ТКУ по рус.яз на тему «Сочетание жи-ши, ча-ща, чу-щу»(К)(1-4 класс)
план-конспект урока по русскому языку

Тема урока      «Сочетание жи - ши, ча - ща, чу - щу»         Класс  2

 

Цель фрагмента урока: формирование умения правильно писать буквосочетания жи - ши, ча - ща, чу - щу.

 

Задачи фрагмента урока:

Дидактические: Совершенствовать навык написания сочетаний жи - ши, ча - ща, чу - щу;

Развивающие: Развивать умения применять знания на практике, наблюдать, делать выводы.

Воспитательные: Воспитывать доброжелательное отношение обучающихся друг к другу при работе в паре и группе.

 

Планируемые результаты:

 

Предметные:

·       Повторить знания о написании орфограмм жи - ши, ча - ща, чу - щу;

·       Совершенствовать навыки написания слов с этими орфограммами;

·       Развивать умение видеть изученные орфограммы в словах, предложениях, текстах

 

Метапредметные:

·       формировать умения определять цель урока, планировать последовательность действий, осуществлять контроль и коррекцию результатов;

·       находить необходимую информацию, производить анализ существенных признаков предметов, синтез, сравнение;

·       планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

 

Личностные:  

·       научатся ставить учебные задачи;

·       проявлять познавательную инициативу;

·       анализировать свои действия и управлять ими.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

 

Этап фрагмента урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации учебной деятельности
(Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая)

Дидактические средства,

интерактивное оборудование (интерактивная доска, карточки…)

 
 

Организационно-мотивационный

Создать условия для возникновения внутренней потребности, включение в учебную деятельность обучающихся.

 

Метод «Рыбка пожеланий»

Словесный

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Диана Дмитриевна, сегодня я проведу у вас урок русского языка. Нам всем хочется поймать «золотую рыбку», которая выполнила бы все наши желания. Но тут случилось чудо и золотая рыбка приплыла к нам сама. (2 слайд) И она просит каждого загадать желание на сегодняшний урок.

 

 

 

И пусть все желания, которые вы загадали, сбудутся. А с помощью этой «золотой рыбки» нам на уроке будут сопутствовать удача и успех.

 

Приветствуют учителя. Настраиваются на активную и продуктивную работу на уроке.

Загадывают желания на урок, проговаривают их.

Фронтальная

Интерактивная доска

 

Постановка учебной задачи

Уметь ставить цель, задачи урока, составлять план по достижению цели урока.

Метод

«проблемное изложение»

Словесный

 

 

 

 

 

 

 

 

(3 слайд) Но рыбка приплыла к нам не просто так, рыбке поручили выполнить задания, но она не может справиться со всеми заданиями и просит помочь ей.

А вот и первое задание.

Рыбка, хочет, чтобы вы поработали в парах, у вас на столах лежат карточки под номером 1. А первая пара поработает у доски. Напоминаю правила работы у доски: работаем маркером, под луч не заходим.

Вам даны слова, и их нужно распределить по столбикам

Слова: дочка, свечка, отличник, скворечник, мыши, часы, щука.

чк

чн

?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Давайте проверим, все ли у нас верно, у кого верно поднимите руку.

 

 

Хорошо,  какая орфограмма у нас в первых двух столбиках?
Ребята, почему вы отнесли слова мыши, часы и щука в отдельный столбик?

 

Какая это орфограмма?

 

 

 

Как вы думаете, какова же будет тема нашего урока?

 

(4 слайд) И какую цель мы поставим?

 

 

 

(5 слайд) Друзья рыбки- звездочки перепутали пункты плана, давайте их восстановим, и заодно узнаем по какому плану мы сегодня будем работать. (один ребенок выходит к доске, остальные помощники)

План: (эталон)

  1. Вспомним написание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу
  2. Научимся правильно писать сочетания
  3. Закрепим полученные знания.

Молодцы ребята!

Анализируют проблемную ситуации и находят пути ее решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

чк

чн

?

дочка

Отличник

Мыши

свечка

скворечник

Часы

 

 

щука

Выполняют самооценку

 

Правописание чк, чн

 

Потому что это другая орфограмма.

