Роль имён существительных в предложении и речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы.
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс)
Конспект урока русского языка в 4 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt-uroka-po-teme-rol-imyon-sushchestvitelnyh-v-predlozhenii-i-rechi.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык
4 класс
Образовательная модель «Школа 2100»
«Русский язык», 4 класс, часть 1. Авторы: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина.
Роль имён существительных в предложении и речи.
Многозначные слова, синонимы, антонимы.
1) Беседа с учащимися.
- Из чего состоит наша речь?
(Наша речь состоит из предложений)
- Из чего состоят предложения?
(Предложения состоят из связанных между собой слов)
- Что могут обозначать слова?
(Слова могут обозначать предметы, явления действительности, понятия, действия, признаки и т.д.)
2) Работа с предложением.
- Все слова, которые есть в языке, образуют его словарный запас составили лексику.
– Что такое лексика?
(Лексика – слово происходит от греческого «лексис» – слово, выражение, оборот).
- Запишем на доске и в тетради предложение.
Лексика – это весь словарный состав языка.
Разбор предложения.
- Назовите слова с орфограммами:
- Правописание безударной гласной, проверяемой ударением (словарный), проверочное – слово;
- Правописание парной согласной (состав), проверочное слово – ставить.
- Назовите слово, в котором звуков больше, чем букв, и почему?
Морфологический разбор существительного лексика.
Лексика – что? Н.ф. лексика, сущ., неодуш., ж.р., ед.ч., явл. в предложении подлежащим.
3) Беседа.
- Чем больше слов знает человек, тем богаче его речь, тем точнее он может выразить свои мысли. Ребята, а что особенно обогащает речь?
(Особенно обогащает речь чтение.)
- О чем вы любите читать?
- Читает ли кто-нибудь из вас словари? Какие? Почему?
4) Работа с учебником.
- Полезное ли это дело – чтение словарей? Давайте узнаем мнение одного французского поэта.
Упр.109., стр. 90.
- Чтение задания текста.
Вывод.
Главная мысль сформулирована в тексте: каждый культурный человек постоянно обращается к словарю. Подчеркните карандашом эти строки. О чем говорит звездочка справа над словом «филологической»?
(Нужно узнать значение этого слова, обратиться к словарю.)
- Учебник, стр. 137. Найди и прочитай предложения, которые соответствуют таким схемам: А: «П?»; [=]?!
А: П? – это предложение с прямой речью. Слова автора – перед прямой речью.
[=]?! Предложение по цели высказывания вопросительное, по интонации – восклицательное, простое, распространенное.
5) Игра «Узнай словарь».
– Сегодня к нам в гости пришли словари. Они о себе расскажут, а вы догадайтесь, что это за словарь, какую информацию о слове вы можете получить в нем.
(Дети подготовлены, словари показывать)
- словарь: «Мое назначение – объяснять, что означают слова. Самый большой из нас имеет 17 томов, в нем толкуются значения 120 тысяч слов».
(Толковый словарь).
- В толковом словаре Ожегова около 57 тысяч слов, в словаре Даля 200 тысяч слов. В «Большом толковом словаре русского языка» около 130 тысяч слов. О словарях вы прочитаете в сообщении «Для любознательных».
- словарь: «Благодаря мне можно избежать повторения одного и того же слова, сделать речь точной, выразительной. Слова расположены рядами.
(Словарь синонимов).
- Какие слова называются синонимами?
(Синонимы – это слова одинаковые по значению, но различные по звучанию.)
3 словарь: «Моя словарная статья начинается парой слов, которые являются одной частью речи, эти слова противоположны по значению речи».
(Словарь антонимов).
- Что такое антонимы?
(Антонимы – слова, противоположные по лексическому значению).
- словарь: «У меня вы можете узнать о значении иностранных слов?
(Словарь иностранных слов).
- словарь: «В каком словаре можно узнать о многозначности слова?
(В толковом словаре)
- Многозначные слова – это слова, имеющие несколько лексических значений. Например: кисть руки, кисть винограда, малярная кисть.
Работа с многозначным словом «спутник».
На доске 4 иллюстрации со значениями этого слова.
- Человек, который с кем-нибудь совершает путь. (Мои спутники оказались приятными собеседниками.)
То, что сопутствует чему-нибудь. (Каменная соль – спутник нефти.)
Небесное тело, обращающееся вокруг планеты. (Луна – спутник Земли.)
Космический аппарат, запускаемый на орбиту с помощью ракетных устройств.
- Какое из этих слов самое молодое?
(4) День рождения его известен – 4 октября 1957г., когда в нашей стране был произведен запуск первого искусственного спутника Земли. Это значение слова спутник возникло на основе третьего значения. Именно в этом новом значении слово спутник вошло во многие языки мира).
8) Физкультминутка.
Руки выше подними,
А потом их опусти.
