Урок обучения грамоте. Буква З
методическая разработка по русскому языку (1 класс)
Цель: формирование коммуникативных, познавательных и регулятивных универсальных учебных действий.
Задачи:
Образовательные:
- формирование представлений о звуке [З], буквах З, з;
- совершенствование каллиграфических и читательских умений;
развивающие:
- развитие фонематического слуха, внимания, памяти, словесно – логического, наглядно – образного мышления;
- развитие умения мыслить, планировать свою деятельность;
- развитие речи учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания;
- развитие умения на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила
воспитательные:
- воспитывать уважение к мнению других, умение слушать друг друга
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_obucheniya_gramote.docx | 26.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок обучения грамоте.
УМК «Начальная школа 21 века»
Класс: 1
Учитель: Иркабаева Елена Александровна
Тема: Звук [З]. Буквы З, з.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: формирование коммуникативных, познавательных и регулятивных универсальных учебных действий.
Задачи:
Образовательные:
- формирование представлений о звуке [З], буквах З, з;
- совершенствование каллиграфических и читательских умений;
развивающие:
- развитие фонематического слуха, внимания, памяти, словесно – логического, наглядно – образного мышления;
- развитие умения мыслить, планировать свою деятельность;
- развитие речи учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания;
- развитие умения на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила
воспитательные:
- воспитывать уважение к мнению других, умение слушать друг друга
Методы обучения:
- Словесный, наглядный, проблемный, частично- поисковый.
Формы обучения:
- фронтальная работа;
- парная;
- индивидуальная
- групповая
Оборудование: учебник, тетрадь, фишки для обозначения звуков, «Конструктор букв»
Ход урока:
I. Организационный момент.
Снег летает и сверкает
В золотом сиянье дня,
Словно пухом устилает
Все дороги и дома.
Сыплет, сыплет снег-снежок,
Начинаем наш урок.
– Как тихо падает снег, так же тихо сядем и мы.
II. Постановка темы и целей урока.
– О каком времени года эти строчки:
…Пришла, рассыпалась клоками,
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов…
А. С. Пушкин
– Рассмотрите страницу в учебнике. Сформулируйте тему урока. (Мы познакомимся с новой буквой и со звуком, который она обозначает. Будем читать слова, слоги и предложения с новой буквой. Научимся ее писать.)
III. Изучение нового материала.
1. Введение в тему урока.
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Наконец-то ты пришла
К нам, волшебница… (зима).
– Расскажите, какая бывает зима. (Снежная, морозная, вьюжная и т. д.)
– Ох, видно, трудное нам предстоит путешествие…
Гуляет в поле, летает на воле.
Вдоль села пробегает,
Сугробы наметает.
(Метель.)
– Посмотрите, сама Метелица к нам пожаловала. (Показ иллюстрации.)
Я метель, царица снега,
Заметаю все вокруг.
Я смешаю землю с небом,
Заведу свою игру.
Я холодными ветрами
Заморожу города,
Вьюгой остужу, бураном,
Льдом покроется вода.
На доске – карточки с гласными буквами.
– Посмотрите, сколько снежинок-букв собралось в хоровод, как метель их закружила. Какие снежинки лягут на красную крышу?
Дети выставляют буквы на магнитах: А, О, У, И, Ы, Е, Ё.
– Почему? (Эти буквы обозначают гласные звуки.)
– Назовите все гласные, которые являются показателем мягкости согласных. (Е, Ё, И.)
– Метелица дарит вам новую букву – З, з, а с ней загадки.
2. Работа по учебнику.
1) Загадки.
Очень легкая загадка: Кто мне быстро назовет Полосатую лошадку? И такой же переход?!
(Зебра.)
Не лает, не кусает,
А в дом не пускает.
(Замок.)
2) Звуковой анализ слов «зебра», «замок».
– Рассмотрите схемы справа от рисунков.
– Выполните звуковой анализ слова «зебра».
– Разделите слова «зебра», «замок» на слоги.