 

Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу

Определяют тему и цель урока.

«Сочетание жи-ши, ча-ща, чу-щу»

Научится правильно писать сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу

 

 

 

Составляют план урока.

Фронтальная

Парная

Интерактивная доска

Карточка №1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Открытие нового знания

Сформировать представление о правильном написании буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу

Метод «исследовательский»

Объяснительно-иллюстративный

(6 слайд) А теперь рыбка просит, чтобы вы открыли учебник на странице 11. (карточка №2)

 

Найдите там правило, сейчас мы с ним поработаем.

Найдите и вычитайте, что обозначают гласные в буквосочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу?

Давайте вспомним, как пишутся буквосочетания:
жи-ши? Ча-ща? Чу-щу?

 

Рыбка подготовила еще одно задание (задание № 14 на стр. 11.)

(7 слайд) На доске слова: лыжи, жизнь, роща, чай, чудо, уши, чулок, щука, задача, шить.

В какие группы можно объединить эти слова?

 

В группу к жи-ши, какие слова можно отнести?

В группу к ча-ща, какие слова можно отнести?

В группу к чу-щу, какие слова можно отнести?

 

Хорошо, рыбка вами довольна!

(8 слайд) Смотрите, в аквариуме появились камушки, а это значит, что мы выполнили 1 пункт плана.

 

Физминутка

А теперь давайте с вами немного отдохнем. Представьте, что вы в океане и перед вами проплыла рыбка, давайте немного за ней последим. Вот рыбка поплыла вправо (глаза вправо), затем рыбка поплыла наверх (глаза наверх), потом она повернула налево (глазки налево), и резко устремилась вниз (глаза вниз).

 

(9,10 слайд) Но это не все задания, которые подготовила для вас рыбка. Она хочет, чтобы вы выполнили следующее задание в группах. Сейчас 1 вариант встанет и подойдет к панели. (показываю) А 2 вариант встанет и подойдет к доске. Еще раз напоминаю правила работы у панели: руки должны быть сухие и чистые; на доске мы используем специальный маркер, под луч не заходим. Кто мне скажет правила работы в группе? (проговаривают) 

 

Вам нужно выполнить задание по образцу.

Образец:

Нож – ножи

Сообщать- сообщу

1 группа:

Лужа – луж      , груша – груш      , угощать – угощ      ,

ворчать – ворч

 

 

    

2 группа: 

 

 

 

Лыжа – лыж      , камыш – камыш       , кричать – 

 

крич      , вертеть – верч

 

Можете приступать.

Давайте теперь с вами проверим. (проверка)

(11 слайд) Посмотрите на наш аквариум, там появились водоросли. А это значит, что мы выполнили 2 пункт плана.

Работа с учебником.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вычитывают.

Это орфограммы.

 

С буквой и, с буквой а, с буквой у.

 

 

 

 

 

В группу жи-ши, ча – ща, чу-щу.

Лыжи, жизнь, уши, шить.

Роща, чай, задача.

Чудо, чулок, щука.

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют физминутку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 вариант подходит к панели.

2 вариант подходит к интерактивной доске.

Проговаривают правила работы в группе.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задания.

 

 

 

 

 

 

Осуществляют самооценку.

Фронтальная

Групповая

Интерактивная доска и панель

Карточка №2

 

Самостоятельная работа с самопроверкой (взаимопроверкой)

Осуществить закрепление полученных знаний.

Метод «репродуктивный»

(12 слайд) А теперь рыбка  предлагает проверить полученные знания. У вас на партах лежит карточка под номером 3. На карточке:

Вставь пропущенные буквы.

Ж…-ш…  пиши с буквой ….

Ч… - щ…  пиши с буквой ….

Ч…- щ… пиши с буквой ….

Туч…, кувш…н, щ… пальца.

 

Переверните ее, можете приступать. Кто будет готов, глазки на меня, спинки прямо. Хорошо, я вижу, что вы закончили. Теперь в парах поменяйтесь работами. (1 работу беру и проверяю под документ-камерой) Сверяйте ответы, можете поставить плюсики или галочки. Поднимите руки у кого все правильно. Молодцы!

