Заглавная буква в именах собственных
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 1-м классе
Тип УЗ: изучения новых знаний и первичного закрепления
Тема: "Заглавная буква в словах"
Цель: создание условий для ознакомления с правилом употребления заглавной буквы в именах собственных и формирования умения отличать имена собственные от имён нарицательных.
Задачи урока:
- образовательная: формировать знания о правилах написания имён, отчеств, фамилий людей, кличек животных, названий городов, рек, деревень, улиц, персонажей сказок; учить использовать полученные знания на практике;
- развивающая: содействовать развитию речи учащихся, умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы
- воспитательная: способствовать воспитанию уважительного отношения к другим людям, вызвать интерес к изучению названий населённых пунктов своей страны.
Планируемые результаты:
предметные: учащиеся научатся писать имена собственные с большой буквы, объяснять их написание; получат возможность научиться: находить информацию о названии своего населённого пункта, составлять ответы на вопросы;
метапредметные: познавательные – работать с текстом, отвечать на вопросы, сопоставлять факты, находить объяснения, соотносить полученные знания с примерами;
коммуникативные: формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться печатными средствами и электронными ресурсами;
регулятивные: овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремление её выполнять;
личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества во взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Оборудование урока в соответствии с ФГОС НОО: учебник «Русский язык. 1 класс», автор - В. П. Канакина (М.: Просвещение, 2011); презентация.
Ход урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся |
I. Организационный момент. Цель: проверить готовность учащихся к началу занятия. | - Проверьте, все ли готово к уроку русского языка. | Самоорганизация Самопроверка |
Эмоциональный настрой Громко прозвенел звонок, | Хоровое проговаривание стихотворения обучающихся вместе с учителем. Ученики садятся на свои места. | |
II. Актуализация субъектного опыта учащихся Цель: через актуализацию опорных знаний вывести тему и целеполагание урока. |
Отгадайте : Кто один имеет рог? - Выделите первый звук в этом слове. - Какой буквой мы обозначаем его на письме? - Сейчас мы запишем эту букву. - Обратите внимание на наклон и прямых линий, на соединение букв. - Спишите со слайда эти буквы: - Прочитайте слова: - Что обозначают эти слова? - Спишите слова | -Носорог - [н] - н (эн) - Мы тетрадку открываем, про наклон не забываем (хором) Дети записывают буквы «Нн» и слова в тетрадь Хоровое чтение слов со слайда Дети раскрывают смысл данных слов Запись слов в тетрадь |
-Что необычного вы заметили при написании слов? - Почему их пишут с заглавной буквы? - Попробуйте сделать вывод. Какие же слова пишутся с заглавной буквы?
- Проверим наш вывод с. 122. | - Некоторые слова записаны с большой буквы - Это название реки и имя мальчика - С большой буквы пишутся имена, фамилии, отчества, названия городов, рек, стран…и т.д. Имена собственные пишутся с заглавной буквы. | |
Постановка темы урока и целеполагания. | - Разгадаем ребусы, они подскажут тему урока: (Вася, Надя, Юля, Вова) - Как одним словом назвать слова, которые разгадали? -Назовите тему урока - Что надо знать, чтобы правильно писать имена собственные? - Что надо уметь? | - Имена «Правописание заглавной буквы в именах собственных» (На слайде) - Правило написания заглавной буквы в именах собственных - Уметь применять правило при написании имен собственных. |
III. Изучение новых знаний и способов деятельности Цель: отработать знания и умения по теме через выполнение заданий различного характера. | – Послушайте отрывок из стихотворения З. Александровой. Восемь Тань. В первом классе восемь Тань – Это прямо наказанье! Ведь у них, куда ни глянь, Всюду Таня, Таня, Таня! Если скажут: “Таня, встань!” Встанут сразу восемь Тань. А ведь можно очень просто Разобраться в новичках… – Как же можно различить этих девочек? (По фамилии.) – Каким образом человек получает фамилию? - Слово “фамилия” значит семья. Фамилии имеют свою историю. Часто они указывают, где жили наши предки, например, Москвины, Рязановы. Некоторые говорят о профессии: Гончаров, Конюхов. – Что еще есть у человека? | – Фамилия человеку переходит от родителей, обозначает его принадлежность к определенной семье. - Отчество |
- Работаем в парах по упр. 1 с. 122. - - Каждая пара делает вывод по проделанной работе. - Так что же нужно сделать, чтобы правильно написать слова? Как определить, какую букву выбрать? Запишите по одному словосочетанию из любой группы слов | Самостоятельная работа в парах - В имена собственные нужно вставить большую букву, а во все остальные – маленькую (дальше ученики составляют словосочетания из данных в упражнении слов и зачитывают по одному). | |
IV. Первичная проверка понимания изученного | Письмо под диктовку. - В селе Петровка новая школа. Там учатся Вера и Андрей. Дома ребят ждёт собака Дружок. - Какие слова написали с большой буквы? - Почему? | Письмо текста под диктовку Рассказ правила |
V. Закрепление изученного | - Прочитайте. – Что заметили?
– Почему одно и то же слово написано то с большой буквы, то с маленькой? – Сформулируйте правило: как пишутся имена, отчества, фамилии? | Чтение по одному предложению хорошо читающими обучающимися - Зайцев, Роза, Поля – это имена … (собственные) - Имена собственные пишутся с …. буквы. |
Задание из учебника!!! | ||
VII. Подведение итогов учебного занятия | - Над чем мы сегодня работали на уроке? - Что нового узнали? - Оцените свою работу на уроке. | |
VIII. Рефлексия | “Проверь себя”
2. Приведите примеры слов, которые ты будешь писать с заглавной буквы. 3. Найди среди слов лишнее: Алексей, Минск, Петрова, город, Пушок. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. Тема:"Заглавная буква в именах собственных", 2 класс
УМК : самостоятельно составленный комплектПредмет: русский языкУчебник: Т.Г. Рамзаева "Русский язык", в 2 - ух частях. Москва ,"Дрофа" , 2008 г....
КОНСПЕКТ УРОКА по русскому языку в 1 классе по теме: «Заглавная буква в именах собственных. Заглавная буква в кличках животных»
КОНСПЕКТ УРОКАпо русскому языку в 1 классе по теме: «Заглавная буква в именах собственных. З...
Презентация по русскому языку в 1 классе по теме: «Заглавная буква в именах собственных. Заглавная буква в кличках животных»
Презентация по русскому языку в 1 классе по теме: «Заглавная буква в именах собственных. Заг...
Презентация "Заглавная буква в именах собственных: в именах сказочных героев, в названиях газет и журналов"
Урок русского языка. 2 класс. "Школа России". Презентация к уроку по теме "Заглавная буква в именах собственных: в именах сказочных героев, в названиях газет и журналов"...
Технологическая карта открытого урока русского языка во 2 классе по теме «Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах собственных»
УМК: «Школа России»Уровень: базовыйТип урока: получение новых знанийФорма: урок-исследование...
Технологическая карта открытого урока русского языка во 2 классе по теме: "Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах собственных".
Данный урок построен в соответствии с ФГОС....
Конспект открытого урока по теме « Заглавная буква в именах собственных. Заглавная буква в географических названиях». 1 класс
Конспект открытого урока по теме « Заглавная буква в именах собственных. Заглавная буква в географических названиях».1 класс...