Рабочая программа для индивидуального обучения для 3 класса по общеобразовательной адаптированной программе для обучающихся с ОВЗ (с расстройством аутистического спектра с умственной отсталостью умеренной) по предмету «Письмо»
рабочая программа по русскому языку (3 класс)
Рабочая программа для индивидуального обучения для обучающихся с ОВЗ по предмету Письмо 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа для индивидуального обучения для 3 класса
по общеобразовательной адаптированной программе для обучающихся с ОВЗ
(с расстройством аутистического спектра с умственной отсталостью умеренной)
по предмету «Письмо»
Структура рабочей программы
1. Пояснительная записка к рабочей программе:
- Обоснование актуальности и основная идея курса;
- Нормативные документы, лежащие в основе курса;
- Цель и задачи курса;
- Содержание основного минимума знаний, умений, навыков учащегося.
2. Содержание курса.
3. Календарно-тематическое планирование.
- Пояснительная записка к рабочей программе.
Обоснование актуальности
Рабочая программа для индивидуального обучения по общеобразовательной адаптированной программе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья учащегося 3 класса (с расстройством аутистического спектра с умственной отсталостью умеренной) по предмету «Письмо» составлена в соответствии с основной адаптированной общеобразовательной программой следующих нормативно - правовых документов:
1. Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Учебного плана образовательного учреждения.
- Концепции специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009;
- Концепции Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
Рабочая программа по «Письму» для индивидуального обучения ученика 3 класса составлена на основе «Программы обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под.ред. Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлевой. – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011 г. «Графика и письмо» и рассчитана на 52 часа, 2 часа в неделю.
Цель обучения:
- воспитание и развитие стремления обучающегося устанавливать коммуникативные контакты с окружающими, расширять круг общения и совершенствовать средства общения. Максимальное включение обучающихся в образовательный процесс, в формировании доступных им видов деятельности (предметно-практической, игровой, элементарной учебной, общения, трудовой).
Задачи обучения:
- организовать речевую среду;
- пробудить речевую активность учащихся, их интерес к предметному миру и человеку (прежде всего, к сверстнику как объекту взаимодействия);
- сформировать у учащихся предметные и предметно-игровые действия, способность к коллективной деятельности;
- научить учащихся понимать соотносящие и указательные жесты;
- развивать коммуникативные функции речи.
В процессе работы по предмету «Письмо» рекомендуется последовательное использование следующих упражнений:
- практические упражнения;
- упражнения с картинками;
- упражнения с пиктограммами (символами);
- «письменные» упражнениями (рисование на песке ладонью, пальцем, палочкой; на грифельной, магнитной и ковролиновые доски, упражнения в альбомах – тетрадях);
- упражнения с помощью внутренних и внешних трафаретов;
- занятия с пластилином или тестом.
Рабочая программа структурирована в виде тематических блоков:
- упражнения для развития тонкой моторики рук;
- «рисуночное письмо»;
- жестово-образные игры;
- «письменные упражнения».
- Содержание основного минимума знаний, умений, навыков по курсу «Письмо»
Первое полугодие
Упражнения для развития тонкой моторики рук. Упражнения на развитие произвольных движений рук, ног, готовы, глаз, языка, пальцев и кистей рук по образцу и по словесной инструкции (отдельные, попеременные и последовательные движения). Тренировочные упражнения на согласование движения и дыхания (на вдохе и выдохе). Упражнения на развитие двигательной подражательности. (Интеграция с логопедическими занятиями).
Игровые упражнения на совершенствование навыков практического взаимодействия учащегося с предметами, игрушками. Игровые упражнения на развитие умения учащегося узнавать предметы тактильно и на основе зрительного восприятия: «Найди такой же предмет», «Посади на клумбе вот такие цветы», «Составь узор» и др.
Упражнения на развитие общей и ручной моторики, на формирование праксиса позы (кинестетический фактор) (по образцу и словесной инструкции учителя).
Упражнения на совершенствование общей и ручной моторики, развитие динамической организации движений (кинетической фактор) при последовательном их выполнении. (Интеграция с логопедическими занятиями).
Упражнения для кистей рук по образцу и словесной инструкции учителя: сжимание, разжимание, встряхивание и помахивание кистями с постепенным увеличением амплитуды движений в суставах и совершенствованием межанализаторного взаимодействия в работе зрительного, слухового и тактильного анализаторов.
Игры с пальчиками. (См.: Соколова Ю. Игры с пальчиками. — М.: Эксмо, 2002).
«Рисуночное письмо». Практические упражнения с трафаретами: обводка и штриховка простыми, цветными карандашами, шариковыми ручками.
