Рабочая программа по литературному чтению 2 класс Климанова
рабочая программа по русскому языку (2 класс)
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Название раздела | Краткое содержание
| Количес тво часов |
Виды речевой и читательской деятельности
| Аудирование Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий. Чтение. Чтение вслух. Постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественный, учебный, научно-популярный — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов. Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал). Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии). Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев. Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Ключевые или опорные слова Говорение (культура речевого общения) Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики художественного текста. Письмо. Культура письменной речи Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение). | 49 |
Круг детского чтения. | Произведения устного народного творчества разных народов России. Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору). |
3 |
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
| Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол. Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) — узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка. | 7 |
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений) | Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии).
| 9 |
Всего |
| 68 |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie.doc | 286 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1 – Центр национального образования»
Елабужского муниципального района Республики Татарстан
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
для 2 а класса
учителя начальных классов Мирзануровой Розалии Мукатдисовны
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1
от «29 » августа 2020 г
Елабуга
2020-2021 учебный год
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Название раздела | Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты | |
ученик научится | ученик получит возможность научиться | |||
Виды речевой и читательской деятельности | -читать текст про себя с постепенным увеличением скорости чтения в соответствии с индивидуальным темпом; -самостоятельно определять тему прочитанного произведения; -под руководством учителя определять главную мысль произведения; -задавать самостоятельно и под руководством учителя вопросы по прочитанному или прослушанному произведению; -пересказывать текст на основе картинного плана, простого плана, составленного под руководством учителя; -характеризовать героя произведения под руководством учителя (кто он? какой он?); -делить текст на части под руководством учителя; определять микротемы, озаглавливать части, готовить текст к пересказу; -находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам; -сравнивать произведения живописи и произведения литературы; -сравнивать прозаический и поэтический текст; -наблюдать, как с помощью красок автор передает свои чувства и настроения, выраженные в репродукции картин известных художников. | -читать текст про себя и понимать прочитанное; -самостоятельно определять главную мысль произведения на основе выбранной пословицы; -задавать самостоятельно вопросы по прочитанному или прослушанному произведению; -самостоятельно делить текст на части; озаглавливать части; -пересказывать текст на основе плана подробно, кратко; -самостоятельно давать характеристику героям произведения; сравнивать героев одного произведения; -находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам; называть выставку книг; классифицировать и группировать книги в соответствии с заданными параметрами. | Коммуникативные учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; задавать вопросы; контролировать действия партнёра; Познавательные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; строить сообщения в устной и письменной форме; ориентироваться на разнообразие способов решения задач; Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; | -осмыслить себя в качестве школьника, своё положительное отношение к школе; осмыслить значение общения для передачи и получения информации; для формирования уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и как к государственному языку; для формирования интереса к языковой и речевой деятельности, освоить правила общения; получить представление о многообразии окружающего мира и духовных традициях русского народа; получить представление об этических чувствах (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, миролюбие, терпение и т. д.); получить первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками; для формирования потребности к творческой деятельности. осознание языка как основного средства мышления и общения людей; восприятие русского языка как явления национальной культуры, понимание связи развития языка с развитием культуры русского народа; - понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; - внимание к мелодичности народного звучания речи; - положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка; - способность к самооценке успешности в овладении языковыми средствами в устной и письменной речи; в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. |
Круг детского чтения (для всех видов текстов) | -характеризовать представленную на выставке книгу; -умение организовывать выставку книг в классе по заданным учителем параметрам и под руководством учителя; -находить книгу по заданным параметрам в домашней библиотеке | - составлять рассказ о книге на основе аннотации и содержания; -самостоятельно составлять аннотацию; -самостоятельно заполнять на книгу каталожную карточку; -пользовать алфавитным и систематическим каталогом. | ||
Литературоведческая пропедевтика (только для художествен ных текстов) | -определять особенности сказочного текста; находить отличия сказки от сказки о животных; -характеризовать героя произведения; -самостоятельно определять в художественном тексте звукопись как средство создания образа; -отличать произведения живописи и произведения литературы; -отличать прозаический и поэтический текст; -наблюдать, как с помощью художественных средства автор передает читателю свои чувства и настроение, выраженные в прозаическом и поэтическом тексте; -находить в тексте сравнения с помощью слов будто, как; -находить в тексте лирического стихотворения средства художественной выразительности: эпитеты, олицетворения под руководством учителя. | сравнивать научно-познавательный и художественный текст; определять отличительные особенности; -выявлять особенности героя художественного рассказа; -выявить особенности юмористического произведения; -определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения; -наблюдать противоположные картины в художественном тексте; находить слова, которые помогают увидеть эти картины; -выявлять развитие настроения в художественном тексте. | ||
Творческая деятельность (только для художественных текстов) | - придумывать рассказ по аналогии с прочитанными или прослушанными произведениями -читать стихотворение, передавая настроение с помощью различных выразительных средств; -инсценировать произведения самостоятельно, используя различные средства выразительности
| -умения выразительно читать, выявляя авторское отношение к изображаемому, передавать настроение при чтении; -умения составлять самостоятельно тексты разных жанров; -умения писать отзыв на книгу.
