Дидактический материал к урокам русского языка в начальной школе
статья по русскому языку (2 класс)
Дидактический материал к урокам русского языка для учащихся 1- 4 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 38.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактический материал к урокам русского языка в начальной школе
Составила учитель начальных классов высшей квалификационной категории Михайлова Э.Г.
Среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет ее к последующему решению различных задач.
У детей младшего школьного возраста слабо развито абстрактное мышление. Их психика требует чего - то неожиданного, интересного. Осознание понятий рождается у них на основе конкретного материала.
Так, очень важно при работе над словарем развивать у учащихся умение точно употреблять слова в речи. Тут помогает такое упражнение, как замена словосочетания одним словом, например:
- Как одним словом можно назвать жителей страны? (народ)
- Как называется крупный населенный пункт? (город)
- Как называет главный город в стране? (столица)
Затем работу можно усложнить: записать слова по вариантам, поставить к ним вопрос кто? или что?
Другое задание. Замените словосочетание одним словом:
- промежуток времени в 60 минут; (час)
- военнослужащий, стоящий на посту; (часовой)
- комната для занятий в школе (класс).
Тут же дано задание: поставить ударение, найти родственные слова (час, часовой), записать на одной строке, выделить корень, составить с одним из данных слов предложение, разобрать его по членам (прежде записать в тетради).
В результате слово несколько раз повторяется в разных видах упражнений на уроке и хорошо запоминается.
Приведу еще несколько упражнений, направленных на обогащение словарного запаса детей и проводимых на разных этапах урока при изучении определенных тем программы.
Замените одним словом из четырех букв:
Приятель - … (друг), солдат - … (боец), работа - … (труд)
Замените словосочетания одним словом:
Храбрый человек - … (храбрец)
Богатый человек - … (богач)
Сильный человек - … (силач)
Можно дать дополнительное задание: найти родственные слова, повторить правописание существительных мужского рода с шипящими на конце.
Угадай слово:
- к.р.нд.ш (карандаш), д.ж.рн.й (дежурный), л.ст.п.д (листопад), з.м.шк. (зимушка).
- показать карточки, на которых написан первый слог нужного слова, учащиеся записывают составленные слова, например: начинающиеся на слог го-
(город, горох, гореть, горизонт);
Найдите спрятавшееся слово.
Хлев (лев), столб (стол), удочка (дочка), щель (ель), коса (оса).
Словарная работа на уроке не самоцель, она должна легко и свободно вписываться в тему урока. Например, провожу картинный диктант. Показываю картины на которых нарисованы: ворона, скворец, береза, тетрадь, кровать, картофель, площадь. Дети записывают слова в тетради, ставят ударение, находят безударные гласные, гласные после шипящих, обозначают мягкость согласных. Дети используют эти слова в следующем задании по вариантам.
1 вариант: найдите и запишите существительные первого склонения;
2 вариант: найдите и запишите существительные второго склонения;
3 вариант: найдите и запишите существительные третьего склонения.
Следующее задание: измените существительные, поставив их в родительном, дательном и предложном падежах, выделите окончания.
В результате проведенной работы учащиеся записали слова, повторили их правописание, определили склонение существительных; повторили падежные окончания существительных трех склонений.
Особенно эффективной является работа, которая вызывает интерес и желание узнать новое. Большую активность проявляют дети на уроках, где используются упражнения с элементами игры. Рассмотрим некоторые.
Игра «Собери слово». Я ее провожу при закреплении темы «Состав слова».
- Запишите слово, в котором корень, как в слове красить, суффикс, как в слове березка, приставка, как в слове пошел, окончание, как в слове рейка (покраска).
- Его суффикс найдешь в слове лесник, приставку – в слове попрыгал, а корень – в слове дорожка (подорожник).
Таким же образом можно образовать и слова находка, посадка, побелка, подарки и др. Дети с удовольствием анализируют, ищут, составляют слова.
Одним из известных видов грамматической игры является кроссворд, таящий в себе большие возможности для развития творческих способностей ребенка, тренировки памяти. С большим интересом ребята разгадывают и сами составляют ребусы, кроссворды.