Тренировочные упражнения: рисование красками, фломастерами, карандашами, мелом без задания («что получилось») и по заданию предметов округлой формы, предметов, состоящих из частей одинаковой формы, но разных по величине (в совместной деятельности с учителем и по подражанию его действиям).
Знакомство учащихся с приемами рисования восковыми мелками. Закрашивание краской листа бумаги (широкой кистью, тампонами из поролона, губкой), на котором предварительно выполнены рисунки восковым мелком или свечой (картинки с сюрпризом:«Матрешка», «Неваляшка», «Снеговик» и др.). Выбор изображенной игрушки из ряда других.
Рисование красками, используя приемы примакивания (трава, заборчик, листочки) и касания кончиком кисти («В доме зажглись огни», «Горошки на платье», «Набухли почки», «Распустились листочки», «Салют»), составление узоров из точек и мазков на полоске.
Жестово-образные игры. Совместные с учащимися игры с сюжетными игрушками, игры-имитации (передача в движении образов кукол, животных, птиц, выполняющих различные гигиенические процедуры и действия по уходу за собой).
Игры, имитирующие отдельные действия человека, животных, птиц и демонстрирующие основные эмоции человека, выполняющего те или иные действия.
Игры, имитирующие образы хорошо знакомых сказочных персонажей.
Бессловесные игры-импровизации с одним персонажем по текстам стихов и потешек. (Интеграция с уроками по предмету «Развитие речи и окружающий мир».)
Игры на сохранение равновесия, управление своим шагом, сохранение движения и покоя с музыкальным сопровождением и без него: «Я несу тяжелое ведро, я несу легкое ведро», «Перейди речку по камешкам», «Дождь», Замерзли — согрелись», «Поездка на поезде» и т. п. (Интеграция с уроками по предмету «Музыка и движение».)
Двигательные игры-импровизации: «Бабочки на полянке», «В гостях у ежика», «Ветер, ветер», «Дождик», «Дождь идет», «Мы — чистюли», «Мы не скажем, а покажем», «Пальцы и ладонь», «Я грущу и улыбаюсь» и др.
Двигательные игры с мячами, на различных сенсорных ковриках и дорожках с передачей направления и динамики движения: на детской сенсорной дорожке («Гуси», «Мы проснулись», «Слушай и делай», «Цапля» и др.); в сухом бассейне («Брось шарики», «Кто дальше бросит шарик», «Найди мишку в море шариков», «Погреем ножки», «Поймай бабочку», «Поплаваем — поползаем», «Посчитаем шарики», «Сильные ножки», «Спрячем ручки» и др.);с ковриком «Топ-топ» («Догони колесико», «Найди свой домик», «По кочкам», «Строим башню» и др.); на коврике со следочками («Гуси», «Кошечки», «На носочках — на коленках», «Необычная прогулка» и др.); со шнуром «Перейди дорогу» («Друг за другом», «Нам весело шагать», «Идем по тропинке, дружно держась за веревочку» и др.);с игровым набором «Набрось кольцо» («Брось колечко», «Добеги до стойки и надень колечко», «Раз колечко, два колечко» и др.); с мячами(«Катим мячи вперед», «Кто быстрей», «Толкни ногами» и др.).
Ритмические упражнения. Содержание раздела аналогично содержанию, рекомендуемому для освоения во втором полугодии второго класса. Расширяется лишь набор игр и упражнений.
«Письмо» точек пальцем на манке или песке, фломастерами, маркерами на листе бумаги под ритмичные удары музыкальных инструментов или хлопки учителя.
«Письменные упражнения». «Письмо» точек: пальцем на манке или песке, насыпанным на поднос, в миску и т. п.; фломастерами, маркерами на листе бумаги.
Знакомство с извилистой линией.
«Письмо» линий (прямых и извилистых): пальцем на манке или песке, насыпанным в различные емкости; фломастерами, маркерами на листе бумаги.
Второе полугодие
Упражнения для развития тонкой моторики рук. Тренировочные упражнения на согласование движений и дыхания (на вдохе и выдохе). Упражнения на развитие двигательной подражательности и выполнение движений по образцу учителя и самостоятельно.
Игровые упражнения на развитие умения учащегося узнавать предметы тактильно и на основе зрительного восприятия: «Найди такой же предмет», «Подбери кукле такую же одежду и одень ее на прогулку», «Посади на клумбе вот такие цветы», «Составь узор», «У моей дочки красные туфельки. Подбери такие же перчатки, сумку, шляпку и бусы» и др.
Упражнения на развитие общей и ручной моторики на формирование праксиса позы (кинестетический фактор) (по образцу и словесной инструкции учителя).
