ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
методическая разработка по русскому языку (4 класс)
"Кто учитель до мозга костей, тот относится серьезно ко всем вещам, лишь принимая во внимание своих учеников, — даже к самому себе".
Фридрих Ницше
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ | 125.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Октябрьский Перелюбского муниципального района Саратовской области»
ДОКЛАД
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
учитель начальных классов:
Хохлачева Ольга Васильевна
2020
1. Учить по – новому, светло и радостно
«Корень учения горек», - говорили древние римляне. Но время движется
вперед, сменяются эпохи, а вместе с ними меняемся мы. Казалось бы, изменилась и педагогическая методика. Так ли неизбежно сейчас, чтобы корень ученья был до сих пор горек? Ведь горечь эта отравляет «золотую пору» детства. Ребенок идет в школу с огромным желанием учиться, окрыленный ожиданием встречи с новым, неизведанным. И что же он встречает в школе? Утомительное, скучное сидение за партой, зазубривание сухих правили выполнение однообразных, неинтересных упражнений. И так изо дня в день. И огонек радости перед школой, перед тайнами, которые там ждут ребенка, постепенно гаснет.
Конечно, учеба – это серьезный труд. Очень нелегки первые шаги в школе для всех без исключения детей. Надо помочь детям начинать самоутверждаться, создавая теплый микроклимат понимания, участия и творчества.
Что же делать? Ответ один: дарить детям интересные уроки!
Вводить в урок игры и игровые ситуации: всегда легче запомнит то, что интересно. Яркость, эмоциональность, разнообразие видов работ, содержательный урок, вызывающий самостоятельный поиск ребенка, активность его пытливого ума, развитие воли – вот к чему необходимо стремиться педагогу.
Занимательность на уроке – это отнюдь не синоним развлекательности, а, наоборот, напряженный труд и постоянный поиск. Всегда можно найти что- то интересное, увлекательное в жизни. Надо только увидеть это и увлекательно подать детям, побуждая их к подобным интересным находками открытиям.
Да, учеба – это серьезный труд. И именно поэтому обучение должно быть интересным и занимательным, так как интерес вызывает удивление, будит мысль, вызывает желание понять явление.
Ведь не секрет, что русский язык считается одним из самых трудных дисциплин, школьных предметов. Эта сложная дисциплина требует большого труда.
Теперь о самом главном.
Почему наши дети так безграмотны?
Каждый учитель знает, что приходится иногда по многу раз повторять с учащимися один и тот же материал по грамматике, и все же остается неусвоенным. Дети как будто знают правила, умеют их формулировать, приводят примеры, но в диктантах – ошибки, не говоря уже о том, что в самостоятельной работе не умеют орфографически правильно и толково изложить свои мысли.
Главная причина безграмотности наших детей заключается, пожалуй, в том, что ученик на уроке пассивен. Он пишет, читает, отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса. Конечно, он что-то усваивает, но пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Дети запоминают слабо, так как учеба не захватывает их. Знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственными положительными эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз.
Меняются времена, меняются нравы, меняются наши взгляды на обучение и воспитание. И давно пора уже давать такие уроки, чтобы не только плод учения, но и сам процесс постижения нового был для малышей увлекательным и сладким, принося радость приобщения к неведомым ранее тайнам, моральное удовлетворение, чувство гордости за свои успехи.
2. Учение с увлечением русскому языку в начальных классах
Наверное, нет учителя, не знающего стихотворений О. Высотской «Веселая грамматика», Г. Граубина «Ленительный падеж», С.Михалкова «Сашина каша», С.Маршака «Знаки препинания», всегда, пожалуй, актуальное стихотворение Ю.Тимянского «Рассказ школьного портфеля»:
Знакомьтесь: Петя, мой сосед.
Ему уже двенадцать лет.
Но говорит он до сих пор
Не «коридор», а «колидор».
«Дилектор входит в кабинет…»
«Закрой магазин на обед…»
«Хозяйка моет стаканы…»
«Секет свеклу…»
«Пекет блины…»
И до меня дошел черед:
Портфель он «портфелем» зовет…
Список этих стихов, помогающих учить детей родному языку, можно продолжить. И каждый учитель осознает необходимость работы со стихами. Малыши на редкость отзывчивы к произведениям стихотворного жанра, особенно к его малым формам: потешкам, поговоркам, скороговоркам, загадкам, песенкам.
