1 склонение имени существительного
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Русский язык

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_skl_im_sushch.docx25.59 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 1

2 этап

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ФРАГМЕНТА УРОКА

Тема урока        «1 склонение имен существительных»        Класс        4

Цель фрагмента урока:         дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе; познакомить учащихся с грамматической категорией имени существительного – 1 склонение.

Задачи фрагмента урока:

Дидактические:         формировать навык правильного и красивого письма; формировать понятие о типах склонения  имён существительных;   повторять правила правописания слов

Развивающие:         развивать критическое мышление, умение выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную и письменную речь учащихся; анализировать и классифицировать, слушать товарищей; положительные эмоции учащихся, создавая ситуации занимательности и удивления; внимание и память учащихся; побуждать самостоятельную мыслительную работу учащихся

Воспитательные:         создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку; создание творческого и благоприятного микроклимата в коллективе; воспитание культуры общения со сверстниками; содействие формированию этических норм поведения на уроке;

воспитание культуры учебного труда, бережного отношения к окружающим людям, уважение к труду

Планируемые результаты:

Предметные:        создать условия для «открытия» учащимися понятия 1 склонения имён существительных и их признаков; формировать умение определять склонение имён существительных в начальной форме.

Метапредметные:        

Регулятивные УУД:

умение формулировать тему и цели урока; умение составлять алгоритм и последовательность действий; умение контролировать свою деятельность способом сравнения с образцом; умение видеть ошибку; умение оценивать процесс и результат деятельности.

Познавательные УУД:

умение строить устные высказывания: формулирование проблемы и её решение; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний и построение модели; выбор основания и критерия для сравнения; классификация объектов; установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД:

умение слушать и слышать учителя, ученика; вступать в диалог; сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач; адекватно оценивать себя, работу в паре, формулировать собственное мнение.

Личностные:        формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открыто выражать свою позицию на уроках, формировать адекватную самооценку.


ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап фрагмента урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации учебной деятельности
(Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая)

Дидактические средства,

интерактивное оборудование (интерактивная доска, карточки…)

Организационно-мотивационный

Психологическая подготовка к общению.

Словесный

- Сегодня на нашем уроке присутствуют гости, поприветствуем их.

- Мы будем на уроке думать?

- Мы будем рассуждать?

- А может, будем спать?

- И в облаках летать?

- Друг другу будем помогать?

- И трудности преодолевать?

- Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением.

-Ребята, улыбнитесь друг другу.

-Я желаю вам всем хорошего настроения, активности, работоспособности. Вы у меня очень способные ученики. Я уверена, у нас с вами все получится.

- да

- да

- нет

- нет

- да

- да

Ф

Постановка учебной задачи

Создать ситуацию успеха путем проверки владения материала прошлых уроков;

создать проблемную ситуацию для определения цели и задач урока.

Словесный

Прием «Знаю не знаю»

Наглядный

– Какую часть речи мы изучаем?  
- У вас на партах  есть  карточка  «Знаю, не знаю». Я вам задаю вопросы, если вы знаете ответ на вопрос, то ставите «+», если не знаете «-».

1. Знаете ли вы, что имя существительное отвечает на вопрос кто? что?
2. Знаете ли вы, что имена существительные могут стоят в форме единственного и множественного числа?
3. Знаете ли вы, что имена существительные бывают разного рода?

4. Знаете ли вы, падежи имен существительных?
5. Знаете ли вы, что такое 1 склонение имён существительных?
6. Знаете ли вы, что в русском языке есть три склонения имён существительных?


- Есть ли такие вопросы, где вы поставили минус?

- Сформулируйте тему нашего урока?

Учитель: Какие цели поставим перед собой на уроке.

(На доске опорные слова:
понять….
запомнить….
применять….)

Учитель: Ребята, к концу урока мы разберёмся, что такое склонение имён существительных и как его определять 1-ое склонение.

- А как нам поможет достичь поставленной цели?  

- Ребята, а как вы понимаете слово склонение?

- Давайте, обратимся к толковому словарю.

- Попробуйте подобрать родственные слова.

-  Что значит просклонять имя существительное?

- А как думаете, почему склонения три?

- имя сущ.

- да

- Три склонения имён существительных. Первое склонение имён существительных.

– Я хочу понять, почему только три склонения, что такое 1 склонение и как его определять.

– Я хочу запомнить всю новую информацию на уроке.

– Я хочу научиться применять новое правило на уроках и в жизни.

- проведём какое-нибудь исследование, будем наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

- В словаре С.И. Ожегова дано такое толкование:

Склонение – группа имен с одинаковыми формами словоизменения. (т.е. с одинаковыми окончаниями)

- склонять, склоняемые, склониться, поклон.

- Изменить по падежам и числам

Ф

И

Ф

Интерактивная доска, карточки, словарь

Открытие нового знания

Познакомить с делением существительных на три группы; создать условия для умения выделения 1 склонения им.сущ.