– Определите, какой слог ударный.
– Сравните звуки, указанные в схемах стрелочкой.
– Назовите букву, которой можно обозначить звуки [з], [з’]. (Буква «з».)
3) «На что похожа буква?»
– Рассмотрите букву З, з. На что она похожа?
Дети читают стихи про букву З.
На что похожа буква?
З – как тонкий завиток,
Как затейливый вьюнок,
Звук у З – простой и чистый,
З запомним очень быстро!
Т. Синицына
На эту букву посмотри –
Она совсем как цифра «три».
С. Маршак
– Замените фишки в схемах слов буквами.
4) Игра «Живые буквы».
– Метелица любит игру «Живые буквы». Давайте поиграем, порадуем гостью. Возьмем слово «зебра».
– Назовите гласные звуки; согласные звуки; звуки по номерам.
– Найдите и назовите как можно больше признаков сходства слов «зебра» и «замок». (Одинаковое количество букв, два слога, гласный звук [а].)
– Найдите признаки различия. (Ударение падает на разные слоги.)
– Уберите буквы и фишки в такой последовательности:
∙ буква, которой обозначен второй гласный звук в слове «зебра» (а);
∙ буква, которой обозначен ударный гласный звук в слове «замок» (о);
∙ буква, которой обозначен ударный гласный звук в слове «зебра» (е);
∙ вторая буква в слове «замок» (а).
– Дайте характеристику буквам, которые убрали. (Это гласные буквы.)
∙ Уберите букву з, которой обозначен мягкий согласный звук. Назовите слово, в котором есть эта буква. (Зебра.)
∙ Уберите букву з, которой обозначен твердый согласный звук. Назовите слово. (Замок.)
∙ Уберите букву, обозначающую один из парных по звонкости – глухости звуков.(Буква б.)
Уберите букву м; букву р.
– Вспомните и назовите как можно больше слов с буквой з, которая обозначает мягкий согласный звук.
– Назовите слова с буквой з, которая обозначает твердый согласный звук.
– Взмахнула метелица своей волшебной палочкой – и к букве з полетели снежинки с гласными буквами. Получились слоги.
5) Работа по слоговой таблице в учебнике.
– Прочитайте слоги: сначала сверху вниз (громко, затем тихо), потом снизу вверх (громко – тихо), сверху вниз (тихо – громко); снизу вверх (тихо – громко).
– Дополните слоги до слов.
6) Чтение слов.
– Зима – трудное время года для животных. Почему?
– Прочитайте слово – название животного. (Зайка.)
– Послушайте стихотворение и скажите, какая беда у этого зверя.
7) Чтение по ролям.
ВОЛК
– Что ты, волк, такой худой!
– Будешь худ с такой едой.
Я не ел четыре дня!
Увидал обед у пня –
А обед во все лопатки
Припустился от меня!
Вот несчастье, вот беда –
Быстроногая еда!
8) Игра Метелицы «Повторяй за мной».
Учитель произносит начало предложения, заканчивает чтением слогов, выполняя движения. Дети повторяют за учителем слоги и, соответственно, движения.
• Дятел долбит дерево: «За-за-за». (Качают головой.)
• Ветер завывает в лесу: «Зу-зу-зу». (Покачивают туловищем.)
• Зайчик прыгает по сугробам: «Зо-зо-зо». (Поднимают по очереди ноги.)
• Синичка тоненько пищит: «Зи-зи-зи». (Хлопают руками как крыльями.)
– Метелица видит, что вы любознательны и трудолюбивы. Она предлагает вам карточки-задания.
3. Индивидуальная работа по карточкам.
Карточка 1.
– Буква З потерялась. Впишите букву в слова.
моро _ ыу _ елок | _ ано _ а_ вон | ре _ инка_онтик |
Карточка 2.
– Прочитайте слова. Подчеркните синим карандашом слова с твердым звуком [з], зеленым – со звуком [з’].
Запах зима | Зерно звери | узел зеркало слеза зоопарк |
Карточка 3.
