Урок русского языка по теме: "Склонение имён прилагательных"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Урок русского языка направлен на знкомство детей со словоизменением прилагательных по падежам и выявление особенности склонения этих частей речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок русского языка "Склонение имен прилагательных по падежам" | 90 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 классе
по теме:
«Склонение имён прилагательных».
Учитель: Юнгова М.С.
Цели: 1. Познакомить детей со словоизменением прилагательных по падежам. Выявить особенности склонения этих частей речи.
2. Совершенствование знаний об имени прилагательном как части речи: об изменении имен прилагательных по родам, числам, зависимости имен прилагательных в предложении от имени существительного.
3. Развивать умение сравнивать и делать выводы; творческое мышление.
4. Воспитывать чувство коллективизма, товарищества, любви к природе, животным.
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
Предметные результаты: уметь согласовать имя прилагательное с именем существительным; изменять прилагательные по родам, числам и падежам.
Умение: определять род, число, падеж, склонение имён прилагательных и находить имя прилагательное с заданными грамматическими признаками.
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета ошибок.
Познавательные УУД: анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков.
Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в совместной деятельности.
Личностные результаты: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к самооценке.
Учебно-методическое обеспечение: учебник «Русский язык. 4 класс» В. П. Канакина, мультимедийное оборудование, презентация Microsoft Office Power Point.
Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование, презентация Microsoft Office Power Point, учебник «Русский язык. 4 класс» В. П. Канакина, рисунки снежинок с заданием для самостоятельной работы, вырезанные из бумаги снежинки.
Аннотация: тип урока: закрепление изученного материала
форма урока: урок – путешествие «В гости к зимушке – зиме»
Ход урока.
I.Организация внимания учащихся, создание эмоционального настроя.
На уроке не зевай – Слайд № 1
Сразу всё запоминай.
Чтоб минутка не пропала,
Мысль чтоб точно в цель попала!
Чтобы в русском языке
Равных не было тебе!
II. Постановка темы и цели урока.
- Начну наш урок с загадки. Отгадайте её. Слайд № 2
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом –
Все покрылось серебром.
- Да, это зима. Какими словами вы бы охарактеризовали зиму? Зима какая? (холодная, снежная, морозная, вьюжная, белоснежная, пушистая, красивая, студёная ) Слайд № 3
Зима |
-Ребята, обратите внимание, как подробно мы охарактеризовали зиму. - К какой части речи относятся названные нами слова? (Имена прилагательные.)
-А как звучала тема прошлого урока?
-Предположите, какова тема нашего сегодняшнего урока? (слайд 4)
- Ребята, а вы любите зиму? За что?
- Сегодня у нас с вами необычный урок, волшебный урок. Мы оправимся в гости к зимушке – зиме. Пожалуем к ней не с пустыми руками. А принесём ей снежинки, которые вы будете получать за правильное выполнение задания на уроке. В этом путешествии мы будем закреплять умения: находить прилагательные, изменять их по падежам, определять у прилагательных род и число.
- Вы хотите побывать в гостях у зимы? Тогда в путь!
- Откройте тетради. Прочтём хором стихотворение: (слайд №5)
Я тетрадь свою открою и наклонно положу.
Я от вас друзья не скрою: ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
- Запишите сегодняшнее число.
Девятнадцатое февраля.
Классная работа.
-Обратите внимание на орфограммы.
III. Каллиграфическая минутка.
- Зима – удивительное, волшебное время года. Она предлагает вам красиво, каллиграфически правильно написать букву, а какую, вы отгадайте. Она обозначает звонкий согласный звук, она парная согласная, её «соседями» в алфавите являются буквы «Ж» и «И»
- Отгадали. Какая это буква?
- Правильно, это буква З.
- Молодцы, приступаем к работе.
- Постарайтесь красиво и аккуратно написать, правильно соединяя буквы, соблюдая ширину и высоту букв, ведь вы будете сами себя оценивать. (слайд №6)
Зз
- Вы постарались, написали красиво, аккуратно, поэтому первая снежинка ваша.
( прикрепляю снежинку на доску)
А вот наше следующее задание (слайд № 7):
-Посмотрите, ученик 4 класса другой школы записал следующее предложение. Прочитайте его и скажите все ли верно в предложении? Все согласны? (мальчик допустил ошибку в слове «холодных»). А почему? Что не знает ученик?
Фивраль самый холодных месяц в году. (Февраль месяц лютый.)
IV. Словарная работа.
- Какую ещё ошибку допустил мальчик? ( правильно февраль, а не фивраль)
- Скажите эту орфограмму можем проверить? (нет, это непроверяемая гласная в корне слова. Надо запомнить написание этих слов.)
- Запишем словарное слово февраль в своих тетрадях. А какое значение у этого слова?