Почему же рифмовки? Практика позволяет сделать вывод, что работа с этими, казалось бы простыми, не замечаемыми традиционной методикой стихотворными упражнениями имеет ряд преимуществ.
Прежде всего это ритм, на котором построены данные упражнения. Значение ритма (такта) в любом роде деятельности людей давно всеми признано. Чувство ритма прекрасно объединяет класс в коллективном труде. Самые смелые дети имеют возможность проявить инициативу, а слабые и робкие постепенно включаются в работу, привлеченные ее общим ритмом.
При желании учитель может оформить рифмовки на плакатах. Это позволит читать их хором с доски, периодически использовать для выполнения устных и письменных заданий. Также можно использовать иллюстрации к некоторым рифмовкам. Иллюстрации помогут детям выделить в тексте трудные орфограммы, зрительно запомнить их, а в некоторых случаях возьмут на себя функции контролера за усвоением той лил иной орфограммы.
2.1 Стихотворные формы орфографических правил
Заглавная буква в темах «Предложение» и «Имена собственные»
Буква большая – совсем не пустяк:
В букве большой уважения знак.
Эти рифмовки служат для привлечения внимания детей к данной орфограмме. Сразу говорим детям, для чего необходимы большие буквы при письме и как они помогают при чтении. А следующая рифмовка может быть использована как правило. Её можно заучить.
В основе употребления большой буквы в собственных именах лежит понимание пишущим значения слова. Именно оно подсказывает, когда следует употреблять большую букву.
Для изучения темы «Правописание заглавной буквы в именах собственных» понадобятся несколько рифмовок – запоминалок, т.е. правил.
Никогда не забывай –
Имя буквой выделяй.
С орфограммой «Большая буква в именах собственных» учащиеся первого класса встречаются на протяжении всего учебного года. Причем, начинается это на самых ранних ступенях обучения. Поэтому рифмовки с № 1 и по № 8 могут быть использованы уже в букварный период.
Следующая рифмовка может быть использована как альтернатива рифмовкам № 5, № 6, № 7, № 8 в тот период, когда эти рифмовки – правила уже хорошо усвоены, так как рифмовка № 9 содержит сведения из всех этих рифмовок.
9) Имена, фамилии,
Клички, города –
Все с заглавной буквы
Пишутся всегда.
Затем используем другой вид рифмовок – «рифмовки - запоминалки» или «рифмовки - тренажеры». Они даются детям для зрительного восприятия орфограммы, ознакомления со случаями практического применения данной орфограммы. Они тренируют детей в видении, узнавании и предвидении изучаемой орфограммы.
Всех ребят мы уважаем,
Имя буквой выделяем:
Таня, Ваня, Петя, Галя,
Анна, Федор, Яков, Валя,
Коля, Ира, Алексей
И Сережа, и Андрей.
Следующий вид рифмовок – «рифмовки - контролеры» используются на этапе закрепления и повторения изученной орфограммы.
Почему же мы с тобой
Пишем с буквы прописной:
Таня, Ваня, Петя, Галя,
Лена, мила, Нина, Варя,
Коля, Зина, Миша,
Вера, Зоя, Гриша?
Эту рифмовку можно провести в виде диктанта, а затем дети сами проверят написанное, сверив с доской. Её (рифмовку) можно и усложнить: предложить детям самим подобрать рифмы. Это увлекательное занятие активизирует внимание детей на запоминание орфограммы.
Можно разнообразить задания с рифмовками. Например, закрыть орфограмму красным кружком (квадратом) и дать задание детям самим определить, какую букву необходимо писать. Или другой вариант этого же задания, где орфограмма не спрятана, а даны два варианта ответа, и нужно выбрать правильный и объяснить выбор.
15)Кошка П ушинка
Собака С мешинка
Петух К рикун
Козел Б одун
Воробей Т ишка
Поросенок Г ришка
К расотка – синичка
Как напишешь клички?
