Конспект открытого урока по русскому языку в третьем классе "Число имен прилагательных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Поселеннова Ольга Петровна

Конспект открытого урока урока по русскому языку в 3 классе, (сообщение новых знаний).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_uroka.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку в 3 классе

Тема: Число имен прилагательных.

Тип урока: сообщение новых знаний.

Цель урока:

- познакомить с изменением имен прилагательных по числам,

- формировать умения изменять имена прилагательные по числам,

- развивать орфографическую зоркость, мышление, речь, кругозор,

- воспитывать аккуратность при письме, активность, самостоятельность.

Формирование УУД:

Коммуникативные УУД: учиться строить речевые высказывания, участвовать в обсуждении содержания учебного материала, учиться формулировать собственное мнение, учиться сотрудничать с соседом по парте, с товарищами в классе.

Регулятивные УУД: понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.

Познавательные УУД: искать, использовать информацию; слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; пользоваться словарём, имеющимся в учебнике; формулировать выводы на основе выделения существенных признаков; проводить сравнение; строить объяснение в устной форме; строить логическую цепь рассуждений.

Оборудование: карточки со словами, интерактивная доска, учебник «Русский язык» 3 класс.

ХОД УРОКА

I.Организационный момент. Позитивный настрой.

Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке нас ждет интересная и разнообразная работа.

Друг на друга посмотрите,

Посмотрите на гостей,

Улыбнитесь им скорей,

Пожелайте друг другу удачи!

        II. Актуализация знаний.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Начнем наш урок с загадки. Послушайте и отгадайте, о какой части речи загадано.

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны,

Я украшаю нашу речь,

Меня вам надо знать, беречь! (ответы детей)

Правильно. Об имени прилагательном.

Давайте повторим всё, что мы уже знаем об этой части речи.

А чтобы было интересно повторять, сыграем в игру «Или нет, или да»

  • Имя прилагательное – самостоятельная часть речи. (да)        
  • Имя прилагательное обозначает признак предмета. (да)
  • Имя прилагательное отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие? (да)
  • Имя прилагательное   дружит с глаголом. (нет)
  • В предложении имя прилагательное   является дополнением. (нет)        

Молодцы!

Теперь выполним задание у доски. Вставьте пропущенные окончания имен прилагательных, определите род имен прилагательных и выделите окончания.

Прозрачн… вода, ярк… солнце, лучш… друг, летн… жара, син… небо, ясн… день.

Итак, от чего зависит род имени прилагательного?

III. Самоопределение к деятельности.

Прочитайте слова.

Пушистый, веселые, красная, спелое.

Что в них общего? (Это имена прилагательные)

Найдите лишнее слово. (Веселые, так как это имя прилагательное обозначает признак нескольких предметов, а остальные-признак одного предмета)

Сформулируйте тему урока.

IV.Работа по теме урока.

  1. Наблюдения над изменением имен прилагательных по числам.

Отгадайте загадку.

 Зверь хищный, рыжий, красный, для кур опасный.

-Кто это?

-Это лиса.              

-Правильно, это лиса. А какие слова вам помогли разгадать загадку?

Какой частью речи являются эти слова? На какой вопрос они отвечают?

-- Запишите прилагательные из этого предложения в столбик и выделите окончание.

Хищный – хищные

Рыжий – рыжие

Красный – красные

Опасный - опасные  

-В форме какого числа стоит существительное «зверь»?

--Давайте изменим форму слова «зверь» на форму множественного числа. Как у нас будет звучать предложение теперь? Что ещё изменилось?

-Давайте запишем получившиеся прилагательные через тир.

- А кто может ответить, почему изменились прилагательные, если мы изменяли только одно существительное?

-И что из этого следует? Кто сделает вывод из нашего наблюдения?

(В этом предложении изменилось число существительного. Прилагательное связано с им. существительным, поэтому изменились и формы прилагательных.

-При изменении числа существительного меняется форма имени прилагательного, т.е. изменилось окончание.)

-При изменении числа имени прилагательного меняются и вопросы: в единственном числе: Какой? Какая? Какое?, во множественном числе: Какие?

Вывод: Прилагательные изменяются по числам. При изменении формы числа прилагательного изменяется его окончание.

Давайте составим памятку по определению числа имени прилагательного.

Памятка:  

  1. Найдём имя существительное.
  2. Определим число у имени существительного.
  3. Определим число у имени прилагательного.

  1. Работа по учебнику.

Выполним упражнение 136 на стр. 78.

Упражнение 137 выполним в парах. Первый вариант записывает словосочетание в единственном числе, второй вариант – во множественном. Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг другу.

V. Физкультминутка.

Нам за партой не сидится,                          

Разминаем поясницу.

Корпус крутим влево - вправо-

Так мы отдохнём на славу.

Хорошо мы отдохнули. (Вращение туловищем.)

И к учёбе вновь вернулись. (Дети садятся за парты.)

VI.Закрепление изученного материала.

 «Веер»

На доске табличка со словом «красивый».

 У учителя в руках в виде веера карточки со словами - деревья, осень, девочка, картины, мячи, листья, яблоко.

-У меня в руках карточки с существительными. Ваша задача - к каждому существительному подобрать прилагательное «красивый» в нужной форме. Вам будут помогать вопросы (устно)

(Учащиеся выходят к доске по одному, вытягивают карточку с существительным, образуют словосочетание с помощью вопроса, записывают получившийся вариант, определяют число прилагательного, выделяют его окончание.)

VI. Итог урока.

О какой части речи мы сегодня говорили?

Что она обозначает? На какие вопросы отвечает?

Какую роль имя прилагательное играет в нашей речи?

Что нового мы сегодня узнали на уроке?

Рефлексия.

VII. Домашнее задание.

 упр.138 стр.80.

Молодцы! Все хорошо работали.

Спасибо за урок.

деревья

осень

девочка

картины

мячи

листья

яблоко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку на тему: "Склонение имен существительных." 3 класс

Конспект открытого урока по русскому языку на тему "Склонение имен существительных". 3 класс....

Открытый урок по русскому языку "Обобщение знаний об имени прилагательном"

Данный урок предназначен для 2-3 классов.Урок обобщения и систематизации знаний об имени прилагательном....

Конспект открытого урока по русскому языку"Обобщение знаний об имени существительном как части речи", 2 класс

Конспект открытого урока по русскому языку"Обобщение знаний об имени существительном как части речи", 2 класс...

Открытый урок по русскому языку "Обобщение знаний об имени прилагательном". 4 класс

Обобщить и закрепить знания учащихся об имени прилагательном,совершенствовать умения распознавать части речи,формировать умение обосновывать написание безударных окончаний имён прилагательных, определ...

План – конспект открытого урока по русскому языку на тему:Роль имен существительных в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы.

Тип урока:  закрепление изученного материала. Цели урока:1) Обучающая:-закрепить знания учащихся о  роли имен существительных в речи;-формировать умение подбирать синонимы и антонимы к ...