КОЗЛЁНОК
У меня живёт козлёнок, Я сама его пасу. Я козлёнка в сад зелёный .Рано утром отнесу. Он заблудится в саду –Я сама его найду.
А. Барто
– Подчеркните букву З синим (звук [з]) или зелёным (звук [з’]) карандашом.
Карточка 4.
– Выучите скороговорку: «Зоиного зайку зовут Зазнайка».
– Подчеркните слоги с буквой З.
Жили-были прыгуны:
– Мы допрыгнем до луны!
Ввысь их вышвырнул батут.
– Где вы, прыгуны?
– Мы тут!
В. Берестов
Учащиеся выполняют упражнения за учителем.
4. Работа в прописи.
1) Загадка.
– Отгадайте любимую загадку Метелицы:
Крыша в шапке меховой,
Белый дым над головой.
Двор в снегу. Белы дома.
Ночью к нам пришла… (зима).
– Многие поэты и писатели писали о зиме.
Хорошо читающие дети читают по карточкам тексты о зиме. Учитель читает отрывок из сказки Г.-Х. Андерсена «Снежная королева».)
– Метелица дарит вам письменную букву З.
5. Работа с образцом заглавной буквы З.
Рассмотрите образец заглавной буквы З. Опишите направление движения руки при написании буквы З. (Заглавная буква З состоит из двух элементов – двух полуовалов. Верхний полуовал начинаем писать чуть ниже вспомогательной линии. Ведем округлую линию вправо вниз до верхней линии рабочей строки, закругляя влево. Затем начинаем писать второй полуовал. От точки, где закончили писать первый элемент, ведем округлую линию вправо вниз; не доходя до нижней линии рабочей строки, закругляем влево, доводим до нижней линии рабочей строки, закругляем вверх; чуть поднимаемся над нижней линией рабочей строки.)
– Запишите эту букву в воздухе; в прописи.
1) Запись слов и слогов.
2) Самодиктант. (На свободных строчках ученики записывают «зимние» слова, составляют и записывают предложения о зиме.)
6. Работа по тетради «Я учусь писать и читать».
1) Закрашивание частей рисунка, внутри которых есть буква З, з.
2) Соединение стрелочкой начала слова со слогом «за» или «са»; соединение слогов «за», «са» с окончанием слов.
Аналогичная работа со слогами «зы», «сы».
3) Запись соответствующих букв, чтение предложений.
IV. Итог урока.
– С какой новой буквой познакомила вас Метелица?
– Какие звуки обозначает буква з? (Звуки [з], [з'].)
– Дайте характеристику звукам [з], [з']. Что понравилось на уроке?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку обучения грамоте "Буква е. Звуки буквы е."
Данная презентация к уроку "Буква е и ее звуки" по прогрмме "2100"....
Презентация к уроку обучения грамоте "Буква А,а. 2 урок"
Урок включает в себя звуковой анализ слов, тренировочные упражнения в составлении схем слов и предложений, подготовку к пересказу скзки "Лисичка -сестричка и серый волк по картинному плану....
Урок обучения грамоте " Буква Фф. Чтение слов с буквой Фф" УМК " Начальная школа 21 век"
Папка содержит технологическую карту урока, презентацию и самоанализ урока. Урок разработан по букварю Л.Е.Журовой, А.О.Евдокимовой....
Учебно-методический комплект по русскому языку (обучение грамоте) (технологическая карта урока обучения грамоте «Буква Ь для обозначения мягкости согласных» + учебная презентация в трёх частях) 1 класс
Конспект урока обучения грамоте.Тема: «Буква Ь для обозначения мягкости согласных»Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с Ь, обозначающим мягкость согласных; познакомить с элементами с...
Презентация к уроку.Урок обучения грамоте. Буква Д( 2 урок).
Презентация к уроку обучения грамоте. Буква Д. Урок 2....
Урок обучения грамоте " Буква и звук Е". Урок 1
Технологическая карта урока по обучению грамоте " Буква и звук Е". Урок 1...