Упражнения на совершенствование общей и ручной моторики, развитие динамической организации движений (кинетической фактор) при последовательном их выполнении. Тренировочные упражнения на переключение учащегося с одного действия на другое по образцу и словесной инструкции учителя.
Статические и динамические упражнения на развитие артикуляционной моторики и мимических движений учащегося, выполняемых по образцу и словесной инструкции учителя (на материале стихов, потешек и сказок, например, «Сказка о веселом язычке»). (Интеграция с логопедическими занятиями.)
Упражнения для кистей рук по образцу и словесной инструкции учителя: сжимание, разжимание, встряхивание и помахивание кистями с постепенным увеличением амплитуды движений в суставах и совершенствованием межанализаторного взаимодействия в работе зрительного, слухового и тактильного анализаторов.
Формирование кинетической основы движений пальцев рук в процессе выполнения последовательно организованных движений и конструктивного праксиса: тренировочные упражнения со строительным материалом, блоками Дьенеша, палочками, с природным материалом и бытовыми предметами-орудиями (мелкими, средними и крупными прищепками, с пинцетами, палочками для суши) и т. п.: «Выбери на ощупь предметы, похожие на шар», «Потрогай и скажи, что это», «Расскажем сказку» и др.
Игры с пальчиками. ( См.: Соколова Ю. Игры с пальчиками).
«Рисуночное письмо». Упражнения с трафаретами (вводится обводка по внешним трафаретам): обводка и штриховка простыми, цветными карандашами, шариковыми ручками.
Совместно с учащимся составление узоров из готовых элементов с чередованием по схеме АБАБ, ААББААББ, ЛАБААБ в квадрате, в круге, на полоске (бусы у тети, бусы на елке, веночек из васильков и одуванчиков, тарелка с упором, салфетка с узором).
Составление узора в полоске и в круге по подражанию действиям учителя и по образцу (лес — большие и маленькие елочки; улица — высокие и низкие дома; елочная гирлянда — шары разного цвета; сосульки на ветке разной формы и др.).
Тренировочные упражнения: рисование красками, фломастерами, карандашами, мелом без задания («что получилось») и по заданию предметов округлой и квадратной формы, состоящих из частей одинаковой формы, но разных по величине (в совместной деятельности с учителем и по подражанию его действиям).
Уточнение приемов рисования учащимися восковыми мелками картинок с сюрпризом: «Грибы», «Дерево», «Кошка», «Плавают уточки» и др. Выбор картинок, на которых иаображены соответствующие рисунки объектов.
Рисование предметов угловатой формы совместно с учителем и по подражанию его действиям («Окна в доме», Праздничная гирлянда из флажков квадратной и треугольной формы», «Цветные кубики в коробке»), а также предметов, в которых сочетаются круглая и прямоугольная формы(тележка, автобус): «Нарисуем большой и маленький апельсин» (краской, фломастером), «Нарисуем большой и маленький флажок» (карандашом, фломастером), «Наши ладошки», «Подбери по образцу», «Придумаем узор», «Скатаем большой и маленький ком», «Чего здесь не хватает?» и др.
Жестово-образные игры. Игры-импровизации, в которых учащиеся вместе с учителем выполняют действия в соответствии с содержанием коротких сказок, рассказов и стихов, отражающих тематику здоровья и здорового образа жизни, безопасного поведения, вежливого отношения людей друг к другу и т. п.
Игры с мячами, сенсорными ковриками и дорожками с передачей направления и динамики движения (см. второй класс, второе полугодие).
Импровизированные игры с движениями, в которых учащимся необходимо следовать речевой инструкции (аудиальное «чтение» движений).
Ритмические упражнения. Игра учащихся на различных детских и самодельных музыкальных инструментах (барабан, металлофон, треугольник, маракасы, шумовые ударные инструменты), в ходе, которой они движениями (мимическими и пантомимическими), подпеванием и пристукиванием ногой передают ритмическую картину звучания музыкального инструмента.
Ритмичные удары, выполняемые учащимися, с использованием самодельных музыкальных инструментов: ложки, трещотки, баночки с разными сыпучими материалами (крупой, песком), колокольчики и др. в одной тональности с учителем.
Музыкально-ритмические игры: «Ветерок-ветер», «Зайка скачет, чешет ушко» (умывается), «Кошка умывается, гуляет, царапается», «Мишки бегают», «Мишки и мышки», «Мишки ходят», «Мышки», «Петушок веселится», «Петушок ходит, клюет, машет крыльями», «Птичка летает», «Снежинки танцуют», а также хороводные игры, основанные на пестушках и закличках.