1-2-3-4/ 2 раза
Руки шире разведи,
А потом опять сведи.
1-2-3-4/ 2 раза
- Назовите имя существительное.
- В каком числе употребляется сущ. руки?
- Назвать начальную форму?
- А если маленькая? (Ручка)
- Это слово многозначное.
(Ручка – часть тела ребенка, ручка дверная, ручка из чашки, ручка – предмет, при помощи которого пишем).
9) Работа с учебником.
- А каких, как вы думаете, слов больше: однозначных или многозначных?
- Многозначных слов больше, чем однозначных. В толковых словарях отдельные значения многозначных слов выделяются цифрами.
Учебник, стр. 133-134, слова на букву К (компания, кампания, капитан)
- Умеем ли мы работать со словарем? Всю ли информацию вычитываем?
Работа с Толковым словарем и словарем синонимов.
Упр. 112, стр. 91-92, по заданию.
Вывод 1.
К толковым словарям мы обращаемся в том случае, если нам нужно узнать лексическое значение слова.
- Проверяйте лексическое значение по толковому словарю. Запоминайте произношение и написание слов!
Вывод 2.
Чтобы не повторять на письме или в рассказе одно и то же слово, мы обращаемся к словарю синонимов.
- Работа со «Словарем антонимов». Упр. 114 по заданию.
Вывод 3.
Когда необходимо подчеркнуть противоположность и мы не можем подобрать слово, нужно обратиться к словарю антонимов.
Слово учителя.
Жизнь общества, вся история человечества, история науки, техники и культуры отражаются в словах, которые фиксируются в словарях. Каждый культурный человек постоянно обращается к словарю – перечитаем эту мысль в упр. 109.
Постоянно пользуйтесь словарями и справочниками. Они должны быть в каждой домашней библиотеке.
10) Выполнение тренировочных упражнений. Закрепление знаний о синонимах и антонимах.
Запись на доске.
1.Сравните пары слов. В какие две группы эти пары можно распределить.
|
|
- Прочитайте имена сущ., м.р., ж.р., ср.р.
- К каким словам можно подобрать анонимы?
- В один столбик выпишите пары слов, близкие по значению, а в другой – противоположные по значению.
2. Вычеркните «лишнее» слово в синтаксическом ряду. Задание 7.
Мысли, думы, размышления, чувства.
3. Русский язык богат синонимами. Чтобы не повторять на письме или в рассказе одно и то же слово, надо заменить его другим, близким по смыслу. Задание 5.
Ребенок – дитя, школьник, брат, малыш, малютка, доченька.
А если дитя:
4. Вычеркните неправильно подобранные антонимические пары. Задание 8.
Правда-ложь
Цветок-дерево
День-ночь
Стол-стул
Утро-вечер
5. Подберите синонимы с удвоенными согласными. Задание 2.
Скорый поезд-
Обучение животных-
Небольшая комнатка в квартире-
Популярная игра на льду-
Помещение в школе-
6. Укажите сначала фразеологические обороты со словами – антонимами, затем – синонимами. Задание 1.
Вопрос жизни и смерти.
Ни конца ни краю.
Нет худа без добра.
Всеми правдами и неправдами.
Ум за разум заходит.
7. Прочитать пословицы. Назвать антонимы. Задание 4.
Весна красна цветами, а осень снопами.
Недруг поддакивает, а друг спорит.
Знание человека возвышает, а невежество унижает.
Найдите синонимы в следующем отрывке. Задание 9.
Зима. За окном снег, вьюга… или метель? А может, пурга? Ну не буран же: буран скорее в степи, в поле, а не в городе, хотя это слово приходит на ум. А хорошо бы из зимы да в лето, от холода, стужи, мороза - к июльскому теплу, июльской жаре (но, конечно, не к зною).
Учащиеся выписывают синонимические ряды:
метель, пурга, буран; холод, стужа, мороз.
Тепло, жара, зной.
- Какие слова из нашего отрывка никогда не помирятся, всегда будут противопоставлены друг другу?
Зима-лето
Холод-зной
Стужа-зной
9. Подберите синоним к слову, данному в скобках, рифму. Задание 6.
Я трудилась не напрасно
И запомню навсегда:
Хлеб вкуснеет не от масла,
Хлеб вкуснеет от (работы) (труда)
-Какая рифма? (Перекрестная.)
10) Проверка д/з по цепочке. Дома подобрали синонимы к словам.
III. Итог урока.
- Ребята, в начале урока я говорила, что нужно быть очень внимательным.
- Со словами какой части речи мы сегодня работали?
(С именами существительными.)
- Что называется именем существительным?
(Имя существительное - самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?)
- Почему эта часть речи получила такое название?
(Называет существующие лица, предметы, вещи, явление.)
- Какова роль существительных в нашей речи?
(Человека окружают предметы. Их очень много, и они разные. Существительные называют эти предметы.)