|
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Название раздела | Краткое содержание | Количес тво часов |
Виды речевой и читательской деятельности | Аудирование Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий. Чтение. Чтение вслух. Постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественный, учебный, научно-популярный — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов. Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал). Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии). Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев. Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Ключевые или опорные слова Говорение (культура речевого общения) Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики художественного текста. Письмо. Культура письменной речи Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение). | 49 |
Круг детского чтения. | Произведения устного народного творчества разных народов России. Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору). | 3 |
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение) | Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол. Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) — узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка. | 7 |
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений) | Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии).
| 9 |
Всего | 68 |
КАЛЕНДАРНО_ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Л.Ф.Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г.Горецкий «Литературное чтение» 2 класс, Москва «Просвещение», 2014г.
№ | Изучаемый раздел, тема урока | Количес тво часов | Основные виды учебной деятельности обучающихся | Календарные сроки | Примечание | |
планируемые сроки | факти ческие сроки | |||||
Библиографическая культура. Книга как источник необходимых знаний. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. М. Горький о книге. Ю.Энтин «Слово про слово» Книга учебная, художественная, справочная. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Пословицы о книгах. Г. Ладонщиков «Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал) Справочная и энциклопедическая литература. Алфавитный каталог. Книга как особый вид искусства. Рукописные книги Древней РусиЛучший друг», В.Боков «Книга –учитель» Н. Кончаловская «В монастырской келье ..» | 1 | Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу в содержании учебника. Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены Объяснять, в чём ценность книги. Объяснять нравственный смысл стихотворений о книгах. Рассказывать о своем отношении к книге. Определять конкретный смысл понятий: рукописная книга, иллюстрация. Находить значение слова в толковом словаре. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать своё и чужое высказывания Находить нужную информацию в специальных справочных книгах – энциклопедиях. | 1.09 | |||
.Аудирование, слушание Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий. Евгений Чарушин. Книги для детей. | 1 | Отвечать на вопросы по содержанию текста, отражать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции. | 4.09 | |||
Работа с текстом художественного произведения. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Ю. Мориц «Трудолюбивая старушка». | 1 | Характеризовать героев произведения и их поступки, коллективное обсуждение ответов на вопросы. | 8/09 | |||
Работа с текстом художественного произведения. Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев. Сокровища духовной народной мудрости. Пословицы и поговорки о добре. | 1 | Анализировать соответствие темы пословице (предложенной учителем или подобранной самостоятельно); выбирать пословицу, отражающую главную мысль произведения. | 11.09 | |||
Литературоведческая пропедевтика (практическое усвоение) Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи(с помощью учителя)средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол. А. Пушкин «Осень» | 1 | Наблюдать: рассматривать иллюстрации подбирать в тексте соответствующие фрагменты, озаглавливать иллюстрации. | 15.09 | |||
Работа с разными видами текста Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. С. Аксаков «Осень» | 1 | Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого этикета. Учитывать в диалоге уровень владения собеседниками русским языком. | 18.09 | |||
Чтение вслух Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания . А. Майков «Осень», С. Есенин «Закружилась листва…» Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. И. Токмакова «Опустел скворечник…», , А. Плещеев «Осень наступила…» Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки. | 1 | Устный рассказ. Определение темы и главной мысли устного сочинения. Основные понятия раздела: сравнение, сборник Читать вслух слоги, слова, предложения с постепенным переходом от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами. Выразительно читать стихотворные произведения. Воспринимать на слух фольклорные произведения (в исполнении учителя, учащихся, мастеров художественного слова); отвечать на вопросы по содержанию текста, отражать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции. | 22.09 | |||
