пунктуация
материал по русскому языку
Предварительный просмотр:
Пунктуация
Пунктуация – это раздел науки о языке, в котором изучаются знаки препинания и правила их расстановки. Слово это латинское. И произошло от слова «пунктум» − точка.
И потому синтаксис и пунктуация нераздельны. Ведь если не ставить знаки препинания в предложениях – мы иногда можем не понять, о чем речь.
Вот, например, две фразы.
Разница между ними – всего-навсего расположение одной запятой. Но значения этих фраз полностью противоположны. А если бы этой запятой не было – как мы бы поняли, о чем речь?
И наоборот, если мы не знаем синтаксиса, то не сможем расставить знаки препинания. Рассмотрим предложение: Цветы на клумбе красные, синие, жёлтые.
Зачем тут нужны знаки препинания? Нужны ли они? Если мы знаем синтаксис, то сразу же можем ответить: запятые ставятся между однородными членами предложения.
Не следует путать синтаксические и пунктуационные ошибки!
Вася дотронулся к стволу берёзы. Предложение неправильно построено. То есть, выбрана неправильная форма слова: нужно говорить «дотронулся до ствола берёзы». Значит, это вопрос синтаксиса. Это синтаксическая ошибка.
А вот если мы напишем: Вася, дотронулся, до ствола берёзы… В этом предложении две лишние запятые. Ведь нам совсем незачем выделять сказуемое запятыми. Если ошибка связана со знаками препинания, то это вопрос пунктуации. Это пунктуационная ошибка.
Что нам требуется запомнить?
Синтаксис и пунктуация – это разделы науки о языке.
Синтаксис изучает словосочетание, предложение и текст. А также правила их построения.
Пунктуация изучает знаки препинания и правила их расстановки. Два раздела науки о языке тесно связаны между собой.
Словосочетание
Словосочетание — это сочетание двух или более слов, одно из которых главное, а другое зависимое. Связаны они особыми законами, грамматически и обязательно по смыслу или только по смыслу.
Связь между ними показывается с помощью предлогов, союзов, частиц, окончаний, а в речи также интонацией. Научным языком «словосочетание» можно объяснить таким способом — синтаксическая единица, состоящая из двух знаменательных слов, которая служит для называния предметов, действия или состояния чего-либо. Примеры словосочетаний Ниже приводятся правильные примеры сочетаний слов по смыслу и грамматически: красная шапка; бежала по тропинке; громко утверждать.
Предложение
Предложение – это главная синтаксическая единица русского языка, которая содержит информационный посыл, побуждение или вопрос. Все предложение имеют грамматическую основу. Грамматическая основа – это наличие главных членов в предложении (подлежащего или сказуемого, или их обоих).
Предложения классифицируются по строению, цели высказывания и эмоциональной окраске.
Типы предложений по строению.
Существует для типа предложений по строению: простые предложения и сложные предложения. Простые предложения – это предложения, имеющие только одну грамматическую основу. Сложные предложения – это предложения, которые имеют две и более грамматические основы.
Мама пришла домой поздно (простое).
Мама пришла домой поздно, но отец к тому времени ещё не вернулся (сложное).
Простые предложения также бывают нескольких типов по строению:
1) Двусоставное предложение – это предложение, которое имеет оба главных члена - и подлежащее, и сказуемое: На улице пошёл дождь.
2) Односоставное предложение – это предложение, которое имеет только один главный член предложения - либо подлежащее, либо сказуемое: На улице стемнело.
3) Распространенное предложение – это предложение, имеющее кроме главных, имеет второстепенные члены: Солнце взошло над спящим городом.
4) Нераспространенное предложение – это предложение, которое имеет только главные члены: Солнце взошло.
5) Неосложнённое предложение – это предложение, в котором нет однородных членов, обращений, причастным или деепричастным оборотом, вводных слов или обособленных членов предложения: Бабушка любит сажать цветы во дворе.
6) Осложнённое предложение – это предложение, имеющее в своем составе обособленные или однородные члены предложения, обращения, вводные слова, причастные и деепричастные обороты: Бабушка любит выращивать лютики, маргаритки, ноготки и другие цветы во дворе.
По цели высказывания различают следующие типы простых предложений:
- повествовательное предложение служит для выражения информации о ком-либо или чём-либо: Я скоро вернусь.
- побудительное предложение служит для выражения просьбы, приказа, совета или пожелания говорящего: Возвращайся поскорее!
- вопросительное предложение выражает вопрос говорящего: Ты скоро вернёшься?
