Урок русского языка «Правописание суффиксов -ик-, -ек-»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Бухарина Алёна Анатольевна

Материал включает в себя технологическую карту урока и презентацию, которая помогает учащимся выделить и сформулировать познавательную цель урока, анализировать, сравнивать, классифицировать объекты по выделенным признакам, использовать алгоритм применения орфографического правила.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_suffiksy.doc70 КБ
Office presentation icon suf._-ik-_-ek-.ppt404.5 КБ

Предварительный просмотр:

Бухарина Алёна Анатольевна, МАОУ СОШ №15, учитель начальных классов.

Урок русского языка по теме: «Правописание суффиксов -ик-, -ек-».

Цели: формировать  у учащихся представление о правописании суффиксов  –ик-, -ек-, умение применять это правило.

Планируемые результаты:

Личностные: проявлять интерес к  русскому языку, осознавать себя частью  учебного коллектива.

Регулятивные: ставить учебную задачу, сравнивать способ действия и его результат с заданным эталоном; оценивать качество и уровень усвоения материала.

Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью излагать и аргументировать свою точку зрения в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать  познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию; анализировать, сравнивать, классифицировать объекты по выделенным признакам.

Предметные: устанавливать наличие в словах изучаемой орфограммы, обосновывать её написание; устанавливать зависимость способа проверки от места орфограммы в слове; использовать алгоритм применения орфографического правила при обосновании написания слова.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент.( звучит шум ветра в осеннем лесу)

-Осторожно ветер из калитки вышел, постучал в окошко,

пробежал по крыше( на доску вывешивается карточка со словом «ветер»).

-Мы можем пробежаться вместе с ветром по его же дорожкам.

Орфографически проговаривают слово «ветер».

Открывают тетрадь «Чистописание» на с.32, прописывают строчку по выбору.

Личностные: проявлять интерес к  русскому языку, осознавать себя частью  учебного коллектива.

Актуализация знаний.

Слайд №2

-Посмотрите на экран. Что видите?(-ветер-)

- А это что такое? (-ок-, -ищ-,     -як-, -ов-).

-Составьте из данных частей слова и запишите их в тетрадь.

- Сравните  свою работу с работой соседа.

-Проверьте правильность выполнения  своей работы и оцените её.

-Какое слово в данной работе нуждается в объяснении?

- Куда обратимся за помощью?

Слайд №3

-Это корень. Дают определение корню.

-Это суффиксы. Дают определение.

Выполняют работу самостоятельно.

Сравнивают свою работу с работой соседа.

Сверяют работу с работой на экране.

Проводят самооценку.

Это слово «ветряк».

Находят значение слова в толковом словаре. (1.Ветряной двигатель. 2. Ветряная мельница)

Рассматривают фотографию ветряной мельницы.

Познавательные: искать и выделять необходимую информацию; анализировать.

Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью излагать и аргументировать свою точку зрения в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Постановка учебной задачи.

-Ребята, что можете рассказать о записанных словах?

-Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

-Сформулировать тему урока нам помогут слова, записанные на доске. Прочитайте их.

- Что скажите?

- Посовещайтесь в паре, на сколько групп можно разделить эти слова?

-Я разделила эти слова на 3 группы. Подумайте, по какому признаку я их делила?

Слайд№4

-А что же объединяет оставшиеся слова?

-Какая часть слова придала словам уменьшительно-ласкательное значение?

Слайд №5

-А есть ли в этих словах орфограмма?

-Понаблюдайте за произношением и написанием слов. Что скажите?

-Кто готов сформулировать тему урока? Слайд №5

-Какие задачи поставим перед собой?

- Это однокоренные слова. Доказывают своё мнение.

-Высказывают свои предположения. (Будем образовывать однокоренные слова.)

Читают слова:

Столбы, зонт, мостик, столб, зонты, столбик, мосты, кусочек, мост.

-Это имена существительные. Доказывают своё мнение

.

Совещаются. Сигнализируют ответ.

Объяснят выбор пары.

-Высказывают свои предположения.

Проверят по слайду, оценивают свою деятельность.

 Записывают  группы в тетрадь:

1.Безударный гласный в корне слова.

столбы

мосты

зонты

2. Парный  согласный в корне слова.

столб

мост

зонт

3. ?

столбик

мостик

кусочек

Высказывают свои предположения (сущ.  м.р., с уменьшительно-ласкательным значением).

-Суффикс.

- Суффиксы пишутся не всегда так как произносятся.

Формулируют тему урока: «Правописание суффиксов -ик-, -ек-».

Формулируют задачи урока:

1.Познакомиться с новой орфограммой.

2. Находить слова с данной орфограммой в тексте.

3.Научиться правильно записывать слова с суффиксами –ик-, -ек-.