Совместное с учителем участие в дидактических музыкальных играх: «Громко и тихо», «Догадайся, кто поет», «Звуки шумовые и музыкальные», «Колобок», «Подбери инструмент к картинке» и др.
«Письмо» точек пальцем на манке или песке, фломастерами, маркерами на листе бумаги под ритмичные удары музыкальных инструментов или хлопки учителя.
«Письмо» горизонтальных и вертикальных линий пальцем на манке или песке, фломастерами, маркерами на листе бумаги, на грифельной доске мелом в определенном временном параметре — ритмичные удары (хлопки, удары по барабану, удары деревянным (музыкальным) молоточком по столу и т. п.
«Письменные упражнения». «Письмо» точек — различные техники (см. второй класс, второе полугодие).
Знакомство с «письмом» вертикальных линий (прямых н извилистых) с использованием различных техник.
«Письмо» на листе бумаги сначала горизонтальных (прямых и извилистых) линий, затем вертикальных (создание на листе бумаги клеток, ячеек).
«Письмо» горизонтальных линий по точкам, нанесенным учителем на лист бумаги.
«Письмо» линий по пунктирам на грифельной доске мелом.
Требование к уровню подготовки обучающегося.
Обучающейся должен уметь:
- устанавливать коммуникативный контакт с окружающими;
- воспринимать и понимать выразительные движения, естественные жесты, мимику и эмоциональное состояние человека;
- воспринимать и понимать символические средства: пиктограммы, карточки;
- понимать соотносящие и указательные жесты;
- контролировать и регулировать свои движения и действия в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями;
- обследовать предмет и выделять его формы;
- соотносить реальные объекты с его графическим изображением и в последующем его словесным обозначением;
- показывать изображения предметов в последовательном порядке (слева направо, в горизонтальном порядке);
- правильно пользоваться изобразительными средствами и приспособлениями: карандашами, красками, фломастерами, мелками, губкой для доски, подставкой для кисточки и т.д.;
- закрашивать изображение предмета с определённым контуром;
- располагать рисунок на листе бумаги, правильно ориентируясь в пространстве листа бумаги (вверх, вниз, посередине);
- проводить прямые, прерывистые, волнистые, закруглённые линии в разном расположении (вертикально, горизонтально) различными изобразительными средствами;
- пользоваться внутренними и внешними трафаретами;
- составление узора из магнитиков с помощью учителя.
Обучающейся должен знать:
- правила сидения за столом во время письма;
- название, назначение и приёмы использования изобразительных средств;
- название и содержание различных упражнений.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(Письмо)
для индивидуального обучения по адаптированной общеобразовательной программе
для обучающегося с ограниченными возможностями здоровья
№ п/п | Дата | Количество часов, отводимых на изучение темы | Тема урока |
8 ч | Упражнения для развития тонкой моторики рук | ||
1 | 1 | Тренировочные упражнения для кистей рук сопряжённо с педагогом с совершенствованием межанализаторного взаимодействия слухового и тактильного: сжимание, разжимание, встряхивание, помахивание. | |
2 | 1 | Артикуляционная гимнастика по подражанию («Крокодил» - широко открыть рот, «Весёлый Петрушка» - растянуть губы в улыбку, «Поцелуй Петрушку» - вытянуть губы трубочкой, «Дразнилка» - высунуть язык вперёд). | |
3-4 | 2 | Игровые упражнения на совершенствование навыков взаимодействия учащегося с предметами, игрушками: игры с пирамидками, кубиками. | |
5-6 | 2 | Упражнения на развитие двигательной подражательности: «Поймай бабочку», «Догони колёсико», «По ровненькой дорожке», «Поезд» | |
7-8 | 2 | Игровые упражнения на развитие умения учащегося узнавать предметы тактильно и на основе зрительного восприятия: «Найди такой же предмет», «Посади на клумбе вот такие цветы», «Составь узор»… | |
10 ч | «Рисуночное письмо» | ||
9-10 | 2 | Тренировочные упражнения: рисование красками, фломастером, карандашами, мелом без задания («что получилось») | |
11-12 | 2 | Рисование совместно с учащимся красками и губкой прямых линий: «Дорожка для машин», «Лучи солнца», «Тучи и капли дождя» | |
13-15 | 3 | Практические упражнения с трафаретами: обводка простыми карандашами по внутреннему контуру и штриховка. «Фрукты», «Осенние листочки» | |
16 | 1 | Рисование округлых форм (фломастером) «Цветные клубочки» | |
