Общая характеристика сложноподчинённых предложений
материал по русскому языку
Предварительный просмотр:
2.1. Общая характеристика сложноподчинённых предложений
1. Сложноподчинённые предложения (СПП) – это предложения, в которых есть главное предложение и одно или несколько придаточных предложений. Придаточные предложения подчиняются главному и отвечают на вопросы членов предложения.
Придаточные предложения могут стоять перед главным предложением:
С тех пор как Нонна отказала Андрею, старик был с Нонной официально сух (Панова).
(С тех пор как ), [ ].
Придаточные могут стоять после главного предложения:
Она не сводила глаз с дороги, что ведёт через рощу (Гончаров).
[ ], (что )
Придаточные предложения могут стоять в середине главного предложения:
И вечерком, когда все кошки серы, князь отправился подышать чистым воздухом (Лесков).
[ , (когда ), ]
Придаточные предложения отделяются от главного запятыми. Если придаточное предложение стоит в середине главного, то придаточное предложение отделяется от главного с двух сторон. |
2. Придаточные предложения могут относиться к одному слову в главном или ко всему главному предложению.
К одному слову в главном предложении относятся следующие типы придаточных:
- придаточные подлежащные;
- сказуемные (по другой классификации подлежащные и сказуемные придаточные относятся к придаточным местоимённо-определительным);
- определительные;
- дополнительные (по другой классификации – изъяснительные);
- образа действия и степени.
Ко всему главному предложению обычно относятся следующие типы придаточных:
- придаточные места, времени, причины, следствия, сравнения, цели, условия, уступки (то есть обстоятельственные типы придаточных, кроме придаточных образа действия и степени).
Обстоятельственные придаточные, кроме придаточных образа действия и степени, как правило, относятся ко всему главному предложению, но вопрос к ним обычно задается от сказуемого.
3. Средствами связи придаточного и главного предложений являются:
- в придаточном предложении – подчинительные союзы (что, чтобы, ибо, пока, когда, как, если и др.) или союзные слова (который, какой, кто, что, как, где, куда, откуда, когда и др.);
- в главном предложении – указательные слова (тот, такой, там, туда, потому, оттого и т.д.).
Виды придаточных предложений
Придаточные предложения классифицируются на изъяснительные, определительные, обстоятельственные и присоединительные. Первые чаще отвечают на вопрос кто?или что?, для них характерны союзы и союзные слова: кто, что, как, когда, зачем и так далее. Вторые чаще отвечают на вопрос какой? и имеют союзы и союзные слова который, которая, которое, которые, что.
Обстоятельственные придаточные предложения подразделяются на предложения:
- по цели (зачем?, с какой целью?),
- места (откуда?, куда?, где?),
- времени (когда?, во сколько?),
- причины (почему?, зачем?),
- условия (при каком условии?, в каком случае?),
- образа действия (как?, каким образом?),
- сравнения ( как? насколько?),
- уступки ( несмотря на что? вопреки чему?).
Также существуют придаточные предложения следствия и соединительные предложения.
Виды с несколькими придаточными предложениями
Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными делятся на следующие виды[2]:
- С последовательным подчинением — первая придаточная часть подчиняется главной, а каждая последующая — к предыдущей придаточной части.
- С однородным подчинением — придаточные относятся к одному слову в главной части или ко всей главной части.
- С параллельным подчинением (или неоднородным) — различные типы придаточных подчиняются либо всей главной, либо различным частям главного.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИФИЧЕСКИХ ОШИБОК ПИСЬМА И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ"
Статья предназначена родителям слабоуспевающих младших школьников, с целью повышения эффективности логопедических занятий....
Общая характеристика учебной деятельности
Роль учебной деятельности в современном обществе...
Общая характеристика детей дошкольного возраста с ОНР
ОНР представляет собой системное проявление речевой аномалии, при котором нарушены или отстают от нормы основные компоненты речевой системы: лексический, грамматический и фонетический строй....
: «Как связаны части сложноподчинённого предложения»
Класс: 4 Возраст учащихся: 10-11летПредмет: русский язык (УМК «Начальная школа XXI века»)Тема урока: «Как связаны части сложноподчинённого предложения»Т...
Конспект урока русского языка 4 класс"Сложносочинённое и сложноподчинённое предложение"
Конспект урока русского языка по теме "Сложносочинённые и сложносочинённые предложения" 4 класс . Программа "Школа 21 века"...
Общая характеристика учебного предмета русский язык.
В данном материале дается характеристика предмету русский язык....
Урок- семинар "Общая характеристика имени существительного"
Обобщить и закрепить знания детей о грамматических особенностях имени существительного...