Типы простого предложения по эмоциональной окраске:
- восклицательные предложения – предложения, сопровождающиеся повышенной эмоциональностью и произносящиеся с выразительной интонацией. На письме такие предложения завершаются не точкой, а восклицательным знаком: Я сказал, я не хочу никуда идти!
- невосклицательные предложения – обычные предложения, не имеющие яркой эмоциональной окраски и особой интонации: Я не хочу никуда идти.
Слова автора внутри прямой речи
1. Если прямая речь представляет собой одно предложение, то после первой её части ставятся запятая и тире, слова автора пишутся со строчной буквы, после них ставятся запятая и тире, вторая часть прямой речи пишется со строчной буквы; кавычки ставятся только в начале и в конце прямой речи и не ставятся между прямой речью и словами автора.
«П, — а, — п». | «Вот княгиня Литовская, — сказал Грушницкий, — и с нею дочь её Мери, как она её называет на английский манер». (М. Лермонтов) |
«П, — а, — п!» | «Батюшка ты наш, — сказала она [Егоровна] пискливым голосом, — погубишь ты свою головушку!» (А. Пушкин) |
«П, — а, — п?» | «А скажите, товарищ, — спрашивала она робко, — не числится ли за сотрудниками авансовой задолженности?» (И. Ильф и Е. Петров) |
«П, — а, — п...» | «Где уж ему читать, — заговорил Ликоспастов, — у него времени нету современную литературу читать... Ну, шучу, шучу...» (М. Булгаков) |
2. Если прямая речь состоит из нескольких предложений и слова автора стоят между ними, то после первой части прямой речи ставятся запятая и тире (если в конце предложения прямой речи должна стоять точка), восклицательный, вопросительный знак или многоточие и тире; слова авторапишутся со строчной буквы, после них ставятся точка и тире; вторая часть прямой речиначинается с прописной буквы. Кавычки ставятся только в начале и в концепрямой речи. Знаки препинания в конце второй части прямой речи регулируются правилами, уже описанными выше.
«П, — а. — П». «П, — а. — П?» | 1) «Столько времени протекло со дня нашей разлуки, — думал я. — Она, вероятно, забыла всё, что было тогда между нами». (А. Пушкин) 2) «Как вы меня испугали, — сказала она, тяжело дыша, всё ещё бледная, ошеломлённая. — О, как вы меня напугали! Я едва жива. Зачем вы приехали? Зачем?» (А. Чехов) |
«П! — а. — П». «П! — а. — П!» | 1) «Стой, братцы, стой! — кричит мартышка. — Погодите! Как музыке идти? Ведь вы не так сидите». (И. Крылов) 2) «Не понимаю, чему вы радуетесь! — с удивлением сказал Лжедмитриев. — Человек погибает, а вы радуетесь!» (И. Ильф и Е. Петров) |
«П? — а. — П». «П? — а. — П?» | 1) «Куда вы? — сказал Иван Игнатьич, догоняя меня. — Иван Кузьмич на валу и послал меня за вами. Пугач пришёл». (А. Пушкин) 2) «Вы с ним дрались? — спросил я. — Обстоятельства, верно, вас разлучили?» (А. Пушкин) |
«П... — а. — П». «П... — а. — П?» | 1) «Обожди... — сказал Морозко угрюмо. — Давай письмо». (А. Фадеев) 2) «Погоди... — высвобождая свои льняные волосы из корявых, дрожащих пальцев деда, немного оживляясь, крикнул Лёнька. — Как ты говоришь? Пыль?» (М. Горький) |
3. Вавторских словах, разрывающих прямую речь, могут быть два глагола со значением речи или мысли; первый из них относится к прямой речи, стоящей перед словами автора, второй — к прямой речи после слов автора. В таких случаях перед второй частью прямой речи ставится двоеточие и тире.
«П,— а : — П».
- «Нет, ничего, прекрасно, — отвечал Павел Петрович и погодя немного прибавил: — Брата не обманешь, надо будет сказать ему, что мы повздорили из-за политики». (И. Тургенев)
Хронологическая таблица жизни и творчества Тютчева
Хронологическая таблица Тютчева охватывает самые важные события из жизни автора. Изучая жизнь и творчество Тютчева по датам, можно выделить те события, которые повлияли как на становление творчества поэта в целом, так и на литературу XIXвека.
Биография Федора Ивановича Тютчева в кратком изложении поможет школьникам и студентам при написании рефератов по творчеству поэта, а для преподавателей станет отличным подспорьем при подготовке к занятиям. Биография Федора Ивановича Тютчева в таблице дает нужный минимум для быстрого изучения творчества, а также ключевых событий в жизни знаменитого представителя русской поэзии.