- Это самая представительная, самая существенная часть речи. Существительные употребляются чаще других частей речи: на каждые 100 слов в среднем 40 сущ., глаголов 26. Помните слова А.Н.Толстого: «Можно с уверенностью сказать, что человек, говорящий на хорошем языке, на чистом, хорошем, богатом языке, богаче мыслит, чем человек, который говорит на плохом и бедном языке». Помните! Слово-одежда мысли.
IV. Домашнее задание.
Те знания, которые вы получили, можете использовать при выполнении дом упр. 115. «Роль существительных в речи». План работы дается в упражнении.
V. Выставление оценок.
ПРИЛОЖЕНИЕ
для
ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ
Лексика - это весь словарный состав языка. Не 30 слов, даже не 12000. Самый большой 17-томный «Словарь современного русского литературного языка» насчитывает 120 тысяч слов. А всего слов в нашем современном языке и того больше - 150.000.
Плюс иностранные слова (30 тысяч), новые значения слов (5 тысяч).
Затем научные термины, жаргон (10 тысяч), устаревшие слова (30 тысяч), имена собственные и прозвища (25 тысяч). Слова - однодневки, которые невозможно сосчитать.
Диалектные слова (около 200 тысяч). Сколько же всего? Полмиллиона? Почти миллион?
А тысячу лет назад, по мнению ученых, было около 20 тысяч слов.
Таким образом, каждый год возникала почти тысяча новых слов и значений.
В словаре 1596 г. - первом печатном словаре «Лексисе» - всего 1061 слово. В словаре 1627 г. – 7000 слов.
В конце XV11I века в «Словаре Академии Российской» - 42257 слов.
В словаре В. Даля (1863 г.) 200.000 слов.
В. Колесов.
ЗАДАНИЯ
1. Укажи сначала фразеологические обороты со словами - антонимами, затем - синонимами.
вопрос жизни и смерти
ни конца ни краю
нет худа без добра
ум за разум заходит
всеми правдами и неправдами
2. Подбери синонимы с удвоенными согласными.
Скорый поезд -
Обучение животных –
Небольшая комнатка в квартире –
Популярная игра на льду –
Помещение в школе –
- Найди синонимы в пословице.
Приятелей много, а друга - нет
- Найди антонимы в пословицах.
Весна красна цветами, а осень – снопами.
Знание человека возвышает, а невежество – унижает.
Недруг поддакивает, а друг спорит.
5. Подбери близкое по смыслу слово.
Ребенок -
1) Дитя. 2) Школьник. 3) Брат. 4) Малыш. 5) Малютка. 6) Доченька
- Я трудилась не напрасно.
И запомню навсегда:
Хлеб вкуснеет не от масла,
Хлеб вкуснеет от (работы).
- Вычеркни «лишнее» слово в синонимическом ряду.
Мысли, думы, размышления, чувства.
- Вычеркни неправильно подобранные антонимические пары.
правда - ложь стол - стул день – ночь цветок – дерево утро - вечер
- Найди синонимы, антонимы.
Зима. За окном снег, вьюга... Или метель? А может, пурга? Ну не буран же: буран скорее в степи, в поле, а не в городе, хотя это слово приходит на ум. А хорошо бы из зимы да в лето, от холода, стужи, мороза - к июньскому теплу, июльской жаре (но, конечно, не к зною).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль имен существительных в предложении и речи. Многозначные слова, синонимы и антонимы.
Роль имен существительных в предложении и речи. Многозначные слова, синонимы и антонимы. Урок русского языка в 4 классе ОС "Школа 2100"...
Роль имен существительных в предложении и речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы.
1. Закрепление и совершенствование знаний по теме.2. Продолжение работы с синонимами, антонимами, многозначными словами. Знакомство со словарями антонимов, синонимов, толковым словарем.3. Воспитание л...
Урок русского языка по теме Роль имён существительных в предложении, в речи. Обучающее сочинение-миниатюра Вид из окна 4 класс Школа 2100
Конспект урока русского языка по теме Роль имён существительных в предложении, в речи. Обучающее сочинение-миниатюра Вид из окна 4 класс Школа 2100...
Конспект открытого урока на тему: "Роль имён существительных в предложении и в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы Знакомство с разными видами словарей, работа со словарями, чтение словарных статей".
На этом уроке русского языка обучающиеся познакомится с разными видами словарей : с толковым словарем, со словарями синонимов и антонимов, со словарем иностранных слов.Дети овладеют первичными н...
Конспект урока по русскому языку "Роль имён существительных в предложении и в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы."
Урок направлен на расширение представлений учащися 4 класса о значении слова, формирование навыков работы со словарной статьей, развитие умения использовать в своей речи синонимы, антонимы, мног...
Роль имён существительных в предложении и речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы.
Конспект урока русского языка в 4 классе...