Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности учащегося |
II. Актуализация знаний, необходимых для изучения и понимания нового материала. | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – Прочитайте обращение царевича Елисея к месяцу. Вставьте пропущенные буквы. Какие правила вы вспомнили? (Правописание безударных гласных в корне слова, правописание непроверяемых гласных.) – Назовите сказку. («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».) | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Подбирают проверочные слова: Позолоченный – зо́лото. Видал – ви́дел. Царевна – ца́рь. Молодой – мо́лод, моло́денький. | Выделять существенную информацию из текста загадки. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять |
Проверка домашнего задания. | – Скажите, как речь характеризует царевича Елисея? (Царевич – воспитанный, доброжелательный человек.) – Спишите первое предложение. – Пользуясь словарями, объясните значение слова «вежливость». | При помощи словаря объясняют значение слова «вежливость». Вежливость – нравственная и поведенческая категория, черта характера. Под вежливостью обычно понимают умение уважительно и тактично общаться с людьми, готовность найти компромисс и выслушать противоположные точки зрения. Вежливость считается выражением хороших манер и знания этикета. | актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохра- нять учебную цель и задачу. |
Минутка чистописания. | Проводит минутку чистописания. – Прочитайте предложение. Запишите буквосочетания и предложение, соблюдая правила каллиграфии. | Выполняют чистописание: вдб вдб Волшебное слово что ясный день. | Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания |
Работа над словами с непроверяемым написанием
Работа по карточкам | Организует работу над словами с непроверяемым написанием. – Отгадайте загадку: Маша знала слов немало, Но одно из них пропало, И оно-то, как на грех, Говорится чаще всех. Это слово ходит следом За подарком, за обедом, Это слово говорят, Если вас благодарят. (См. РМ, Приложение 2.) – Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций. – Подберите синонимы к слову «спасибо». Предлагает выполнить задания в карточках. | Записывают словарное слово «спасибо» в индивидуальный словарик.
Подбирают синонимы к словарному слову. Вспоминают пословицы, поговорки, крылатые выражения со словарным словом, составляют предложения
Работают по карточкам |
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Мы начинаем изучать новый раздел, который называется «Текст». Прочитайте тему урока. – Сегодня на уроке будем учиться составлять план текста.
| Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока. Составляют план урока. Примерный план: 1. Текст. 2. Признаки текста. | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Осознанно и произвольно строить речевое |
| – Какие тексты вы знаете? (Сказка, рассказ, стихотворение и т. п.) – На основе названия раздела сформулируйте вопросы, на которые нужно будет найти ответ. – Что такое текст? – Каковы признаки текста? – Как отличить текст от не текста? – Какие бывают тексты? – Давайте запишем план урока. – Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.) | 3. Отличительные признаки текста. 4. План текста | высказывание в устной форме |
IV. Объяснение нового материала. Наблюдение над языковым материалом | Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников. – Прочитайте записи на доске: 1) Наш класс очень дружный. Много цветов стоит на окнах. Катя любит молоко. Я пойду на выставку. 2) Мне нравится учиться в школе. Каждый день мы узнаем новое. На уроках очень интересно. У меня много друзей. – Определите, где написан текст? Докажите это. – О чем говорится в предложениях под цифрой 1? – О чем говорится в записи под цифрой 2? – Кто сможет придумать название к первой записи? Ко второй? – Итак, во втором случае записан текст. Все предложения в нем связаны по смыслу. – Какое заглавие вы придумали ко второй записи? | Выводят языковые закономерности, лежащие в основе изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов. Называют признаки текста: – состоит из нескольких предложений; – предложения связаны по смыслу; – можно выделить начало, середину и конец; – есть заголовок (можно подобрать, если его нет). Делают следующие выводы: 1) В тексте все предложения связаны по смыслу. 2) К тексту можно придумать заглавие | Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета |
V. Первичное закрепление знаний. Работа по учебнику (упражнение 5). | Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения. – Прочитайте. Докажите, что предложения составляют текст. – Назовите признаки текста. – О чем говорится в тексте? – Определите тему текста. – Обратите внимание на слова, которые употребляет автор, говоря о березе. Прочитайте эти слова. – Как связаны между собой первое и второе предложения? – Спишите. Подчеркните в выделенных словах изученные орфограммы. | Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют новые знания на новом языковом материале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме. Выполняют задания упражнения. (См. РМ, Приложение 3.) – В тексте говорится о березе. – Главное дерево России. – Береза, она, зеленая красавица. – Предложения связаны местоимением «она». | Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Осуществлять контроль по результату |
Работа по учебнику (упражнение 7) | – Прочитайте. Определите тему и главную мысль текста. – Что отражает заголовок: тему или главную мысль текста? – Почему в тексте выделены три части? – О чем говорится во вступительной, основной и заключительной частях текста? – Составьте план текста. Для этого придумайте к каждой части текста заголовок. Запишите план. – Устно передайте содержание каждой части текста |