1803 год, 23 ноября (5 декабря) – Федор Тютчев родился в родовитой дворянской семье в селе Овстуг Орловской губернии (ныне Брянская область).
1810 – Тютчевы переехали в Москву, Федору они наняли воспитателя – поэта и переводчика С. Е. Раич. Учитель привил Федору Ивановичу страсть к литературе и поэзии, и уже в 12 лет Тютчев переводил Горация.
1812 – При оккупации Москвы Наполеоном семья Тютчевых временно переехала в Ярославль, а после снова вернулась в Москву.
1819 – Опубликована первая работа Федора Тютчева – перевод «Послания Горация к Меценату».
1819, осень – Будущий великий русский поэт поступает в Московский университет на словесное отделение.
1821 – Тютчев становится кандидатом словесных наук;
его приглашают на работу в Европу в качестве сверхштатного чиновника.
1822, июль – Тютчев уезжает в Мюнхен, где живет следующие 22 года. В Баварии он активно занимается переводами произведений таких писателей, как Гейне и Шиллер.
1826, март – Тютчев женился на графине Ботмер ( была на 4 года старше его, и имела 4 детей от первого брака). Вместе они были 12 лет, в этом браке родились три дочери. Жалование Федора Тютчева на тот момент было очень скромное, жили бедно.
1828 – Стихотворение «Люблю грозу в начале мая».
1829 – Стихи «Летний вечер», «Бессонница» и «Видение».
1830 – Создан шедевр мировой литературы Silentium!, а также «Осенний вечер».
1833 – Познакомился с 22-летней Эрнестиной Денберг, сестрой публициста Пфеффеля, в которую влюбился. Законная жена узнала о измене мужа и даже хотела покончить жизнь самоубийством, но в итоге простила Тютчева. Этот роман был очень скандальным, дошло даже до того, что Федора Ивановича перевели из Мюнхена в Турин.
1836 – Пушкин в своем журнале «Современник» напечатал стихи Федора Ивановича.
1838, 28 августа – Его жена Элеонора скончалась.
1839 – Федор Тютчев решает обвенчаться со своей пассией Эрнестиной, несмотря на то, что их роман вызвал скандал в обществе. В браке Эрнестина рожает поэту 2 сыновей.
1841 – Поэта лишили звания камергера, он был отстранен от государственной службы.
1843 – Тютчев пишет преимущественно политические статьи: «Россия и Германия», «Россия и Революция»;
работает над произведением ««Россия и Запад».
1844 – Поэт вернулся в Россию и начал принимать активное участие в светской жизни страны.
1848 – Политические статьи вернули к нему доверия императора;
Тютчеву вновь присвоили звание камергера и взяли на работу в Министерство иностранных дел в Петербурге.
1850 – Федор влюбляется в Елену Денисьеву, которая работала классной дамой в Смольном институте, в котором проходили обучение дочери поэта. В то же время продолжая любить Эрнестину, Тютчев решает жить на 2 дома. Елена Денисьева также страстно влюбляется в Тютчева. Она родила поэту двух сыновей и дочь, которые впоследствии имели трагическую в то время жизнь «незаконнорожденных».
1851 – Пишет стихотворение «Как весел грохот летних бурь», «О, как убийственно мы любим».
1854 – Выходит в печать первый сборник стихотворений Федора Тютчева. В дополнении к «Современнику» опубликовали 92 стиха поэта;
стихотворение «Последняя любовь», посвященное Денисьевой.
1864 – Елена Денисьева заболела туберкулезом и скончалась;
Тютчев возвращается к своей жене Эрнестине.
1868 – В печати появляется второй прижизненный сборник Федора Тютчева.
1873, 1 января – Тютчев вышел на прогулку, но в скором времени его привезли назад, половина его тела была поражена параличом.
1873, 15 июля – Тютчев скончался в Царском Селе.
1873, 18 июля – Похороны на Новодевичьем кладбище Петербурга.
Хронологическая таблица жизни и творчества Фета
1820, 5 (18) декабря — Родился в имении Новоселки Мценского уезда Орловской Губернии, принадлежавшем отставному офицеру Афанасию Неофитовичу Шеншину.
1835—1837 — Обучение в немецком частном пансионе Крюммера в Верро (ныне Выру, Эстония). В это время он начал писать стихи, проявлять интерес к классической филологии.
1838 — поступил в Московский университет, сначала на юридический факультет, затем — на историко-филологическое (словесное) отделение философского факультета. Учился 6 лет: 1838—1844 годы.
