Дидактический материал к урокам русского языка в начальной школе. ФГОС 1 класс
учебно-методический материал по русскому языку (1 класс) по теме

Карточки с заданиями по русскому языку составлены в дополнении к учебнику Русский язык 1 класс. Данные карточки хорошо использовать в послебукварный период.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Богатова Ирина Сергеевна

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ №14 г.о. Жигулёвск

   

     Дидактический материал к урокам русского языка в начальной школе

               1 класс

Пояснительная записка

    Карточки с заданиями по русскому языку составлены в дополнение к учебнику Азбука1 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / В. Г. Горецкий [и др.]. – М. : Просвещение, 2012, но могут быть использованы и другими учебниками.

   Пособие включает задания по основным темам курса русского языка, изучаемым в 1классе: «Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Слово и предложение», «Развитие речи».

       Данные карточки хорошо использовать в послебукварный период.

       Учебник  и прописи  не включает много заданий для закрепления, т.е. формирование умений осуществляется рассредоточено. Информация должна усваиваться не путем заучивания, а в ходе осознанного применения. В помощь учащимся предлагается карточки как средство обучения школьников самостоятельной работе с книгой, поэтому следует стремиться к тому, чтобы каждый первоклассник  задания читал сам. Это будет способствовать становлению, как навыка чтения, так  и умения извлекать смысл из текста. Когда первоклассник сам работает с заданием, он должен сначала прочитать все вопросы задания дидактического материала, а потом перейти к их выполнению.

   Предлагаемый материал формирует:

- правильно строить ответы на поставленные вопросы;

- навыки грамотного письма;

- умение записывать предложение, находить в нем основу;

- умение записывать предложение, ставить знаки препинания;

- навыки правописания сочетаний чк, чн, жи-ши, ча-ща,чу-щу;

- навыки правописания заглавной буквы;

- навыки правописания словарных слов;

- умение группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

 .

Упражнение 1.

Спишите предложения. В конце каждого предложения поставьте нужный знак.

   На полянке возле ёлочки пень Кто это сел на пень На пень села жёлтая птичка Красивая иволга А как она поёт

Составьте схему 1-го предложения.

Упражнение 6.

Составьте из слов предложения, а из предложений рассказ. Спишите его.

Первый, это, кузнечик

Так, кто, трещит, в, звонко, траве

Зеленеет, как, ярко, травка, молодая

Обозначьте твёрдые  согласные

Упражнение 2.

Составьте и запишите из слов каждой строчки предложения.

Дома, около, сад, дедушки, фруктовый

Деревья, в, растут, какие, саду

Сливы, рядом, яблони, и, растут

Ароматная, а, малина, какая, и, крупная

Упражнение 7.

Подумай, где вместо точек нужно вставить Ь, а где нет. Спиши слова. Обозначьте мягкие согласные.

Кон…ки, бор…ба, ден…ки, стол…ик, пис…мо, бол…, руч…ка, реч…ка, лос…, кот… Вас…ка.

Составьте с одним из слов предложение и запишите.

Упражнение 3.

Разделите текст на предложения. Спишите их.

Что купила мама она купила молоко и сметану какое вкусное молоко какая густая сметана

Напиши 3 слова, которые отвечают на вопрос кто?

Упражнение 8.

Прочитайте и выпишите только предложения.

Наступила осень. На  птица сидела ветка. Подул холодный ветер. Верхушка ель на дятел.

Напишите 3 слова, которые отвечают на вопрос  какой?

Упражнение 4.

Разделите текст на предложения. Спишите их.

Около села лес в лесу растут ели какие стройные и красивые ёлочки сколько шишек на них

Напиши 3 слова, которые отвечают на вопрос что?

Упражнение 9.

  Составь слова из половинок и запиши. Запиши с одним из этих слов предложение.

     Вино          дух

     Вол            точка

     Верх           осы

     Вес             ушки

     Воз             град

Упражнение 5.

Составьте из слов предложения, а из предложений рассказ. Спишите его.

Шустрая, белочка, рыжая, это

Очаровательный, какой, милый, и, зверёк

Там, мелькает, зелени, среди, кто

Напиши 3 слова, которые отвечают на вопрос что делать?

Упражнение 10.

Разделите текст на предложения. Спишите их. Подберите название к тексту.

Муравей нашёл зерно оно было тяжёлое муравей позвал товарищей дружно тащат муравьи зерно домой.

Упражнение 11.

Составьте и запишите из слов каждой строчки предложения.

Воробей, обедал, где

В, лесу, хорошо, как, весной

Щебечут, в, птицы, саду

Раздели слова на слоги: классный, парта, майка, игрушка

Упражнение 16.

Распредели слова по столбикам:

         Площ.дка, замёрзла, ш.рокий,  корзина, больш.е, беж.м, щ.вель, корова, пуш.стое, читает, высокая, светлое, полный, подснежник, грач.

Упражнение 12.

Прочитайте текст, разделите его на предложения. Спишите.

Как тебя зовут как хорошо пахнут фиалки как ты живёшь куда уехал Слава мы гордимся нашей Родиной

Упражнение 17.

Подбери слово — предмет. Спишите.

Снежный …,  водяной  … ,  берёзовая  ...,

печальный  ..., школьная  ...,  вечернее …,                

хлебное  ... , радостный  … .            

Упражнение 13.

Закончи предложение

Машина стоит в…        Гость проживает в…      Папа любит читать…       Брат хорошо играет на …

Спиши, вставь пропущенные буквы.

Уч…ник, п…нал, р…бота, су…ота, х…р…шо.