(слайд №8)
Лексическое значение слова февраль: Февраль – (лат. Februārius mēnsis «месяц Фебрууса», «очистительный месяц» от лат. Februa «праздник очищения»). Второй месяц календарного года. Это самый короткий месяц года, и единственный с числом дней менее 30: имеет 28 дней в обычном году и 29 дней в високосные годы. В Северном полушарии Земли является последним третьим месяцем зимы, в Южном полушарии — третьим месяцем лета.
Думаю, что хорошо справились с этим заданием, заработали ещё одну снежинку.
( прикрепляю снежинку на доску)
V. Актуализация знаний об имени прилагательном.
- Ребята, по пути в гости к зиме, вам предстоит встреча с одним интересным и необычным героем.
- А кто это, вы узнаете, как только мы его «вылепим из снега», правда не из настоящего снега.
- Я буду задавать вам вопросы. Из каждого вашего правильного ответа мы будем собирать этого героя, то есть «лепить».
( на слайде появляются детали снеговика) Слайд № 9
1)На какие вопросы отвечает имя прилагательное?
2) Что оно обозначает?
3) Как изменяется имя прилагательное?
4)Как определить род, число, падеж у имени прилагательного?
5)С какой частью речи связано?
6) Что образует с существительным?
7) На какой вопрос отвечают имена прилагательные мужского рода
именительного падежа, и какие имеют окончания?
8) На какой вопрос отвечают имена прилагательные женского рода
именительного падежа, и какие имеют окончания?
9) На какой вопрос отвечают имена прилагательные среднего рода
именительного падежа, и какие имеют окончания?
10) Какую роль играют прилагательные в нашей речи?
- Кого мы «вылепили»?
- Снеговика.
- Молодцы! Хорошо повторили всё, что знали об имени прилагательном, а значит получаете ещё одну снежинку.
( прикрепляю снежинку на доску)
Для того чтобы получить следующую снежинку нам понадобится наш учебник. Откройте его на странице 37 и найдите упражнение №79. Прочитайте задание. Что нужно сделать? Всем понятно задание? Если мы затрудняемся куда мы можем обратиться за помощью? (Учебник (таблица) стр.10) или слайд № 10)
Выполнять это упражнение будем по рядам:
1 ряд - 1 группа слов.
2 ряд - 2 группа слов.
3 ряд – 3группа слов.
Проверка выполнения упражнения (слайд№ 11)
- Молодцы! Хорошо справились с упражнением, а значит получаете ещё одну снежинку.
( прикрепляю снежинку на доску)
А сейчас встанем около парт и немного отдохнём.
Динамическая пауза.
Поднимает руки класс – это «раз»,
Повернулась голова – это «два»,
Руки вниз, вперёд смотри – это «три»,
Руки в стороны – пошире, развернули на «четыре»,
С силой их к плечам прижать – это «пять»,
Всем ребятам тихо сесть – это «шесть».
VI. Отработка изученного материала.
- Наш путь лежит всё дальше и дальше, в царство снега, метелей, стужи. А сопровождать нас будут три брата.
- Кто они? Вы догадались?
-Да, это зимние месяцы.
- Героев какого произведения вы видите? Слайд № 12 (С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»)
- Назовите зимние месяцы по порядку.
- Каждый из братьев – месяцев подготовил для вас задание.
- Для того чтобы выполнить эти задания вам необходимо объединиться в 3 группы. Перед этим вспомним правила работы в группе.(слайд №13)
«Правила работы в группе»
- Слушай, что говорят другие.
- Делай выводы об услышанном, задавай вопросы.
- Говори спокойно ясно, только по делу.
- Анализируй свою деятельность, вовремя исправляй недостатки.
- Помогай товарищам, если они об этом просят.
- Точно выполняй возложенную на тебя роль.
Каждая из групп будет выполнять задание которое приготовили месяцы.
- Группа «Декабрь».
1. Задание Декабря.
- Прочитает задание…
-Прокомментирует…
Прочитайте информацию о своём месяце. Найдите в тексте прилагательные и подчеркните. Определите падеж имён прилагательных.
Декабрь –зимний месяц, последний месяц года. На Руси месяц декабрь называли «студень» или «стужайло». Название верное, этот месяц действительно студеный, морозный.
- Группа Январь
2. Задание Января
- Ребята, какой месяц приходит на смену декабрю?
- Прочитает задание…
-Прокомментирует…
Прочитайте информацию о своём месяце. Найдите в тексте прилагательные и подчеркните. Определите падеж имён прилагательных.
В русских пословицах январь славится как «начало года, зиме середина». В январе часто выпадает много снега, а метели надувают большие сугробы. Свое название месяц получил от ярких наполненных солнцем дней - Просинец.