Можно давать детям задания творческого характера, развивающие фонематический слух и заодно закрепляющие изученную орфограмму.
Определите на слух слова, одинаковые по звучанию, но различные по написанию.
Собирала Маргарита
Маргаритки на горе
Растеряла Маргарита
Маргаритки во дворе.
2.2 Занимательные и рифмованные упражнения в работе над орфографическими правилами
Буквы и звуки. Алфавит.
Так как изучение русского языка, а вернее грамматики начинается с изучения звуков, а затем букв, то и мы будем придерживаться этой последовательности.
«Звуки и буквы» - это сложная и объемная тема, содержащая материал, трудный для первоклассников.
Известно, что звуков (фонем) в русском языке 42, а букв – 33. Это значит, что отношения между звуками и буквами не такие простые, как может показаться на первый взгляд. Письменная речь не может абсолютно точно копировать устную. Поэтому очень важно при объяснении этих тонкостей языка доходчиво, занимательно преподнести этот сложный материал. В этом помогут грамматические сказки о звуках и буквах.
В стране звуков
Жили в одной волшебной стране звуки. Страна эта была совсем крохотная. И жителей в ней было всего 31. Никто их не видел, так как были они невидимками.
А вот слышать их было можно. Шесть звуков были певцами: А, У, Ы, И, Э, О. за певучесть и голосистость прозвали их гласными.
Им подпевали Я [йа], Ё [йо], Ю [йу] , Е [йэ].
Остальные 21 тоже были добрыми, хорошими звуками, но петь не умели. Вот послушайте: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ.
Они очень дружили, во всем соглашались с гласными, любили стоять сними рядышком. И назывались они согласными.
Звуки и теперь живут вместе, распевают волшебные песни. Вы тоже можете петь вместе с ними, но для этого нужно уметь узнавать все звуки и правильно их произносить.
Попробуйте!
Как звуки научились превращаться в буквы.
Много времени прошло с тех пор, как поселились в одной волшебной стране звуки. Были они невидимками, но зато любили петь.
Однажды в той стране появился волшебник из другого королевства. Ему так там понравилось, что он захотел поближе познакомиться с ее жителями. А когда узнал, что все жители – невидимки, то очень огорчился. Но он все – таки был волшебником, причем очень добрым. И решил он каждому жителю подарить по волшебному платью. Каждый звук получил платье, не похожие на другие. Стоило его надеть, как сразу звук становился видимым и превращался в букву. Букву можно было видеть, изобразить, нарисовать, написать. Волшебник был очень доволен. Ведь теперь, прочитав или пропев ее, или прошептав, он напевал звук по имени. Так они и познакомились.
Здесь же можно использовать и рифмовки для лучшего запоминания понятий «звуки» и «буквы»:
Мы – не буквы, мы – звуки речи,
Изучает фонетика нас.
Мы – не буквы, мы – звуки речи,
Произносят и слышат нас.
А буквы - это значки,
Ждут и молчат,
Когда их правильно напишут,
прочитают,
распознают.
В стихотворной же форме можно дать понятия «гласный звук» и «согласный звук»:
Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных,
Голос участвует, голос зовет,
Звук получается гласный.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
(В.Берестов).
Даже запомнить количество звуков (например, гласных) ребенку будет нетрудно, если предложить ему такой стишок:
Э – Ы – У , А – О – И –
Звуки гласные мои.
Их нетрудно перечесть
И запомнить: звуков – шесть.
А сказка «Парад букв» поможет детям понять, что такое алфавит или азбука. Это же поможет сделать стишок:
Буквы- значки, как бойцы на парад,
В стройном порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется все – алфавит.
(С.Маршак).
Парад букв
Буквы всякие важны,
Буквы всякие нужны.
Когда в волшебной стране Азбуковедения поселились два брата Ъ и Ь, жителей стало ровно 33. Каждый имел свое жилище, но не мог менять его на другое. Такие уж строгие законы там были.
Как – то раз король Алфавит и королева Азбука решили устроить праздник. Все звуки надели волшебные платья, превратились в буквы и отправились на главную площадь.