17 | 1 | Рисование с дорисовкой с опорой на образец «Воздушные шары» (карандашами) | |
18 | 1 | Рисование восковыми мелками волнистые линии: «Плыви, плыви кораблик» (дорисовка) | |
11 ч | Упражнения по развитию тонкой моторики | ||
19-20 | 2 | Игры с пальчиками: «Коза рогатая», «Киска, киска, брысь!», «Кружочки», «Замочек»…. | |
21-23 | 3 | Упражнения с природным материалом и предметами: «Наполняем банку желудями», «Сортируем шишки – еловые и сосновые по корзинкам», «Поиски киндер – сюрпризов в песочном ящике, «Складываем в пенал фломастеры», «Чашка и ложка на блюдце», «Выжимание губки». | |
24-25 | 2 | Формирование кинестетических основ движения пальцев рук в процессе выполнения последовательно организованных движений и конструктивного праксиса: игры с пирамидками, кубиками, матрёшками, конструктором «Лего». | |
26-27 | 2 | Артикуляционная гимнастика по подражанию («Крокодил» - широко открыть рот, «Весёлый Петрушка» - растянуть губы в улыбку, «Поцелуй Петрушку» - вытянуть губы трубочкой, «Дразнилка» - высунуть язык вперёд). | |
28-29 | 2 | Упражнения на развитие двигательной подражательности: «Поймай бабочку», «Догони колёсико», «По ровненькой дорожке», «Поезд» | |
10ч | «Рисуночное письмо» | ||
30-31 | 2 | Практические упражнения с трафаретами: обводка и штриховка цветными карандашами. «Овощи», «Форма» | |
32-33 | 2 | Рисование совместно с учащимся красками и губкой: «Ёлочка», «Новогодние шары» | |
34-36 | 3 | Рисование палочкой на магнитной доске прямых и округлых форм: «Дорожки», «Клубочки», «Пуговки» | |
37-39 | 3 | Рисование мелками на доске «Травка», «Солнышко», «Забор» | |
5 ч | Жестово – образные игры | ||
40-41 | 2 | Игры – импровизации, в которых учащийся выполняет действия в соответствии с содержанием сказок, стихов: «Разные дорожки», «Волшебный круг»… | |
42-44 | 3 | Игры с мячом, сенсорными ковриками и дорожками с передачей направления и динамики движения: «Прогулка с фонариком», «Перейди речку по камешкам», «Я несу ведро» | |
4 ч | Ритмические упражнения | ||
45-46 | 2 | Музыкально – ритмические игры: «Ветерок, ветерок», «Кошка умывается, гуляет, царапается», «Петушок ходит, клюёт, машет крыльями», «Птичка летает» | |
47-48 | 2 | Ритмичные удары с использованием самодельных музыкальных инструментов: шумовые баночки в одной тональности с учителем | |
3 ч | «Рисуночное письмо» | ||
49-51 | 2 | Составление узора на магнитной доске из готовых элементов с чередованием «Веночек из цветов», «Бусы для куклы» | |
52 | 1 | Рисование восковыми мелками картинок с сюрпризом: «Салют», «Шары» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по ознакомлению с окружающим миром, проведённого в 3 классе для обучающихся, имеющих нарушение слуха и имеющих умственную отсталость. Тема: Фрукты.
Цель: создать условия для расширения представлений о понятии «Фрукты»Коррекционно-образовательные задачи:Уточнить и расширить словарь по теме (фрукты, яблоко, груша, слива, собирать, убирать, сладкий,...

Конспект урока по математике, проведённого в 3 классе для обучающихся, имеющих нарушения слуха и имеющих умственную отсталость.
Тема: Решение простых задач на нахождение остатка.Цель: формирование умения решать простые задачи на нахождение остаткаЗадачи:...

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ 8 класса Индивидуальное обучение
Обучать ребенка с трудностями развития намного сложнее, чем нормально развивающегося. Однако именно педагогика решает проблему его социальной адаптации.Л.С. Выготский говорил о том, что неправоме...

КОНСПЕКТ К ОТКРЫТОМУ групповому ПСИХОКОРРЕКЦИОННОМУ ЗАНЯТИЮ «ЗИМНЕЕ ЧУДО» для обучающихся с ОВЗ (умственная отсталость, умеренная степень)
Описание занятия для детей с ОВЗ (умственная отсталость, умеренная степень)...
Методическая разработка.Рабочая программа по учебному предмету «Математика» учащегося 3 класса, находящегося на индивидуальном обучении, по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования (ЗПР)
Настоящая рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ №159...

Рабочая адаптированная коррекционно-психологическая программа по внеурочной деятельности «Психомоторика и развитие деятельности» для обучающихся с НОДА и тяжелой, глубокой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями в развитии
Рабочая программа является частью адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с ОВЗ. Программа составлена в соответствии...