1840 — вышел сборник стихов Фета «Лирический пантеон» при участии Аполлона Григорьева, друга Фета по университету.
1845 — поступил на военную службу в кирасирский Военного ордена полк, стал кавалеристом.
1846 – ему присвоено первое офицерское звание.
1850 — вышел второй сборник Фета, получивший положительные отзывы критиков в журналах «Современник», «Москвитянин» и «Отечественные записки».
1853 — Фета перевели в гвардейский полк, расквартированный под Петербургом;
в Петербурге встречался с Тургеневым, Некрасовым, Гончаровым и др., а также его сближение с редакцией журнала«Современник».
1854 — проходил службу в Балтийском Порту, которую он описал в мемуарах «Мои воспоминания».
1856 — вышел третий сборник Фета под редакцией И. С. Тургенева.
1857 — Фет женился на Марии Петровне Боткиной
1858 — вышел в отставку в чине гвардейского штаб-ротмистра и поселился в Москве.
1859 — произошёл разрыв поэта с журналистом Долгоруким А.В. из «Современника».
1863 — вышло двухтомное собрание стихотворений Фета.
1867 — Афанасий Фет избран мировым судьёй на 11 лет.
1873 — Афанасию Фету возвращено дворянство и фамилия Шеншин. Литературные произведения и переводы поэт и в дальнейшем подписывал фамилией Фет.
1883—1891 — публикация четырёх выпусков сборника «Вечерние огни».
1892, 21 ноября (4 декабря) — скончался в Москве. По некоторым данным, его смерти от сердечного приступа предшествовала попытка самоубийства. Похоронен в селе Клейменово, родовом имении Шеншиных.
Хронологическая таблица жизни и творчества Бунина
1870 год, 10 (22) октября – В городе Воронеже родился Иван Алексеевич Бунин.
1881– Родители Ивана Бунина отдают сына в Елецкую гимназию.
1886, март – Иван Бунин был исключен из гимназии. Причиной послужило отсутствие оплаты за обучение, к тому же Бунин не вышел с каникул на учебу.
1887 – Иван Алексеевич Бунин впервые печатается – его стихотворения «Деревенский нищий» и «Над могилой С. Я. Надсона» публикуются в патриотической газете «Родина»;в конце этого года эта же газета опубликовала еще два произведения Бунина: «Нефедка», «Два странника».
1889 – Молодой писатель переезжает в Орёл, где поступает на работу в «Орловский вестник».
1891 – В Орле выходят «Стихотворения 1887 – 1891 гг.».
1893-1894 – Иван Бунин попадает под влияние Л.Н. Толстого, причем настолько, что писатель собирается стать бондарем. Только с Л.Н. Толстой при встрече в 1894г. смог уговорить Ивана Алексеевича бросить эту идею.
1895 – Писатель переезжает в Петербург, а чуть позже в Москву, где начинает знакомиться со столичным литературным кругом: А.П. Чеховым, А.И. Куприным, В.Я.Брюсовым.
1896 – Иван Бунин переводит поэму «Песнь о Гайавате» американского писателя Г.У.Лонгфелло. Позже этот перевод писатель будет усовершенствовать и несколько раз переиздаст его.
1897 – Книга рассказов «На край света».
1898 – Писатель издает сборник своих стихов «Под открытым небом»;
Иван Бунин женится. Его женой становится Анна Николаевна Цакни, которая ему подарит чуть позже сына, Колю.
1899 – Брак Бунина оказывается непрочным и разваливается.
1900 – Писатель едет в Ялту, где знакомится с основателями МХАТА;
пишет рассказ «Антоновские яблоки».
1901 – Выходит сборник стихотворений «Листопад».
1903 – Бунин удостаивается Пушкинской премии за перевод «Песни о Гайавате» и за сборник «Листопад».
1903-1904 – Путешествует по Франции, Италии и Кавказу.
1905 – Умирает единственный сын Ивана Бунина, Коля.
1909 – Иван Бунин получает вторую пушкинскую премию за книгу «Стихотворения 1903 – 1906»;
становится академиком Российской академии наук.
1911 – Повесть «Суходол».
1912, 27-29 октября – 25-летие литературной деятельности Ивана Бунина.
1917 – Писатель живет в Москве. События февральской революции воспринимает как крушение государства.
1918-1919 –«Окаянные дни».
1920, 26 января – Бунин навсегда покинул Россию, отплывши в Константинополь.
1924 – «Роза Иерихона».
1925 – «Митина любовь».
1927 – «Солнечный удар».
