-тся и -ться у глаголов
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Конспект урока по русскому языку для проведения в дистанционном формате
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsya_i_tsya_u_glagolov.docx | 19.38 КБ |
tsya_i_tsya_u_glagolov.pptx | 2.17 МБ |
Предварительный просмотр:
Онлайн урок по русскому языку по теме «-тся и -ться у глаголов»
Цель: познакомить обучающихся со способами действия при выборе правильного написания –тся и –ться в глаголах.
Ход онлайн урока:
I.Орг.момент. Сообщение темы урока
Доброе утро! Тема нашего урока правописание возвратных глаголов.
II.Проблемная ситуация, введение в тему
Вы знаете, каждый вечер у нас возникала проблема – не хочет вовремя ложиться спать. И как-то раз бабушка сказала мне, что если вовремя лягу спать, то мне приснится сказка. Я тут же легла спать, а наутро сочинила, и записал вот такое стихотворение:
Даша срочно спать ложится.
Что же ночью ей приснится?
Если вовремя ложится –
Может сказка нам приснится?
Я, конечно, думала, что молодец, но… при написании некоторых глаголов мной были допущены ошибки.
Бабушка это заметила и попросила поставить вопросы к повторяющимся глаголам из стихотворения. В нём повторяются глаголы «ложится» и «приснится».
Вот что у меня получилось.
В первой строчке говорится: «Даша срочно спать ложится». Даша что делает? Ложится. Это возвратный глагол второго спряжения, третьего лица, настоящего времени. Помните ли вы окончания глаголов в настоящем и будущем времени? Видите, у глаголов второго спряжения в третьем лице единственного числа окончание -ит. Здесь всё верно.
Читаем следующую строчку. «Что же ночью ей приснится?»
Что сделает? Приснится. Глагол второго спряжения, третьего лица, будущего времени. Его окончание тоже -ит. Значит и здесь всё верно.
Третья строчка – «если вовремя ложится». Вовремя что делать? Ложиться. Посмотрите, здесь вопрос неопределённой формы глагола. А у глаголов в неопределённой форме после «т» перед возвратным суффиксом -ся пишется мягкий знак. Например, (что делать?) обуваться, (что сделать?) открыться.
Так как в этой строчке глагол «ложиться» стоит в неопределённой форме, в нём после буквы «т» тоже надо поставить мягкий знак – «ложить-ся».
Следующая строчка – «может сказка нам приснится?». Ставим вопрос к глаголу: сказка может (что сделать?) присниться. И вновь вопрос неопределённой формы глагола, значит здесь тоже после буквы «т» надо поставить мягкий знак – «приснить-ся».
Вы видите? Слова «ложится» – «ложиться» и «приснится» – «присниться» произносятся одинаково, но написание их отличается наличием или отсутствием мягкого знака.
Как же научиться различать, когда надо писать мягкий знак, а когда нет? Вот перед вами два четверостишия. В каждом из них есть возвратные глаголы.
Подумайте, в какие глаголы надо дописать мягкий знак, а в какие не надо. (размышления учеников)
III.Изучение нового материала, работа по теме
Всё очень просто. К каждому глаголу ставим вопрос. Если это вопрос неопределённой формы глагола – что делать? или что сделать?, то перед возвратным суффиксом -ся пишем мягкий знак. Если же это вопросы, которые ставятся к глаголам настоящего или будущего времени – что делает? что делают? что сделает? что сделают? – то мягкий знак перед суффиксом -ся не пишется.
А ещё проще можно сказать так:
Есть в вопросе мягкий знак – есть в глаголе мягкий знак.
Нет в вопросе мягкого знака – нет и в глаголе мягкого знака.
Ну а теперь давайте проверять.
Надо рано (что делать?) просыпаться. В вопросе есть мягкий знак, и в глаголе пишем мягкий знак.
И водичкой (что делать?) умываться. Тоже пишем мягкий знак.
А потом под тёплым солнцем
Всем зарядкой (что делать?) заниматься. И вновь мягкий знак.
В этом четверостишии все глаголы стоят в неопределённой форме, отвечают на вопрос что делать?, поэтому пишутся с мягким знаком.
Читаем следующее четверостишие.
Заря на небе (что делает?) занимается,
В лесу пичужки (что делают?) просыпаются.
Здесь глаголы стоят в настоящем времени, в вопросе нет мягкого знака, значит, и в глаголах его не пишем.
Проверяем следующие предложения.
Росой прозрачной (что делают?) умываются,
Потом зарядкой (что делают?) занимаются.
И вновь вопросы настоящего времени без мягкого знака. Глаголы тоже без мягкого знака.