Кроссворды составляю по темам: на определенный вид орфограмм или с использованием лексического значения слова (многозначные слова, синонимы, антонимы). Прежде чем вписать слово в кроссворд, детям необходимо не только отгадать это слово, но и предварительно подобрать к нему проверочное, на что указывает соответствующее задание. Выполняя подобные задания, ученики применяют правила проверки и правописания слов с данной орфограммой, закрепляя уже приобретенные навыки не обычным способом, а в процессе игры.
Тема: «Безударные гласные, не проверяемые ударением». Данная орфограмма является сквозной в курсе начальной школы. Из этих слов, принадлежащих к наиболее активному пласту общеупотребительной лексики, можно составить множество кроссвордов.
б
По горизонтали:
1. С хозяином дружит, домик сторожит, живет под крылечком, и хвостик колечком. (Собака)
2. Непоседа птица эта, одного с березой цвета. (Сорока)
По вертикали:
3. Сам не бежит, стоять не велит. (Мороз)
4. Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок)
5. Бел, как снег, в чести у всех. (Сахар)
Работа по ребусам на уроках русского языка развивает логическое мышление, стимулирует творческую активность учащихся. Постепенно дети усваивают приемы, необходимые для их решения и сами начинают активно составлять ребусы к изучаемым темам – причем, к урокам и внеклассным занятиям и по другим предметам.
- Ф (шарф)
ПЕ
Л (ПЕНАЛ)
Не последнее место в развитии интереса на уроках русского языка занимает работа с загадками.
Что это за грибы?
Он в осиннике родился
Как в траве ни притаился,
Все равно его найдем:
Шляпка красная на нем. (Подосиновик)
Лета первая примета:
Под березой, в холодке,
Гриб коричневого цвета
На пятнистом корешке. (Подберезовик)
Нет грибов дружней, чем эти, -
Знают взрослые и дети,
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу. (Опёнки)
Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички –
Золотистые… (лисички).
Прочитав загадки и отгадав их (подосиновик, подберезовик, лисички, опенки), дети отвечают на вопросы:
– По какому признаку названы грибы? (Дети: по месту, где растут; по внешнему виду; по сходству с другими предметами.)
Можно дать задание разобрать слова по составу, подобрать однокоренные слова.
Очень полезно привлечение этимологического анализа слов с непроверяемым написанием, так как использование слова в речи требует понимания его точного смысла. Знакомство с этимологией слова пробуждает у детей интерес к рассматриваемому изучаемому материалу, а, следовательно, создает благоприятные условия для запоминания слов.
Привожу пример этимологической характеристики словарного слова:
Багаж. Слово заимствовано из французского языка. Древнескандинавское слово багги (узел) французы превратили в баг (пакет). От слова баг произвели слово багаж, что означало «разные тюки с вещами». А у нас это слово приобрело и другие значения, например: «кладь, перевозимая отдельно от ее хозяина – пассажира».
Богатый словарный запас человека свидетельствует о хорошем знании им родного языка. Чем больше слов знает человек, тем точнее, ярче, образнее он выражает свою мысль.
Использование вышеперечисленных грамматических упражнений способствует быстрому и прочному усвоению словарных слов, вследствие чего формируется навык грамотного написания слов с непроверяемыми гласными, с которыми учащиеся встречаются как в устной, так и в письменной речи.
В заключение хочу отметить, что применение разнообразных игровых, занимательных приемов в работе над трудными словами активизирует деятельность детей, повышает интерес к овладению богатством русского языка, воспитывает внимание к слову, обогащает словарный запас.
Приложение.
- Гласные потерялись. Восстанови слова, запиши правильно.
Крндш (карандаш)
Джрнй (дежурный)
Двчк (девочка)
Млк (молоко)
Брз (береза)
- Замените одним словом.
- Ящичек для ручек, карандашей (пенал)
- Его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего (язык)
- Женский головной убор (платок)
- Учащийся средней школы (ученик)
- Комната для занятий в школе (класс)
- Загадки, отгадки которых являются словарными словами.
Черный Ивашка, Расту в земле на грядке я,
Деревянная рубашка, Красная, длинная, сладкая.
Где носом пройдет – (Морковь)
Там заметку кладет. Как надела сто рубах,
(Карандаш) Захрустела на зубах.
(Капуста)
На жарком солнышке подсох Не царь, а в короне,
И рвется из стручков ... Не всадник, а со шпорами.
(Горох) (Петух)
Русская красавица Маленький мальчишка
Стоит на поляне, В сером армячишке
В зеленой кофточке, По дворам шныряет,
В белом сарафане. Крохи подбирает,
(Береза) По ночам кочует –
Зернышки ворует.