1929 – Выходит книга Бунина «Избранные стихи».
1927-1933 – Иван Алексеевич Бунин работает над романом «Жизнь Арсеньева».
1931 – «Божье дерево».
1933 – Ивану Бунину присуждают Нобелевскую премию.
1950 – В столице Франции Иван Алексеевич выпускает книгу «Воспоминания».
1953, 8 ноября – Иван Алексеевич Бунин умер в Париже.
Хронологическая таблица жизни и творчества Куприна
1870 год, 26 августа (7 сентября) – Будущий писатель родился в городе Наровчате Пензенской губернии в семье чиновника Ивана Ивановича Куприна и Любови Алексеевны, урождённой княжны Кулунчаковой.
1874 – Вместе с матерью переезжают в Москву.
1880-1890 – Годы учения во 2-м Московском кадетском корпусе и в Александровском юнкерском училище.
1889 – Первая публикация: рассказ «Последний дебют» в журнале «Русский сатирический листок» (№ 48).
1890-1894 – Находится на военной службе.
1894-1897 – Выходит в отставку и переезжает в Киев;
выходят в свет: сборник очерков «Киевские типы» (1896), повесть «Молох» (1896), первая книга рассказов «Миниатюры» (1897).
1898 – Создан цикл «Полесских рассказов», среди которых повесть «Олеся».
1901-1903 – Переезжает в Петербург;
знакомится с А.П. Чеховым и М. Горьким;
сотрудничает с издательством «Знание»;
женится на М.К. Давыдовой.
1904-1906 – Выходит первое Собрание сочинений;
1905 – Публикует повесть «Поединок».
1907-1908 – Разводится с М.К. Давыдовой и женится на Е.М. Гейнрих;
публикует рассказы «Гамбринус», «Изумруд», «Суламифь».
1909-1912 – Награждён академической Пушкинской премией;
пишет рассказ «Гранатовый браслет».
1912-1915 – Выходит в свет Полное собрание сочинений.
1914 – Поручик Куприн призван в армию.
1920 – С женой и дочерью эмигрирует во Францию.
1927-1933 – Выходят книги «Новые повести и рассказы», «Купол св. Исаакия Далматского», «Елань», «Колесо времени»; автобиографический роман «Юнкера».
1937 – Возвращается в Советскую Россию;
выходят в свет книги «Избранное» (в 2 томах), «Поединок» и др.
1938, 25 августа – Умер А.И. Куприн в Ленинграде; похоронен на Волковой кладбище
Хронологическая таблица жизни и творчества Горького
1868 год, 16 (28) марта – Рождение М. Горького, г.Нижний Новгород. Настоящее имя – Пешков Алексей Максимович.
1884 – Переезд в Казань, попытка поступить в Казанский университет;
сближение с радикальными и революционными кружками студентов, офицеров и рабочих;
знакомство с марксистской литературой, пропагандистская работа.
1887 – Попытка покончить с собой.
1888 – Арест за связь с кружком Н.Е.Федосеева;
находится под постоянным надзором полиции.
1889 – Возвращение в Нижний Новгород;
повторное сближение с радикалами и революционерами;
арест, заключение на месяц в тюрьму.
1891 – Горький отпрваляется странствовать по стране. Дошел до Кавказа.
1896 – Женитьба на Екатерине Павловне Волжиной.
1897 – Рождение сына Максима.
1899 – Первое появление в Петербурге.
1900 – Знакомство с Толстым в Москве.
1901 – Участие в марксистских кружках Нижнего Новгорода, Сормова, Петербурга;
арестован, выслан из Нижнего Новгорода, участие в демонстрации у Казанского собора в Санкт-Петербурге.
1901 – Встал во главе издательства «Знание».
1902, февраль – Избрание почетным академиком Академии наук.
1905 – Вступление в ряды РСДРП;
знакомство с Лениным.
1905, октябрь – Создание газеты «Новая жизнь».
1905-1907 – Оказание финансовой поддержки революции 1905-1907 годов.
1906 – Выступление на митинге в Гельсингфорсе;
отъезд из России.
1906-1913 – Жизнь в Италии, на острове Капри.
1907, май – Участие в Лондонском съезде РСДРП как делегата с совещательным голосом.
1913 – Возвращение в Россию;
Горький – редактор большевистских газет «Звезда» и «Правда».
1914 – Переезд в Финляндию
1915 – Начало выхода журнала «Летопись»;
Горький – руководитель.
1917, май – 1918, март – Издание газеты «Новая жизнь».
1918-1919 – Ведет большую общественную и политическую работу, критикует методы большевиков, осуждает их отношение к «старой» интеллигенции.
