Статья" Проблемы пунктуации: пунктуация и текст".
статья по русскому языку (4 класс) по теме
Роль пунктуации для определения логической, смысловой и эмоциональной тональности текста.( для самообразования)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья о пунктуации | 18.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья : Проблемы пунктуации; пунктуация и текст».
«Знаки препинания – ноты для чтения». Это, ставшее крылатым, выражение А.П.Чехова как нельзя лучше характеризует роль и назначение пунктуации, которая является важным средством оформления письменной речи, так как с помощью знаков препинания происходит членение речи – грамматическое и смысловое, что очень важно для правильного прочтения и понимания текста. Пунктуация является средством , при помощи которого пишущий выражает определённые значения и оттенки, вкладываемые им в своё письменное высказывание, а читающий, видя пунктуационные знаки в написанном тексте, на основании их воспринимает выражаемые ими значения и оттенки. Из этого вытекает , что значения и оттенки, выражаемые знаками препинания, должны быть совершенно одинаковыми для пишущего и читающего. Из этого следует , что правила пунктуации должны быть так же твёрдо усвоены , как и правила орфографии, если мы хотим , чтобы написанное точно выражало содержание высказывания.
В структуре художественного текста знаки препинания приобретают особую, функционально- стилистическую значимость. Соединяя в себе разнообразные жанровые и стилистические черты, имея своей задачей описание и раскрытие смысла важнейших общественных явлений, сложных человеческих взаимоотношений и глубоких душевных переживаний, художественная речь стремится к использованию всех приёмов, которыми располагает язык в его письменных формах. И здесь пунктуация является одним из выразительных средств передачи тех сторон содержания, которые либо не могут вовсе, либо не могут во всей полноте и глубине передаваться при помощи одних только слов и грамматического оформления высказывания.
Иными словами, в связном тексте стилистически значимым, может стать любой знак препинания, даже такой «стилистически опустошённый», как точка. Возникает проблема взаимосвязанности и взаимообусловленности текста и знака, которую коротко можно сформулировать так: пунктуация и текст.
Знаки препинания помогают расчленить речь на части, имеющие значение для выражения мыслей на письме (смысловое значение – смысловой принцип) , делают наглядным смысловой и грамматический строй речи, выделяя отдельные предложения и его части (грамматический принцип) , служат для обозначения интонационного оформления, а также для обозначения фразовой интонации, ритмики, и мелодики фразы( интонационный принцип ). Отдельные правила пунктуации отражают только структурно-синтаксический принцип (например, постановка знаков препинания между частями сложного предложения), некоторые – смысловой и интонационный(например, постановка знаков препинания при обособленных членах предложения); в основе некоторых правил положены все три принципа( например, постановка вопросительного знака в конце вопросительного предложения).
Особенностью пунктуационной системы является многофункциональность и многозначность знаков препинания. Так, вопросительный знак указывает на конец предложения и на выражение вопроса, прежде всего логического. Однако, помимо основных значений, вопросительным знаком может выражаться удивление, недоумение, утверждение, радость, восторг; он может быть одним из средств оформления рассуждения, размышления; с помощью вопросительного знака могут быть выражены и другие многочисленные смысловые оттенки.
Естественно, что многозначность знака препинания, как и многозначность слова, проявляется в контексте. Но многозначность слова и многозначность знака препинания имеют принципиальные различия. Если значение слова реализуется в контексте, то знаки препинания, наоборот, определяют значение и звучание контекста. Особенно хорошо это видно при сопоставлении предложений с одинаковой лексической наполняемостью : Да. – Да! – Да? – Да?! – Да…
Особое звучание стихотворения К.Бальмонта «Я люблю далёкий след – от весла» создаётся нерегламентированным тире: оно создаёт упругость, чеканность стиха, придаёт стихотворению особое ритмомелодическое звучание:
Я люблю далёкий след – от весла,
Мне отрадно подойти – вплоть до зла,
И его не совершив – посмотреть,
Как костёр, вдали за мной – будет тлеть.
Если я в мечте поджёг – города,
Пламя зарева со мной - навсегда.
О мой брат! Поэт и царь – сжегший Рим!
Мы сжигаем, как и ты, - и горим!
Если снять это «незаконное» тире и привести пунктуацию стихотворения в полное соответствие с существующими правилами ( Я люблю далёкий след от весла…), то в стихотворении исчезнет главное – его особое звучание , а вместе с этим произойдёт размывание, обеднение смысла.
Нерегламентированные знаки, как правило, обращают на себя внимание и не нуждаются в выделении, но учитывая многозначность и многофункциональность знаков препинания, необходимо определять и уяснять их роль в тексте; при определении тональности текста, в цепи «знак – текст» дефинитивная функция принадлежит знаку.
В художественном тексте стилистически значимой является вся система пунктуационных знаков, а не отдельный знак, так как отдельный знак не в состоянии определить стилистическую тональность текста.
Литература:
- Шапиро А.Б. «Современный русский язык. Пунктуация.»
- Розенталь Д.Э. «Пунктуация и управление в русском языке» .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренировочное задание по пунктуации. Обособление причастного оборота.
Тренировочное задание для отработки навыка постановки запятых при обособленном определении, выраженном причастным оборотом....
Обучение пунктуации младших школьников
Особое место в обучении младших школьников русскому языку занимает начальный курс пунктуации. Описаны принципы пуктуации, которые так важны для построения методики обучения....
Технологическая карта по УМК "Планета знаний". Синтаксис и пунктуация.
Технологическая карта УМК "Планета знаний" предназначена для обучения детей в 1 классе по теме"Синтаксис и пунктуация" в рамках инновационной программы: "Условия формирования УУД". Обучени...
синтаксис и пунктуация
задания по русскому языку в 5 классе...
Презентация на тему: "Что мы знаем о пунктуации?"
презентацияраздаточный материал для парной работы...
Презентация на тему: "Что мы знаем о пунктуации?"
презентация к урокуматериал для работы в паре...
Презентация на тему: "Что мы знаем о пунктуации?"
презентацияматериал для работы в паре...