Записывают план: 1. Отцовский приказ. 2. Испытание. 3. Наказ отца |
|
VI. Дальнейшая работа по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений. Работа с карточкой. | Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог. Проводит упражнение на деление текста на части. Предлагает на карточках текст, в котором части не выделены. Я утром насыпал воробьям хлебные крошки. А потом кинул сразу целую горбушку. Что тут началось! Сбились воробьи в стайку, наскакивают на горбушку, тянут ее из стороны в сторону. Как живая, прыгает горбушка по песку. Вдруг сверху еще воробей слетел. Растрепанный такой, чумазый. Чирикнул – и в драку. Первого товарища крылом отшиб, второго – клювом толкнул, третьего – грудью отпихнул. А сам ущемил горбушку и взлетел. Летит, а горбушка словно всё тяжелей делается, и вот уже нет мочи, и тогда – вниз понесло воробья. А на дороге лужа, и вот – плюх! – в нее воробей… Еле, бедняга, выбрался. (Э. Шим) |
– Прочитайте текст. Разделите данный текст на части. Сколько частей получилось? (Пять частей.) – Прочитайте первую часть, обратите внимание на то, когда происходит действие. – Подчеркните это слово и запомните, что в первой части мы обращали внимание на время. – Прочитайте вторую часть. Что изменилось? – Подчеркните это слово. | Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Выполняют аналитико-синтетические упражнения, работу со словарями. Делят текст на пять частей. Я утром насыпал воробьям хлебные крошки. А потом кинул сразу целую горбушку. Что тут началось! Сбились воробьи в стайку, наскакивают на горбушку, тянут ее из стороны в сторону. Как живая, прыгает горбушка по песку. Вдруг сверху еще воробей слетел. Растрепанный такой, чумазый. Чирикнул – и в драку. Первого товарища крылом отшиб, второго – клювом толкнул, третьего – грудью отпихнул. А сам ущемил горбушку и взлетел. Летит, а горбушка словно всё тяжелей делается, и вот уже нет мочи, и тогда – вниз понесло воробья. А на дороге лужа, и вот – плюх! – в нее воробей… Еле, бедняга, выбрался. (Э. Шим) |
– Утром.
– Изменилось действие: воробьи сбились в стайку. | Понимать на слух ответы учащихся. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мнение и позицию. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. |
| – Прочитайте третью часть. Кто в ней появился? – Переходим к четвертой части. Что здесь изменилось? – Работаем с последней частью. Что меняется в ней? Во время работы учитель прикрепляет на доску карточки со словами: «время», «действие», «новый герой», «место». – Итак, когда же в тексте начинается новая часть? | – Еще воробей – новый герой. – Действие – воробей взлетел. – Место – на дороге лужа. | Аргументировать свою позицию. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации |
Знакомство с алгоритмом деления текста на части. | Вводит алгоритм деления текста на части: новая часть начинается там, где изменяются время, действие, место, появляется новый герой. – Составьте план текста. – Прочитайте первую часть, определите ее тему. Запишите заглавие первой части. Далее работа ведется аналогично. | Записывают примерный план текста: 1. Щедрое угощение. 2. Борьба за горбушку. 3. Задиристый воробей. 4. Тяжелая добыча. 5. Неудача. |
Работа с деформированным текстом. | Учитель проводит работу с деформированным текстом. – Прочитайте предложения. – Можно ли это назвать текстом? Почему? – Что нужно сделать, чтобы из данных предложений получился текст? – Обозначьте цифрами порядок предложений в тексте. – Прочитайте предложения в нужной последовательности. | Читают предложения, записанные на доске. Я дала Мурке молока. У нашей Мурки усы. У нее мягкие лапки, теплая шубка. Кошка сыта, она спит. Отвечают на вопросы. |
| – Докажите, что вы составили текст. – Какой вывод можно сделать после выполненной вами работы? – Как располагаются предложения в тексте? – Можно ли записать текст в таком виде? – Как пишется первое предложение в тексте? – Красная строка обозначает законченную часть текста. Слово «красный» в славянских языках обозначало «красивый, хороший». В древних книгах первую букву первого предложения, текста красиво оформляли. Особенное написание первой буквы текста можно увидеть и во многих современных книгах. | – В тексте все предложения связаны по смыслу и располагаются последовательно.
– С красной строки. |
|
| – Какой заголовок можно придумать к получившемуся тексту? – Спишите текст. | – «Наша Мурка».
Записывают текст в тетрадь. (См. РМ, Приложение 4.) |
|
Работа в тетради (задание 8). | Организует работу в рабочей тетради. – Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. – Найдите предложение, которым можно озаглавить текст. Запишите заголовок. | Выполняют задание в рабочей тетради. Записывают заголовок: «Знай, сверчок, свой шесток». |
|
Работа в тетради (задание 9) | – Прочитайте. Составьте из предложений текст. Укажите цифрами в квадратах последовательность предложений в тексте. – Придумайте к тексту заголовок. Запишите его | Придумывают заголовок: «Ледяной дом». Записывают текст. (См. РМ, Приложение 5.) |
|
VII. Итог урока. Рефлексия | Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – Какие признаки текста вы можете назвать? – Как разделить текст на части? – Как составить план текста? – Где и когда мы можем применить полученные знания? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя | Отвечают на вопросы. Проводят самооценку, рефлексию. Продолжают высказывания: • Сегодня я узнал… • Было трудно… • Я выполнял задания… • Я понял, что… • Теперь я могу… | Осуществлять самоконтроль учебной деятельности |
Домашнее задание | Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии. – Выполнить задание 10 в рабочей тетради, упражнение 6 в учебнике; подготовить материал об истории слова «каникулы» | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи |