: «Как связаны части сложноподчинённого предложения»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Класс: 4       

Возраст учащихся: 10-11лет

Предмет: русский язык (УМК «Начальная школа XXI века»)

Тема урока: «Как связаны части сложноподчинённого  предложения»

Тип урока:  комбинированный.

 

Цель   : Познакомить с подчинительными союзами.

 

Задачи:

 

  1. Образовательные:

×           познакомить учащихся с подчинительными союзами

×           совершенствовать умение  распознавать сложносочинённые и сложноподчинённые предложения.

×            сформировать умение находить главную часть сложноподчиненного предложения и  от нее задавать вопрос к зависимой части.

×            

  1. Развивающие:

×           активизировать познавательную деятельность учащихся с помощью решения поставленных задач;

×           развивать речь, мыслительные операции: классификация, анализ с целью выделения общих признаков, обобщение;

×           развивать воображение, внимание, память.

  1. Воспитательные:

×           воспитывать интерес к русскому языку, любовь к чтению;

×           формировать нравственные  личностные качества;

×           воспитывать интерес к предмету.

 

Формирование универсальных учебных действий.

  1. Личностных:

×           формировать смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом;

×           формировать нравственно-этическое оценивание усваиваемого  содержания, исходя из личностных ценностей.

  1. Регулятивных:

×           формировать целеполагание  и постановку учебной задачи;

×           формировать волевую саморегуляцию;

×                      формировать  планирование своей деятельности. контроль, оценку процесса и результатов деятельности.

×                        

  1. Познавательных:

                  формировать умение работать с текстом, с моделями.

         

Логические : анализ, синтез, сравнение, обобщение,классификация.

Знаково-символичных:  моделирование.

 

  1. Коммуникативных:

×           уметь слушать и вступать в диалог;

×           участвовать в коллективном обсуждении проблем.

               -    уметь работать в паре, группе.

 

 

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, таблички с опорными словами, раздаточные карточки,.

 

Информационные ресурсы:

 Презентация

 

 

 

Основные понятия: сложноподчинённое предложение, подчинительные союзы

 

Этапы урока

Задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организация класса на работу.

Создание эмоциона

льного настроя

 

 Слово - приветствие.

-Какое у вас настроение?

 

- А каким вы хотите, чтобы получился у нас урок?

 

 

 

 

- А  вы поможете  провести такой урок?

 

 

 - Что самое главное мы должны делать на уроке?

 

 

Интересным, загадочным,с хитростями и трудностями

 

 

 

Да поможем

 

 

 

Думать, анализировать,обоб

щать ,наблюдать

 

 

 

 

 

2.

 

Этап закрепления изучен

ных знаний

 

актуализация знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Целеполагание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мотивировать учащихся к

учебной деятельности посредством актуализации ситуации

успеха

прошлых уроков.

Посмотрите на доску , что вы видите?

Что мы называем текстом?

Какие части выделяем в тексте? 

Какие виды текста вы знаете?

Озаглавьте его.

 

Налетел с юга ветер, встряхнул сонные деревья Выкатилось на небо красное солнышко, засияли над землёй его лучи. В полях тает снег , а в лесу он лежит плотными подушками. Скоро с юга прилетят  грачи, скворцы. Перелётные птицы говорят о том, что пришла весна. Я люблю весну, потому что оживает природа.

  Составьте своё предложение на эту тему.

 

Где эти умения нам пригодятся?

 

Запишем моё предложение. 

 

Пришла радостная весна, и на деревьях наливаются почки.

 

 

 

Найдите орфограммы.

Сделайте разбор предложения.

 

 

 

 

 

 

 

 Давайте вернёмся к тексту и поработаем в группах

 

Распределите предложения на группы.

 

Проверка с помощью интер. доски

 

 

 

 

НА ДОСКЕ СХЕМЫ

[   ], и    [   ]            [   ] , а    [   ]

 

[    ],    (       )       [   ]  ,    (     )

 

 

 

 

 

 

 

Чем отличается сложносочиненное предложение от сложноподчинённого?

 

 

 

 

 

  Посмотрите на схемы, как связаны части сложносочинённого предложения?

 

 

 

 

Как вы думаете , какая тема нашего урока?

 

            Цель : Узнать как связаны части сложноподчинённого предложения

 

Оцените свои знания о сложноподчинённом предложении

Кто оценил себя на высоком уровне.?

 

Какие задачи перед собой поставим?

 

Текст

 

 

 

ответы учеников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составляют предложения, читают

 

 

 

 

 

 

Пришла радостная весна, и на деревьях наливаются почки.

