1 склонение имени существительного
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Предварительный просмотр:
Приложение 1
2 этап
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ФРАГМЕНТА УРОКА
Тема урока «1 склонение имен существительных» Класс 4
Цель фрагмента урока: дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе; познакомить учащихся с грамматической категорией имени существительного – 1 склонение.
Задачи фрагмента урока:
Дидактические: формировать навык правильного и красивого письма; формировать понятие о типах склонения имён существительных; повторять правила правописания слов
Развивающие: развивать критическое мышление, умение выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную и письменную речь учащихся; анализировать и классифицировать, слушать товарищей; положительные эмоции учащихся, создавая ситуации занимательности и удивления; внимание и память учащихся; побуждать самостоятельную мыслительную работу учащихся
Воспитательные: создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку; создание творческого и благоприятного микроклимата в коллективе; воспитание культуры общения со сверстниками; содействие формированию этических норм поведения на уроке;
воспитание культуры учебного труда, бережного отношения к окружающим людям, уважение к труду
Планируемые результаты:
Предметные: создать условия для «открытия» учащимися понятия 1 склонения имён существительных и их признаков; формировать умение определять склонение имён существительных в начальной форме.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
умение формулировать тему и цели урока; умение составлять алгоритм и последовательность действий; умение контролировать свою деятельность способом сравнения с образцом; умение видеть ошибку; умение оценивать процесс и результат деятельности.
Познавательные УУД:
умение строить устные высказывания: формулирование проблемы и её решение; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний и построение модели; выбор основания и критерия для сравнения; классификация объектов; установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД:
умение слушать и слышать учителя, ученика; вступать в диалог; сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач; адекватно оценивать себя, работу в паре, формулировать собственное мнение.
Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открыто выражать свою позицию на уроках, формировать адекватную самооценку.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап фрагмента урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности | Дидактические средства, интерактивное оборудование (интерактивная доска, карточки…) |
Организационно-мотивационный | Психологическая подготовка к общению. | Словесный | - Сегодня на нашем уроке присутствуют гости, поприветствуем их. - Мы будем на уроке думать? - Мы будем рассуждать? - А может, будем спать? - И в облаках летать? - Друг другу будем помогать? - И трудности преодолевать? - Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением. -Ребята, улыбнитесь друг другу. -Я желаю вам всем хорошего настроения, активности, работоспособности. Вы у меня очень способные ученики. Я уверена, у нас с вами все получится. | - да - да - нет - нет - да - да | Ф | |
Постановка учебной задачи | Создать ситуацию успеха путем проверки владения материала прошлых уроков; создать проблемную ситуацию для определения цели и задач урока. | Словесный Прием «Знаю не знаю» Наглядный | – Какую часть речи мы изучаем? 1. Знаете ли вы, что имя существительное отвечает на вопрос кто? что? 4. Знаете ли вы, падежи имен существительных?
- Сформулируйте тему нашего урока? Учитель: Какие цели поставим перед собой на уроке. (На доске опорные слова: Учитель: Ребята, к концу урока мы разберёмся, что такое склонение имён существительных и как его определять 1-ое склонение. - А как нам поможет достичь поставленной цели? - Ребята, а как вы понимаете слово склонение? - Давайте, обратимся к толковому словарю. - Попробуйте подобрать родственные слова. - Что значит просклонять имя существительное? - А как думаете, почему склонения три? | - имя сущ. - да - Три склонения имён существительных. Первое склонение имён существительных. – Я хочу понять, почему только три склонения, что такое 1 склонение и как его определять. – Я хочу запомнить всю новую информацию на уроке. – Я хочу научиться применять новое правило на уроках и в жизни. - проведём какое-нибудь исследование, будем наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы. - В словаре С.И. Ожегова дано такое толкование: Склонение – группа имен с одинаковыми формами словоизменения. (т.е. с одинаковыми окончаниями) - склонять, склоняемые, склониться, поклон. - Изменить по падежам и числам | Ф И Ф | Интерактивная доска, карточки, словарь |
