Многозначные слова 3 класс УМК Школа России
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Жигала Светлана Ивановна

 Урок по русскому языку , 1 четверть. Тема урока Многозначные слова. Применяется Сингапурская методика Конерс в закреплении материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок Многозначные слова367.29 КБ

Предварительный просмотр:

https://1.bp.blogspot.com/-1Zi5YMMV2C4/Xs4gCbFJU1I/AAAAAAAATZY/yGci4U5X-40C3SergmKEawmqnfUgSJ2mQCLcBGAsYHQ/s640/1.jpg

Тема: Многозначные слова.

Цель урока: организация совместной деятельности учащихся с целью знакомства с понятиями  многозначные слова».

Задачи урока:

Предметные:

·       создать условия для формирования  представлений детей о многозначных словах и особенностях их лексического значения;

·       способствовать формированию речевой культуры, правильности употребления многозначных слов в речи;

·       обеспечить усвоения учащимися умения работать с толковым словарём;

·       помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость материала.

Метапредметные:

·       познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию;

·       коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

·       регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия.

    Личностные:

·       формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Ход урока.

I.Организационный момент.

Ребята,  наш урок я начну  с отрывка стихотворения Семена Данилова «Мой русский язык».

 «Я ко всем наукам ключ имею.
Я со всей вселенною знаком.
Это потому, что я владею
Русским всеохватным  языком».

- Ребята, скажите, что значит владеть русским языком?

(Правильно и красиво говорить, …)

-Правильно.

А еще правильно и красиво писать.
А для этого проведем минутку каллиграфии.

II.Актуализация знаний.

1.Минутка чистописания.

- Для того, чтобы красиво написать, давайте разбудим свои пальчики. Массаж пальцев.

-Карандаш я покачу
Вправо-влево – как хочу.
Добывание огня.
Положи карандаш на одну ладошку, прикрой её другой. Прокатывай карандаш между ладонями сначала медленно, а потом быстрее, от кончиков пальцев к запястьям

Открываем рабочие тетради и проговариваем стихотворение — Помощник:

Я тетрадь свою открою и наклонно положу,
Я, друзья, от Вас не скрою, ручку правильно держу,
Сяду ровно не согнусь, за работу я возьмусь!
(Обратить внимание на правильность посадки).

-Напишите сегодняшнее число.

Найдите одинаковый звук в словах

Капуста, палка, лук.

- Какая буква обозначает этот звук на письме?

- Спишите с доски, продолжив закономерность

Кк // кк /кл/ км/кв

2.- Прочитайте пословицу.

 Объясните смысл. Спишите.

Глаза боятся, а руки делают.

-Составьте предложение со словом лук. У вас получилось разное значение слова лук . Посмотрите мультфильм и подумайте почему так получилось?

III.Самоопределение к деятельности.

Показ мультфильма « Многозначные слова» по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=3dUnBz_0rKU  ( отрывок)

- Почему зверята  не выполнили задание т. Тани? (Думали  о разных вещах.)

- Какое значение имеет слово лук? (Овощ, оружие)

-Что они не знали?      (Лексического значения  слова)                                                                                       

   - СДЕЛАЕМ ВЫВОД: сколько значений у слова лук? (много)                              

 - Как называются такие слова, у которых много значений?  (МНОГОЗНАЧНЫЕ)  -

https://1.bp.blogspot.com/-2m2vsJ_Iv8k/Xs4gDv0Li9I/AAAAAAAATZs/f2Rhyqh5-eIVOie8LB2HqckGznzkjpE9QCLcBGAsYHQ/s320/2.jpg

 - Сформулируйте тему урока. (Многозначные слова.)

- Какую цель поставим перед собой? (Учиться правильно использовать многозначные слова в своей речи.)

Что мы должны узнать на уроке?

1.     Что такое «лексика»?

2.     Сколько лексических значений имеет слово?

     3.  Как определить лексическое значение слов?

     4.  Какие слова называются многозначными?

https://1.bp.blogspot.com/-oEP4dt06PlQ/Xs4gFURwgGI/AAAAAAAATaI/Eo4G_nKG4n4RZ7rFf4OWHcRnUT8ytF0jgCLcBGAsYHQ/s320/3.jpg

IV/Работа по теме урока.