(Воробей)
Угадайте, что за шапка: Голодна – мычит,
Меха целая охапка. Сыта – жует,
Шапка бегает в бору, Малым ребяткам
У стволов грызет кору. Молочка дает.
(Заяц) (Корова)
С хозяином дружит, Льется речка – мы лежим.
Дом сторожит, Лед на речке – мы бежим.
Живет под крылечком, (Коньки)
Хвост колечком.
(Собака)
Всегда во рту, Без рук, без ног,
А не проглотишь. А ворота отворяет.
(Язык) (Ветер)
У избы побывал –
Все окно разрисовал,
У реки погостил –
Во всю реку мост мостил.
(Мороз)
- Игра «Слово - змейка».
Запишите 5 словарных слов в таком порядке, чтобы второе слово начиналось с последней буквы первого.
Например: вдруг – город – деревня – язык – капуста.
- Найди признак объединения слов в группу
ЯБЛОКО
БОЛОТО
ВДРУГ
ГЕРОЙ
УЛИЦА
РАКЕТА
ДОРОГА
МАШИНА
- Подбери антонимы - словарные слова
Поражение - победа
Медленно - быстро
Враг - товарищ
Жара - мороз
Прощай - здравствуй
Грустно - весело
Сегодня - завтра
Отдых - работа
- Подбери синонимы - словарные слова
Село - деревня
Папа - отец
Путь - дорога
Боец - солдат
Луна - месяц
Дети - ребята
Школьник - ученик
Торжество - праздник
- Из каждого названного слова взять только первый слог и образовать из данных слогов новое слово.
Воля, робот, бей (воробей).
Лира, сила, царица (лисица).
Вода, рокот, народ (ворона).
Солист, банан, карась (собака).
- Игра «Собери слово»
Запиши слово, в котором корень, как в слове поход, суффикс, как в слове указка, приставка, как в слове накрыл, окончание, как в слове лисичка (находка).
Запиши слово, в котором корень, как в слове белый, суффикс, как в слове дорожка, приставка, как в слове помыл, окончание, как в слове мышка (побелка).
Запиши слово, в котором корень, как в слове дорожка, суффикс, как в слове наушник, приставка, как в слове пошёл (подорожник).
Запиши слово, в котором корень, как в слове садовый, суффикс, как в слове дубки, приставка, как в слове подарки, окончание, как в слове печка (посадка).
- Кроссворд. Отгадай загадки, запиши в клеточках отгадки.
1.Я в красной шапочке расту под стройною осиною, меня узнаешь за версту, зовусь я… (подосиновик).
2.Не спорю - не белый,
Я, братцы, попроще.
Расту я обычно
В берёзовой роще (подберёзовик).
3.Люблю я в разных шапках быть, то в жёлтой, то в зеленоватой, то в красной или в сероватой. Собирай, не мешкай, это… (сыроежка).
4.Растут в лесу сестрички, рыжие… (лисички).
11. Вставь слоги, что бы они были концом первого слова и началом второго.
Мет(ро)дина, раке(та)релка, воро(на)род.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал к урокам русского языка в начальной школе
Дидактический матерал к урокам русского языка....

Дидактические игры для уроков русского языка в начальной школе
Дидактические игры помогают формированию орфографической зоркости, расширению словарного запаса....
Дидактический материал к урокам русского языка в начальной школе. ФГОС 1 класс
Карточки с заданиями по русскому языку составлены в дополнении к учебнику Русский язык 1 класс. Данные карточки хорошо использовать в послебукварный период....
Дидактический материал к урокам русского языка в начальной школе.ФГОС 2 класс
Упражнения направлены на активизацию познавательной деятельности учащихся. Задания могут быть использованы как для индивидуальной, групповой и фронтальной работы с учащимися в классе, так и в качестве...

Статья на тему: «Использование дидактического материала на уроке «Русского языка» в начальной школе»
Цель моей работы: вызвать интерес к занятиям порусскому языку, пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. Научить детей осмысленно читать, писать и говорить...

Дидактический материал к урокам русского языка в начальных классах.
Данная работа содержит дидактический материал к темам предмета русский язык в 1-4 класса. Материал помогает увести учеников из области механического заучивания, развивает логическое мышлен...