Группа Февраль
3. Задание Февраля. Слайд № 13
-А сейчас нас встречает третий из братьев – зимних месяцев – это Февраль.
- Прочитает задание…
-Прокомментирует…
Прочитайте информацию о своём месяце. Найдите в тексте прилагательные и подчеркните. Определите падеж имён прилагательных.
Февраль - месяц частых метелей и морозов. Дни в феврале яркие, солнечные, но холодные. Февраль по поговорке «рассекает зиму пополам». «В феврале зима с весной встретится».
- Как хорошо вы справились с заданием братьев месяцев. Каждая группа заработала по одной снежинке.
(прикрепляю три снежинки на доску)
5. Физкультминутка для глаз. Слайд № 14
А сейчас отдохнём немного. Сделаем гимнастику для глаз. Внимательно следите глазками за тучкой.
VII. Самостоятельна работа. Слайд № 15
- Сегодня весь урок мы собирали снежинки. Да и какая зима без снега, снежинок.
Подул ветерок, и с неба посыпались снежинки. Кружатся, порхают в воздухе и падают на землю – одна красивее другой!
- К вам на парты тоже легли снежинки, но это необычные снежинки, а волшебные. На них для вас написано задание, которое будете выполнять самостоятельно, записывая его в тетрадь.
- Прочитайте задание. Дополнительное задание не для всех, а для тех, кто быстро вставит окончания и определит падеж у прилагательных.
( Задание написано на снежинках)
Списать, дописывая окончания.
Определить падеж у имён прилагательных.
В син… луже, с зимн… рыбалки,
о русск… лесе, с дальн… севера.
в дальн… дорогу, на березов… ветке.
Дополнительное задание: составить с одним из словосочетаний
одно предложение, указать части речи.
( выборочно проверяю)
Проверьте свою работу по эталону. (слайд № 16)
- Молодцы! Работали хорошо и поэтому эта снежинка ваша.
(прикрепляю снежинку на доску)
VIII. Домашнее задание (разноуровневое).
- Откройте дневники и запишите домашнее задание.
- Подберите и запишите как можно больше прилагательных, относящихся к слову зима, составьте одно предложение. Это задание на «4», а на «5» - составить небольшой рассказ о зиме, используя эти прилагательные.
- Справитесь с эти заданием? Хорошо. Я в вас верю!
IX. Итог урока. Рефлексия деятельности.
Подведём итог тому, что изучали на уроке? Какую тему повторили?
Я предлагаю оценить нашу работу. Для этого возьмите из конвертов смайлики и выберите только один.
Жёлтый - я понял тему, мне было легко и интересно работать.
Синий – было интересно работать, но ещё есть затруднения.
Красный – было трудно, тему усвоил плохо.
- А теперь давайте посчитаем все снежинки.
- Наше путешествие подошло к концу. Вот мы и пришли к Зиме. Она рада нас всех видеть, благодарит вас за урок, а эти снежинки мы дарим ей. Слайды № 17
Слайд № 18
- Наш урок окончен. Спасибо!
Список использованной литературы:
1. В. П. Канакина, В.Г. Горецкий Учебник «Русский язык 4 класс» - Москва «Просвещение». 2017г.
2. Журнал «Начальная школа»( подборки за разные года)
3. С.В.Кутявина «Поурочные разработки по русскому языку 4 класс» - Издательство «Вако», 2005г.
Интернет-ресурсы:
1. Свободная энциклопедия Википедия http://yandex.ru/yandsearch?site=wikipedia.org&text=%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D0%B1%D1%80%D1%8C%20%D0%B2%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F&clid=37000&lr=213
2. Приметы зимы. Декабрь http://primet.narod.ru/dekabr.htm
3.Приметы зимы. Февраль http://primet.narod.ru/fevral.htm
4. Свободная энциклопедия Википедия. Январь.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%DF%ED%E2%E0%F0%FC
5. Сайт «Дошколёнок» Загадки о зиме. http://doshkolenok.kiev.ua/zagadki/470-zagadki-o-vremenah-goda.html
Прочитайте информацию о своём месяце. Найдите в тексте прилагательные и подчеркните. Определите падеж имён прилагательных.
Декабрь –зимний месяц, последний месяц года. На Руси месяц декабрь называли «студень» или «стужайло». Название верное, этот месяц действитель- но студеный, морозный.
Прочитайте информацию о своём месяце. Найдите в тексте прилагательные и подчеркните. Определите падеж имён прилагательных.
В русских пословицах январь славится как «начало года, зиме середина». В январе часто выпадает много снега, а метели надувают большие сугробы. Свое название месяц получил от ярких наполненных солнцем дней - Просинец.
Прочитайте информацию о своём месяце. Найдите в тексте прилагательные и подчеркните. Определите падеж имён прилагательных.
