Роль имен существительных в предложении и речи. Многозначные слова, синонимы и антонимы.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Пищаскина Мария Михайловна

Роль имен существительных в предложении и речи. Многозначные слова, синонимы и антонимы. Урок русского языка в 4 классе ОС "Школа 2100"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение «Поселковская средняя общеобразовательная школа №1»

Открытый урок

русского языка в 4 а классе, проведенный на методическом объединении учителей начальных классов ПСШ №1по технологии деятельностного метода обучения.

Тема:

Роль имен существительных в предложении и речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы.

                              Провела Пищаскина М. М.,

                               учитель начальных классов

                                             

п. Атяшево

2011 г.

Цели урока: 

учащиеся должны:

 - Путём наблюдений выяснить роль им. существительных в предложении и в речи.

- Повторить многозначные слова, синонимы и антонимы.

- Использовать  устную научную речь, уметь  пользоваться разными видами словарей.

- Уметь формулировать учебную задачу урока, отвечать на поставленные вопросы, сотрудничать.

Оборудование: 1. Словари:

                            - орфографический

                            - толковый

                            - антонимов

        - синонимов

        - иностранных слов

        - строения слов русского языка

        - крылатых слов

        - фразеологический

        - топонимический

        - грамматический

        - англо-русский

        - эрзянско-русский

     2.Учебник «Русский язык», авт. Бунеев Р.Н.,  Бунеева Е. В., Пронина О.В.

     3. «Методические рекомендации для учителя», с. 98-99.

                    План:

  1.  Самоопределение к деятельности.

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам  прок.

Постараюсь всё понять,

Буду правильно писать.

  1. Актуализация знаний.

1. Языковая разминка.

- Запишите слова под диктовку:

солнце, уж, щавель,  егоза, суббота, тростник, ванна, испуг, тарелка, ежиха, лестница, настроение, орёл, единица.

  1. Подчеркните слова, в которых есть орфограмма – гласная буква, красным карандашом, а орфограмма - согласная буква – синим.

- Какое слово вы подчеркнули дважды? (Тростник)

- В каком слове есть другая орфограмма-буква? (Щавель)

  1. Разберите по составу слово ежиха.

  1. Обведите в овал слова, в которых звуков больше, чем букв.

(Егоза, ежиха, настроение, единица)

  1. Составьте предложение, чтобы в нем было не менее 2-х из записанных слов.

  1.  Синтаксический разбор этого предложения.

  1.  Морфологический разбор слова.

-Вернемся к записанным словам. Что их объединяет?

-Проверьте свои предположения, запишите первые буквы из языковой разминки.

(С у щ е с т в и т е л ь н о е)

-Какой буквы не хватает? (ь)

-Какова ее роль в этом слове?

-Дайте полное название этой части речи. (Имя существительное)

- Определите тему урока.

2. Проверка домашнего задания.

         - Дома вы поработали над своей устной научной речью и составили по плану рассказ на тему: «Имя существительное как часть речи». (Упр. 105, с. 87)   Кто желает выступить?

  1. Физкультминутка.

Хомка. Хомка, хомячок,

Хомка - серенький бочок.

Хомка с солнышком встает,

Моет лапки, чистит рот.

И все сделав по порядку,

Он идет на физзарядку.

1-2-  выше голова,

3-4-  руки шире,

5-6-  тихо сесть,

7-8-  лень отбросим.

  1. Постановка учебной задачи.

    -Сегодня мы продолжим наши наблюдения над именами существительными, посмотрим, какую роль они играют в предложении и в речи, а главное, будем учиться читать словари. Да-да, вы не ослышались, ведь читать можно не только рассказы и сказки, но и словари.

  1. «Открытие» нового знания.

- Полезное ли это дело? Как вы думаете?

- Как проверить ваши предположения?

  1. Первичное закрепление.

- Давайте узнаем мнение одного французского поэта.  (Упр. 109, с. 90.)   

- Сделайте вывод. (Каждый культурный человек постоянно обращается к словарю)

Выполнение заданий к 3-му абзацу.

  1. Включение в систему знаний и повторение.