1919-1920 – В цикле статей выступает против интервенции, а также против того, «как осуществляется Власть Советов».
1921-1928 – Эмиграция в Италию – официально для лечения туберкулеза по настоянию Ленина.
1928 – Возвращение в СССР.
1929, май – Избрание членом ЦИК на 5 Съезде Советов СССР.
1931 – Возвращение в СССР.
1933 – Перезд в Москву.
1934 – Горький проводит 1-й съезд советских писателей, выступает на нем с основным докладом.
1936, 18 июня – Смерть М. Горького, п.Горки под Москвой. Похоронен в Кремлевской стене на Красной площади в Москве.
Общая характеристика сложноподчинённых предложений
1. Сложноподчинённые предложения (СПП) – это предложения, в которых есть главное предложение и одно или несколько придаточных предложений. Придаточные предложения подчиняются главному и отвечают на вопросы членов предложения.
Придаточные предложения могут стоять перед главным предложением:
С тех пор как Нонна отказала Андрею, старик был с Нонной официально сух (Панова).
(С тех пор как ), [ ].
Придаточные могут стоять после главного предложения:
Она не сводила глаз с дороги, что ведёт через рощу (Гончаров).
[ ], (что )
Придаточные предложения могут стоять в середине главного предложения:
И вечерком, когда все кошки серы, князь отправился подышать чистым воздухом (Лесков).
[ , (когда ), ]
Придаточные предложения отделяются от главного запятыми. Если придаточное предложение стоит в середине главного, то придаточное предложение отделяется от главного с двух сторон. |
2. Придаточные предложения могут относиться к одному слову в главном или ко всему главному предложению.
К одному слову в главном предложении относятся следующие типы придаточных:
- придаточные подлежащные;
- сказуемные (по другой классификации подлежащные и сказуемные придаточные относятся к придаточным местоимённо-определительным);
- определительные;
- дополнительные (по другой классификации – изъяснительные);
- образа действия и степени.
Ко всему главному предложению обычно относятся следующие типы придаточных:
- придаточные места, времени, причины, следствия, сравнения, цели, условия, уступки (то есть обстоятельственные типы придаточных, кроме придаточных образа действия и степени).
Обстоятельственные придаточные, кроме придаточных образа действия и степени, как правило, относятся ко всему главному предложению, но вопрос к ним обычно задается от сказуемого.
3. Средствами связи придаточного и главного предложений являются:
- в придаточном предложении – подчинительные союзы (что, чтобы, ибо, пока, когда, как, если и др.) или союзные слова (который, какой, кто, что, как, где, куда, откуда, когда и др.);
- в главном предложении – указательные слова (тот, такой, там, туда, потому, оттого и т.д.).
Виды придаточных предложений
Придаточные предложения классифицируются на изъяснительные, определительные, обстоятельственные и присоединительные. Первые чаще отвечают на вопрос кто?или что?, для них характерны союзы и союзные слова: кто, что, как, когда, зачем и так далее. Вторые чаще отвечают на вопрос какой? и имеют союзы и союзные слова который, которая, которое, которые, что.
Обстоятельственные придаточные предложения подразделяются на предложения:
- по цели (зачем?, с какой целью?),
- места (откуда?, куда?, где?),
- времени (когда?, во сколько?),
- причины (почему?, зачем?),
- условия (при каком условии?, в каком случае?),
- образа действия (как?, каким образом?),
- сравнения ( как? насколько?),
- уступки ( несмотря на что? вопреки чему?).
Также существуют придаточные предложения следствия и соединительные предложения.
Виды с несколькими придаточными предложениями
Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными делятся на следующие виды[2]:
- С последовательным подчинением — первая придаточная часть подчиняется главной, а каждая последующая — к предыдущей придаточной части.
- С однородным подчинением — придаточные относятся к одному слову в главной части или ко всей главной части.
- С параллельным подчинением (или неоднородным) — различные типы придаточных подчиняются либо всей главной, либо различным частям главного.
Виды сложных предложений
Сложные предложения делятся на бессоюзные и союзные, а союзные — на сложносочиненные и сложноподчиненные.
Бессоюзное предложение
Бессоюзное предложение — это сложное предложение, части которого соединены без помощи союзов.
Стемнело, на улице зажглись фонари.
У этого предложения две части. Основа первой части — стемнело, основа второй части — зажглись фонари. Между двумя частями сложного предложения нет союзов.
Я смотрю в окно и вижу: идет снег.