Король дал команду буквам построиться и встать каждому на свое место, по номеру жилища. Вот в каком порядке стояли там буквы: А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У,, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ъ, Ы, Ь, Э, Ю,Я.
Королеве Азбуке очень понравился строй букв. С тех пор строй букв в данном порядке стали называть по имени короля – Алфавит или королевы – Азбука.
Каждый, кто захочет узнать тайны этой великолепной страны, должен, как король, наизусть знать порядок букв.
Каждый учитель знает, с каким трудом дети запоминают алфавит. Еще больше трудностей вызывает правильное название букв. Справиться с этими трудностями поможет рифмовка, рифма и ритм которой просто не допускают искажения в названиях букв:
А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж
Прикатили на еже,
З, И, Й, К, Л, М, Н, О
Дружно вылезли в окно,
П, Р, С, Т, У, Ф, Х
Оседлали петуха,
Ц, Ч, Ш, Щ, Ъ, Ы, Ь, Э, Ю, Я –
Вот и все они, друзья!
А стишок «Где ёж?» заставит детей с интересом и вниманием отнестись к алфавиту и побудит к творческой работе, например, к поиску в алфавите целых слов.
Где ёж?
Убежал от друзей без оглядки.
Сказал : «Поищите! Играю я в прятки».
Сначала в норе Ёж укрылся в одежке.
Затем покатился клубочком по стежке,
Нашел под березкой кудряшки – сережки.
Решил подарить их мальчишке Сережке.
А дальше? А дальше и вы поищите,
Где Ёж? Догадались? Да он в алфавите!
А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И…
Необходимо довести до сознания детей, что значит буква, даже одна, и как важно, чтобы в слове каждая буква имела свое место, не заменялась другой и не забывалась. Это поможет детям в дальнейшем при изучении более сложных орфограмм.
«Вот что с буквами случилось»
Вот, что буквами случилось, и вот, что значит одна буква.
Можно предложить детям веселые стишки, в которых «буква заблудилась»:
Неизвестно, как случилось,
Только буква заблудилась!
Заскочила в чей – то дом
И хозяйничает в нем.
Но едва туда вошли
Буква – озорница,
Очень страшные дела
Начали твориться.
Закричал охотник: «Ой!
Двери гонятся за мной !» (звери)
На виду у детворы
Крысу красят маляры (крышу).
Тает снег. Течет ручей.
На ветвях полно врачей. (грачей)
Старый дедушка Пахом
На козе скакал верхом (коне).
Жучка будку не доела, (булку)
Неохота, надоело…
Запомни звонкие и глухие согласные по фразам:
СТЕПКА! ХОЧЕШЬ ЩЕЦ? ФИ!
БА! Я МОЛОД И ЗА ЖИЗНЬ ГОРОЙ! ВО!
Запомни гласные, показывающие, что перед ними мягкий согласный:
И Я ЛЮБЛЮ ЕЁ!
Часто трудности у детей вызывает двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я.
Эти рифмовки – правила помогут детям лучше ориентироваться в этом вопросе:
Буквы Е, Ё, Я, Ю
Только звук один дают,
Если находятся после согласных,
Усилий при этом не трать напрасно.
Графическое изображение поможет лучше запомнить правило:
C’ мел [э] е
мёд [о] ё
клюв[у] ю
мяч [а] я
Буквы Е, Ё, Ю, Я
В слове звука два дают:
В начале слова – поёт и ёлка,
После Ъ знака – съёмка,
После Ь – льёт.
Правило знаешь – тебе повезёт.
Е [Й'Э] в начале слова ЕЛЬ
Ё [Й’О] после – гласных ПОЁТ
Ю [Й'У] - Ь ВЬЮГА
Я [Й’А] - Ъ ВЪЯВЬ
Слог. Ударение
В этой и последующих темах используется та же последовательность рифмовок: 1 – рифмовки – правила, 2 – рифмовки – запоминалки (или тренировочные рифмованные упражнения), 3 – рифмовки – контролеры (используются при проверке степени освоенности темы).
- Дружат гласные с согласной,
Составляют вместе слог.
МА и ША (запомни, Маша!)
К нам явились на урок.