  1. Игра «Узнай словарь»

             -Сегодня к нам в гости пришли словари. Их очень много: орфографический, толковый, антонимов, синонимов, иностранных слов, крылатых слов, фразеологический, топонимический, грамматический, строения слов, англо-русский и даже эрзянско-русский….   Они о себе расскажут, а вы догадайтесь, что это за словарь, какую информацию о слове вы можете получить в нем.

              а)  Мое назначение - объяснять, что означают слова. Самый большой                                   из нас имеет 17 томов, в нем толкуются значения 120 тысяч слов.

(Толковый словарь)

               б)  Благодаря мне можно избежать повторения одного и того же слова, сделать речь точной, выразительной. Слова располагаются рядами.

(Словарь синонимов)

              в)  Моя словарная статья начинается парой слов, которые являются одной частью речи. Эти слова  противоположны по значению.

(Словарь антонимов)

   3.  Упр.110, с. 91 (по заданию)

4.  Упр. 111, с. 91

Индивидуальное задание: Работа с «Толковым словарем»

             -Найти в словаре многозначные слова и придумать с ними предложения.

- Сделайте вывод. (У  слова бывает основное, прямое, значение и дополнительное, переносное. Если у слова только одно значение, его называют однозначным, если же слово имеет еще и переносное значение, то это многозначное слово. В словарях каждому значению многозначного слова присваивается отдельный номер. Все значения записываются в определенном порядке: вначале прямое, а затем переносное.)

5. Работа со «Словарем синонимов».

                     а) упр. 112, с. 91- устно по заданию

                    б) Упр. 113, с 92.   Автор передает гнев отца, используя синонимы:                                       гроза, непогода, вихрь, ураган, циклон, смерч, тайфун. Эти слова употребляются в переносном значении. Короткие восклицательные предложения делают текст эмоциональным, выразительным.

Индивидуальное задание: Выписать из «Словаря синонимов» слова к стих.    В. Берестова

                             В дверь диетической столовой

                             Вошел дракон семиголовый.

                             Он хором «Здравствуйте! »сказал

                             И, улыбаясь, заказал:

                             -Для этой………………..-

                              Пожалуйста, халвы.

                              Для этой …………………-

                              Прочие сласти.

                              Для этой………………….-

                              Перловки.

                              Для этой ………………….-

                              Селедки.

                              Для этой…………………..-

                              Пирожки.

                              Для этой ………………….-

                              То же.

                              Для этого .………………..-

                              Два сдобных куличика.

                              Что еще? Лимонада бутылку,

                              Семь салфеток, ножик и вилку.

(Голова, пасть, головка, глотка, башка, рожа, личико)

в)  Работа со «Словарем антонимов»

                  Упр. 114, с. 92, по заданию

  1. Итог урока.

- Над какой темой мы сегодня работали?

-Когда человек обращается к словарям?

-Что еще можно узнать из разных словарей об именах  существительных?

- Оцените свою работу.

-Как вы думаете, все ли мы знаем об имени существительном?

  1. Домашнее задание.

Задание по выбору:

Упр. 115, с. 93  Составить рассказ устно по плану.

Упр. 115, с. 93.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль имен существительных в предложении и в речи.Многозначные слова.Синонимы.Антонимы. 4 класс.Программа "Школа 2100"

Роль имен существительных в предложениях и в речи.Многозначные слова.Синонимы.Антонимы. Программа "Школа 2100" 4 класс....

Роль имен существительных в предложении и речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы.

1. Закрепление и совершенствование знаний по теме.2. Продолжение работы с синонимами, антонимами, многозначными словами. Знакомство со словарями антонимов, синонимов, толковым словарем.3. Воспитание л...

Конспект открытого урока на тему: "Роль имён существительных в предложении и в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы Знакомство с разными видами словарей, работа со словарями, чтение словарных статей".

На этом  уроке русского языка обучающиеся познакомится с разными видами словарей : с толковым словарем, со словарями синонимов и антонимов, со словарем иностранных слов.Дети овладеют первичными н...

План – конспект открытого урока по русскому языку на тему:Роль имен существительных в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы.

Тип урока:  закрепление изученного материала. Цели урока:1) Обучающая:-закрепить знания учащихся о  роли имен существительных в речи;-формировать умение подбирать синонимы и антонимы к ...