Библиографическая культура. Книга художественная. Виды информации в книге. С.Маршак «Круглый год», Л.Яхнин «Осень в лесу», Н.Сладков «Сентябрь». | 1 | Характеризовать книгу. Анализировать структуру (обложка, титульный лист, иллюстрации). Составлять краткий отзыв о прочитанной книге. | 25.09 | |||
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений) Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: устное словесное рисование. Создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии). Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация. Н. Сладков «Стеклянный пруд» | 1 | Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения: определять жанр, раскрывать последовательность развития сюжета, описывать героев. Создание собственного развития сюжета. Инсценировать художественное произведение (его части): моделировать живые картины, разыгрывать роли героев. | 29.09 | |||
Литературоведческая пропедевтика. Литературная, авторская сказка. Основные понятия раздела: сказка, сказочный персонаж, вымысел. Собиратели сказок А.Н. Афанасьев, В.И. Даль. | 1 | Сравнивать сказки по теме, жанровым особенностям, языку. Ориентироваться в литературоведческих терминах , кратко характеризовать их ( в рамках изученного). | 2.10 | |||
Работа с текстом художественного произведения. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: рассказ по иллюстрациям. Русская народная сказка «Заячья избушка». | 1 | Пересказывать произведение кратко (сжато, с выделением основных сюжетных линий), выборочно (описание/характеристика героя произведения; место события; окружающая обстановка), по иллюстрациям. При пересказе учитывать жанровые особенности произведения, уделять внимание месту и времени действия, главным и второстепенным героям. | 6.10 | |||
Работа с текстом художественного произведения. Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь. Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и серый волк». | 1 | Формулировать главную мысль текста, его частей. Характеризовать характер и поступки героев. Находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора; выбирать пословицу, отражающую главную мысль произведения. | 9.10 | |||
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений). Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям. Русская народная сказка «Зимовье». | 1 | Инсценировать художественное произведение (его части): моделировать живые картины, разыгрывать роли героев | 13.10 | |||
Работа с разными видами текста Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры текста; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Русская народная сказка «У страха глаза велики». Составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов. Русская народная сказка «У страха глаза велики». | 1 | Характеризовать текст: представлять, предполагать (антиципировать) текст по заголовку, теме, иллюстрациям; определять тему, главную мысль произведения; находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора. Объяснять смысл заглавия произведения; выбирать заголовок произведения из предложенных учителем, учащимися класса. | 16.10 | |||
Литературоведческая пропедевтика. Сказки (о животных, бытовые, волшебные).Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». | 1 | Сравнивать сказки по теме, жанровым особенностям, языку. Ориентироваться в литературоведческих терминах, кратко характеризовать их ( в рамках изученного). | 20.10 | |||
Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный, краткий (передача основной мысли). Хантыйская сказка «Идэ». | 1 | Сравнивать темы произведений авторов —представителей разных народов России. Анализировать нравственно-эстетические стороны и особенности фольклорных и художественных произведений разных народов (на примере сказок, рассказов о детях, семье, труде и др.). | 23.10 | |||
Чтение вслух. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Нанайская сказка «Айога». | 1 | Читать выразительно литературные произведения, используя интонацию, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста. | 27.10 | |||
Чтение вслух. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделение знаков препинаний. Установка на нормальный для читающего темп беглости. Ненецкая сказка «Кукушка». | 1 | Читать текст с интонационным выделением знаков препинания, читать выразительно, используя интонацию, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста. | 30.10 | |||