(13 слайд) Давайте посмотрим на наш аквариум. Он полностью преобразился, а это значит, что мы выполнили все пункты плана!

 

Выполняют задания.

Индивидуальная

Интерактивная доска

Карточка №3 Документ-камера

 

Итог урока. Рефлексия

Осуществить оценивание достигнутой цели с поставленной, оценить полученные знания.

Метод «Рефлексия деятельности»

Словесный

 

 

Так какая же тема урока у нас была?

Какую цель мы ставили ? Как вы считаете достигли ли мы ее?

 

 

 

Что нового вы узнали сегодня?

Где вы можете применить эти знания?

(14 слайд) А теперь давайте вернемся к тем желаниям, которые вы загадывали вначале урока. Нашей золотой рыбке очень скучно жить одной в таком просторном аквариуме. Давайте заполним аквариум рыбками, а заодно узнаем исполнились ли ваши желания или нет.  Выходите.

(Если какое-то желание не исполнилось, спросить почему?)

Что же рыбка благодарит вас! Спасибо за урок!

 

Подводят итоги, осуществляют самооценку.

«Сочетание жи-ши, ча-ща, чу-щу»

Научится правильно писать сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу

Достигли.

 

На других уроках русского языка.

 

 

 

 

 

Заполняют аквариум рыбками.

Фронтальная

Индивидуальная

Интерактивная доска

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ФРАГМЕНТА УРОКА

Ф.И.О.  Киселева Диана Дмитриевна,         группа 2172

Тема урока        «Сочетание жи - ши, ча - ща, чу - щу»        Класс        2

Цель фрагмента урока: формирование умения правильно писать буквосочетания жи - ши, ча - ща, чу - щу.

Задачи фрагмента урока:

Дидактические: Совершенствовать навык написания сочетаний жи - ши, ча - ща, чу - щу;

Развивающие: Развивать умения применять знания на практике, наблюдать, делать выводы.

Воспитательные: Воспитывать доброжелательное отношение обучающихся друг к другу при работе в паре и группе.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Повторить знания о написании орфограмм жи - ши, ча - ща, чу - щу;
  • Совершенствовать навыки написания слов с этими орфограммами;
  • Развивать умение видеть изученные орфограммы в словах, предложениях, текстах

Метапредметные:

  • формировать умения определять цель урока, планировать последовательность действий, осуществлять контроль и коррекцию результатов;
  • находить необходимую информацию, производить анализ существенных признаков предметов, синтез, сравнение;
  • планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные:  

  • научатся ставить учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициативу;
  • анализировать свои действия и управлять ими.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап фрагмента урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации учебной деятельности
(Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая)

Дидактические средства,

интерактивное оборудование (интерактивная доска, карточки…)

Организационно-мотивационный

Создать условия для возникновения внутренней потребности, включение в учебную деятельность обучающихся.

Метод «Рыбка пожеланий»

Словесный

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Диана Дмитриевна, сегодня я проведу у вас урок русского языка. Нам всем хочется поймать «золотую рыбку», которая выполнила бы все наши желания. Но тут случилось чудо и золотая рыбка приплыла к нам сама. (2 слайд) И она просит каждого загадать желание на сегодняшний урок.

И пусть все желания, которые вы загадали, сбудутся. А с помощью этой «золотой рыбки» нам на уроке будут сопутствовать удача и успех.

Приветствуют учителя. Настраиваются на активную и продуктивную работу на уроке.

Загадывают желания на урок, проговаривают их.

Фронтальная

Интерактивная доска

Постановка учебной задачи

Уметь ставить цель, задачи урока, составлять план по достижению цели урока.

Метод

«проблемное изложение»

Словесный

(3 слайд) Но рыбка приплыла к нам не просто так, рыбке поручили выполнить задания, но она не может справиться со всеми заданиями и просит помочь ей.

А вот и первое задание.

