Урок русского языка «Правописание суффиксов -ик-, -ек-»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Материал включает в себя технологическую карту урока и презентацию, которая помогает учащимся выделить и сформулировать познавательную цель урока, анализировать, сравнивать, классифицировать объекты по выделенным признакам, использовать алгоритм применения орфографического правила.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_suffiksy.doc | 70 КБ |
suf._-ik-_-ek-.ppt | 404.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Бухарина Алёна Анатольевна, МАОУ СОШ №15, учитель начальных классов.
Урок русского языка по теме: «Правописание суффиксов -ик-, -ек-».
Цели: формировать у учащихся представление о правописании суффиксов –ик-, -ек-, умение применять это правило.
Планируемые результаты:
Личностные: проявлять интерес к русскому языку, осознавать себя частью учебного коллектива.
Регулятивные: ставить учебную задачу, сравнивать способ действия и его результат с заданным эталоном; оценивать качество и уровень усвоения материала.
Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью излагать и аргументировать свою точку зрения в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию; анализировать, сравнивать, классифицировать объекты по выделенным признакам.
Предметные: устанавливать наличие в словах изучаемой орфограммы, обосновывать её написание; устанавливать зависимость способа проверки от места орфограммы в слове; использовать алгоритм применения орфографического правила при обосновании написания слова.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный момент.( звучит шум ветра в осеннем лесу) | -Осторожно ветер из калитки вышел, постучал в окошко, пробежал по крыше( на доску вывешивается карточка со словом «ветер»). -Мы можем пробежаться вместе с ветром по его же дорожкам. | Орфографически проговаривают слово «ветер». Открывают тетрадь «Чистописание» на с.32, прописывают строчку по выбору. | Личностные: проявлять интерес к русскому языку, осознавать себя частью учебного коллектива. |
Актуализация знаний. | Слайд №2 -Посмотрите на экран. Что видите?(-ветер-) - А это что такое? (-ок-, -ищ-, -як-, -ов-). -Составьте из данных частей слова и запишите их в тетрадь. - Сравните свою работу с работой соседа. -Проверьте правильность выполнения своей работы и оцените её. -Какое слово в данной работе нуждается в объяснении? - Куда обратимся за помощью? Слайд №3 | -Это корень. Дают определение корню. -Это суффиксы. Дают определение. Выполняют работу самостоятельно. Сравнивают свою работу с работой соседа. Сверяют работу с работой на экране. Проводят самооценку. Это слово «ветряк». Находят значение слова в толковом словаре. (1.Ветряной двигатель. 2. Ветряная мельница) Рассматривают фотографию ветряной мельницы. | Познавательные: искать и выделять необходимую информацию; анализировать. Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью излагать и аргументировать свою точку зрения в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Постановка учебной задачи. | -Ребята, что можете рассказать о записанных словах? -Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? -Сформулировать тему урока нам помогут слова, записанные на доске. Прочитайте их. - Что скажите? - Посовещайтесь в паре, на сколько групп можно разделить эти слова? -Я разделила эти слова на 3 группы. Подумайте, по какому признаку я их делила? Слайд№4 -А что же объединяет оставшиеся слова? -Какая часть слова придала словам уменьшительно-ласкательное значение? Слайд №5 -А есть ли в этих словах орфограмма? -Понаблюдайте за произношением и написанием слов. Что скажите? -Кто готов сформулировать тему урока? Слайд №5 -Какие задачи поставим перед собой? | - Это однокоренные слова. Доказывают своё мнение. -Высказывают свои предположения. (Будем образовывать однокоренные слова.) Читают слова: Столбы, зонт, мостик, столб, зонты, столбик, мосты, кусочек, мост. -Это имена существительные. Доказывают своё мнение . Совещаются. Сигнализируют ответ. Объяснят выбор пары. -Высказывают свои предположения. Проверят по слайду, оценивают свою деятельность. Записывают группы в тетрадь: 1.Безударный гласный в корне слова. столбы мосты зонты 2. Парный согласный в корне слова. столб мост зонт 3. ? столбик мостик кусочек Высказывают свои предположения (сущ. м.р., с уменьшительно-ласкательным значением). -Суффикс. - Суффиксы пишутся не всегда так как произносятся. Формулируют тему урока: «Правописание суффиксов -ик-, -ек-». Формулируют задачи урока: 1.Познакомиться с новой орфограммой. 2. Находить слова с данной орфограммой в тексте. 3.Научиться правильно записывать слова с суффиксами –ик-, -ек-. | Личностные: осознавать себя частью учебного коллектива. Регулятивные: ставить учебную задачу, сравнивать способ действия и его результат с заданным эталоном; оценивать качество и уровень усвоения материала. Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью излагать и аргументировать свою точку зрения в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, анализировать, сравнивать, классифицировать объекты по выделенным признакам. |
Открытие нового знания. | 1.- Ребята, я предлагаю вам провести расследование. Слайд №6 - Понаблюдайте за словами с суффиксами –ик- и –ек- и сделайте выводы о том, когда в словах пишется суффикс –ик-, а когда – суффикс -ек-.