Это так просто! Я уверена, что вы, ребята, отлично усвоите это правило правописания возвратных глаголов:
Кстати, помните ли вы, что есть глаголы, которые в неопределённой форме оканчиваются на «ч» с мягким знаком? Например, глаголы «беречь», «стеречь» и другие. У возвратных глаголов, которые от них образованы, в неопределённой форме тоже сохраняется мягкий знак.
Ну а теперь осталось только проверить, действительно ли все вы научились писать возвратные глаголы. Прочитайте эти пословицы. В них пропущена буква -т или сочетания букв -ть, -чь. Вставьте нужные буквы.
На чужбине родная землица во сне снится.
Нужно наклониться, чтоб из ручья напиться.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Друг за друга держаться – ничего не бояться.
Как ни беречься, а, видно, ожечься.
А теперь давайте проверим.
На чужбине родная землица во сне (что делает?) снится.
Мягкий знак не нужен.
Нужно (что сделать?) наклониться, чтоб из ручья (что сделать?) напиться.
В обоих глаголах пишем мягкий знак.
Скоро сказка (что делает?) сказывается, да не скоро дело (что делает?) делается.
Здесь мягкий знак не нужен.
Друг за друга (что делать?) держаться – ничего (что делать?) не бояться.
Глаголы в неопределённой форме пишем с мягким знаком.
Как ни (что делать?) беречься, а, видно, (что делать?) ожечься.
И здесь после «ч» пишем мягкий знак.
IV.Итог урока
Ну что же, наше время истекает. Я надеюсь, вы не забудете:
* У возвратных глаголов, которые отвечают на вопросы что делать? что сделать?, после «т» и «ч» перед суффиксом -ся пишется мягкий знак.
Что делать? Одеваться, стричься.
Что сделать? Одеться, подстричься.
* У возвратных глаголов, которые отвечают на вопросы что делает? что сделает? что делают? что сделают?, перед суффиксом -ся мягкий знак не пишется.
Что делает? Одевается, стрижётся.
Что сделает? Оденется, подстрижётся.
Что делают? Одеваются, стригутся.
Что сделают? Оденутся, подстригутся.
Или это же правило можно сформулировать ещё короче и проще:
Есть в вопросе мягкий знак – есть в глаголе мягкий знак.
Нет в вопросе мягкого знака – нет и в глаголе мягкого знака.
Я же прощаюсь с вами, друзья мои. До новых встреч!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Даша срочно спать ложится. Что же ночью ей приснится? Если вовремя ложит ся – Может сказка нам приснит ся ? Поставь вопросы к повторяющимся глаголам. Что делает? Что делает? Что делать? ь Что делать? ь
Надо рано просыпат_ся . И водичкой умыват_ся . А потом под тёплым солнцем Всем зарядкой занимат_ся . Заря на небе занимает_ся , В лесу пичужки просыпают_ся . Росой прозрачной умывают_ся , Потом зарядкой занимают_ся . Вставьте, где нужно, мягкий знак. ь ь ь
На чужбине родная землица во сне сни … ся . Нужно наклони… ся , чтоб из ручья напи … ся . Скоро сказка сказывае … ся , да не скоро дело делае … ся . Друг за друга держа… ся – ничего не боя… ся . Как ни бере … ся , а, видно, оже … ся . Вставьте нужные буквы (-т, - ть , - чь ) т ть ть т т ть ть ч ь ч ь
Домашнее задание С.104 правило учить, С. 105 Упр.219
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока русского языка в 4 классе. Тема: «Правописание –тся и –ться в глаголах».
Разработка урока русского языка в 4 классе. Тема урока:«Правописание –тся и –ться в глаголах».Программа "Школа России"...
Правописание -тся и ться у глаголов. УМК "Начальная школа 21в".
Знакомство с алгоритмом написания -ться и -тся. Отработка навыка системой упражнений....
Урок русского языка в 4 классе:" Правописание -тся и -ться в глаголах"
Урок разхработам с использованием ЦОР....
План-конспект урока по русскому языку по теме "Правописание -тся и -ться в глаголах."
План-конспект урока по русскому языку по теме "Правописание -тся и -ться в глаголах."Цель урока: Сформировать новые знания, умения и навыки по теме: «Правописание -тся и -ться в глаголах».Задачи:обуча...
Презентация к уроку русского языка 4 класс "Правописание -тся и -ться в глаголах"
Презентация к уроку русского 4 класс "Правописание -тся и -ться в глаголах"...
Правописание тся и ться в глаголах
Правописание тся и ться в глаголах...
Правописание -тся, -ться в глаголах
Конспект урока по программе "Начальная школа 21 века"...