Творческая деятельность обучающихся ( на основе литературных произведений). Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация. Русская народная сказка «Лиса и журавль». | 1 | Пересказывать текст художественного произведения: подробно (с учётом всех сюжетных линий), описание героев произведения. Инсценировать сказку. | 10.11 | |||
Литературоведческая пропедевтика Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы - узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения. Произведения устного народного творчества. | 1 | Наблюдать: сравнивать произведения разных жанров. Сравнивать сказки разных народов по теме, жанровым особенностям, языку. Ориентироваться в литературоведческих терминах , кратко характеризовать их ( в рамках изученного). | 13.11 | |||
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений). Создание собственного текста на основе репродукций картин художников. Устное сочинение по картине Б. Кустодиева «Масленица». | 1 | Конструировать устное сочинение: передавать замысел автора, главную мысль произведения, выразительные средства языка. | 17.11 | |||
Круг детского чтения Произведения устного народного творчества разных народов России. | 1 | Сравнивать малые фольклорные жанры, жанры художественных произведений; называть жанры, характеризовать их особенности. | 20.11 | |||
Работа с текстом художественного произведения. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: рассказ по иллюстрациям, пересказ. Д. Хармс «Весёлый старичок», Ю.Мориц «Хохотальная путаница» «Небывальщина» К. Чуковский «Путаница» Э.Успенский «Память» | 1 | Пересказывать текст художественного произведения: кратко (сжато, с выделением основных сюжетных линий); выборочно (отдельный фрагмент, описание героев произведения). | 24.11 | |||
Работа с текстом художественного произведения. Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. М. Пляцковский «Настоящий друг», В. Орлов «Я и Мы». | 1 | Объяснять смысл заглавия произведения; выбирать заголовок произведения из предложенных учителем, учащимися класса. | 27.11 | |||
Письмо (культура письменной речи) Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях (повествование,) В.Волина «Ни пуха, ни пера» | 1 | Определять тему своего письменного высказывания, предъявлять проект замысла (о чём я хотел бы сказать). Определять тип высказывания (текст-повествование, текст-рассуждение, текст-описание), отбирать целесообразные выразительные средства языка в соответствии с типом текста. Создавать письменный текст (рассказ, отзыв, аннотация, сообщение) | 1.12 | |||
Говорение (культура речевого общения). Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Н.Носов «Живая шляпа», В.Драгунский «Первый день» | 1 | Составлять план текста: делить текст на части, озаглавливать каждую часть, выделять опорные слова, определять главную мысль произведения (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно). | 4.12 | |||
Круг детского чтения Основные темы детского чтения : произведения о детях, добре и зле, юмористические произведения. С. Михалков «Как друзья познаются» Н. Носов «На горке» | 1 | Сравнивать художественные тексты : определять жанр, выделять особенности, анализировать структуру, образные средства. | 8.12 | |||
Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья» | 1 | Объяснять смысл заглавия произведения; выбирать заголовок произведения из предложенных учителем, учащимися класса. Составлять план текста: делить текст на части, озаглавливать каждую часть, выделять опорные слова, определять главную мысль произведения (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно). | 11.12 | |||
Работа с текстом художественного произведения. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту.А. Гайдар «Чук и Гек» | 1 | Пересказывать текст художественного произведение (фрагмента). Анализировать поступки героев произведения, доказывая словами автора. | 15.12 | |||
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений) Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация. И. Крылов «Стрекоза и Муравей» | 1 | Инсценировать художественное произведение (его части): читать по ролям, участвовать в драматизации; передавать особенности героев, используя различные выразительные средства (тон, темп, тембр, интонация речи, мимика, жесты);намечать мизансцены. | 18.12 | |||
Чтение вслух Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. А. Пушкин «Вот север ветер, тучи нагоняя», Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…» С.Есенин «Поёт зима - аукает», «Берёза» | 1 | Выразительно читать небольшие прозаические и стихотворные произведения. Наблюдать: проводить разметку текста, определять логические ударения, слова для выделения голосом, паузы —логические и психологические с помощью учителя и самостоятельно. | 22.12 | |||