Рыбка, хочет, чтобы вы поработали в парах, у вас на столах лежат карточки под номером 1. А первая пара поработает у доски. Напоминаю правила работы у доски: работаем маркером, под луч не заходим.

Вам даны слова, и их нужно распределить по столбикам

Слова: дочка, свечка, отличник, скворечник, мыши, часы, щука.

чк

чн

?

Давайте проверим, все ли у нас верно, у кого верно поднимите руку.

Хорошо,  какая орфограмма у нас в первых двух столбиках?
Ребята, почему вы отнесли слова мыши, часы и щука в отдельный столбик?

Какая это орфограмма?

Как вы думаете, какова же будет тема нашего урока?

(4 слайд) И какую цель мы поставим?

(5 слайд) Друзья рыбки- звездочки перепутали пункты плана, давайте их восстановим, и заодно узнаем по какому плану мы сегодня будем работать. (один ребенок выходит к доске, остальные помощники)

План: (эталон)

  1. Вспомним написание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу
  2. Научимся правильно писать сочетания
  3. Закрепим полученные знания.

Молодцы ребята!

Анализируют проблемную ситуации и находят пути ее решения.

чк

чн

?

дочка

Отличник

Мыши

свечка

скворечник

Часы

щука

Выполняют самооценку

Правописание чк, чн

Потому что это другая орфограмма.

Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу

Определяют тему и цель урока.

«Сочетание жи-ши, ча-ща, чу-щу»

Научится правильно писать сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу

Составляют план урока.

Фронтальная

Парная

Интерактивная доска

Карточка №1

Открытие нового знания

Сформировать представление о правильном написании буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу

Метод «исследовательский»

Объяснительно-иллюстративный

(6 слайд) А теперь рыбка просит, чтобы вы открыли учебник на странице 11. (карточка №2)

Найдите там правило, сейчас мы с ним поработаем.

Найдите и вычитайте, что обозначают гласные в буквосочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу?

Давайте вспомним, как пишутся буквосочетания:
жи-ши? Ча-ща? Чу-щу?

Рыбка подготовила еще одно задание (задание № 14 на стр. 11.)

(7 слайд) На доске слова: лыжи, жизнь, роща, чай, чудо, уши, чулок, щука, задача, шить.

В какие группы можно объединить эти слова?

В группу к жи-ши, какие слова можно отнести?

В группу к ча-ща, какие слова можно отнести?

В группу к чу-щу, какие слова можно отнести?

Хорошо, рыбка вами довольна!

(8 слайд) Смотрите, в аквариуме появились камушки, а это значит, что мы выполнили 1 пункт плана.

Физминутка

А теперь давайте с вами немного отдохнем. Представьте, что вы в океане и перед вами проплыла рыбка, давайте немного за ней последим. Вот рыбка поплыла вправо (глаза вправо), затем рыбка поплыла наверх (глаза наверх), потом она повернула налево (глазки налево), и резко устремилась вниз (глаза вниз).

(9,10 слайд) Но это не все задания, которые подготовила для вас рыбка. Она хочет, чтобы вы выполнили следующее задание в группах. Сейчас 1 вариант встанет и подойдет к панели. (показываю) А 2 вариант встанет и подойдет к доске. Еще раз напоминаю правила работы у панели: руки должны быть сухие и чистые; на доске мы используем специальный маркер, под луч не заходим. Кто мне скажет правила работы в группе? (проговаривают)  

Вам нужно выполнить задание по образцу.

Образец:

Нож – ножи

Сообщать- сообщу

1 группа:

Лужа – луж      , груша – груш      , угощать – угощ      ,

ворчать – ворч

2 группа:  

Лыжа – лыж      , камыш – камыш       , кричать –  

крич      , вертеть – верч

Можете приступать.

Давайте теперь с вами проверим. (проверка)

(11 слайд) Посмотрите на наш аквариум, там появились водоросли. А это значит, что мы выполнили 2 пункт плана.

Работа с учебником.

Вычитывают.

Это орфограммы.

С буквой и, с буквой а, с буквой у.

В группу жи-ши, ча – ща, чу-щу.

Лыжи, жизнь, уши, шить.

Роща, чай, задача.