Личностные: осознавать себя частью  учебного коллектива.

Регулятивные: ставить учебную задачу, сравнивать способ действия и его результат с заданным эталоном; оценивать качество и уровень усвоения материала.

Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью излагать и аргументировать свою точку зрения в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать  познавательную цель,

анализировать, сравнивать, классифицировать объекты по выделенным признакам.

Открытие нового знания.

1.- Ребята, я предлагаю вам провести расследование.

Слайд №6

- Понаблюдайте за словами с суффиксами –ик- и –ек- и сделайте выводы о том, когда  в словах пишется суффикс –ик-, а когда – суффикс -ек-.

                                                                     

Столб[и]к – нет столбика – столбик.

                                                          /\

Мост[и]к -  нет мостика – мостик.

                                                           /\

Кусоч[и]к – нет кусочка – кусочек.

2. Сравните свой вывод с выводом в учебнике (с. 62).

3. Давайте составим алгоритм определения гласной в суффиксах –ек- и –ик-. 

  В парах наблюдают за словами с суффиксами –ик- и –ек- и делают выводы о том, когда  в словах пишется суффикс –ик-, а когда – суффикс -ек-.

 

Читают правило жужжащим чтением.

Сравнивают свой вывод с выводом в учебнике (с. 62).

  Составляют алгоритм определения гласной в суффиксах –ек- и –ик-. 

Слайд№7

Личностные: проявлять интерес к  русскому языку, осознавать себя частью  учебного коллектива.

Регулятивные: сравнивать способ действия и его результат с заданным эталоном; оценивать качество и уровень усвоения материала. Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью излагать и аргументировать свою точку зрения .

Познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать объекты по выделенным признакам.

Предметные: устанавливать наличие в словах изучаемой орфограммы, обосновывать её написание; составить алгоритм применения орфографического правила при обосновании написания слова.

Физминутка.

Первичное закрепление ( работа в парах).

1.Слайд №8

-Пользуясь алгоритмом, попробуйте объяснить написание данных слов.

гвозд[ик] -

cыноч[ик] -

час[ик] -

часоч[ик] -

цвет[ик ] -

цветоч[ик]-

хвост[ик] -

2.- Подумайте, есть ли в последнем столбике слова, которые подойдут к данной схеме?(схема на доске)

Выполняют работу в парах  по образцу.

гвозд[ик] - нет гвоздика –гвоздик

Выполняют проверку (1 пара) + Cлай№8.

Проводят самооценку.

Проговаривают правило проверки гласной в суффиксах –ик-, -ек-( используют алгоритм).

Работают в парах.

(корень,  суф., суф.)

сыночек

часочек

цветочек

Проверяют.

Проводят самооценку.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать  познавательную цель.

Предметные: устанавливать наличие в словах изучаемой орфограммы, обосновывать её написание; использовать алгоритм применения орфографического правила при обосновании написания слова.

 Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью излагать и аргументировать свою точку зрения

Регулятивные: сравнивать способ действия и его результат с заданным эталоном; оценивать качество и уровень усвоения материала.

Работа по теме урока.

1.-Сейчас нам предстоит интересная работа на 63 странице учебника.

-Мы знакомы с правописанием всех  суффиксов  в данном упражнении?  

- Повторите тему нашего урока.

- Выпишите из упражнения слова, написание которых подходит к теме нашего урока.

Помогаю решить проблему(Cлай№9).

2. Повторяют звуко-буквенный анализ слова.

3. Cлай№10.

-К данным словам подобрать однокоренные слова с суффиксами –ик-, -ек- и записать их в тетрадь.

4. -Все ли задачи урока мы выполнили?

5. - Ребята, а можно ли сделать так, чтобы и в слове «ветер» появилась наша орфограмма?

6.Развитие речи.

Открывают учебник на стр.63 №104.

Хором читают задание.

-Нет.

Проговаривают  тему урока.

В паре выписывают  из упражнения слова, написание которых подходит к теме урока:

кораблик

мячик

билетик

 овражек

ельник

Выполняют проверку с доказательством(Cлай№9).

Возникает проблема со словом ельник( суффикс –ник-).

Проводят самооценку.

Повторяют правило, которое помогло выполнить задание.

Самостоятельно выбирают правильную звуковую схему к слову мячик.

Выполняют проверку.

Проводят самооценку.

Подбирают однокоренные слова с суффиксами –ик-, -ек- и записывают  их в тетрадь.

Выполняют проверку( обратная связь:-ик- -зелёная карточка; -ек- -красная карточка).

Проводят самооценку.

Проводят рефлексию по теме урока.

Ветер – ветерок- ветерочек. Доказывают написание суффикса.