 

 

 

 

 

ПРОВЕРКА

 

работают в группах

 

 

1 гр простые  (1, 4)

2 гр. Сложные (2,3,5,6)

 

 

 

1гр прстые ( 1,4)

2 гр сложносочинённые (2,3)

3гр. Сложноподчинённые( 5,6) 

 

 

 

 

 

СС нельзя задать вопрос от одной части предл. к другой,  а в СП можно задать вопрос от одной В части предложения к другой

 

 

Сочинительными союзами.

 

 

 

Как связаны части сложноподчинённого предложения

 

 

 

ВОЛШЕБНАЯ ЛИНЕЕЧКА

 

 

- научиться находить главную часть сложноподчиненного       предложения и ставить вопрос

Узнать как связаны части сложноподчинённого предложения

Учиться составлять схемы и предложения по схемам.

 

 

 

4. Изучение новой темы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сформировать умение

находить главную часть сложноподчиненного предложения и  от нее задавать вопрос к зависимой части.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

построить

план действий

и зафиксировать его в речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чем отличается сложносочиненное предложение от сложноподчинённого?

 

 

   Посмотрите на схемы, как связаны части сложносочинённого предложения?

 

Как вы думаете , какая тема нашего урока?

Цель : Узнать как связаны части сложноподчинённого предложения

Оцените свои знания о сложноподчинённом предложении

Кто оценил себя на высоком уровне.?

Какие задачи перед собой поставим?

 

 

 

 

 

 

Какое предложение называется сложноподчинённым?

Как вы думаете , если от одной части к другой можно поставить вопрос , то части равнопр

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

авные?Как вы думаете , если от одной части к другой можно поставить вопрос , то части равноправные?

 

 

Как вы думаете , если от однк ни рав

Правило стр 140

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СС нельзя задать вопрос от одной части предл. к другой,  а в СП можно задать вопрос от одной  части предложения к другой.

Сочинительными союзами.

 

 

 Как связаны части сложноподчинённого предложения

 

 

ВОЛШЕБНАЯ ЛИНЕЕЧКА

 

 

 

 

 

- научиться находить главную часть сложноподчиненного       предложения и ставить вопрос

Узнать как связаны и сложноподчинённого предложения

Учиться составлять схемы и предложения по схемам.

Одна главная, другая зависимая.

Одна главная, другая з

 

 

 

 

Этап введения новых знаний

 

 

 

 

 

Какое предложение называется сложноподчинённым?

 

 

Как вы думаете , если от одной части к другой можно поставить вопрос , то части равноправные?

 

Правило с 140

           

Использование ресурса для выделения главной и зависимой части.( выделение частей разным цветом)

 Работа с учебником

С. 141, упр. 1.          

Задание. Спишите сложноподчиненные предложения. Задайте вопрос от главной части к зависимой, используя вопросы из справок.

Найдите главную часть, какой вопрос вы зададите к зависимой части?

Подпишите вопрос. Выполните упражнение самостоятельно.

 

 

После выполнения ученики говорят, какие вопросы подписали.

 

 

 

 

 

 

Какую задачу мы выполнили?

  

 

 

 

 

 

Какая задача следующая?

 

Наблюдение над языковым материалом

С. 141, упр. 2.

 

Давайте соотнесём схему с предложением

 

ПОДБИРАЮТ  СХЕМУ  К ПРЕДЛОЖЕНИЮ

 

 

 

 

 

 

 

 

Пользуясь схемой ,скажите  как связаны части сложноподчинённого предложения

Как можно назвать эти союзы?

Прочитайте  правило на стр. 142

Одна  часть главная, другая зависимая.

 

 

 

 

 

Ответы учеников

 

 

 

 

Работают с интернет ресурсом

 

 

 

 

 

Выполняют по рядам

 

 

 

 

  

 

 

 

 

1. Что?

2. О чем? 3. Какой? 4. Какое? 5. Почему?  6.  Когда?

 

 

 

находитли главную часть сложноподчиненного       предложения и ставить вопрос

 

 

 

Узнать как связаны части сложноподчинённого предложения

 

 

 

1. Я еще не знаю, куда мы поедем летом. [ ], (куда).

2. Птицы еще спали, когда Аксинья открыла ставни. [ ], (когда).

3. Ребята поняли, что ласточка больше не прилетит. [ ], (что).

Схемы на доске.

 

 С ПОМОЩЬЮ СОЮЗОВ

Подчинительные союзы что, чтобы. Если, когда, потому что, оттого что

 

 

 

 

 

 

 

5.