-Тема хотя и новая, но вам очень хорошо знакома. Для того чтобы общаться, передавать друг другу мысли, чувства необходимы слова. Чтобы понимать собеседника в обычном разговоре, достаточно 4-5 тыс. слов. Но и этого мало. Чем больше слов и их значений знает и умеет использовать в речи человек, тем точнее он может выражать свои мысли, тем он интереснее. Я думаю, что каждый из вас хочет быть интересным собеседником и человеком. Поэтому я думаю, что каждый из вас справится со всеми заданиями на уроке.

https://1.bp.blogspot.com/-ewvflmcvePM/Xs4gDzgkAoI/AAAAAAAATZw/Dwil-rgoahcHYYBvNL16m8dtDA6QuvX1QCLcBGAsYHQ/s320/4.jpg

-  Ребята, откуда , вы, можете  узнать что такое лексика ?  Из толкового словаря.  ПОКАЗ СЛОВАРЕЙ.

В нашем учебнике на с. 152 есть тоже небольшой толковый словарь.

(Работа в парах.)

—  Пользуясь толковым словарём, разделите слова на две группы и запишите в тетрадь: 1) однозначные; 2) многозначные.

Верста, гимн, журавль, коллектив, мышь, простокваша.

 Опрос двух пар  и проверка: 

Верста                         гимн

Коллектив                  журавль

Простокваша              мышь

https://1.bp.blogspot.com/-feMRH_Rmg6M/Xs4gEW1lf-I/AAAAAAAATZ0/qvPtyKU2yOgwZqqUXwwKKY96baSbbLkTQCLcBGAsYHQ/s320/5.jpg

Оценить работу в группах ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ №1.

 V. Проектная деятельность.

А теперь предлагаю, вам, стать исследователями и самим разобраться что же такое многозначные слова.

Предлагаю принять участие в проекте.

Показать свое умение определять лексическое значение слова, отличать однозначные и многозначные слова, правильно использовать многозначные  слова в речи.

https://1.bp.blogspot.com/-iEyytQ64TGA/Xs4gFx81DTI/AAAAAAAATaM/iB-WyipcViMHsUddTwxvAq64Ne_vD2hGACLcBGAsYHQ/s320/6.jpg

      1.     Работа в группе  

Прочитать задание.

Выполнить задание.

Подготовить отчёт по плану.

Сделать отчёт.

Задание:

1.     Объясните значение слова.

2.     Найдите  слово в толковом словаре.

3.     Многозначное это слово или нет? Докажите правильность своего ответа.

4.     Составьте предложения, употребив различные значения слова.

5.     Какие слова называются многозначными?

6.     Докажите правильность своего ответа.

7.     Подготовьте отчёт о работе по плану.

Слова для групп:

Группа № 1 «КОРЗИНА»

Группа №2 «КОРЕНЬ»

Группа № 3 «КОЛОКОЛЬЧИК»

Группа № 4 «КОСА»

Группа № 5 «КЛЮЧ»

Группа № 6 «КИСТЬ»

План отчёта группы:

1.     Мы работали со  словом (назвать слово).

2.     Это слово имеет____значений. Перечислить.

3.     Это слово многозначное (однозначное), потому что_____________________.

4.     Мы составили следующие предложения_______________________________.

      Вывод: Многозначными называются слова   ________________.





 

Проверка по слайдам:

https://1.bp.blogspot.com/-kgs3OY16G5E/Xs4gCfRcaXI/AAAAAAAATaQ/UnBY0WrCvrsl16AuVRP1BzmBuKvRla-hwCPcBGAYYCw/s200/12.jpghttps://1.bp.blogspot.com/-wEmiH49sHBE/Xs4gCjfms5I/AAAAAAAATaU/ZCBSoIW8ES4-L8Q-tqLvSg0Q3wu1M_eFgCPcBGAYYCw/s200/13.jpg

