайде.
Слайд №6 (Значение слова – признак по словарю Ожегова)
http://www.ozhegov.org/words/26824.shtml
Электронный ресурс - словарь Ожегова.
Стр.41 познакомиться с материалом рубрики «Из истории языка»
Упр.3 стр.40
Ручеёк не знал, что сначала надо набраться силы под (лесной ) тенью и тогда можно выбежать на (открытый) равнину, но уже не (слабый )ручейком, а (могучий) рекой.
По желанию:
Учебник упр.3 стр.40.
- Спиши текст.
- Употреби имена прилагательные в нужной форме.
- Обозначь их окончания, определи род, число, и падеж.
- Определи каким членом предложения является каждое прилагательное в тексте.
Упр.3 стр.40. (2 абзац, кто успеет, может сделать больше или всё, у вас 10 минут)
- Спиши текст.
- Употреби имена прилагательные в нужной форме.
- Обозначь их окончания, определи род, число, и падеж.
- Определи каким членом предложения является каждое прилагательное в тексте.
Слайд №
Пробегая по ( влажный, лесной) темноте, посреди болот и мхов, ручей жалобно роптал, что лес закрывает от него и ( ясный) небо, и (далёкий) окрестность, не пропускает к нему ни (ясный) лучей солнца, ни (шаловливый) ветерка.
(По К. Ушинскому)
Этот _________ дождь с грозой расшевелил и ёжика, спавшего всю зиму под __________кустом, под ___________слоем листвы. Ёж стал развёртываться, а листва над ним – подниматься.
Вот он развернул ___________мордочку и _________носик высунул. Только высунул, вдруг ___________ветер шевельнул ___________листьями, и вышло из этого шума явственно: «Ё-ш-ш-ш».
Как тут не испугаться! В одно мгновение ёж свернулся клубочком и сколько- то времени пролежал так, будто нет его в __________ листве. Когда же времени прошло довольно много, ёж опять стал развёртываться, но только поднялся на ноги, вдруг из тех же __________листьев шепнуло: «Ёж! Куда ты идёшь?»
И так было несколько раз, пока ёж привык и пошёл.
(По М. Пришвину)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 4-м классе по теме "Образование имен прилагательных от имен существительных
Конспект урока русского языка в 4 классе....
Урок русского языка в 4 б классе по теме: «Имя существительное. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных».
Тема урока: «Имя существительное. Постоянные и непостоянные признаки имен...
Конспект урока русского языка во 2-ом классе УМК «Гармония» Тема: «Узнаём буквы корня в названиях признаков предметов» Тип урока: Получение новых знаний.
Цели урока:1) Познакомить учащихся с общими способапми поиска проверочных слов для корневых безударных гласных и парных согласных в именах прилагательных.2) Формировать умения подбмрать проверочные сл...
презентация к уроку "Лексико-грамматические признаки имени прилагательного"
Презентация составлена к УМК Зелениной, Хохловой. Программа "Школа России" 3 класс....
Конспект урока русского языка «Связь имени прилагательного с именем существительным» (2 класс)
Цели деятельности учителя: закрепление знаний о значении и употреблении в речи имён прилагательных; установление связи имени прилагательного с именем существительным.Планируемые результаты:Предм...
Конспект урока русского языка "Связь имени прилагательного с именем существительным" (УМК "Школа России", 2 класс)
Цель деятельности учителя: - формирование условий для ознакомления со связью имён прилагательных с именем существительным. Планируемые результаты:...
Конспект урока на тему: "Признаки имени существительного" 4 класс
Проявлять положительное отношение и интерес к урокам русского языка; адекватное понимание причин успешности или не успешности учебной деятельности....