Открытие нового знания | Познакомить с делением существительных на три группы; создать условия для умения выделения 1 склонения им.сущ. | Словесный Наглядный Практический Репродуктивный Исследовтельский Частично-поисковый | Проведем исследовательскую работу в парах. (Учитель раздаёт таблицы для исследования) Просклоняйте каждую группу имен существительных и сделайте вывод, одинаковые ли падежные окончания имеют эти имена существительные при склонении. 1пара: лиса, папа. 2 пара: окно, волк. 3 пара: пыль, мышь. Проверка по эталону. - Итак, сколько групп склонений в русском языке? - Что для них характерно? - Во второй части исследовательской работы давайте понаблюдаем за признаками 1 склонения имён существительных. - Сейчас вы будете работать в группах (на смарт и панель доске) - Исследуйте признаки первого склонения имён существительных. Вам нужно соотнести вопрос относящийся к сущ. 1 скл. к ответу. Но прежде повторим правила работы в группе и правила работы с оборудованием. Капля, братишка, дядя, зима, дедушка, роса, Коля, книга Вопросы: К какой части речи относится? сущ В какой форме эти существительные? Определите число, падеж ед.ч., им.п. Определите род ж.р., м.р. Выделите окончания –а-, -я-. - Сделайте вывод: Работа с учебником. -Откройте учебник с. 90 Познакомьтесь с правилом. (Дети читают). -Совпали ли ваши выводы с правилом в учебнике? 3.Физминутка | Вывод: окончания всех существительных, входящих в одну группу совпадают, но они отличаются от окончаний существительных двух других групп. - три - Они имеют одинаковые окончания при изменении по падежам Выполняют задание - к 1-му склонению относятся имена существительные мужского и женского рода с окончаниями а, я, в Им. п. ед-го числа. - Да | П Г Ф | Карточки, интерактивная доска, учебник |
Самостоятельная работа с самопроверкой (взаимопроверкой) | Выявить качество усвоения материала | Практический Наглядный | 1. Самостоятельная работа по карточкам (с учётом дифференцированного подхода) 1 уровень: Выписать имена существительные 1 склонения. Например: Сельдь - селёдка, ночь, цепь, кость, ель. Учитель кладет правильные ответы под документ камеру, ученики меняются карточками и проверяют друг друга | Выполняют задание | И | Карточки, документ-камера |
Итог урока. Рефлексия | - оценивание результатов собственной деятельности; - осознание метода построения границ применения нового знания. | Словесный Прием «Знаю не знаю» Наглядный | -Давайте подведём итог нашего урока. -Какая тема нашего урока? -Каких целей вы достигли? (На доске опорные слова: - Теперь давайте вернемся к карточке «Знаю, не знаю» и ответим на 5 и 6 вопросы. - Сейчас я предлагаю Вам оценить свою деятельность на уроке с помощью человечка и пъедистала на смарт доске. Спасибо за урок. | – Я понял, почему три склонения у имен существительных, по каким признакам можно определить 1 склонение имён существительных. – Я запомнил, что имена существительные ж.р. и м.р. с окончаниями –а, -я в И.п. ед.ч. относятся к 1 склонению. – Я буду применять новое правило и думаю, что это мне в дальнейшем пригодится. | Ф | Интерактивная доска, карточки |
Студент допущен к проведению фрагмента урока в соответствии с настоящей технологической картой.
Руководитель практики (наставник) _____________________ /________________________/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 4 классе по теме "Три склонения имён существительных (общее представление) 1-е склонение имен существительных единственного числа"
Технологическая карта урока в 4 классе...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/11/picture-313423-1381489531.jpg)
«Три склонения имени существительного. Первое склонение имени существительного».
Закрепление знаний учащихся о правописании и изменении по падежам существительных первого склонения....
Развитие умения определять склонение имен существительных. Безударные окончания имен существительных 3-го склонения.
Конспект урока с УУД, с разнообразными видами работ....
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/19/picture-1119345-1550606466.jpg)
Урок по русскому языку «Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных»
Урок по русскому языку «Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных» для 4 класса УМК "Школа России"Цель: дать общее пред...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/27/picture-1192459-1574861629.jpg)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме «Три склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имен существительных»
Цели: дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе; познакомить с признаками имен существительных 1-го склонения; учить распознавать имена существительные ...
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/05/picture-30031.jpg)
Урок русского языка. 4-й класс.Три склонения имен существительных. Первое склонение имен существительных.
Цель:ознакомление учащихся с тремя типами склонений имен существительных в единственном числе, грамматической категорией имени существительного – 1 склонение.Задачи:Создать условия для «от...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/26/picture-1366928-1637923252.jpg)
Технологическая карта урока русского языка «Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен существительных»
Данная разработка технологической карты предназначена для проведения урока русского языка в 4 классе на тему: "Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен с...