Столб[и]к – нет столбика – столбик. /\ Мост[и]к - нет мостика – мостик. /\ Кусоч[и]к – нет кусочка – кусочек. 2. Сравните свой вывод с выводом в учебнике (с. 62). 3. Давайте составим алгоритм определения гласной в суффиксах –ек- и –ик-. | В парах наблюдают за словами с суффиксами –ик- и –ек- и делают выводы о том, когда в словах пишется суффикс –ик-, а когда – суффикс -ек-.
Читают правило жужжащим чтением. Сравнивают свой вывод с выводом в учебнике (с. 62). Составляют алгоритм определения гласной в суффиксах –ек- и –ик-. Слайд№7 | Личностные: проявлять интерес к русскому языку, осознавать себя частью учебного коллектива. Регулятивные: сравнивать способ действия и его результат с заданным эталоном; оценивать качество и уровень усвоения материала. Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью излагать и аргументировать свою точку зрения . Познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать объекты по выделенным признакам. Предметные: устанавливать наличие в словах изучаемой орфограммы, обосновывать её написание; составить алгоритм применения орфографического правила при обосновании написания слова. |
Физминутка. | |||
Первичное закрепление ( работа в парах). | 1.Слайд №8 -Пользуясь алгоритмом, попробуйте объяснить написание данных слов. гвозд[ик] - cыноч[ик] - час[ик] - часоч[ик] - цвет[ик ] - цветоч[ик]- хвост[ик] - 2.- Подумайте, есть ли в последнем столбике слова, которые подойдут к данной схеме?(схема на доске) | Выполняют работу в парах по образцу. гвозд[ик] - нет гвоздика –гвоздик Выполняют проверку (1 пара) + Cлай№8. Проводят самооценку. Проговаривают правило проверки гласной в суффиксах –ик-, -ек-( используют алгоритм). Работают в парах. (корень, суф., суф.) сыночек часочек цветочек Проверяют. Проводят самооценку. | Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Предметные: устанавливать наличие в словах изучаемой орфограммы, обосновывать её написание; использовать алгоритм применения орфографического правила при обосновании написания слова. Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью излагать и аргументировать свою точку зрения Регулятивные: сравнивать способ действия и его результат с заданным эталоном; оценивать качество и уровень усвоения материала. |
Работа по теме урока. | 1.-Сейчас нам предстоит интересная работа на 63 странице учебника. -Мы знакомы с правописанием всех суффиксов в данном упражнении? - Повторите тему нашего урока. - Выпишите из упражнения слова, написание которых подходит к теме нашего урока. Помогаю решить проблему(Cлай№9). 2. Повторяют звуко-буквенный анализ слова. 3. Cлай№10. -К данным словам подобрать однокоренные слова с суффиксами –ик-, -ек- и записать их в тетрадь. 4. -Все ли задачи урока мы выполнили? 5. - Ребята, а можно ли сделать так, чтобы и в слове «ветер» появилась наша орфограмма? 6.Развитие речи. | Открывают учебник на стр.63 №104. Хором читают задание. -Нет. Проговаривают тему урока. В паре выписывают из упражнения слова, написание которых подходит к теме урока: кораблик мячик билетик овражек ельник Выполняют проверку с доказательством(Cлай№9). Возникает проблема со словом ельник( суффикс –ник-). Проводят самооценку. Повторяют правило, которое помогло выполнить задание. Самостоятельно выбирают правильную звуковую схему к слову мячик. Выполняют проверку. Проводят самооценку. Подбирают однокоренные слова с суффиксами –ик-, -ек- и записывают их в тетрадь. Выполняют проверку( обратная связь:-ик- -зелёная карточка; -ек- -красная карточка). Проводят самооценку. Проводят рефлексию по теме урока. Ветер – ветерок- ветерочек. Доказывают написание суффикса. Проговаривают правило проверки гласной в суффиксах –ик-, -ек-.