У этого предложения две части. Основа первой части — я смотрю (и) вижу, основа второй части — идет снег. Между двумя частями сложного предложения нет союзов.
Сложносочиненное предложение
Сложносочиненное предложение — это союзное сложное предложение, части которого соединены с помощью сочинительных союзов. Сочинительные союзы — это союзы и, а, но, да, или, либо, не только ... но и, как ... так и, или ... или, либо ... либо, ни ... ни, зато, то есть и др.
Части сложносочиненного предложения равноправны по смыслу.
Поезд остановился, и пассажиры вышли из вагона.
У этого предложения две части. Основа первой части — поезд остановился, основа второй части — пассажиры вышли. Две части сложного предложения соединены сочинительным союзом и, поэтому это сложносочиненное предложение.
Я тебе уже два часа объясняю теорию относительности Эйнштейна, а ты ничего не можешь понять.
Основа первой части — я объясняю, основа второй части — ты не можешь понять. Две части сложного предложения соединены сочинительным союзом а, поэтому это сложносочиненное предложение.
Не только воздух прогрелся, но и вода стала теплее.
Основа первой части — воздух прогрелся, основа второй части — вода стала теплее. Две части сложного предложения соединены сочинительным союзом не только ... но и, поэтому это сложносочиненное предложение.
Сложноподчиненное предложение
Сложноподчиненное предложение — это союзное сложное предложение, в котором одна часть зависит от другой. Части сложноподчиненного предложения соединены с помощью подчинительных союзов (что, если, потому что, когдаи др.) или союзных слов (который, какой, что-местоимение и др.).
В сложноподчиненном предложении выделяют главную часть и придаточную часть (или придаточные части). От главной части можно задать вопрос к придаточной.
В зависимости от значения придаточные предложения разделяют на несколько типов: изъяснительные, определительные, обстоятельственные, присоединительные. О типах придаточных предложений читайте в отдельной статье.
Порядок частей сложноподчиненного предложения не имеет значения: придаточная часть предложения может стоять перед главной частью или находиться внутри главной части.
Наполеон понял, что он проиграл битву.
Основа главной части — Наполеон понял, основа придаточной части — он проиграл. Части предложения соединены подчинительным союзом что. От главной части к придаточной можно задать вопрос: Наполеон понял — что? — что он проиграл битву.
Если выпало в Империи родиться, лучше жить в глухой провинции у моря. (И. Бродский)
Основа главной части — лучше жить, основа придаточной части — выпало родиться. Части предложения соединены подчинительным союзом если. От главной части к придаточной можно задать вопрос: лучше жить в глухой провинции у моря — при каком условии? — если выпало в Империи родиться.
Животные, которые родились в зоопарке, не приспособлены к жизни в дикой природе.
Основа главной части — животные не приспособлены, основа придаточной части — которые родились. Части предложения соединены союзным словом которые. От главной части к придаточной можно задать вопрос: животные — какие? — которые родились в зоопарке.
Одной главной части может подчиняться несколько придаточных предложений. О видах подчинения в предложениях с несколькими придаточными читайте в отдельной статье.
Я знаю, как тебя зовут и где ты живешь.
В этом предложении три части. Основа главной части — я знаю, основа первого придаточного — зовут, основа второго придаточного — ты живешь. Оба придаточных зависят от сказуемого главной части знаю и отвечают на вопрос что? Хотя вторая и третья часть соединены сочинительным союзом и, все предложение в целом является сложноподчиненным.
Сложные предложения с разными видами связи
В сложном предложении может быть больше двух частей. При этом между каждой парой частей сложного предложения может быть свой тип связи. Например, бывают предложения с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями, а также предложения с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями.
Ударил гром, сверкнула молния, и скоро послышался шум дождя.
Это сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями.
В ходе первой экспедиции следы древнего города найти не удалось, и археологи продолжили исследования, которые заняли несколько лет.
Это сложное предложение с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Связь между первой и второй частями сочинительная, а между второй и третьей частями — подчинительная.
Союзы и значения сложносочинённых предложений
Сложные предложения – это предложения, состоящие из нескольких простых.
Основными средствами связи простых предложений в сложных являются интонация, союзы (сочинительные и подчинительные) и союзные слова (относительные местоимения и местоимённые наречия).
В зависимости от средств связи сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные. Союзные предложения подразделяются на сложносочинённые и сложноподчинённые.
Сложносочинённые предложения (ССП) – это сложные предложения, в которых простые предложения связываются друг с другом интонацией и сочинительными союзами.