Чудо, чулок, щука.

Выполняют физминутку.

1 вариант подходит к панели.

2 вариант подходит к интерактивной доске.

Проговаривают правила работы в группе.

Выполняют задания.

Осуществляют самооценку.

Фронтальная

Групповая

Интерактивная доска и панель

Карточка №2

Самостоятельная работа с самопроверкой (взаимопроверкой)

Осуществить закрепление полученных знаний.

Метод «репродуктивный»

(12 слайд) А теперь рыбка  предлагает проверить полученные знания. У вас на партах лежит карточка под номером 3. На карточке:

Вставь пропущенные буквы.

Ж…-ш…  пиши с буквой ….

Ч… - щ…  пиши с буквой ….

Ч…- щ… пиши с буквой ….

Туч…, кувш…н, щ… пальца.

Переверните ее, можете приступать. Кто будет готов, глазки на меня, спинки прямо. Хорошо, я вижу, что вы закончили. Теперь в парах поменяйтесь работами. (1 работу беру и проверяю под документ-камерой) Сверяйте ответы, можете поставить плюсики или галочки. Поднимите руки у кого все правильно. Молодцы!

(13 слайд) Давайте посмотрим на наш аквариум. Он полностью преобразился, а это значит, что мы выполнили все пункты плана!

Выполняют задания.

Индивидуальная

Интерактивная доска

Карточка №3 Документ-камера

Итог урока. Рефлексия

Осуществить оценивание достигнутой цели с поставленной, оценить полученные знания.

Метод «Рефлексия деятельности»

Словесный

Так какая же тема урока у нас была?

Какую цель мы ставили ? Как вы считаете достигли ли мы ее?

Что нового вы узнали сегодня?

Где вы можете применить эти знания?

(14 слайд) А теперь давайте вернемся к тем желаниям, которые вы загадывали вначале урока. Нашей золотой рыбке очень скучно жить одной в таком просторном аквариуме. Давайте заполним аквариум рыбками, а заодно узнаем исполнились ли ваши желания или нет.  Выходите.

(Если какое-то желание не исполнилось, спросить почему?)

Что же рыбка благодарит вас! Спасибо за урок!

Подводят итоги, осуществляют самооценку.

«Сочетание жи-ши, ча-ща, чу-щу»

Научится правильно писать сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу

Достигли.

На других уроках русского языка.

Заполняют аквариум рыбками.

Фронтальная

Индивидуальная

Интерактивная доска

Студент допущен к проведению фрагмента урока в соответствии с настоящей технологической картой.

Руководитель практики (наставник) _____________________ /________________________/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка во 2 классе тема: "Сочетания ЧК-ЧН"

Автор: Мифтахова Эльза ГабденуровнаМОУ  "Ижёвская средняя общеобразовательная школа"Урок русского языка во 2 классе. Тема: "Сочетания ЧК-ЧН"...

Тема."Сочетание чк, чн, щн". 1 класс.

Объяснение материала, почему в сочетаниях чк, чн,щн не пишется ь....

Русский язык 2 класс урок по теме "Сочетания ча-ща" образовательная программа 2100

Конспект и презентация урока русского языка во 2 классе  по теме "Сочетание ча-ща"...

Урок по русскому языку на тему: "Сочетания "жи", "ши"". "Начальная школа ХХI века"- 1 класс по ФГОС

На данном уроке ребята повторили знания о шипящих звуках  [ж] и [ш]; познакомились с написанием сочетаний жи и ши; в игровой форме удалось формировать навыки написания слов с сочетаниями жи и ши...

Разработка урока по русскому языку для 1 класса программы "Планета знаний". Тема: "Сочетания чу-щу".

Это урок изучения нового материала с использованием интерактивной доски....

Урок русского языка в 1 классе.Тема: "сочетания жи-ши "

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС, ход урока записан в технологиеской карте....

Конспект урока по русскому языку во 2 классе на тему: «Сочетания ча - ща, чу-щу, жи- ши .Закрепление".

Конспект урока по русскому яыку на тему: «Сочетания ча - ща, чу-щу, жи- ши .Закрепление"....