Проговаривают правило проверки гласной в суффиксах –ик-, -ек-.

 

Составляют предложение об осеннем ветре.

Помогают собрать предложение из слов на слайде. (Cлай№11).

Проверяют (Cлай№12).

Подчёркивают главные члены предложения, записывают характеристику предложения.

Выполняют проверку.

Проводят самооценку.

Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью излагать и аргументировать свою точку зрения .

Познавательные: сравнивать, классифицировать объекты по выделенным признакам.

Предметные: устанавливать наличие в словах изучаемой орфограммы, обосновывать её написание; использовать алгоритм применения орфографического правила при обосновании написания слова.

Регулятивные: сравнивать способ действия и его результат с заданным эталоном; оценивать качество и уровень усвоения материала.

Рефлексия.

1.По «+» на полях тетради оцените свою работу на уроке.

2. Cлай№13.

Оценивают свою работу на уроке.

Высказывают своё мнение

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я понял, что…
  • Теперь я могу…
  • Я попробую…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…

Личностные: осознавать себя частью  учебного коллектива.

Регулятивные: оценивать качество и уровень усвоения материала.

Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью излагать и аргументировать свою точку зрения в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Домашнее задание.

С.62 №103

Записывают домашнее задание.

 Cлай№14.

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка по теме: «Правописание суффиксов - ик-, -ек - » Подготовила и провела Бухарина Алёна Анатольевна, МАОУ СОШ №15 г. Челябинск, учитель начальных классов.

Слайд 2

-ветер- -ок-, -ищ-, -як-, -ов- ветер ок ветр ищ е ветр як ветр ов ой

Слайд 3

ветряк

Слайд 4

Безударный гласный в корне слова. ст о лбы м о сты з о нты Парный согласный в корне слова. стол б мос т зон т столбик мостик кусочек

Слайд 5

Правописание суффиксов -ик, -ек ? столб ик мост ик кусоч ек [ ик ] [ ик ] [ ик ]

Слайд 6

/\ Столб [ и ] к – нет столб ик а – столб ик . /\ Мост [ и ] к - нет мост ик а – мост ик . /\ Кусоч [ и ] к – нет кусоч к а – кусоч ек .

Слайд 7

Алгоритм определения гласной в суффиксах - ЕК,-ИК. Измени форму слова, подставляя слова нет, много . 2. Определи, сохраняется ли гласный. да нет - и к- - е к-

Слайд 8

Объясните написание суффиксов в словах: гвозд [ ик ] - c ыноч [ ик ] - час [ ик ] - часоч [ ик ] - цвет [ ик ] - цветоч [ ик ] - хвост [ ик ] - нет гвозд ик а –гвозд ик нет сыноч к а – сыноч ек нет час ик а – час ик нет часоч к а – часоч ек нет цвет ик а – цвет ик нет цветоч к а – цветоч ек нет хвост ик а – хвост ик

Слайд 9

корабл ик мяч ик билет ик овраж ек ель ник -ик, -ник, -чик

Слайд 10

Какой суффикс надо добавить? -ик , -ек лист прут словарь орех сухарь листок луч хвост лист ик прут ик словар ик ореш ек сухар ик листоч ек луч ик хвост ик

Слайд 11

осенний хороводе кружит листву в разноцветную ветер весёлом

Слайд 12

Осенний ветер кружит разноцветную листву в весёлом хороводе.

Слайд 13

Оцени свою работу Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я понял, что… Теперь я могу… Я попробую… Меня удивило… Мне захотелось…

Слайд 14

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презинтация к уроку русский язык "Правописание суффиксов - онок и - енок

презинтация к уроку русский язык " Правописание слов с суффиксами - онок- и -енок-...

Урок русского языка "Правописание суффиксов ик, ек"

Предмет русский языкТип урока: открытие новых знанийТема: «Правописание суффиксов –ик, -ек»Цели урока·         предметные: формировать умение грамотно писать сл...

Урок русского языка "Правописание суффиксов ик, ек"

Предмет русский языкТип урока: открытие новых знанийТема: «Правописание суффиксов –ик, -ек»Цели урока·         предметные: формировать умение грамотно писать сл...

презентация к уроку русского языка "Правописание суффиксов _онок-, -ёнок-"

Презентация к уроку русского языка "Правописание суффиксов _онок-, -ёнок-"...

Презентация к уроку русского языка " Правописание суффиксов имён существительных: -ик-, -ек-"

Презентация к  уроку русского языка поможет детям в доступной и занимательной форме узнать тонкости великого русского языка!...

Конспект урока русского языка «Правописание суффиксов –ик –ек».

Конспект урока русского языка. 3 класс УМК «Школа России». Тема «Правописание суффиксов –ик –ек». Формы организации познавательной деятельности:  пои...