Урок русского языка " Правописание суффиксов и приставок".
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)
Цель: формирование умений находить орфограммы в суффиксах и приставках, правильно обозначать буквой безударный гласный или парный по глухости-звонкости согласный звук в приставке или суффиксе, писать слова с суффиксами –ек, -ик.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka.docx | 24.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка, 3 класс
Тема: Правописание суффиксов и приставок
Учитель: Павловская О.С.
Планируемые результаты:
- Объяснять правописание гласных и согласных в суффиксах и приставках.
- Писать правильно в словах суффиксы -ек, -ик;
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель: формирование умений находить орфограммы в суффиксах и приставках, правильно обозначать буквой безударный гласный или парный по глухости-звонкости согласный звук в приставке или суффиксе, писать слова с суффиксами –ек, -ик.
Задачи урока:
- Находить орфограммы в суффиксах и приставках;
- Самостоятельно записывать слова с суффиксами –ек и –ик.
Методы обучения: словесные (беседа), наглядные.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, в парах, индивидуальная.
Оборудование: учебник «Русский язык» Канакина В.П., Горецкий В.Г, наглядный материал (конверт с частями слова, таблица суффиксов и приставок, карточки для индивидуальной работы).
Планируемые результаты:
- Объяснять правописание гласных и согласных в суффиксах и приставках.
- Писать правильно в словах суффиксы -ек, -ик.
Ход урока.
1. Организационный момент:
Подровняйте, подтянитесь,
И друг другу улыбнитесь!
Ребята, начнем урок русского языка.
2.Актуализация опорных знаний:
- Дети, на доске у нас закреплены слова:
Корень, суффикс, предлог, приставка, окончание, основа.
- Найдите лишнее слово. Обоснуйте ответ.
(Предлог –лишнее слово, это часть речи, остальные слова – обозначают части слова.)
- Правильно! Перед нами названия частей слова.
- Скажите мне, что такое приставка? (значимая часть слова которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов).
-Что такое суффикс? (значимая часть слова которая стоит после корнем и служит для образования новых слов).
- Все верно!
3. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности, сообщение темы и задач урока:
- На ваших столах лежат конверты. В них части слова.
- Работая в парах составьте слово из этих частей.
- Какое слово у вас получилось? (Под-снеж-ник- название цветка).
- С помощью каких частей слова образовано слово подснежник? (с помощью приставки и суффикса).
- Предположите, о чем сегодня мы будем говорить на уроке?
- Сегодня на уроке мы поработаем над правописание приставок и суффиксов. Будем учится находить приставку и суффиксы в словах.
-Откройте тетради. Запишите число.
- Ребята, сейчас мы выполним минутку чистописания. Она связана с темой нашего урока. Но будьте очень внимательными!
Я буду назвать слова, а вам нужно записать в тетрадь каллиграфическим подчерком буквы и буквенные сочетания, которые являются определенными частями слова.
Запишите окончание слов:
Зимний (ИЙ)
Вьюги (И)
Запишите суффиксы слов:
Песик (ИК)
Пушистый (СТ)
Запишите корень слов:
Играть (ИГР)
Лесной (ЛЕС)
Запишите приставки слов:
Изменить (ИЗ)
Проезд (ПРО)
Ий и ик ст игр лес из про
- Возьмите простой карандаш и подчеркните буквы и буквенные сочетание, которые, по вашему мнению, лучше всего у вас получились.
4. Первичное восприятие и осознание нового материала
- Посмотрите на таблицу.
- Прочитайте и подумайте, какие из данных частей слов являются суффиксами, а какие приставками:
№1
Рассмотрите таблицу. Выделите суффиксы красным цветом.
еньк | за | над | оньк | под |
по | ик | об | тель | чик |
до | про | чик | ист | пере |
- Сейчас мы будем работаем на местах в тетрадях. Запишите сначала приставки, а затем суффиксы.
- Подберите слова, в которых могут быть данные суффиксы и приставки.
- Что нужно сделать, чтобы правильно обозначить буквой безударный гласный звук в приставке или парный по глухости- звонкости согласный звук в приставке или суффиксе?
(Вспомнить, как пишется эта приставка или суффикс, или проверить по словарю).
Следующее задание «Слово без приставки» №2
Найдите в каждой строке слово без приставки и подчеркните его.
Наука, назначить, наклонить, научить.
Срисовать, спеть, слепить, стеклянный.
Договориться, дождаться, дождливый, доесть.
Отпустить, отвязать, отчество.
Зацепить, задвигать, заря, захватить.
Помыть, порезать, погулять, портфель.
Физминутка
- Сейчас немного отдохнем. Поведем физминутку:
Мы осанку исправляем
Спинки дружно прогибаем
Вправо, влево, мы нагнулись,
До носочков дотянулись.
Плечи вверх, назад и вниз.