    https://1.bp.blogspot.com/-F6czRm8A3gY/Xs4gEtsfNRI/AAAAAAAATag/lcwsmNWdLok4zRVEUJPOaicdId1eSAl9ACPcBGAYYCw/s200/8.jpghttps://1.bp.blogspot.com/-dU510DCYNNg/Xs4gETVV6nI/AAAAAAAATag/jm4XtJS1fbw-Iy8CT97lcvC6z4CM7x2nwCPcBGAYYCw/s200/7.jpg

   https://1.bp.blogspot.com/-VAZKr1-YhAE/Xs4gFKwtjNI/AAAAAAAATaY/WWyAks4eH4sfP1OorJdjdQw7Yp0U08SvACPcBGAYYCw/s200/10.jpghttps://1.bp.blogspot.com/-hF4rZXCDMUM/Xs4gFFfBuHI/AAAAAAAATac/v4hniMvDr_MPCvXPvI7mFgRWxoWLwo11wCPcBGAYYCw/s200/14.jpg

Отчёт групп - проверка выполнения задания.

Оцените свою работу в оценочных листах №2

https://1.bp.blogspot.com/-pVHdcOl-v2c/Xs4gDEx91QI/AAAAAAAATZk/3RJDVVDw4XMpHndGbPFtC_q4lqQVojh5gCLcBGAsYHQ/s320/15.jpg

Общий вывод по проекту. 

VI. Закрепление изученного материала.

Сингапурская методика «Конэрс».

 

-А сейчас посмотрите в четыре угла класса. каждый угол имеет свое название. Выберите из предложенных углов тот, к которому вы смогли подобрать многозначное слово. Напишите название в тетради того угла, который , вы, выбрали.( УГЛЫ: ДЕЙСТВИЕ, ПРЕДМЕТ,ОПИСАНИЕ, ЦВЕТ).

- подойдите к выбранному углу, найдите себе партнера , но не соседа по парте. Обсудите с напарником почему вы выбрали этот угол и приведите общий  пример многозначного слова, указав его значения.

https://1.bp.blogspot.com/-n_g_btHzUmY/Xs4gDruDSrI/AAAAAAAATZo/z_3-Y14vDMIh0bDAPz_B_1rkYH7gE26MgCLcBGAsYHQ/s320/16.jpg

VII. Рефлексия с применением интерактивного листа https://docs.google.com/drawings/d/1WD4qQeeYkSnxHXdceN-dnTPW0NNpaGt6iCfQPFmMYwc/edit

 

VIII. Д/з.  По выбору: найти и написать 2-3 пословицы в которых используются многозначные слова или написать 2-3 предложения с многозначными словами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 3 класс Однозначные и многозначные слова (УМК "Школа России")

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО. В уроке использованы разные педагогические технологии: здоровьесберегающие, технологии активного обучения, сотрудничества, невербальные и эврист...

Урок русского языка 3 класс Однозначные и многозначные слова (УМК "Школа России")

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО. На уроке использованы разные технологии формы и методы работы....

План-конспект урока по русскому языку на тему: "Многозначные слова. Использование многозначных слов в речи".

Автор: учитель начальных классов МБОУ "СШ № 34" Афлятунова Кристина Александровна, ХМАО-Югра, г.НижневартовскОписание материала: Предлагаю вам конспект урока по программе "Начальная шко...

Конспект урока по русскому языку "Что такое однозначные и многозначные слова?" (2 класс, Школа России)

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема урока: «Что такое многозначные и однозначные слова?»Цели деятельности учителя:-Формирование понятия об однозначных и многозначных словах;-Формирование уме...

Конспект урока по русскому языку на тему "Прямое и переносное значение многозначных слов" (УМК Школа России, 2 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление с особенностями прямым и переносным значением слов, формирования умения объяснять переносное значение слов. Планируемые результаты: Предметные:...

Конспект урока русского языка с презентацией в 3 классе "Лексическое значение слов. Многозначные слова" программа "Школа России"

Урок русского языка в 3 классе.Тема: Лексическое значение слов. Многозначные и однозначные слова.Цель: Систематизировать знания о многозначных и однозначных словах. Формировать умение распознавать мно...