- Сколько в слове гласных –
Столько и слогов.
Это знает каждый
Из учеников.
- - Перенесите слово КЛАСС.
Не перенес никто из нас
Ни слово КЛАСС, ни ПЯТЬ, ни ДВА.
Такие легкие слова…
- Наверно, дети, вы устали?
- Мы просто грамотными стали!
Мягкий знак – показатель мягкости
- Мягкий знак – хитрый знак.
Не назвать его никак.
Он не произносится,
Но часто в слово просится.
Условное обозначение орфограммы:
- Что за буква, кто узнает:
Звука не обозначает,
Может только показать,
Как согласную читать:
ЛЕС СЕЛ КОН МОЛ
ЛОСЬ СОЛЬ КОНЬ МОЛЬ.
Правописание гласных после шипящих. Правописание сочетаний ЧК, ЧН, ЧТ
- ЖИ и ШИ, ЖИ и ШИ
С буквой И всегда пиши.
- ЧА и ЩА, ЧА и ЩА
Пишем только с буквой А.
- Я грамотно писать хочу
Слова на ЧУ и ЩУ.
Я с У пишу и ЧУ и ЩУ
Об этом лишь трещу.
- Знаешь ты наверняка
Где ЧН, ЧТ, ЧК
Что, речной,
Речка, строчка,
Чтить, мучной
И срочно, ночка.
Никогда в таких словах
Не пишите мягкий знак!
Условное обозначение орфограмм:
Эти рифмовки – правила читаются много раз хором и заучиваются наизусть.
- ЧИЖИ, УЖИ, ЕЖИ, СТРИЖИ,
ЖИРАФЫ, МЫШИ и МОРЖИ,
МАШИНЫ, ШИНЫ, КАМЫШИ –
Запомни слоги ЖИ и ШИ.
Эти рифмовки – запоминалки одновременно являются и упражнениями тренировочного характера. В них орфограмма выделяется ярким цветом или другим шрифтом.
- Найдите лишние слова:
Вершина, лужи, тишина,
Душистый, ландыши, весна.
Шиповник, чижик, зашипит,
Пушистый, котик, сторожит.
- Жили в хижине чижи,
Мыши, ёжики, стрижи.
В гости едут к ним моржи,
И жирафы, и ужи.
Правописание безударных гласных
А) непроверяемых
Б) проверяемых
А)
Условное обозначение орфограммы
- Непроверяемые гласные –
Буквы очень опасные.
Звук очень ясно слышится,
А буква другая пишется.
Время с ними не теряй,
Просто их запоминай.
При ознакомлении с новыми словарными словами на помощь учителю и детям придет ЭТИМОЛОГИЯ (наука о значении и происхождении слов).
Предлагаемый материал пробудет в ребенке интерес к живому слову, вызовет желание почаще заглядывать в книги и словари.
А для тренировки можно использовать рифмовки, объединяющие словарные слова с одинаковыми непроверяемыми гласными.
- Корова, огород, солома,
Горох, мороз, потом, ворона,
Портрет, костер и молоко
В словах запомни букву О.
- Кастрюля, капуста, арбуз и стакан,
Канава, картина, сарай, барабан,
Автобус, машина, гараж и балкон –
Пиши с буквой А, как и слово ЗАКОН.
Следующую группу рифмовок можно представить во всех вариантах, указанных выше, т.е. а) с выделенной красным шрифтом орфограммой, б) с закрытой орфограммой, в) с двумя вариантами ответа, г) с многоточием на месте орфограммы.
- Магазин, базар, батон,
Пассажир, багаж, вагон,
Облака, трамвай, газета,
Карандаш, артист балета.
Магазин, базар, батон,
Пассажир, багаж, вагон,
Облака, трамвай, газета,
Карандаш, артист балета
Магазин, базар, батон,
о о о о
Пассажир, багаж, вагон,
о о о о
Облака, трамвай, газета,
о о о
Карандаш, артист балета
о о о о
Но чтобы не повторяться, чтобы детям не наскучили однообразные задания, неплохо в контрольные уроки вводить элементы игры: разгадывание ребусов, кроссвордов, отгадывание загадок. Это поможет развивать у детей логическое мышление и творческую фантазию.