 

 Закрепление изученной темы

 

Разноуровневые задания.

Трениро способ

ность

к самоконт

ролю

и самооцен

ке;

проверить умения

работать со схемами

вать

Какую задачу выполнили?

 

 

 

 

Какая задача следующая?

 

 

 

  Выполнять задания будем по выбору

1ур.- Закончи предложения так, чтобы они соответствовали схеме.

уч.стр 142 № 3

2ур.

Составь предложение по схеме

[   ] ,( ПОТОМУ ЧТО)

[  ]  ,  (  ЧТО)

 

[     ]  , ( КОГДА)

   

 

 

 

Узнали как связаны части сложноподчинённого предложения

 

Учиться составлять схемы и предложения по схемам.

 

 

 

 

Выбирают задание

6. Итог урока.

Рефлексия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выбор

Д/З

Зафиксиро

вать новое содержание, изученное на уроке;

 оценить собственную деятельность

на уроке;

 зафиксировать неразрешенные затруднения,

если они есть,

как направления будущей учебной деятельности;

 обсудить

и записать домашнее задание.

 

 

-Какую цель и задачи мы ставили на уроке?

 

- Как вы думаете достиг ли урок цели?

 

 

Как вы думаете, какое значение для вас  имеет наш урок?

Для чего нужно  в жизни нам с вами знание сложных предложений?

 

Скажите, считаете ли вы наш урок важным и значимым для вас и почему?

Оцените свою работу на волшебных линеечках.

На второй – поняли ли вы что такое сложное предложение.

Сравните её с первой                     , оценивание в начале урока

На третьей – умение распознавать виды сложного предложения

 На четвёртой– комфортно ли было вам на уроке? Получилась ли у вас работа  в парах и группах?

 

_Дайте словесную оценку своей работы по следующим критериям:

ДОСКА

 

 

Д/З  по выбору 

стр. 142 № 4

 

Напиши текст-рассуждение на тему « Плохи дела , где сила без ума»

 

Ответы учащихся

 

 

 

 

 

 

оценивают себя с помощью волшебных линеечек

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

оценивают себя словесно

 

 

 

 

 

записывают д.з

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Класс: 4        

Возраст учащихся: 10-11лет

Предмет: русский язык (УМК «Начальная школа XXI века»)

Тема урока: «Как связаны части сложноподчинённого  предложения»

Тип урока:  комбинированный.

Цель   : Познакомить с подчинительными союзами.

Задачи:

  1. Образовательные:
  • познакомить учащихся с подчинительными союзами
  • совершенствовать умение  распознавать сложносочинённые и сложноподчинённые предложения.
  •  сформировать умение находить главную часть сложноподчиненного предложения и  от нее задавать вопрос к зависимой части.
  1. Развивающие:
  • активизировать познавательную деятельность учащихся с помощью решения поставленных задач;
  • развивать речь, мыслительные операции: классификация, анализ с целью выделения общих признаков, обобщение;
  • развивать воображение, внимание, память.
  1. Воспитательные:
  • воспитывать интерес к русскому языку, любовь к чтению;
  • формировать нравственные  личностные качества;
  • воспитывать интерес к предмету.

Формирование универсальных учебных действий.

  1. Личностных:
  • формировать смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом;
  • формировать нравственно-этическое оценивание усваиваемого  содержания, исходя из личностных ценностей.
  1. Регулятивных:
  • формировать целеполагание  и постановку учебной задачи;
  • формировать волевую саморегуляцию;
  •            формировать  планирование своей деятельности. контроль, оценку процесса и результатов деятельности.
  •              
  1. Познавательных:

                  формировать умение работать с текстом, с моделями.

         

Логические : анализ, синтез, сравнение, обобщение,классификация.

Знаково-символичных:  моделирование.

  1. Коммуникативных:
  • уметь слушать и вступать в диалог;
  • участвовать в коллективном обсуждении проблем.

               -    уметь работать в паре, группе.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, таблички с опорными словами, раздаточные карточки,.

Информационные ресурсы:

 Презентация

 


Основные понятия: сложноподчинённое предложение, подчинительные союзы

Этапы урока

Задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организация класса на работу.

Создание эмоциона

льного настроя

 Слово - приветствие.

-Какое у вас настроение?

- А каким вы хотите, чтобы получился у нас урок?

- А  вы поможете  провести такой урок?

 - Что самое главное мы должны делать на уроке?

Интересным, загадочным,с хитростями и трудностями

Да поможем

Думать, анализировать,обоб

щать ,наблюдать

2.