Литературоведческая пропедевтика Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).Саша Чёрный «Рождественское», К. Фофанов «Ещё те звёзды не погасли» К.Бальмонт «К зиме», С. Маршак «Декабрь» | 1 | Наблюдать: сравнивать произведения разных жанров. Сравнивать сказки разных народов по теме, жанровым особенностям, языку. Ориентироваться в литературоведческих терминах , кратко характеризовать их ( в рамках изученного). | 25.12 | |||
Чтение вслух Соблюдение орфоэпических и. интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания С. Дрожжин «Улицей гуляет» А. Барто «Дело было в январе» | 1 | Выразительно читать небольшие прозаические и стихотворные произведения. Наблюдать: проводить разметку текста, определять логические ударения, слова для выделения голосом, паузы —логические и психологические с помощью учителя и самостоятельно. | 12.01 | |||
Литературоведческая пропедевтика. Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений. Малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки)- узнавание, различение, определение основного смысла. Малые формы устного народного творчества: Загадки зимы. | 1 | Наблюдать: сравнивать произведения разных жанров. Сравнивать сказки разных народов по теме, жанровым особенностям, языку. Ориентироваться в литературоведческих терминах , кратко характеризовать их ( в рамках изученного). | 15.01 | |||
Говорение (культура речевого общения). Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению. А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» | 1 | Ориентироваться в литературоведческих понятиях и терминах (е рамках изученного). Наблюдать, выделять особенности разных жанров художественных произведений Наблюдать: находить | 19.01 | |||
Работа с текстом художественного произведения. Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» | 1 | Работать с учебным текстом, прочитанным самостоятельно: определять его цель, конструировать (моделировать) алгоритм выполнения учебного задания (определять цель результат, отбирать необходимые средства для получения результата, выстраивать последовательность учебных действий, самостоятельно оценивать ход и результат выполнения задания). | 22.01 | |||
Говорение (культура речевого общения) Осознание диалога как вида речи. Работа со словом (распознание прямого и переносного значения слов, их многозначности), целенаправленное пополнение активного словарного запаса А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» | 1 | Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого этикета. | 26.01 | |||
Говорение (культура речевого общения) Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики художественного текста. Д. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки» | 1 | Пересказывать текст художественного произведение (фрагмента). Анализировать поступки героев произведения, доказывая словами автора. | 29.01 | |||
Работа с разными видами текста Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступление товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст.Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца…» | 1 | Характеризовать текст: представлять, предполагать текст по заголовку, теме, иллюстрациям. Пересказывать текст художественного произведения (фрагмента, выборочно). Составлять вопросы по тексту, отвечать на вопросы собеседника. | 2.02 | |||
Работа с текстом художественного произведения. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Дж. Харрис «Братец Лис и Братец Кролик» | 1 | Пересказывать текст художественного произведения: подробно (с учётом всех сюжетных линий); кратко (сжато, с выделением основных сюжетных линий); выборочно (отдельный фрагмент, описание героев произведения). | 5.02 | |||
Работа с текстом художественного произведения. Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь. Э. Распе «Чудесный олень», «Оттаявшие звуки» | 1 | Наблюдать: находить | 8.02 | |||
Говорение (культура речевого общения) Отражение основной мысли текста в высказывании. К. Чуковский «Я начинаю любить Бибигона», «Бибигон и пчела». | 1 | Анализировать нравственно-эстетические стороны и особенности фольклорных и художественных произведений разных народов (на примере сказок, рассказов о детях, семье, труде и др.). | 9.02 | |||
Творческая деятельность учащихся Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация. К. Чуковский «Краденое солнце» | 1 | Инсценировать художественное произведение (его части): моделировать живые картины, разыгрывать роли героев художественных произведений, используя тон, темп, тембр, интонацию речи, мимику, жесты. Участвовать в драматизации; самостоятельно выбирать фрагменты для драматизации, распределять роли, предлагать выразительные средства(мимику, жесты, интонацию); воспроизводить мизансцены. | 12.02 | |||
