Сочинение по репродукции картины Пластова А.А. «Первый снег»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Развивать умение учащихся «читать картину», обогощать словарный запас учащихся, развивать образное мышление, воспитывать интерес к искусству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beseda_po_kartine.docx | 21.42 КБ |
plastov._sochinenie_po_kartine_pervyy_sneg.ppt | 423.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 классе.
Сочинение по репродукции картины Пластова А.А. «Первый снег»
Цель урока: Развивать умение учащихся «читать картину», обогощать словарный запас учащихся,
развивать образное мышление,
воспитывать интерес к искусству.
Ход урока:
Организационный момент.
Самоопределение к деятельности:
чтение темы: сочинение по репродукции картины А.А. Пластова «Первый снег».
Подготовительная беседа.
Рассказ о художнике.
Знакомство с картиной.
Беседа по картине.
- Почему девочка и мальчик выбежали на крыльцо своей избы?
- Почему девочка закинула голову и смотрит вверх?
- Что выражает её лицо?
- Чему она радуется?
- Мальчик вышел посмотреть только на первый снег или решил что-нибудь сделать?
- Что особенно удивляет и радует детей?
- Только ли дети рады снегу?
- Кого мы ещё видим на картине?
- Какие это птицы?
- Почему зимой веселее, чем в ненастную погоду?
- Какое настроение создаёт картина у тебя?
- Какие строчки из отрывков стихотворений можно вспомнить, глядя на эту картину?
- Как изменились улица, крыши домов, палисадник, деревья?
(Чтение детьми отрывков из стихотворений, подобранных ими.)
Выбор эпиграфа.
Снег пушистый, серебристый
Мягким стелется ковром,
И снежинки, как пушинки,
Вьются весело кругом.
Работа над планом.
- О чём надо написать во вступлении?
- О чём мы должны написать в основной части?
- Каким может быть заключение?
План
Первый день зимы.
Радость детей.
Цвет и настроение картины.
Моё отношение к картине.
Орфографическая подготовка.
удивились | восторг | шагающая |
выглянул | удивление | обычная |
выскочила | пиджак | будничная |
улыбаются | палисадник | нарядная |
нахлобучил | ||
стрекочет | ||
устилает | ||
сочетает |
Пояснение слов. (Работа с толковым словарём.)
Пейзаж - рисунок, картина, изображающая природу, вид.
Пейзажист - художник, специалист по пейзажам.
Эпиграф - изречение, краткая цитата, пословица, помещённая автором перед всем произведение или отдельной частью его, с целью отметить его основную идею, смысл, отношение к нему автора.
Живопись - изобразительное искусство - создание художественных образов с помощью красок.
Живописец - художник, занимающийся живописью.
Палисадник - небольшой, огороженный садик, цветник перед домом.
Письмо сочинения. (образец)
А.А.Пластов на картине "Первый снег" изобразил начало зимы. Картина передаёт тот особенный час в природе, когда на землю мягко и легко ложатся в танце первые снежинки.
Проснулись утром дети, выглянули в окно и удивились, за одну ночь всё вокруг побелело.
Выбежала на крыльцо девочка с младшим братом. Она не успела даже одеться: накинула на голову большой тёплый платок и в одном лёгком платьице выскочила из избы. Только ноги успела сунуть в чёрные валенки. Вытянулась в струнку и, закинув голову, смотрит на падающий снежок. Восторг и удивление выражает её лицо. Глаза весело улыбаются, блестят - счастлива, что дождалась первого снега. Её брат оделся потеплее: в чёрный пиджак, на голову нахлобучил шапку. Мальчик смотрит на побелевшую улицу, на белые крыши деревенских изб. Он тоже доволен первым снегом.
Рядом в палисаднике, растёт старая берёза. На берёзу успела прилететь и сесть сорока. Она торопливо стрекочет на ворону, спокойно и важно шагающую по снегу. Тут же, в палисаднике, растёт мелкий кустарник. Снег засыпал его нижние ветки и прижал к земле.
За углом избы видна часть деревенской улицы. На улице появился второй мальчик. Он тоже вышел посмотреть на первый снег. Небо серое, покрыто тучами. Ветрено. Снег крупными хлопьями устилает улицу, он кое-где тут же тает.
В своей картине художник сочетает белые, серые, коричневые краски. Этим Пластов показал деревню обычной, будничной и в то же время нарядной от первого снега. Глядя на картину, мы ощущаем прелесть первого снега.
1 группа
- Кого изобразил художник на переднем плане? (Девочку лет десяти и мальчика лет семи на крылечке).
- Кто они? (Это деревенские дети. Они радуются первому снегу).
- Как выглядит девочка? (Девочка не успела одеться. Она накинула на голову большой платок и в одном легком платье выскочила на улицу).
- В чем она обута? (На ногах валенки не по размеру, видно обувалась второпях).
- Почему она запрокинула голову и щурит глаза?
( Девочка любуется первым снегом и щурит глаза, потому что ей на лоб, на щеки и нос падают и тают снежинки).
- Что выражает ее лицо? (Радость).