Упражнение 18.

Подбери слово — признак предмета. Спишите.

…  воробей, … книга,   ... ворона,  …машина,  ... Родина,  … ученик,   ...  класс,   …альбом,  ... карандаш,   … мороз,  ... одежда, … пальто.                    

Упражнение 14.

Указать количество слогов, букв, звуков.

Баян - …сл., …б., зв.,

Белка -

Боль –

Напиши слова, которые называют детенышей животных. Образец: лиса- лисята

Волк, заяц, медведь

Упражнение 19.

Вставьте слова — предметы. Спишите.

       Ярко светило … . Зазвенели … . Прилетели … и … . Расцвели … . Вспорхнула первая … .

Раздели слова на слоги.

Ящик, молоко, гвоздь, огурец.

Раздели слова для переноса.

Ящик, молоко, гвоздь, огурец.

Упражнение 15.

Спишите, исправив ошибки.

катя сидит. Дома она смотрит. В окно дети лепят из. Снега куклу.

Спишите и разделите на слоги: рябина, обед, палатка, вьюга.

Упражнение 20.

Запиши слова по образцу.

На слоги

Для переноса

ма-ши-на

ма-шина,  маши-на

Юля, ягода, волк, лисица, помощь.

Упражнений 21.

Прочитай слова. Распредели их на три группы. Добавь по одному слову в каждую группу.

    (Е,е)нисей, (П,п)етров, (М,м)осква, (О,О)рёл, (Е,е)римеев, (Д,д)унай, (В,в)аснецов, (П,п)ечора, (Т,т)ула, (Т,т)омск, (П,п)ушкин, (В,в)олга.

   Сделай звукобуквенный анализ слова, которое может быть написано с маленькой буквы.  … - сл., б., …зв.[…..]

Упражнение 26.

    Напиши 5 словосочетаний с кличками животных. Например: корова Бурёнка. Составь с одним словосочетанием  предложение.

Упражнение 22.

    Прочитай пары слов. Сформулируй задание. Выполни его.

  1. телёнок-корова               2) волк - зубы

            ягнёнок – овца                     слон- бивни

            щенок - …                            ёж - …

            козлёнок - ….                       лось - …

    Укажи слово с такой же орфограммой, как в слове собака.

Упражнение 27.

Вставь, где нужно Ь.

   Верёвоч…ка,  точ…ка,  весел…е,  ленточ…ка, фасол…,  купалис…,  кофточ…ка,  сроч…ный, мебел…ный,  нянеч…ка,  ноч…ной, шерст.., краснен…кий, варен…е, муч…ной.

Спиши, раздели для переноса.

Д…ревня, з…вод, р…бота, …лф…вит, п…нал.

Упражнение 23.

   Вставь сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.

  Ч…шка, щ…ка, ш…рина, ч…до, ж…вотное, щ…вель, ч…жой, ч…сики, рощ…, маш…на, ж…тель.

Спиши, вставляя пропущенные буквы.

 Х…р…шо, к…пуста, к…р…ндаш, з…вод, с…п…ги.

Упражнение 28.

 1.Из слов составьте предложение и запишите его.

пчёлы, около, кружат, липы

 2. Выпишите главные члены.

3. Сделайте звукобуквенный анализ слова пчёлы. пчёлы - …сл., …б., …зв.,[…..]

Упражнение 24

    Спишите предложения. Подчеркните главные члены предложения.

 Дежурный стёр пыль. Трещат кузнечики в траве.

Раздели слова на слоги.

Задача, иволга, дождь, лесная.

Раздели слова для переноса.

Задача, иволга, дождь, лесная.

Упражнение 29.

  Разделите текст на предложения и запишите их.

   На углу улицы новый магазин там продают книги в магазине чистота продавцы встречают первых покупателей

   Подчеркни слова, которые обозначают действие предмета.

Упражнение 25

Составьте и запишите из слов каждой строчки предложения. Вставьте пропущенные буквы. Выделите орфограммы.

Ёж…к, у, ж…вёт, Маш…

Ёж..ку, девочка, в, каш…, полож…ла, ковш…к

Спеш…т, зверёк, на уж…н

   Сделайте звукобуквенный анализ слова ёжик.        ёжик - …сл., …б., …зв.,[…..]

Упражнение 30.

  1. Из перепутанных слов разных предложений восстановите и запишите два предложения.

  Стояла, малыши, морозная, надели, погода, валенки.

  2. Составьте предложение о снеге.

  3. Подчеркни одной чертой слова, в которых звуков больше, чем букв.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал к урокам русского языка в начальной школе

Дидактический матерал к урокам русского языка....

Дидактические игры для уроков русского языка в начальной школе

Дидактические игры помогают формированию орфографической зоркости, расширению словарного запаса....

Дидактический материал к урокам русского языка в начальной школе.ФГОС 2 класс

Упражнения направлены на активизацию познавательной деятельности учащихся. Задания могут быть использованы как для индивидуальной, групповой и фронтальной работы с учащимися в классе, так и в качестве...

Статья на тему: «Использование дидактического материала на уроке «Русского языка» в начальной школе»

Цель моей работы: вызвать интерес к занятиям порусскому языку, пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. Научить детей осмысленно читать, писать и говорить...

Дидактический материал к урокам русского языка в начальных классах.

Данная работа содержит дидактический материал к темам предмета русский язык в 1-4 класса. Материал помогает  увести учеников из области механического заучивания,  развивает логическое мышлен...

Дидактический материал к урокам русского языка в начальной школе

Дидактический материал к урокам русского языка для учащихся 1- 4 классов....