Улыбнулись и садись.
- Дети посмотрите на картинки (на доске картинки с подписями ключ, замок).
- Образуйте от данных слов однокоренные при помощи уменьшительное-ласкательных суффиксов ик, -ек.:
Ключ –ключик
Замок –замочек
- Выделите ударение в словах.
- В обоих случаях гласная в суффиксе безударная. Как не ошибиться и выбрать правильный суффикс?
- Откроем учебники на стр125 и поработаем над упражнением 242.
- Прочитайте.
- Что происходит с гласной суффикса -ек в первой группе слов?
(в первой группе гласная е есть в первом слове, но исчезла во втором слове)
- Что происходит с гласной суффикса в первой группе слов?
(Гласная и есть в суффиксе первого слова, и сохранилась она и в суффиксе второго слова)
-Попробуйте сделать вывод о правописании суффиксов ик, ек?
Алгоритм
1.Изменить форму слова.
2.Если гласный «убегает» пиши –ЕК-,
Если гласный сохраняется пиши –ИК-.
- На стр 125 есть правило правильного написания суффиксов -ик, -ек.
- Запишите слова так: сначала с суффиксом -ек, затем с суффиксом -ик. Выделите в словах суффиксы.
Чтоб ошибок избежать будем зоркость развивать.
«Редактирование слов» №3
–Ваша задача найти ошибки, исправить их и списать правильно.
На доске:
Кармашик, слоник, хвостек, лучик, кузнечек, мячик, вечерочик, орешик.
Дети проверяют написание каждого слова и доказывают правильность своих суждений.
– Каким правилом следует руководствоваться при написании приставок и суффиксов?
5. Закрепление и осмысление знаний.
- У вас на партах лежат карточки для самостоятельной работы в тетрадях. Выполните задание, используя изученное правило правописания суффиксов -ек -ик.
Голубая карточка (5 слов)
Вставите пропущенные буквы в суффиксах - ик, -ек:
Ротика – рот…к, носика – нос…к, свёрточка – свёрточ…к, дружочка – дружоч…к, песочка – песоч…к.
.
Красная карточка (6 слов)
Вставите пропущенные буквы в суффиксах - ик, -ек:
Ротика – рот…к, носика – нос…к, свёрточка – свёрточ…к, дружочка – дружоч…к, песочка – песоч…к, карандашика – карандаш…к.
Зеленая карточка(9 слов)
Вставите пропущенные буквы в суффиксах - ик, -ек:
Ротика – рот…к, носика – нос…к, свёрточка – свёрточ…к, дружочка – дружоч…к, песочка – песоч…к, карандашика – карандаш…к, кораблики – корабл..к, цветочки – цветоч..к, уголочки – уголоч..к.
- Во время выполнения задания как вы определяли, когда в словах пишется суффикс -ек, а когда -ик?
6. Итог урока
- Что вы знали о правописании суффиксов?Что нового добавилось к вашим знаниям? (что существуют правила написания некоторых суффиксов)
- В написании какой пары суффиксов можно ошибиться? (в написании суффиксов ЕК и ИК)
- Что нового вы узнали о правописании этих суффиксов? (что в зависимости от того, изменилась ли форма слова во мн.ч. мы выбираем суффикс ЕК или ИК)
- Как вы будете действовать, если встретите слово с такой орфограммой? Что нам может помочь? (будем следовать правилу – алгоритму, поможет нам созданный нами помощник).
Д/ з. Выучить правило с. 125, р.т. с. 124, упр 244
Голубая карточка (5 слов)
Вставите пропущенные буквы в суффиксах - ик, -ек:
Ротика – рот…к, носика – нос…к, свёрточка – свёрточ…к, дружочка – дружоч…к, песочка – песоч…к.
Красная карточка (6 слов)
Вставите пропущенные буквы в суффиксах - ик, -ек:
Ротика – рот…к, носика – нос…к, свёрточка – свёрточ…к, дружочка – дружоч…к, песочка – песоч…к, карандашика – карандаш…к.
Зеленая карточка(9 слов)
Вставите пропущенные буквы в суффиксах - ик, -ек:
Ротика – рот…к, носика – нос…к, свёрточка – свёрточ…к, дружочка – дружоч…к, песочка – песоч…к, карандашика – карандаш…к, кораблики – корабл..к, цветочки – цветоч..к, уголочки – уголоч..к.
№1
Рассмотрите таблицу.
Выделите суффиксы красным цветом.
еньк | за | над | оньк | под |
по | ик | об | тель | чик |
до | про | чик | ист | пере |
№1
Рассмотрите таблицу.
Выделите суффиксы красным цветом.
еньк | за | над | оньк | под |
по | ик | об | тель | чик |
до | про | чик | ист | пере |
№1
Рассмотрите таблицу.
Выделите суффиксы красным цветом.