Февраль - месяц частых метелей и морозов. Дни в феврале яркие, солнечные, но холодные. Февраль по поговорке «рассекает зиму пополам». «В феврале зима с весной встретится».
План
1.Представление, настрой – 1мин
2. Загадка (Зима, тема урока, о снежинках) – 3 мин
4. В тетради ( число, каллиграфия, сл. слово.) – 2мин
5.Предложение с ошибкой – 2мин
6. Снеговик - 3 мин
7. Учебник – 8 мин
9. Физ.мин – 3мин
10. Работа в группах – 8мин.
11. Физ. мин для глаз – 2мин
12. Сам. работа – 8мин
13. Домашнее задание – 2 мин
14. Рефлексия (смайлики) – 3 мин.
1. На уроке не зевай –
Сразу всё запоминай.
Чтоб минутка не пропала,
Мысль чтоб точно в цель попала!
Чтобы в русском языке
Равных не было тебе!
2. Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом –
Все покрылось серебром.
3. Я тетрадь свою открою и наклонно положу.
Я от вас друзья не скрою: ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
4. Она предлагает вам красиво, каллиграфически правильно написать букву, а какую, вы отгадайте. Она обозначает звонкий согласный звук, она парная согласная, её «соседями» в алфавите являются буквы «Ж» и «И»
5. Февраль – от лат. Februa «очищение», «очистительный месяц». Второй месяц календарного года. Это самый короткий месяц года, и единственный с числом дней менее 30: имеет 28 дней в обычном году и 29 дней в високосные годы. В Северном полушарии Земли является последним третьим месяцем зимы, в Южном полушарии – третьим месяцем лета.
6. 1)На какие вопросы отвечает имя прилагательное?
2) Что оно обозначает?
3) Как изменяется имя прилагательное?
4)Как определить род, число, падеж у имени прилагательного?
5)С какой частью речи связано?
6) Что образует с существительным?
7) На какой вопрос отвечают имена прилагательные мужского рода
именительного падежа, и какие имеют окончания?
8) На какой вопрос отвечают имена прилагательные женского рода
именительного падежа, и какие имеют окончания?
9) На какой вопрос отвечают имена прилагательные среднего рода
именительного падежа, и какие имеют окончания?
10) Какую роль играют прилагательные в нашей речи?
7. Динамическая пауза.
Поднимает руки класс – это «раз»,
Повернулась голова – это «два»,
Руки вниз, вперёд смотри – это «три»,
Руки в стороны – пошире, развернули на «четыре»,
С силой их к плечам прижать – это «пять»,
Всем ребятам тихо сесть – это «шесть».
10. Группы
Прочитайте информацию о своём месяце. Найдите в тексте прилагательные и подчеркните. Определите падеж имён прилагательных.
1 группа: Декабрь –зимний месяц, последний месяц года. На Руси месяц декабрь называли «студень» или «стужайло». Название верное, этот месяц действитель- но студеный, морозный.
2 група: В русских пословицах январь славится как «начало года, зиме середина». В январе часто выпадает много снега, а метели надувают большие сугробы. Свое название месяц получил от ярких наполненных солнцем дней - Просинец.
.
3 группа: Февраль - месяц частых метелей и морозов. Дни в феврале яркие, солнечные, но холодные. Февраль по поговорке «рассекает зиму пополам». «В феврале зима с весной встретится».
12. Сам. работа
В син… луже, с зимн… рыбалки,
о русск… лесе, с дальн… севера.
в дальн… дорогу, на березов… ветке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме "Склонение имён прилагательных"
Урок по программе "Начальная школа XXI века", проведённый в 3 классе....
Конспект урока русского языка по теме "Склонение имён прилагательных множественного числа", 4 класс.
Конспект урока русского языка в 4 классе.Тема урока: «Склонение имён прилагательных во множественном числе. Употребление имён прилагательных в прямом и переносном смысле. Прилагательные синонимы...
Урок русского языка по теме "Склонение имён прилагательных женского рода"
Урок русского языка по теме "Склонение имён прилагательных женского рода" для 4 класса....
Технологическая карта урока русского языка по теме " Склонение имён прилагательных во множественном числе" (4 класс, ПНШ)
Технологическая карта русского языка. Составленна в соотвествии с образовательной программой....
презентация к уроку русского языка по теме: "Склонение имён прилагательных"
презентация к уроку русского языка...
Технологическая карта урока русского языка по теме"Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода с твёрдым согласным на конце основы" (4 класс)
Конспект урока составлен и проведён в 4 классе по системе Занкова....
Урок русскому языку на тему "Склонение имён прилагательных женского рода"
Тип урока: урок «открытия» нового знанияМесто и роль урока в изучаемой темеДанная тема изучается в разделе «Имя прилагательное»Цели урока: Познавательные:познакомить с особенно...