Составляют предложение об осеннем ветре. Помогают собрать предложение из слов на слайде. (Cлай№11). Проверяют (Cлай№12). Подчёркивают главные члены предложения, записывают характеристику предложения. Выполняют проверку. Проводят самооценку. | Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью излагать и аргументировать свою точку зрения . Познавательные: сравнивать, классифицировать объекты по выделенным признакам. Предметные: устанавливать наличие в словах изучаемой орфограммы, обосновывать её написание; использовать алгоритм применения орфографического правила при обосновании написания слова. Регулятивные: сравнивать способ действия и его результат с заданным эталоном; оценивать качество и уровень усвоения материала. |
Рефлексия. | 1.По «+» на полях тетради оцените свою работу на уроке. 2. Cлай№13. | Оценивают свою работу на уроке. Высказывают своё мнение
| Личностные: осознавать себя частью учебного коллектива. Регулятивные: оценивать качество и уровень усвоения материала. Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью излагать и аргументировать свою точку зрения в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Домашнее задание. | С.62 №103 | Записывают домашнее задание. | |
Cлай№14. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
-ветер- -ок-, -ищ-, -як-, -ов- ветер ок ветр ищ е ветр як ветр ов ой
ветряк
Безударный гласный в корне слова. ст о лбы м о сты з о нты Парный согласный в корне слова. стол б мос т зон т столбик мостик кусочек
Правописание суффиксов -ик, -ек ? столб ик мост ик кусоч ек [ ик ] [ ик ] [ ик ]
/\ Столб [ и ] к – нет столб ик а – столб ик . /\ Мост [ и ] к - нет мост ик а – мост ик . /\ Кусоч [ и ] к – нет кусоч к а – кусоч ек .
Алгоритм определения гласной в суффиксах - ЕК,-ИК. Измени форму слова, подставляя слова нет, много . 2. Определи, сохраняется ли гласный. да нет - и к- - е к-
Объясните написание суффиксов в словах: гвозд [ ик ] - c ыноч [ ик ] - час [ ик ] - часоч [ ик ] - цвет [ ик ] - цветоч [ ик ] - хвост [ ик ] - нет гвозд ик а –гвозд ик нет сыноч к а – сыноч ек нет час ик а – час ик нет часоч к а – часоч ек нет цвет ик а – цвет ик нет цветоч к а – цветоч ек нет хвост ик а – хвост ик
корабл ик мяч ик билет ик овраж ек ель ник -ик, -ник, -чик
Какой суффикс надо добавить? -ик , -ек лист прут словарь орех сухарь листок луч хвост лист ик прут ик словар ик ореш ек сухар ик листоч ек луч ик хвост ик
осенний хороводе кружит листву в разноцветную ветер весёлом
Осенний ветер кружит разноцветную листву в весёлом хороводе.
Оцени свою работу Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я понял, что… Теперь я могу… Я попробую… Меня удивило… Мне захотелось…
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презинтация к уроку русский язык "Правописание суффиксов - онок и - енок
презинтация к уроку русский язык " Правописание слов с суффиксами - онок- и -енок-...
Урок русского языка "Правописание суффиксов ик, ек"
Предмет русский языкТип урока: открытие новых знанийТема: «Правописание суффиксов –ик, -ек»Цели урока· предметные: формировать умение грамотно писать сл...
Урок русского языка "Правописание суффиксов ик, ек"
Предмет русский языкТип урока: открытие новых знанийТема: «Правописание суффиксов –ик, -ек»Цели урока· предметные: формировать умение грамотно писать сл...
Урок русского языка «Правописание суффиксов –ик, -ек» 2класс
урок русского языка...
презентация к уроку русского языка "Правописание суффиксов _онок-, -ёнок-"
Презентация к уроку русского языка "Правописание суффиксов _онок-, -ёнок-"...
Презентация к уроку русского языка " Правописание суффиксов имён существительных: -ик-, -ек-"
Презентация к уроку русского языка поможет детям в доступной и занимательной форме узнать тонкости великого русского языка!...
Конспект урока русского языка «Правописание суффиксов –ик –ек».
Конспект урока русского языка. 3 класс УМК «Школа России». Тема «Правописание суффиксов –ик –ек». Формы организации познавательной деятельности: пои...