- Посмотрите на мальчика. Что вы можете сказать о нем? (Мальчик решил погулять)
- Как он одет? (Он одет теплее, чем его сестра. На нем шапка-ушанка, теплое пальто, ботинки).
- Куда смотрит мальчик? (Он смотрит на побелевшую улицу, на белые крыши домов).
- Какие чувства он испытывает? (Он спокойнее сестры, но тоже радуется первому снегу. Он невольно вскидывает голову вверх).
-Посмотрите внимательно на слайд, выберите те слова-названия чувств, которые помогут передать настроение детей. (Радость, удивление, восторг).
Вывод: Дети удивлены, обрадованы, они с интересом и восторгом смотрят на первый снег. Они очень любознательны.
2 группа.
- Как изменилась улица, крыши домов, деревья, палисадник? (Все побелело).
- Что еще показал художник на переднем плане? (Крыльцо дома, березу, палисадник, ворону).
- Только ли дети рады первому снегу? (Первому снегу радуется и ворона).
- Что вы знаете и можете сказать о вороне? (Ворона – птица, которая не улетает в теплые страны, а переселяется к зиме поближе к жилью человека. Она спокойно и важно шагает по первому снегу, как будто рада ему и хочет его попробовать).
- А зачем понадобилась ворона художнику? (Черная ворона – словно пятно на свежевыпавшем снегу и от этого снег кажется еще белее).
- Что еще показывает художник на переднем плане? (Березу).
- Как выглядит береза? (Береза старая, она широко раскинула свои ветки).
- Почему ветки березы художник отклонил в одну сторону? (На улице ветер. Художник показывает направление ветра и направление полета пушистых воздушно=легких снежинок).
- Кто сидит на березе? На березе сидит сорока. Она весело стрекочет).
- Что вы можете сказать о небе? (Небо серое, покрыто серыми тучами).
Учитель: Выберите несколько опорных слов, которые являются главными для описания картины.
Вывод: На картине видно, что на улице ветрено. Снег крупными хлопьями устилает улицу. Все предметы, особенно на втором плане, видны не отчетливо, так как идет снег
3 группа.
- Какой фон картины? (Фон картины серо-сиреневый
- Какие цвета использовал художник? (Белый. Серый, сиреневатый, желтый, коричневый).
- Есть ли яркие краски? (Нет).
- Почему? (Потому, что их приглушает белый цвет).
- Какие цвета главные в картине? (Белый, серо-сиреневый).
- Какие цвета главные в картине? (Белый и сиреневато-голубой).
-Почему? (Белый снег – это цвет снега, сиреневый с розоватым оттенком – цвет утра. От этих цветов картина кажется нарядной и красивой).
Учитель: Выберите те цвета, которые помогут вам показать цвет и настроение картины.
Вывод: Все яркие цвета в картине отсутствуют. Их приглушил белый цвет – цвет снега и сиреневатый – цвет утра, от этого картина радостная и нарядная.
Написание сочинения.
Помните! Главное - передать своё отношение к картине, найти свои слова: яркие, эмоциональные, помогающие зрительно представить то, что изобразил художник.
Рефлексия. Сегодня на уроке я научился…
Подведение итогов урока. Чему учились на уроке?
Лист-помощник
Снег
белый, чистый, пушистый, падает мохнатыми хлопьями
надел меховые шапки на крышах домов
укутал всю землю белоснежным ковром
медленно кружится в воздухе, как стая белых мошек
Девочка:
большие чёрные валенки; без пальто выбежала на крыльцо; с удивлением наблюдает; восхищённо смотрит; заворожённо смотрит на снег; лёгкий
платок.
Мальчик: в чёрный пиджак; на голову нахлобучил шапку - ушанку;
одет по - зимнему; мечтает покататься на санках; давно наблюдает.
Берёза: старая; могучая; с белым стволом; ветки у берёзы гибкие, длинные, раскидистые
Ворона: крупная, черная, похожая на кляксу, спокойная;
важная; шагающая по снегу
Передний план:
крыльцо, ещё не полностью засыпанное снегом; мальчик и девочка (сестра и брат); раскидистая берёза.
Задний план:
деревенская улица, лошадь, человек,
ворона, крыши домов покрыты снегом.
Настроение детей: радость, восторг, восхищение, интерес.
Тона картины: светлые, тёплые, розоватые, лиловые, бледно-голубые, серовато-розовый фон
Закончить свой рассказ по этой картине можно:
У меня возникает ощущение радости, счастья, праздника, когда я смотрю на эту картину.
Я благодарен художнику, что еще раз могу пережить чувство радости при виде первого снега.
Трудно оставаться равнодушным, когда видишь первый снег.
Используй синонимы
Картина, произведение живописи, полотно
Художник, автор картины, живописец, Аркадий Пластов
Изобразил, показал, запечатлел, передал
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Аркадий Александрович Пластов (1893-1972)
Здесь проводил он большую часть своей жизни. Здесь поля, на которых работали его родители. Здесь жили и работали герои его картин. Много произведений посвятил жизни деревенских ребят. Аркадий Александрович Пластов – известный советский художник. Пластов родился и вырос в селе Прислониха Ульяновской области. Здесь прошло его детство.