Говорение (культура речевого общения) Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту).Л.Толстой «Два брата» | 1 | Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого этикета. Учитывать в диалоге уровень владения собеседниками русским языком. | 16.02 | |||
Работа с текстом художественного произведения. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста).Русская народная сказка «Сивка - бурка» | 1 | Пересказывать текст художественного произведения выборочно (отдельный фрагмент, описание героев произведения). | 19.02 | |||
Работа с текстом художественного произведения. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: рассказ по иллюстрациям, пересказ Ф.И.Тютчев «Зима недаром злится», А. Плещеев «Весна», И.Никитин «Весна». | 1 | Характеризовать текст: представлять, предполагать текст по заголовку, теме, иллюстрациям; определять тему, главную мысль произведения; Выразительно пересказывать отрывок или всё произведение. | 23.02 | |||
Литературоведческая пропедевтика Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений. А. Барто «Апрель» Т. Белозёров, ). И.Шмелёв «Ах, весна!», А.Чехов «Весной» «Подснежники»,А.Фет «Уж верба…» | 1 | Наблюдать: сравнивать произведения разных жанров. Сравнивать сказки разных народов по теме, жанровым особенностям, языку. Ориентироваться в литературоведческих терминах, кратко характеризовать их ( в рамках изученного). | 26.02 | |||
Говорение (культура речевого общения) Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учётом особенностей монологического высказывания. А.Майков «Ранняя весна» Устное сочинение по картине И. Левитана «Ранняя весна». | 1 | Конструировать устное сочинение: передавать замысел автора, главную мысль произведения, выразительные средства языка. | 2.03 | |||
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений) Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация. С.Маршак «Двенадцать месяцев» | 1 | Инсценировать художественное произведение (его части): моделировать живые картины, разыгрывать роли героев художественных произведений, используя тон, темп, тембр, интонацию речи, мимику, жесты. Участвовать в драматизации; самостоятельно выбирать фрагменты для драматизации, распределять роли, предлагать выразительные средства(мимику, жесты, интонацию); воспроизводить мизансцены. | 5.03 | |||
Чтение вслух Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Ю. Энтин «Песня о маме», Б. Заходер «С папой», А.Барто «Перед сном». Г.Сапгир «Умный кролик», В.Левин «Карась и щука». | 1 | Наблюдать: находить | 9.03 | |||
Работа с текстом художественного произведения Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Р. Сеф «Если ты ужасно гордый» ,Дж. Родари «Кто командует.» | 1 | Характеризовать текст: представлять, предполагать текст по заголовку, теме, иллюстрациям; определять тему, главную мысль произведения; главного героя. Выразительно пересказывать отрывок или всё произведение. | 12.03 | |||
Круг детского чтения Представленность разных видов книг: приключенческая, фантастическая, детские периодические издания. Э.Успенский «Если бы я был девчонкой», «Разгром». | 1 | Ориентироваться в литературоведческих понятиях и терминах (в рамках изученного).Наблюдать, выделять особенности разных жанров художественных произведений | 16.03 | |||
Работа с текстом художественного произведения Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Герой произведения. Характер героя. Б. Заходер «Никто», Л. Толстой «Отец и сыновья», «Старый дед и внучек». | 1 | Рассказывать о герое произведения по самостоятельно составленному плану. Находить доказательства выражения мыслей и чувств автора. | 19.03 | |||
Работа с разными видами текста Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст.Е. Пермяк «Как Миша хотел маму перехитрить» Р. Рождественский «Моя мама» | 1 | Составлять план текста: делить текст на части, озаглавливать каждую часть, выделять опорные слова, определять главную мысль произведения (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно). | 2.04 | |||
Говорение (культура речевого общения) Монолог как форма речевого высказывания. Саша Чёрный «Жеребёнок» С. Михалков «Мой щенок». А. Майков «Христос воскрес» | 1 | Конструировать монологическое высказывание (на заданную тему): логично и последовательно строить высказывание, формулировать главную мысль, отбирать доказательства. | 6.04 | |||
Работа с текстом художественного произведения Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь Е. Чарушин «Страшный рассказ». Г. Снегирёв «Отважный пингвинёнок» | 1 | При пересказе учитывать жанровые особенности произведения, уделять внимание месту и времени действия, главным и второстепенным героям. | 9.04 | |||
