Конспект урока русского языка 3 класс "Дополнение"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Позднякова Галина Геннадьевна

Развивать умение находить дополнение в предложениях, задавать вопросы и подчёркивать второстепенный член предложения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx20.12 КБ

Предварительный просмотр:

      Ф.И.О. педагога: Позднякова Галина Геннадьевна

Номинация: Урок русского языка

                                                                                Место работы: МБОУ «Мужевская СОШ имени Н.В. Архангельского», с. Мужи, Шурышкарский район,  ЯНАО

Предмет: Русский язык

Участники: учащиеся 3 класса

УМК «Начальная школа 21 века»  

Тема: Дополнение

Цель: развивать умение находить дополнение в предложениях, задавать вопросы и подчёркивать второстепенный член предложения

Ход урока

I.Орг. момент

II Каллиграфическая минутка

(Работа в печатниках)

III Актуализация знаний

-Прочитайте предложения на экране (слайд)

Вчера мы смотрели.

Алёша прочитал.

Ребята обсуждали.

-Всё ли в этих предложениях понятно? (нет)

-Почему? (не совсем понятно, о чём идёт речь)

-Известно ли что смотрели?(нет)

-Известно, что прочитал Алёша? (нет)

-Что обсуждали ребята? (нет)

-Попробуйте дополнить предложения, так, чтобы информация стала более точной, полной.

-Что мы сделали с предложениями? (дополнили их)

-Запишем предложения, которые у нас получились.

Вчера мы смотрели кино.

Алёша прочитал рассказ.

Ребята обсуждали фильм.

-Найдите и подчеркните главные члены предложения.

IV Формулирование цели и постановка проблемного вопроса урока.

Постановка проблемного вопроса

-Какое слово не подчеркнули?

-Почему?

-Попробуйте задать вопрос к этому слову.

-От какого слова задали вопрос? (от глагола прочитал)

-Почему? (оно с ним связано)

-Что обозначает этот член предложения? (предмет)

-Что можете сказать об этом члене предложении? (он второстепенный)

-Как вы думаете, есть ли название у этого члена предложения?(?)

-Можете его назвать? (нет)

-Почему? (мы не знаем)

-Какую цель поставим сегодня на уроке? (Узнать, как называется второстепенный член предложения)

Формулирование цели

-Какой вопрос возникает? (как называется этот член предложения)

-Какую цель поставим себе на уроке?

1)Узнать, как называется второстепенный член предложения

-Как вы думаете, какое название можно дать этому второстепенному члену предложения?

(предположение)

-Что мы сделали с предложениями, которые у нас были вначале? (мы их дополнили, уточнили, что именно смотрели, что именно читал, что именно обсуждали)

-Значит, как мы можем назвать этот второстепенный член предложения? 

Ответы: дополнительный, дополняющий

-Сравните свой вывод с выводом в учебнике. ( с. 105, урок 44)

-Сформулируйте тему нашего урока. (Дополнение)

-Запишите тему в тетрадь.

-Тему урока мы узнали, можем дольше спланировать свою деятельность?

-Какие цели поставим себе на уроке?

2)На какие вопросы отвечает дополнение

3)Что обозначает этот член предложения

4)Как подчёркивается

Выход из проблемной ситуации

(Наблюдение упр.1, с. 105)

-Давайте с вами проведём исследование и понаблюдаем за новым второстепенным членом предложения.

-К какому члену предложения – к главному или второстепенному – задаётся вопрос? (к главному)

-Прочитайте предложения, выберите слово к каждому предложению, используя слова для справок.

-Какое первое предложение у вас получилось?

Коля увидел в зоопарке зверей.

-Запишите это предложение.

-Кого увидел Коля. (зверей)

-Какой вопрос задали? (кого?)

-Прочитайте второе предложение.

-Запишите его.

Разбираем каждое предложение, задаём вопросы, делаем вывод, на какие вопросы отвечает дополнение. Каждое предложение записываем в тетрадь.

-И так, на какие вопросы отвечает дополнение?

-Давайте запишем эти вопросы в столбик.

Кого?

Чего?

Кому?

Чему?

Что?

Кем?

Чем?

О ком?

О чём?

-Узнали, на какие вопросы отвечает дополнение? (Да)

-Мы достигли этой цели на уроке? (да)

-Что ещё не узнали о дополнении? (что обозначает)

-Как вы думаете, что обозначает дополнение? (предмет, на который направлено действие)

-Какую цель мы ещё не достигли? (мы не узнали, как подчёркивается)

-Как вы думаете, как мы будем подчёркивать дополнение. (предположение)

Ответы: двойной волнистой линией, точками(………….)

-Сравните свой вывод с выводом в учебнике.

-Как подчёркивается дополнение? (пунктирной линией)

-Ребята, в русском языке уже приняли решение подчёркивать дополнение пунктирной линией, нам теперь нужно запомнить и применять это правило на практике.

-Раскрываем «Тайны языка» (ключ к познаниям)

С. 106

V. Первичное закрепление полученных знаний.

Упр.3, с 107

-Вставьте в предложения второстепенный член, с которым вы познакомились.

Оформление записи в тетради

Дополнение

Кого?

Чего?

Кому?

Чему?

Что?

Кем?

Чем?

О ком?

О чём?

Связано со сказуемым

Предмет, на который направлено действие

Кому принадлежит предмет

- - - - - - - - - - - -

Физкультминутка

VI. Повторение и закрепление изученного

Дополнительно (если укладываются по времени)

(для детей с повышенным уровнем)

Упр. 4, с. 97 (по заданию)

VII. Подведение итогов. Рефлексия.

-С каким новым второстепенным членом познакомились?

-На какие вопросы отвечает дополнение?

-Что обозначает дополнение?

-Какой линией подчёркивается?

-Какую роль в предложении выполняют дополнения?

-Кому было легко сегодня на уроке?

-Какое задание вызвало затруднение?

-Как бы себя оценили на уроке? Оцените свою работу на уроке по пятибалльной системе.

-Поставьте себе на полях оценку.

-Что нужно сделать, чтобы закрепить сегодняшние знания? (повторить и выучить правило)

VIII. Домашнее задание.

-Чтобы закрепить полученные знания на уроке рекомендую вам выполнить упражнение 5 на с. 107-108  и выучить правило с. 106


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.

Тема: «Текст и его признаки».     Цель:·  Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».

формировать  умение  выделять  приставку  и  суффикс  в  слове;развивать  умение  образовывать  новые  слова  с  помощью  пр...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...

План -конспекты уроков русского языка по русскому язык(№1 - 9) 4 класс "Начальная школа 21 века"

конспекты уроков по русскому языку 4 класса "Начальная школа 21 века"(первые 9 уроков)...