Общая характеристика сложноподчинённых предложений
материал по русскому языку

Ветошникова Даша

Общая характеристика сложноподчинённых предложений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spp.docx17.13 КБ

Предварительный просмотр:

2.1. Общая характеристика сложноподчинённых предложений

1. Сложноподчинённые предложения (СПП) – это предложения, в которых есть главное предложение и одно или несколько придаточных предложений. Придаточные предложения подчиняются главному и отвечают на вопросы членов предложения.

Придаточные предложения могут стоять перед главным предложением:

С тех пор как Нонна отказала Андрею, старик был с Нонной официально сух (Панова).

(С тех пор как    ), [     ].

Придаточные могут стоять после главного предложения:

Она не сводила глаз с дороги, что ведёт через рощу (Гончаров).

[     ], (что    )

Придаточные предложения могут стоять в середине главного предложения:

И вечерком, когда все кошки серы, князь отправился подышать чистым воздухом (Лесков).

[    , (когда   ),    ]

Придаточные предложения отделяются от главного запятыми. Если придаточное предложение стоит в середине главного, то придаточное предложение отделяется от главного с двух сторон.

 

2. Придаточные предложения могут относиться к одному слову в главном или ко всему главному предложению.

К одному слову в главном предложении относятся следующие типы придаточных:

  • придаточные подлежащные;
  • сказуемные (по другой классификации подлежащные и сказуемные придаточные относятся к придаточным местоимённо-определительным);
  • определительные;
  • дополнительные (по другой классификации – изъяснительные);
  • образа действия и степени.

Ко всему главному предложению обычно относятся следующие типы придаточных:

  • придаточные места, времени, причины, следствия, сравнения, цели, условия, уступки (то есть обстоятельственные типы придаточных, кроме придаточных образа действия и степени).

Обстоятельственные придаточные, кроме придаточных образа действия и степени, как правило, относятся ко всему главному предложению, но вопрос к ним обычно задается от сказуемого.

3. Средствами связи придаточного и главного предложений являются:

  • в придаточном предложении – подчинительные союзы (что, чтобы, ибо, пока, когда, как, если и др.) или союзные слова (который, какой, кто, что, как, где, куда, откуда, когда и др.);
  • в главном предложении – указательные слова (тот, такой, там, туда, потому, оттого и т.д.).

Виды придаточных предложений

Придаточные предложения классифицируются на изъяснительные, определительные, обстоятельственные и присоединительные. Первые чаще отвечают на вопрос кто?или что?, для них характерны союзы и союзные слова: кто, что, как, когда, зачем и так далее. Вторые чаще отвечают на вопрос какой? и имеют союзы и союзные слова который, которая, которое, которые, что.

Обстоятельственные придаточные предложения подразделяются на предложения:

  • по цели (зачем?, с какой целью?),
  • места (откуда?, куда?, где?),
  • времени (когда?, во сколько?),
  • причины (почему?, зачем?),
  • условия (при каком условии?, в каком случае?),
  • образа действия (как?, каким образом?),
  • сравнения ( как? насколько?),
  • уступки ( несмотря на что? вопреки чему?).

Также существуют придаточные предложения следствия и соединительные предложения.

Виды с несколькими придаточными предложениями

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными делятся на следующие виды[2]:

  • С последовательным подчинением — первая придаточная часть подчиняется главной, а каждая последующая — к предыдущей придаточной части.
  • С однородным подчинением — придаточные относятся к одному слову в главной части или ко всей главной части.
  • С параллельным подчинением (или неоднородным) — различные типы придаточных подчиняются либо всей главной, либо различным частям главного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИФИЧЕСКИХ ОШИБОК ПИСЬМА И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ"

Статья предназначена родителям слабоуспевающих младших школьников, с целью повышения эффективности логопедических занятий....

Общая характеристика учебной деятельности

Роль учебной деятельности в современном обществе...

Общая характеристика детей дошкольного возраста с ОНР

ОНР представляет собой системное проявление речевой аномалии, при котором нарушены или отстают от нормы основные компоненты речевой системы: лексический, грамматический и фонетический строй....

: «Как связаны части сложноподчинённого предложения»

Класс: 4        Возраст учащихся: 10-11летПредмет: русский язык (УМК «Начальная школа XXI века»)Тема урока: «Как связаны части сложноподчинённого  предложения»Т...

Конспект урока русского языка 4 класс"Сложносочинённое и сложноподчинённое предложение"

Конспект урока русского языка по теме "Сложносочинённые и сложносочинённые предложения" 4 класс . Программа "Школа 21 века"...

Общая характеристика учебного предмета русский язык.

В данном материале дается характеристика предмету русский язык....

Урок- семинар "Общая характеристика имени существительного"

Обобщить и закрепить знания детей о грамматических особенностях имени существительного...