Работа с текстом художественного произведения Комплексная работа | 1 | Составлять план текста: делить текст на части, озаглавливать каждую часть, выделять опорные слова, определять главную мысль произведения (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно). | 13.04 | |||
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержание. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации).Н. Рубцов «Про зайца». | 1 | Сравнивать тексты (учебный, художественный, научно-популярный): определять жанр, выделять особенности, анализировать структуру, образные средства. Сравнивать произведения разных жанров. Объяснять смысл заглавия произведения; выбирать заголовок произведения из предложенных учителем, учащимися класса. | 16.04 | |||
Работа с разными видами текста Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры текста; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. В. Берестов «отС фоаппаратом». М. Пришвин «Ребята и утята». | 1 | Составлять план текста: делить текст на части(сначала по опорным или ключевым словам, затем самостоятельно), определять микротемы каждой части, озаглавливать их. Формулировать вопрос по фрагменту текста. | 20.04 | |||
Говорение (культура речевого общения) Монолог как форма речевого высказывания. Определение главной мысли высказывания на заданную тему (что важное я хотел бы сказать). В. Бианки «Хитрый лис и умная уточка» | 1 | Конструировать монологическое высказывание (на заданную тему): формулировать главную мысль, отбирать доказательства, логично и последовательно строить текст (высказывание),выбирать выразительные средства языка. Создавать (устно)текст (небольшой рассказ, отзыв, рассуждение) с учётом особенностей слушателей. | 23.04 | |||
Говорение (культура речевого общения) Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики художественного текста. В. Сухомлинский «Почему плачет синичка», Г. Снегирёв «Куда улетают птицы» В. Бианки «Лесной колобок – колючий бок» | 1 | Конструировать монологическое высказывание (на заданную тему): логично и последовательно строить высказывание, формулировать главную мысль, отбирать доказательства. Создавать (устно) текст (небольшой рассказ, отзыв, рассуждение) с учётом особенностей слушателей. | 27.04 | |||
Говорение (культура речевого общения) Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики художественного текста. С. Баруздин «Стихи о человеке и его делах» Л.Яхнин «Пятое время года». В. Берестов «Заяц-барабанщик» В. Берестов «Коза», А.Барто «Думают ли звери». | 1 | Конструировать монологическое высказывание (на заданную тему): логично и последовательно строить высказывание, формулировать главную мысль, отбирать доказательства. | 30.04 | |||
Библиографическая культура. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Книги о добре и зле. Л.Яхнин «Силачи», В.Осеева «Просто старушка» | 1 | Характеризовать книгу: анализировать структуру (обложка, титульный лист, иллюстрации, оглавление). Выбирать книгу в библиотеке (по рекомендованному списку); составлять краткий отзыв о прочитанной книге. | 4.05 | |||
Чтение вслух Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. А.Гайдар «Совесть», Э.Шим «Не смей» | 1 | Пересказывать произведение выборочно (описание/характеристика героя произведения; место события; окружающая обстановка), по иллюстрациям. | 7.05 | |||
Работа с текстом художественного произведения. Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. И. Пивоварова «Сочинение», В.Осеева «Два товарища».Повторение. | 1 | Анализировать нравственно-эстетические стороны и особенности художественных произведений .На примере рассказов о детях, семье, труде и др. | 11.05 | |||
Промежуточная аттестация. Тест. | 1 | Выполнять задания теста. | 14.05 | |||
Письмо (культура письменной речи) Нормы письменной речи: использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях (рассуждение). Н. Носов. «Затейники». «Фантазёры» Мои Любимые писатели | 1 | Характеризовать содержание книги по иллюстрациям, титульному листу, содержанию. Составлять небольшой отзыв о прочитанной книге. | 18.05 | |||
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений) Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация. И. Крылов «Лебедь, щука и рак». С.Михалков «Не стоит благодарности» | 1 | Инсценировать художественное произведение (его части): моделировать живые картины, разыгрывать роли героев художественных произведений, используя тон, темп, тембр, интонацию речи, мимику, жесты, предлагать выразительные средства (мимику, жесты, интонацию); воспроизводить мизансцены. | 21.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.
Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...
Рабочая программа по литературному чтению Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецким, М. В. Головановой «Литературное чтение" 2 класс
Рабочая программа соответствует ФГОС...
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...