Вот варианты таких заданий.
1 5 | |||||||||||
2 | |||||||||||
3 | |||||||||||
4 |
- Вот этот случай очень редкий,
На голове растут две ветки. (Олень).
- Белым шариком пушистым
Я красуюсь в поле чистом. (Одуванчик).
- Межи деревянные, а поля стеклянные. (Окно).
- Очень густо он растет,
Незаметно он цветет,
А когда приходит лето,
Мы едим его конфеты,
Не в бумажке, а в скорлупке –
Берегите, дети, зубки! (Орешник).
- Сами не видят,
А видеть помогают. (Очки).
- Вспомните птиц, в названиях которых по две буквы О, а в одном даже три О.
- _ о _ о _ _
- _ о _ о _ _
- _ о _ о _ _ _
- _ о _ о _ _ _
- _ _ _ о _ о _ о _
Ответы:
- Ворона
- Сорока
- Соловей
- Воробей
- Жаворонок
- Играем в прятки.
Попробуйте найти всех животных, спрятавшихся между сторк стихотворений.
Была гроза, я целый час
Не открывал от страха глаз.
Сотрите! Лен около ив,
Как голубой ковер красив
Знакома рыбам тень моя,
Над гладью рек танцую я.
Арбуз по Волге вниз уплыл, Я полчаса за ним следил.
На этапе закрепления орфограммы можно использовать такие дидактические игры и упражнения, где дети самостоятельно будут находить орфограмму и объяснять её правописание.
- Выберите проверочное слово.
Уд..вительно (диво, дева), м..нять (мина, замена), л..пить (липко, лепка),
подч..щать (честь, чисто), л..нивый (линька, лень), скр..пучий (скрепка, скрип), м..стерить (мост, мастер).
- Письма.
Ваня жил летом в деревне, а его сестра Маша - в городе. Однажды написал Ваня сестре письмо следующего содержания:
Здравствуй, Маша!
В деревне хорошо. Я здесь буду развеваться, загорать и заколюсь на солнце, поворачиваясь с бачка на бачок. Миша меня будет рыбу ловить рано утром.
Хорошо поседеть на берегу с удочкой. Я уже обижал лиса.
В ответ он получил такое письмо от Маши:
Ваня, здравствуй!
Посылаю тебе твое письмо обратно. Прочти его сам повнимательнее и ответь мне на несколько вопросов.
Как же ты будешь развеваться, ты же не флаг?
Ты, наверное, пошутил, когда написал, что заколешься7
И почему поворачиваешься с бачка на бачок? Где там на речке бачки?
Еще ты пишешь, что собираешься седеть. Разве седые волосы лучше твоих черных?
Ты писал, что Миша будет ловить рыбу утром, а разве ты с ним не ходил?
И еще сообщи, какого лиса ты обижал? Разве ты поймал лиса?
Вот видишь, сколько у меня к тебе вопросов. Это потому, что я ничего не поняла из твоего письма , хотя буду учиться уже в 10 классе и русский язык знаю. А вот знаешь ли ты его?
Ваня прочитал письмо сестры, но так ничего и не понял.
Давайте, ребята, поможем Ване разобраться, в чем же его ошибки.
Парные звонкие и глухие согласные
ЗВОНКИЕ Б В Г Д Ж З
ГЛУХИЕ П Ф К Т Ш С
- Чтоб поменьше было случаев неясных
И чтоб ответов не было плохих,
Прислушайтесь к звучанию согласных,
Чтобы не путать звонких и глухих…
Глухие звуки – это непоседы,
Они спокойно не желают жить.
Они стремятся звонкого соседа
Во что бы то ни стало оглушить.
Условное обозначение орфограммы:
З
Г
- Если слышишь парный звук,
Будь внимательней, мой друг!
Парный сразу проверяй,
Рядом гласный подставляй!
- Парные согласные
Самые опасные
Б В Г Д З Ж
П Ф К Т С Ш
Если слышишь парный звук,
Будь внимательней, мой друг!
Парный сразу проверяй,
Слово быстро изменяй:
Уж – ужи, труд – труды,
Ёж – ежи, мост – мосты.
