урок по русскому языку по теме: "Фразеологизмы" 2 класс
методическая разработка по русскому языку (2 класс)
1. Познакомить учащихся с фразеологизмами, учить находить их в речи и правильно употреблять, формировать орфографический навык.
2. Развивать умение работать со словарями, развивать творческие способности и образное мышление.
Воспитывать любовь к родному языку, его красоте и многозначности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
frazeologizmy.docx | 280.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по русскому языку по теме: «Фразеологизмы» , 2 класс
Тема урока | Фразеологизмы |
Педагогические цели | Создать условие для получения знаний о фразеологизмах |
Задачи |
|
Тип урока | освоение нового материала |
Планируемые | Научатся распознавать фразеологизмы и фразеологические обороты, правильно использовать их в речи |
Личностные | 1.Оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией 2. формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности |
Универсальные | Регулятивные: оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные: развивать умения извлекать информацию из иллюстраций и текстов. На основе анализа объектов делать выводы. Коммуникативные: развиваем умение слушать и понимать других. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. Оформлять свои мысли в устной форме. |
Основное содержание | Знакомство с фразеологизмами, понятие «фразеологизм», употребление в русском языке |
Образовательные | Презентация |
Ход урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1 | 2 | 3 | 4 |
I.Организационный момент | Проверка готовности к уроку. Прозвенел уже звонок, Начинается урок. Прежде, чем за парты сесть, Посмотрите, все ли есть? | Проверяют готовность к уроку. | |
II.Мотивирование к учебной | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка | - Скажите, ребята, какой у нас сейчас урок? - Для чего нам нужен русский язык? | Ответы детей |
II.Каллиграфиче-ская минутка. Словарная работа | Вырабатывают каллиграфиче-ский почерк. Проверка словарных слов | - Ребята у вас на партах лежит раздаточный материал, подпишите фамилию и имя. Как будете подписывать? (По картинкам):собака, сорока, медведь, корова, воробей, заяц. -Кто изображен на рисунках? Запишите названия этих животных. Что вы заметили? Проверка. Рефлексия: кто написал без ошибок, ставят !, у кого 1-2 ошибки - +, у кого более 3-х ошибок, ставят -. | Выполняют письмо словарных слов, проверка. Ответы детей (животные) (словарные слова) |
III. Актуализация знаний | Картинки со словарными словами На доске карточка | -Составьте предложение с одним из этих слов. _вспомните из чего состоит наша речь? -Сколько значений может быть у слова?. Например? - А какое значение может быть у слова? -А где мы можем уточнить значение слова? -Прочитайте заглавие стихотворения В.Орлова -Когда люди желают друг другу «НИ ПУХА, НИ ПЕРА»? -Прочитайте стихотворение и подумайте, почему автор выбрал именно этот заголовок? НИ ПУХА, НИ ПЕРА Рано утром мама-квочка В класс отправила сыночка. Говорила: «Не дерись, не дразнись, не петушись» Поспеши уже пора, ну ни пуха, ни пера. Через час едва живой Петушок идет домой Ковыляет еле-еле Он со школьного двора, А на нем и в самом деле Нет ни пуха, ни пера. - Что пожелала мама-квочка, провожая сына словами «Ни пуха , ни пера»? (удачи). -Почему стихотворение заканчивается словами «Нет ни пуха, ни пера»? - в каком месте слова «Ни пуха, ни пера» употреблены в переносном значении? - Правильно. Пожелание мамы. Она пожелала удачи петушку. Если же понимать это выражение буквально, то получится смешная-грустная история, которую и описал автор. - Запишите это выражение и его значение. «Ни пуха, ни пера» - пожелание успеха. - как вы думаете можно ли поменять местами слова в этом выражении? (нет). Почему? «Ни пуха, ни пера» - это устойчивое выражение. В нем нельзя поменять слова местами, заменить слова, иначе изменится смысл. -Таких устойчивых выражений в русском языке немало. -А называются такие выражения - фразеологизмы | Одно или несколько. Прямое и переносное В словарях Чтение стихотворения |
IV. Постановка учебной задачи | Подведение к теме урока | -Слышали ли вы когда это слово?. Хотите узнать, что оно обозначает? -Значит, какая тема нашего урока? (правильно, фразеологизмы) -Что должны узнать на уроке? | Формулируют тему и цели
|
V. Усвоение | -Слово «Фразеологизм» состоит из двух частей; Фразис – выражение, логос – слово, понятие. -Ребята, фразеологизм – это устойчивое выражение, которое нельзя понимать буквально, дословно. (например «Медведь на ухо наступил») - Если мы заменим фразеологизм «Заруби себе на носу» словом «запомни» изменится смысл предложения? _Тогда зачем в языке существует это странное выражение? (Для того чтобы наша речь была яркой и выразительной) | Нет | |
-Сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Одним словом». У вас на партах раздаточный материал. Нужно выразить смысл фразеологизмов одним словом, а затем записать его. Внизу задания есть слова для справок, где можно найти нужное слово. Первый пример мы делаем вместе. «Как без рук», т.е. беспомощный, зачеркните карандашом это слово, чтобы не запутаться.