Этап закрепления изучен

ных знаний

актуализация знаний

Целеполагание

Мотивировать учащихся к

учебной деятельности посредством актуализации ситуации

успеха

прошлых уроков.

Посмотрите на доску , что вы видите?

Что мы называем текстом?

Какие части выделяем в тексте?  

Какие виды текста вы знаете?

Озаглавьте его.

Налетел с юга ветер, встряхнул сонные деревья Выкатилось на небо красное солнышко, засияли над землёй его лучи. В полях тает снег , а в лесу он лежит плотными подушками. Скоро с юга прилетят  грачи, скворцы. Перелётные птицы говорят о том, что пришла весна. Я люблю весну, потому что оживает природа.

  Составьте своё предложение на эту тему.

Где эти умения нам пригодятся?

Запишем моё предложение.  

Пришла радостная весна, и на деревьях наливаются почки.

Найдите орфограммы.

Сделайте разбор предложения.

 Давайте вернёмся к тексту и поработаем в группах

Распределите предложения на группы.

Проверка с помощью интер. доски

НА ДОСКЕ СХЕМЫ

[   ], и    [   ]            [   ] , а    [   ]

[    ],    (       )       [   ]  ,    (     )

Чем отличается сложносочиненное предложение от сложноподчинённого?

 

  Посмотрите на схемы, как связаны части сложносочинённого предложения?

Как вы думаете , какая тема нашего урока?

        Цель : Узнать как связаны части сложноподчинённого предложения

Оцените свои знания о сложноподчинённом предложении

Кто оценил себя на высоком уровне.?

Какие задачи перед собой поставим?

Текст

ответы учеников

Составляют предложения, читают

Пришла радостная весна, и на деревьях наливаются почки.

ПРОВЕРКА

работают в группах

1 гр простые  (1, 4)

2 гр. Сложные (2,3,5,6)

1гр прстые ( 1,4)

2 гр сложносочинённые (2,3)

3гр. Сложноподчинённые( 5,6)  

 

СС нельзя задать вопрос от одной части предл. к другой,  а в СП можно задать вопрос от одной В части предложения к другой

Сочинительными союзами.

Как связаны части сложноподчинённого предложения

ВОЛШЕБНАЯ ЛИНЕЕЧКА

- научиться находить главную часть сложноподчиненного       предложения и ставить вопрос

Узнать как связаны части сложноподчинённого предложения

Учиться составлять схемы и предложения по схемам.

4. Изучение новой темы

сформировать умение

находить главную часть сложноподчиненного предложения и  от нее задавать вопрос к зависимой части.

построить

план действий

и зафиксировать его в речи.

Чем отличается сложносочиненное предложение от сложноподчинённого?

   Посмотрите на схемы, как связаны части сложносочинённого предложения?

Как вы думаете , какая тема нашего урока?

Цель : Узнать как связаны части сложноподчинённого предложения

Оцените свои знания о сложноподчинённом предложении

Кто оценил себя на высоком уровне.?

Какие задачи перед собой поставим?

Какое предложение называется сложноподчинённым?

Как вы думаете , если от одной части к другой можно поставить вопрос , то части равнопр

авные?Как вы думаете , если от одной части к другой можно поставить вопрос , то части равноправные?

Как вы думаете , если от однк ни рав

Правило стр 140

СС нельзя задать вопрос от одной части предл. к другой,  а в СП можно задать вопрос от одной  части предложения к другой.

Сочинительными союзами.

 Как связаны части сложноподчинённого предложения

 

ВОЛШЕБНАЯ ЛИНЕЕЧКА

- научиться находить главную часть сложноподчиненного       предложения и ставить вопрос

Узнать как связаны и сложноподчинённого предложения

Учиться составлять схемы и предложения по схемам.

Одна главная, другая зависимая.

Одна главная, другая з

Этап введения новых знаний

Какое предложение называется сложноподчинённым?

Как вы думаете , если от одной части к другой можно поставить вопрос , то части равноправные?

Правило с 140

         

Использование ресурса для выделения главной и зависимой части.( выделение частей разным цветом)

 Работа с учебником

С. 141, упр. 1.        

Задание. Спишите сложноподчиненные предложения. Задайте вопрос от главной части к зависимой, используя вопросы из справок.

Найдите главную часть, какой вопрос вы зададите к зависимой части?

Подпишите вопрос. Выполните упражнение самостоятельно.

После выполнения ученики говорят, какие вопросы подписали.

Какую задачу мы выполнили?