- Ложка, лодка, рыбка, грядка,
Шубка, щепка и тетрадка,
Мышка, шишка и рубашка,
Книжка, кружка, промокашка.
Слово смело изменяй –
Рядом гласный подставляй!
Ложек мышек
Лодок шишек
Рыбок и
Грядок рубашек
Шубок книжек
Щепок кружек
И тетрадок промокашек.
- Вставьте буквы, не спешите,
Что за правило, скажите.
Обед, завод, медведь, кровать,
т т т т
Отряд, народ, этаж, тетрадь,
т т ш т
Рыбка, утка, грядка,
п д т
Книжка и закладка.
ш т
- Аист делает заря..ку –
То вприпры..ку, то вприся..ку.
Осьмино.. надел перча..ки,
А тюлень удрал с площа..дки.
Пеликан ныряет ло..ко.
Вот что значит трениро..ка!
Рак зале.. на самокат,
Все впере.., а он – наза…
- Рыбка, грядка, кружка, гладко,
Травка, сетка и тетрадка,
Крышка, лапка, лодка, ласка,
Книжка, ложка, утка, сказка.
Рифмовки № 3, 4 носят тренировочный характер. Они еще раз показывают детям способы проверки парного согласного на конце и в середине слова.
В рифмовке № 5 орфограмму можно закрыть. В работе с рифмовкой № 6 можно использовать карточки с согласными. Дети показывают нужную согласную. Рифмовку № 7 можно провести как диктант.
Разнообразной можно сделать и работу с карточками, условно обозначающими орфограммы. Например, предложить детям выбрать из текста слова на данную орфограмму (учитель показывает карточку), или – другой вариант – ученик выбирает из всех карточек те, которые обозначают орфограммы, встретившиеся в тексте, и т.д.
Все эти задания – рифмовки, рифмованные упражнения, сигнальные карточки – напрямую развивают орфографическую зоркость у детей, вырабатывают лингвистическое чутье, учат видеть ошибку, вернее, предвидеть ее и предотвращать.
Язык мой – друг мой
В работе представлены рифмовки, игровые веселые стихи. Однако это не просто веселые стихи и игры по грамматике и правописанию, а специальные дидактические упражнения, ритмичность чтения которых активизирует работу детей на уроке, а рифма – своей забавной формой оживляет содержание учебного материала.
Предлагаемые рифмовки непритязательны и коротки. Они состоят из 10 - 12 слов, но содержат, как правило, такое количество орфограмм, которое трудно сконцентрировать в обычном тексте учебного упражнения для первоклассников.
Работа с рифмовками проверена практикой. По системе широкого использования стихотворных упражнений работали несколько учителей нашей школы. Во всех классах были получены очень хорошие показатели уровня грамотности первоклассников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занимательный материал к урокам русского языка
Для дополнительного материала к урокам: амонимы, логогрифы, анараммы и т.д....
Дидактический материал к урокам русского языка в начальной школе
Дидактический матерал к урокам русского языка....
Использование игрового и занимательного материала на уроках русского языка
Не заставлять надо, а заинтерисовывать, приглашая ребенка к новой системе отношений:учебного сотрудничества, уважения, взаимопонимания. Надо сделать серьезное обучение занимательным,не наполнять детей...
Дидактический материал к урокам русского языка в начальной школе. ФГОС 1 класс
Карточки с заданиями по русскому языку составлены в дополнении к учебнику Русский язык 1 класс. Данные карточки хорошо использовать в послебукварный период....
Дидактический материал к урокам русского языка в начальной школе.ФГОС 2 класс
Упражнения направлены на активизацию познавательной деятельности учащихся. Задания могут быть использованы как для индивидуальной, групповой и фронтальной работы с учащимися в классе, так и в качестве...
Статья на тему: «Использование дидактического материала на уроке «Русского языка» в начальной школе»
Цель моей работы: вызвать интерес к занятиям порусскому языку, пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. Научить детей осмысленно читать, писать и говорить...
Дидактический материал к урокам русского языка в начальной школе
Дидактический материал к урокам русского языка для учащихся 1- 4 классов....