снег мальчик небо девочка лошадь берёза тона картины настроение детей
Сне : белый, чистый, пуш стый, падает мохнатыми хлопьями на дел меховые ша ки (на)крыш_ д мов укутал всю землю бел о снежным ковром медле нн о круж тся (в)воздухе, как стая белых мошек
в бело - розовом плать ице ; большие чёрные валенки; без п льто выб жала на крыльцо; с уд влением н а блюдает; в о сх и щённо смотрит; за вор ж нно смотрит на сне ; лё кий пл ток. Девочка:
(в) чёрный пиджак; на голову нахлобучил шапку - ушанку; о дет по - зимнему; мечтает покатат ся на санках; давно наблюдает. Мальчик:
Передний план: крыльцо, ещё не полностью засыпанное снегом; мальчик и девочка (сестра и брат); раскидистая берёза. Задний план: деревенская улица, лошадь, человек, ворона, крыши домов покрыты снегом.
старая; могучая; с белым ств лом; ветки у б рёзы ги кие, дли нн ые, р а скидистые. В_р_на: спокойная; важная; шагающая по снегу Б рёза:
Настроение детей: радость восторг волнение беспокойство испуг восхищение грусть интерес удивление
Помогут слова и словосочетания со значением места: слева от … виднеется; на переднем плане художник пишет …; - прямо перед нами изображены … ; - вдалеке виднеется…;
светлые тёплые розоватые лиловые бледно-голубые серовато-розовый фон Тона картины:
План: Первый снег глазами художника. 2. Первый день зимы. 3. Радость детей. 4. Цвет и настроение картины. 5. Моё отношение к картине. I. Вступительная часть. II. Основная часть. III. Заключительная часть.
Закончить свой рассказ по этой картине можно: У меня возникает ощущение радости, счастья, праздника, когда я смотрю на эту картину. Я благодарен художнику, что еще раз могу пережить чувство радости при виде первого снега. Трудно оставаться равнодушным, когда видишь первый снег.
Картина Художник Изобразил произведение живописи, полотно автор картины, живописец, Аркадий Пластов показал, запечатлел, передал
Помните! Главное - передать своё отношение к картине, найти свои слова: яркие, эмоциональные, помогающие зрительно представить то, что изобразил художник.
План: 1. Первый снег глазами художника. 2. Первый день зимы. 3. Радость детей. 4. Цвет и настроение картины. 5. Моё отношение к картине. Снег: белый, пушистый, падает мохнатыми хлопьями, надел меховые шапки на крыши домов, укутал всю землю белоснежным ковром, медленно кружится в воздухе, как стая белых мошек, чистый. Девочка: в бело-розовом платьице; большие чёрные валенки; без пальто выбежала на крыльцо; с удивлением наблюдает; восхищённо смотрит; заворожённо смотрит на снег; лёгкий платок Мальчик: в чёрный пиджак; на голову нахлобучил шапку-ушанку; одет по-зимнему; мечтает покататься на санках; давно наблюдает. Берёза: старая; могучая; с белым стволом; ветки у берёзы гибкие, длинные, раскидистые. Ворона ; спокойная; важная; шагающая по снегу. Настроение детей: радость, восторг, восхищение, интерес. Тона картины: светлые, тёплые, розоватые, лиловые, бледно-голубые, серовато-розовый фон.
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сочинение по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень» по опорным словам
Знакомство учащихся с творчеством И.И.Левитана, формирование умения описывать содержание картины, определять её тему, развитие у учащихся вкус к точному, образному языку....
СОЧИНЕНИЕ ПО КАРТИНЕ АРКАДИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ПЛАСТОВ «ПЕРВЫЙ СНЕГ» 4 КЛАСС «ШКОЛА РОССИИ»
СОЧИНЕНИЕ ПО КАРТИНЕ АРКАДИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ПЛАСТОВ «ПЕРВЫЙ СНЕГ» 4 КЛАСС «ШКОЛА РОССИИ»...
Сочинение по репродукции картины И.Я. Билибина "Иван-царевич и лягушка-квакушка"
Обучающее сочинение...
Развитие речи 3 класс тема: Сочинение по репродукции картины А.А. Рылова "В голубом просторе"
Знакомство с картиной А.А. Рылова "В голубом просторе"; беседа по содержанию; составление плана; письменное изложение; самопроверка....
Презентация "Сочинение по репродукции картины В.М.Васнецова «Богатыри»"
Работа над сочинением по картине В.М.Васнецова "Богатыри". Слайды позволяют работать над образом каждого богатыря....
Конспект урока на тему: “Сочинение по репродукции картины А. А. Пластова «Первый снег»” 4 класс.
Тема: сочинение по репродукции картины А. А. Пластова «Первый снег»Цель урока: подготовить учащихся к написания сочинения по репродукции...
Опорная схема для написания сочинения по репродукции картины (на примере картины И.И. Левитана "Весна. большая вода")
Опорная схема для написания сочинения по репродукции картины (на примере картины И.И. Левитана "Весна. большая вода")...