еньк | за | над | оньк | под |
по | ик | об | тель | чик |
до | про | чик | ист | пере |
№1
Рассмотрите таблицу.
Выделите суффиксы красным цветом.
еньк | за | над | оньк | под |
по | ик | об | тель | чик |
до | про | чик | ист | пере |
№1
Рассмотрите таблицу.
Выделите суффиксы красным цветом.
еньк | за | над | оньк | под |
по | ик | об | тель | чик |
до | про | чик | ист | пере |
№1
Рассмотрите таблицу.
Выделите суффиксы красным цветом.
еньк | за | над | оньк | под |
по | ик | об | тель | чик |
до | про | чик | ист | пере |
№2
«Слово без приставки»
Найдите в каждой строке слово без приставки и подчеркните его.
Наука, назначить, наклонить, научить.
Срисовать, спеть, слепить, стеклянный.
Договориться, дождаться, дождливый, доесть.
Отпустить, отвязать, отчество.
Зацепить, задвигать, заря, захватить.
Помыть, порезать, погулять, портфель.
№2
«Слово без приставки»
Найдите в каждой строке слово без приставки и подчеркните его.
Наука, назначить, наклонить, научить.
Срисовать, спеть, слепить, стеклянный.
Договориться, дождаться, дождливый, доесть.
Отпустить, отвязать, отчество.
Зацепить, задвигать, заря, захватить.
Помыть, порезать, погулять, портфель.
№2
«Слово без приставки»
Найдите в каждой строке слово без приставки и подчеркните его.
Наука, назначить, наклонить, научить.
Срисовать, спеть, слепить, стеклянный.
Договориться, дождаться, дождливый, доесть.
Отпустить, отвязать, отчество.
Зацепить, задвигать, заря, захватить.
Помыть, порезать, погулять, портфель.
№2
«Слово без приставки»
Найдите в каждой строке слово без приставки и подчеркните его.
Наука, назначить, наклонить, научить.
Срисовать, спеть, слепить, стеклянный.
Договориться, дождаться, дождливый, доесть.
Отпустить, отвязать, отчество.
Зацепить, задвигать, заря, захватить.
Помыть, порезать, погулять, портфель.
№2
«Слово без приставки»
Найдите в каждой строке слово без приставки и подчеркните его.
Наука, назначить, наклонить, научить.
Срисовать, спеть, слепить, стеклянный.
Договориться, дождаться, дождливый, доесть.
Отпустить, отвязать, отчество.
Зацепить, задвигать, заря, захватить.
Помыть, порезать, погулять, портфель.
№3
«Редактирование слов»
–Ваша задача найти ошибки, исправить их и списать правильно.
Кармашик, слоник, хвостек, лучик, кузнечек, мячик, вечерочик, орешик.
№3
«Редактирование слов»
–Ваша задача найти ошибки, исправить их и списать правильно.
Кармашик, слоник, хвостек, лучик, кузнечек, мячик, вечерочик, орешик.
№3
«Редактирование слов»
–Ваша задача найти ошибки, исправить их и списать правильно.
Кармашик, слоник, хвостек, лучик, кузнечек, мячик, вечерочик, орешик.
№3
«Редактирование слов»
–Ваша задача найти ошибки, исправить их и списать правильно.
Кармашик, слоник, хвостек, лучик, кузнечек, мячик, вечерочик, орешик.
№3
«Редактирование слов»
–Ваша задача найти ошибки, исправить их и списать правильно.
Кармашик, слоник, хвостек, лучик, кузнечек, мячик, вечерочик, орешик.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презинтация к уроку русский язык "Правописание суффиксов - онок и - енок
презинтация к уроку русский язык " Правописание слов с суффиксами - онок- и -енок-...
Урок русского языка "Правописание суффиксов ик, ек"
Предмет русский языкТип урока: открытие новых знанийТема: «Правописание суффиксов –ик, -ек»Цели урока· предметные: формировать умение грамотно писать сл...
Урок русского языка "Правописание суффиксов ик, ек"
Предмет русский языкТип урока: открытие новых знанийТема: «Правописание суффиксов –ик, -ек»Цели урока· предметные: формировать умение грамотно писать сл...
Урок русского языка «Правописание суффиксов -ик-, -ек-»
Материал включает в себя технологическую карту урока и презентацию, которая помогает учащимся выделить и сформулировать познавательную цель урока, анализировать, сравнивать, классифицировать объекты п...
Урок русского языка «Правописание суффиксов –ик, -ек» 2класс
урок русского языка...
презентация к уроку русского языка "Правописание суффиксов _онок-, -ёнок-"
Презентация к уроку русского языка "Правописание суффиксов _онок-, -ёнок-"...
Презентация к уроку русского языка " Правописание суффиксов имён существительных: -ик-, -ек-"
Презентация к уроку русского языка поможет детям в доступной и занимательной форме узнать тонкости великого русского языка!...