Слова для справок: громко, унывать, беспомощный, быстро, медленно, любить, близко, забыл. -Молодцы, ребята, а сейчас мы с вами будем «путешествовать по зоопарку» . Посмотрите на доску. Перед вами картинки с животными. Ваша задача назвать животное которое подходит к фразеологизму:
- Молодцы, ребята. - | Задание 1. Чтение задания, выполнить письменно. | ||
Физминутка | Осуществляют профилактику утомления. | - А теперь разомнем свои руки и ноги, чтобы у нас ничего не валилось из рук, и все были на уроке мастерами на все руки. По дорожке, по дорожке Скачем мы на правой ножке И по этой же дорожке скачем мы на левой ножке По дорожке побежим, До лужайки добежим На лужайке. На лужайке Мы попрыгаем как зайки. Стоп. Немного отдохнем и домой пешком пойдем. | Выполняют элементарные физические упражнения (в соответствии с текстом стихотворения). |
VI.Закрепление знаний и способов | Парная работа с карточками | -Как видите фразеологизмы точно определяют определенные качества личности. У вас на партах лежат карточки на которых написаны фразеологизмы. Выберите правильный ответ. Какое качество личности человека раскрывают эти фразеологизмы. О каком человеке можно сказать так: Он звезд с неба не хватает:
У него денег куры не клюют
У него семь пятниц на неделе
У него зимой снега не выпросишь
Он водит всех за нос
Проверка | Читают. Отвечают на вопросы. Работают в парах |
VII. Включение нового понятия в систему ранее изученного (цель: определить роль и значение понятия в системе языковых единиц) | Практическая работа | -Сейчас выполняем 2 задание в раздаточном материале. Выберите из слов для справок и вставьте нужные слова так, чтобы получились фразеологизмы. Перемывать (косточки), (медвежья) услуга, (крокодиловы) слезы, денег (куры) не клюют, потерять (голову), мокрая (курица), втирать (очки). - Проверка. Молодцы, ребята. | |
VII.Рефлексия учебной деятельности | Обобщение на уроке сведений, оценивание | - Русский язык удивительный , интересный, увлекательный. Уверена, научившись преодолевать головоломки русского языка и письма, вы будете получать удовольствие от уроков русского языка. И русский язык станет для вас верным другом. И наш урок мы закончим такой фразой «Знай родной язык, как….свои пять пальцев»
– Вот и подошел наш урок к концу. _Что нового узнали? С каким понятием познакомились? Что такое фразеологизмы? Где можем узнать о значении фразеологизмов? - Добились ли поставленных целей? - Весь урок вы работали не покладая рук. -Подберите выражение, которое соответствует вашему восприятию урока и поднимите карточку:
- И за работу на уроке я ставлю…. | Отвечают на вопросы, делают выводы, обобщения; определяют свое эмоциональное состояние. Записывают предложение. |
VIII.Домашнее задание | Вставьте в текст фразеологизмы из раздаточного материала. | Принимают учебное |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку во 2-3 классе-комплекте. Тема урока: Речевой этикет (2 класс). Употребление в речи имен прилагательных. (3 класс)
Конспект урока по русскому языку во 2-3 классе-комплекте 2 класс3 классТема урока: Речевой этикет.Тема урока: Употребление в речи имен прилагательных. Цели урока:...
Конспект урока по русскому языку, проводимый в 3б классе ГБОУ Лицея № 281 Адмиралтейского района Паюнен Галиной Владимировной Тема: «Правила орфографии». Урок закрепления изученного материала
Коспект урока по русскому языку для 3 класса по теме: "Правила орфографии". Урок закрепления....
Конспект открытого урока по русскому языку УМК "Перспектива" 3 класс. Учебник.Русский язык. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.
Тема урока. Итоговый урок по теме "Глагол". Рефлексия. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.Цели: провести работу над ошибками, допущенными в тексте диктанта и грамматических заданиях; закре...
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 «Б» классе учителя начальных классов МБОУ СОШ №1 Яковлевой Л.В. Тема « В гостях у частей речи»
Тема « В гостях у частей речи»Цель:· Формировать умение распознавать части речи.· Совершенствовать умени...
Урок по русскому языку УМК "Перспектива". 4 класс. Тема урока "Имя числительное".
Урок русского языка по теме "Имя числительное". УМК "Перспектива". 4 класс. Урок получения новых знаний. В конспекте есть много занимательного материала: карточки для детей, ребусы...
Урок по русскому языку УМК "Перспектива". 4 класс. Тема урока "Имя числительное".
Урок русского языка по теме "Имя числительное" 4 класс .Урок №1.В конспекте урока предоставлен раздаточный материал, наглядный материал. Прилагагается презентация....
Открытый урок по русскому языку в 4-м классе по теме: « Части речи» (Урок систематизации и обобщения знаний).
Урок систематизации и обобщения знаний по разделу "Части речи"....