Статья" Проблемы пунктуации: пунктуация и текст".
статья по русскому языку (4 класс) по теме

Cтремберг Ирина Эдуардовна

Роль пунктуации для определения  логической, смысловой и эмоциональной тональности текста.( для самообразования)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья о пунктуации18.55 КБ

Предварительный просмотр:

Статья : Проблемы   пунктуации; пунктуация и текст».

              «Знаки препинания – ноты для чтения». Это, ставшее крылатым, выражение  А.П.Чехова  как нельзя лучше характеризует роль и назначение пунктуации, которая является важным средством оформления письменной речи, так как с помощью знаков препинания происходит членение  речи – грамматическое и смысловое, что очень важно для правильного прочтения и понимания текста. Пунктуация является средством , при  помощи которого пишущий выражает определённые значения и оттенки, вкладываемые им в своё письменное высказывание, а читающий, видя пунктуационные знаки в написанном тексте, на основании их воспринимает выражаемые ими значения и оттенки. Из этого вытекает , что значения и оттенки, выражаемые знаками препинания, должны быть совершенно одинаковыми для пишущего и читающего. Из этого следует , что правила пунктуации должны быть так же твёрдо усвоены , как и правила орфографии, если мы хотим , чтобы написанное точно выражало содержание высказывания.

                        В структуре художественного текста знаки препинания приобретают особую, функционально- стилистическую значимость. Соединяя в себе разнообразные жанровые и стилистические черты, имея своей задачей описание и раскрытие смысла важнейших общественных явлений, сложных человеческих взаимоотношений и глубоких душевных переживаний, художественная речь стремится к использованию всех приёмов, которыми располагает язык в его письменных формах. И здесь пунктуация является одним из выразительных средств  передачи тех сторон содержания, которые либо не могут вовсе, либо не могут во всей полноте и глубине передаваться при помощи одних только слов и грамматического  оформления высказывания.

                  Иными словами, в связном тексте стилистически значимым, может стать любой знак препинания, даже такой «стилистически опустошённый», как точка. Возникает проблема взаимосвязанности и взаимообусловленности текста и знака, которую коротко можно сформулировать так: пунктуация и текст.

                     Знаки препинания помогают расчленить речь на части, имеющие значение для выражения мыслей на письме (смысловое значение – смысловой принцип) , делают наглядным смысловой и грамматический строй речи, выделяя отдельные предложения и его части (грамматический принцип) , служат для обозначения интонационного оформления, а также для обозначения фразовой интонации, ритмики, и мелодики фразы( интонационный принцип ). Отдельные правила пунктуации отражают только структурно-синтаксический принцип (например, постановка знаков препинания между частями сложного предложения), некоторые – смысловой и интонационный(например, постановка знаков препинания при обособленных членах предложения); в основе некоторых правил положены все три принципа( например, постановка вопросительного знака в конце вопросительного предложения).

Особенностью пунктуационной системы является многофункциональность и многозначность знаков препинания. Так, вопросительный знак указывает на конец предложения и на выражение вопроса, прежде всего логического. Однако, помимо основных значений, вопросительным знаком может выражаться удивление, недоумение, утверждение,  радость, восторг; он может быть одним из средств оформления рассуждения, размышления; с помощью вопросительного знака могут быть выражены и другие многочисленные смысловые оттенки.

             Естественно, что многозначность знака препинания, как и многозначность слова, проявляется в контексте. Но многозначность слова и многозначность знака препинания имеют принципиальные различия. Если значение слова реализуется в контексте, то знаки препинания, наоборот, определяют значение и звучание контекста. Особенно  хорошо это видно при сопоставлении предложений с  одинаковой  лексической наполняемостью : Да. – Да! – Да? – Да?! – Да…

                Особое звучание стихотворения К.Бальмонта «Я люблю далёкий след – от весла» создаётся нерегламентированным тире: оно создаёт упругость, чеканность стиха, придаёт стихотворению особое ритмомелодическое звучание:

Я люблю далёкий след – от весла,

Мне отрадно подойти – вплоть до зла,

И его не совершив – посмотреть,

Как костёр, вдали за мной – будет тлеть.

Если я в мечте поджёг – города,

Пламя зарева со мной -  навсегда.

О мой брат! Поэт и царь – сжегший Рим!

Мы сжигаем, как и ты, - и горим!

         Если снять это «незаконное»  тире и привести пунктуацию стихотворения в полное соответствие с существующими правилами ( Я люблю  далёкий след от весла…), то в стихотворении исчезнет главное – его особое звучание , а вместе с этим произойдёт размывание, обеднение смысла.

             Нерегламентированные знаки, как правило, обращают на себя внимание и не нуждаются в выделении, но учитывая многозначность и многофункциональность знаков препинания, необходимо определять и уяснять их роль в тексте; при определении тональности текста, в цепи «знак – текст» дефинитивная функция принадлежит знаку.

В художественном тексте стилистически значимой является вся система пунктуационных знаков, а не отдельный знак, так как отдельный знак не в состоянии определить стилистическую тональность текста.

Литература:

  1. Шапиро А.Б. «Современный русский язык. Пунктуация.»
  2. Розенталь Д.Э. «Пунктуация и управление в русском языке» .

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренировочное задание по пунктуации. Обособление причастного оборота.

Тренировочное задание для отработки навыка постановки запятых при обособленном определении, выраженном причастным оборотом....

Обучение пунктуации младших школьников

Особое место в обучении младших школьников русскому языку занимает начальный курс пунктуации. Описаны принципы пуктуации, которые так важны для построения методики обучения....

Технологическая карта по УМК "Планета знаний". Синтаксис и пунктуация.

Технологическая карта  УМК "Планета знаний" предназначена для обучения детей в 1 классе по теме"Синтаксис и пунктуация" в рамках инновационной программы: "Условия формирования УУД". Обучени...

синтаксис и пунктуация

задания по русскому языку в 5 классе...

Презентация на тему: "Что мы знаем о пунктуации?"

презентацияраздаточный материал для парной работы...

Презентация на тему: "Что мы знаем о пунктуации?"

презентация к урокуматериал для работы в паре...

Презентация на тему: "Что мы знаем о пунктуации?"

презентацияматериал для работы в паре...