Словесный

Наглядный

Практический

Репродуктивный

Исследовтельский

Частично-поисковый

Проведем исследовательскую работу в парах.

(Учитель раздаёт таблицы для исследования)

Просклоняйте каждую группу имен существительных и сделайте вывод, одинаковые ли падежные окончания имеют эти имена существительные при склонении.

1пара: лиса, папа.

2 пара: окно, волк.

3 пара: пыль, мышь.

Проверка по эталону.

- Итак, сколько групп склонений в русском языке?

- Что для них характерно?

- Во второй части исследовательской работы  давайте понаблюдаем за признаками 1 склонения имён существительных.  

Сейчас вы будете работать в группах (на смарт и панель доске)

- Исследуйте признаки  первого склонения имён существительных. Вам нужно соотнести вопрос относящийся к сущ. 1 скл. к ответу. Но прежде повторим правила работы в группе и правила работы с оборудованием.

Капля, братишка, дядя, зима, дедушка, роса, Коля, книга

Вопросы:

К какой части речи относится? сущ

В какой форме эти существительные?

Определите число, падеж ед.ч., им.п.

Определите род ж.р., м.р.

Выделите окончания –а-, -я-.

- Сделайте вывод:

Работа с учебником.

-Откройте учебник  с. 90  Познакомьтесь с правилом. (Дети читают).

-Совпали ли ваши выводы  с правилом в учебнике?

3.Физминутка

Вывод: окончания всех существительных, входящих в одну группу совпадают, но они отличаются от окончаний существительных двух других групп.

- три

- Они имеют одинаковые окончания при изменении по падежам

Выполняют задание

- к 1-му склонению относятся имена существительные мужского и женского рода с окончаниями а, я, в Им. п. ед-го числа.

- Да

П

Г

Ф

Карточки, интерактивная доска, учебник

Самостоятельная работа с самопроверкой (взаимопроверкой)

Выявить качество усвоения материала

Практический

Наглядный

1. Самостоятельная работа по карточкам (с учётом дифференцированного подхода)

1 уровень:  Выписать имена существительные 1 склонения.
Аллея,  собачка,   дорога,   поверхность,   мышь,  
герой,   деревня,   речка,  стройка.
2 уровень:  Образовать от каждого имени существительного однокоренное имя существительное 1 склонения. Запишите слова парами. Подчеркните изученные орфограммы.

Например: Сельдь - селёдка,   ночь, цепь, кость, ель.

Учитель кладет правильные ответы под документ камеру, ученики меняются карточками и проверяют друг друга

Выполняют задание

И

Карточки, документ-камера

Итог урока. Рефлексия

- оценивание

результатов

собственной

деятельности;

- осознание метода

построения границ

применения нового

знания.

Словесный

Прием «Знаю не знаю»

Наглядный

-Давайте подведём итог нашего урока.

-Какая тема нашего урока?

-Каких целей вы достигли?

(На доске опорные слова:
я понял….
я запомнил….
я буду применять….)

- Теперь давайте вернемся к карточке «Знаю, не знаю»  и ответим на 5 и 6 вопросы.
5. Знаете ли вы, что такое 1 склонение?
6. Знаете ли вы, что в русском языке есть три  склонения имён существительных?

- Сейчас я предлагаю Вам оценить свою деятельность на уроке с помощью человечка и пъедистала на смарт доске.

Спасибо за урок.

– Я  понял,  почему три склонения у имен существительных, по каким признакам  можно определить 1 склонение имён существительных.

– Я запомнил, что имена существительные ж.р. и м.р.  с окончаниями –а, -я в И.п. ед.ч. относятся к 1 склонению.  

– Я  буду применять новое правило и думаю, что это мне в дальнейшем пригодится.

Ф

Интерактивная доска, карточки

Студент допущен к проведению фрагмента урока в соответствии с настоящей технологической картой.

Руководитель практики (наставник) _____________________ /________________________/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Три склонения имени существительного. Первое склонение имени существительного».

Закрепление знаний учащихся о правописании и изменении по падежам существительных первого склонения....

Урок по русскому языку «Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных»

Урок по русскому языку «Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных» для 4 класса УМК "Школа России"Цель: дать общее пред...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме «Три склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имен существительных»

Цели: дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе; познакомить с признаками имен существительных 1-го склонения; учить распознавать имена существительные ...

Урок русского языка. 4-й класс.Три склонения имен существительных. Первое склонение имен существительных.

Цель:ознакомление учащихся с тремя типами склонений имен существительных в единственном числе, грамматической категорией имени существительного – 1 склонение.Задачи:Создать условия для «от...

Технологическая карта урока русского языка «Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен существительных»

Данная разработка технологической карты предназначена для проведения урока русского языка в 4 классе на тему: "Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен с...