Типы сложносочинённых предложений по характеру союза и значению
Тип ССП | Союзы | Примеры |
1. Сложносочинённые предложения с соединительными союзами(соединительные отношения). | И; да (в значении и); ни..., ни; да и; тоже; также; не только..., но и. | Открыли дверь, и в кухню паром вкатилсявоздух со двора (Паустовский). |
2. Сложносочинённые предложения с противительными союзами(противительные отношения). | А; но; да (в значении но); однако (в значении но); зато; но зато; а то; не то; а не то; частица же (в значении союза а); частица только (в значении союза но). | Иван Петрович ушёл, а я остался (Лесков). |
3. Сложносочинённые предложения с разделительными союзами(разделительные отношения). | Или; либо; не то..., не то; то..., то; то ли..., то ли. | Либо рыбку съесть, либо на мель сесть(пословица). |
Обратите внимание!
1) Сочинительные союзы могут связывать не только части сложносочинённого предложения, но и однородные члены. Их разграничение особенно важно для расстановки знаков препинания. Поэтому при разборе обязательно выделите грамматические основы, чтобы определить тип предложения (простое с однородными членами или сложносочинённое предложение).
Ср.: От дымной проруби шёл человек и нёс большого осетра (Песков) – простое предложение с однородными сказуемыми; Денег дам на дорогу, и вертолёт вызвать можно (Песков) – сложносочинённое предложение.
2) Сочинительные союзы обычно занимают место в начале второй части (второго простого предложения).
Кое-где Дунай служит границей, но он служит и дорогой людям друг к другу (Песков).
Исключение составляют союзы тоже, также, частицы-союзы же, только. Они обязательно занимают или могут занимать место в середине второй части (второго простого предложения).
Мы с сестрой плакали, мать также плакала (Аксаков); Товарищи относились к нему неприязненно, солдаты же любили воистину(Куприн).
Поэтому при разборе такие сложносочинённые предложения часто путают с бессоюзными сложными предложениями.
3) Двойной союз не только..., но и выражает градационные отношения и в школьных учебниках отнесен к соединительным союзам. Очень часто при разборе принимают во внимание только его вторую часть (но и) и ошибочно относят к противительным союзам. Чтобы не ошибиться, попробуйте заменить этот двойной союз союзом и.
Ср.: Язык должен быть не только понятный или простонародный, но и язык должен быть хороший (Л. Толстой). – Язык должен быть понятный или простонародный, и язык должен быть хороший.
4) По значению сложносочинённые предложения очень разнообразны. Достаточно часто они близки по значению к сложноподчинённым предложениям.
Ср.: Уйдёшь ты – и станет темно (Шефнер). – Если уйдёшь ты, станет темно; Я ничего не ел, но голода я не чувствовал (Тендряков). – Хотя я ничего не ел, голода я не чувствовал.
Однако при разборе принимается во внимание не это конкретное значение, а значение, обусловленное типом сочинительного союза (соединительный, противительный, разделительный).
Примечания. В некоторых учебниках и пособиях к сложносочинённым предложениям относят сложные предложения с пояснительными союзами то есть, а именно, например: Правление уполномочило его ускорить работы, то есть, иными словами, онсам себя уполномочил к этому (Куприн); Перелёты птиц выработались как приспособительный инстинктивный акт, а именно: ондаёт птицам возможность избежать неблагоприятных условий зимы (Песков). Другие исследователи относят их к сложноподчинённым предложениям или выделяют в самостоятельный тип сложных предложений. Часть исследователей предложения с частицами только, же относят к бессоюзным предложениям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренировочное задание по пунктуации. Обособление причастного оборота.
Тренировочное задание для отработки навыка постановки запятых при обособленном определении, выраженном причастным оборотом....
Обучение пунктуации младших школьников
Особое место в обучении младших школьников русскому языку занимает начальный курс пунктуации. Описаны принципы пуктуации, которые так важны для построения методики обучения....
Технологическая карта по УМК "Планета знаний". Синтаксис и пунктуация.
Технологическая карта УМК "Планета знаний" предназначена для обучения детей в 1 классе по теме"Синтаксис и пунктуация" в рамках инновационной программы: "Условия формирования УУД". Обучени...
Статья" Проблемы пунктуации: пунктуация и текст".
Роль пунктуации для определения логической, смысловой и эмоциональной тональности текста.( для самообразования)...
синтаксис и пунктуация
задания по русскому языку в 5 классе...
Презентация на тему: "Что мы знаем о пунктуации?"
презентацияраздаточный материал для парной работы...
Презентация на тему: "Что мы знаем о пунктуации?"
презентация к урокуматериал для работы в паре...