   

Какая задача следующая?

Наблюдение над языковым материалом

С. 141, упр. 2.

Давайте соотнесём схему с предложением

ПОДБИРАЮТ  СХЕМУ  К ПРЕДЛОЖЕНИЮ

Пользуясь схемой ,скажите  как связаны части сложноподчинённого предложения

Как можно назвать эти союзы?

Прочитайте  правило на стр. 142

Одна  часть главная, другая зависимая.

Ответы учеников

Работают с интернет ресурсом

Выполняют по рядам

   

1. Что?

2. О чем? 3. Какой? 4. Какое? 5. Почему?  6.  Когда?

находитли главную часть сложноподчиненного       предложения и ставить вопрос

Узнать как связаны части сложноподчинённого предложения

1. Я еще не знаю, куда мы поедем летом. [ ], (куда).

2. Птицы еще спали, когда Аксинья открыла ставни. [ ], (когда).

3. Ребята поняли, что ласточка больше не прилетит. [ ], (что).

Схемы на доске.

 С ПОМОЩЬЮ СОЮЗОВ

Подчинительные союзы что, чтобы. Если, когда, потому что, оттого что

5.

 Закрепление изученной темы

Разноуровневые задания.

Трениро способ

ность

к самоконт

ролю

и самооцен

ке;

проверить умения

работать со схемами

вать

Какую задачу выполнили?

Какая задача следующая?

  Выполнять задания будем по выбору

1ур.- Закончи предложения так, чтобы они соответствовали схеме.

уч.стр 142 № 3

2ур.

Составь предложение по схеме

[   ] ,( ПОТОМУ ЧТО)

[  ]  ,  (  ЧТО)

[     ]  , ( КОГДА)

   

Узнали как связаны части сложноподчинённого предложения

Учиться составлять схемы и предложения по схемам.

Выбирают задание

6. Итог урока.

Рефлексия

Выбор

Д/З

Зафиксиро

вать новое содержание, изученное на уроке;

 оценить собственную деятельность

на уроке;

 зафиксировать неразрешенные затруднения,

если они есть,

как направления будущей учебной деятельности;

 обсудить

и записать домашнее задание.

-Какую цель и задачи мы ставили на уроке?

- Как вы думаете достиг ли урок цели?

Как вы думаете, какое значение для вас  имеет наш урок?

Для чего нужно  в жизни нам с вами знание сложных предложений?

 

Скажите, считаете ли вы наш урок важным и значимым для вас и почему?

Оцените свою работу на волшебных линеечках.

На второй – поняли ли вы что такое сложное предложение.

Сравните её с первой                     , оценивание в начале урока

На третьей – умение распознавать виды сложного предложения

 На четвёртой– комфортно ли было вам на уроке? Получилась ли у вас работа  в парах и группах?

_Дайте словесную оценку своей работы по следующим критериям:

ДОСКА

Д/З  по выбору  

стр. 142 № 4

Напиши текст-рассуждение на тему « Плохи дела , где сила без ума»

Ответы учащихся

оценивают себя с помощью волшебных линеечек

оценивают себя словесно

записывают д.з

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка, 4 класс, тема "Как связаны части сложноподчиненного предложения"

Конспект урока русского языка, 4 класс, тема "Как связаны части сложноподчиненного предложения", составленный по учебнику Иванова С.В....

СДВГ - что это значит? Материал расширен и частями изменен в связи с изучением учителем поведения учащихся 8 классов на уроках английского языка.Опубликовано 10.10.2022года.

Некоторые данные о синдроме гиперактивности и дефицита внимания у детей младшего и старшего возраста. Роль учителя в работе с такими детьми. Советы родителям....

Урок русского языка: «Как связаны части сложноподчиненного предложения».

Урок из раздела «Как устроен наш язык». Тема: Как связаны части сложноподчиненного предложения.Цели: ·...

«Вспоминаем части речи. Связь слов в предложении».

Закрепление темы «Вспоминаем части речи. Связь слов в предложении»....

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: "Наречие. Связь наречия с другими частями речи"

Конспект урока по русскому языку. 4 класс. УМК "Начальная школа 21 век". Тема: "Наречие. Связь наречия с другими частями речи". Автор: Ульянова С.В., учитель начальных классов...

Конспект урока на тему «Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным», разработанный в технологии критического мышления.

  Конспект урока  на тему  «Имя прилагательное как часть  речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным», разра...

Тема: "Как связаны части сложносочиненного предложения"

Тема: "Как связаны части сложносочиненного предложения"...