Конспект по русскому языку по теме "Связь имени прилагательного с именем существительным", 2 класс.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Данная методическая разработка представляет собой технологическую карту урока по русскому языку 2 класс по программе «Школа России» тема «Связь имени прилагательного с именем существительным». Карта составлена с учетом ФГОС второго поколения. При разработке урока учитывались возрастные особенности детей младших классов.Технологическая карта разработана в помощь подготовки к уроку русского языка во 2 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svyaz_imeni_prilagatelnogo_s_imenem_sushchestvitelnym.docx | 66.1 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Ф.И.О. Царева Анжела Ивановна.
Предмет: русский язык.
Класс: 2
Тема урока: «Связь имени прилагательного с именем существительным».
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении темы «Связь имени прилагательного с именем существительным».
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность Обучающихся | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные (П, Р, К) | Личностные | ||||
| Словесный (диалог) Наглядный (демонстрация высказывания К.Г Паустовского на слайде) | Приветствует обучающихся. Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего настроения, присаживайтесь! Настраивает обучающихся на работу с помощью высказывания К.Г Паустовского. Ребята, родной язык имеет большое значение в жизни каждого человека. Для нас это русский язык. Известный русский писатель К.Г.Паустовский говорил: «По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и его гражданской ценности». Задает вопросы на понимание высказывания. Как вы понимаете слова К.Г Паустовского? Как же мы можем на уроке выразить своё отношение к родному языку? Открываем тетради, записываем число, классная работа. | Приветствуют учителя, улыбаются друг другу, присаживаются за парты. Настраиваются на работу. Отвечают на вопросы. | К: владеть диалогической формой речи. | ||
| Словесный (беседа) Частично - поисковый | Организует работу с «Орфографическим словариком» П.А. Грушникова. Мы на каждых уроках неоднократно говорили, что пища помогает нам сохранить здоровье. Давайте найдём в словаре названия полезных продуктов, в которых есть буква К и запишем их. Организует работу с выписанными словами. Определите часть речи слов, которые вы записали. Что такое имя существительное? От данных существительных образуйте прилагательные. Какие прилагательные у вас получились? Назовите их с вопросом. Запишите их с подходящими по смыслу именами существительными. Как вы будете их подбирать? На что вы будете опираться? Подчеркните прилагательные волнистой линией. Обозначьте непроверяемую безударную гласную. Составьте из двух любых словосочетаний распространённые предложения. Организует проверку выполненного задания. Назовите непроверяемые безударные гласные, которые вы подчеркнули. Кто желает прочитать получившиеся предложения? | Находят заданные слова в орфографическом словаре, выписывают их. яблоко, молоко. Отвечают на вопросы. Имя существительное. Имя существительное – это часть речи, обозначает предметы, отвечает на вопросы кто? и что? Образовывают от данных существительных прилагательные. Называют полученные имена прилагательные с вопросом. Записывают прилагательные с подходящими по смыслу существительными. Морковный торт Яблочный сок Молочный коктейль Подчеркивают прилагательные волнистой линией, обозначают безударную гласную. Составляют два предложения. Выполняют проверку, зачитывают предложения, называют непроверяемые гласные. | Подбирать примеры имён прилагательных к существительным и наоборот; | Р:принимать и сохранять учебную задачу; П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием словарей, проводить классификацию по заданным критериям, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. К: владеть диалогической формой речи; П: осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации, проводить классификацию по заданным критериям; П:осуществлять синтез как составление целого из частей; Р: осуществлять итоговый контроль по результату; | |
| Словесный (беседа) | Задает вопросы. Что нам помогло подобрать нужные слова? Какие именно знания вам пригодились? Образованные вами прилагательные обозначают предметы? Действия предметов? Как подбирать к прилагательным существительные? Что можно сказать о существительном и прилагательном? Можно ли их назвать друзьями? Почему? Как вы думаете, чему мы будем сегодня учиться? Предлагает назвать тему урока. Предположите, какая у нас сегодня будет тема. | Отвечают на вопросы. Жизненный опыт, уже имеющиеся знания. Знания об имени прилагательном, существительном. Нет. Признаки предметов. Мы будем устанавливать связь имени прилагательного с именем существительным. Называют тему урока. Связь имени прилагательного с именем существительным. | Объяснять связь имени прилагательного с именем существительным; | К: владеть диалогической формой речи. | учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. |
| Словесный (беседа) | Предлагает назвать цель и задачи урока. Какова же цель нашего урока? Какие задачи нам необходимо решить в ходе урока? | Формулируют цель и задачи урока. Учиться устанавливать связь между прилагательным и существительным Учиться правильно, ставить вопросы от существительного к прилагательному. | учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. | ||
| Словесный (беседа) Частично – поисковый (работа с учебником) Наглядный (демонстрация на слайде) Практический (упражнение) | Организует работу на подбор, походящих по смыслу существительных. Я буду называть слова, а вы подбирать подходящие по смыслу слова – существительные и записывать в тетради на следующей строке с красной строки. Например, маленький, колючий…. Серый, хищный, глупый… Рыжая, хитрая, ловкая… Косой, слабый, трусливый… Сухое, свежее, душистое…
Солнечный, весёлый… Организует самопроверку по эталону. Проверьте по образцу. Серый, хищный, глупый волк. Рыжая, хитрая, ловкая лиса. Косой, слабый, трусливый заяц. Сухое, свежее, душистое мыло. Солнечный, весёлый день. Задает вопросы по проделанной работе. Как называются части речи, из которых составлены словосочетания? Почему вы догадались, о ком или о чём идёт речь? Какие вопросы можно поставить от имён существительных к именам прилагательным? Сделайте вывод: связаны ли и как связаны между собой имена существительные и имена прилагательные? Какую роль играют прилагательные в нашей речи? Докажите. Укажите в тетрадях стрелками связь между существительными и прилагательными, напишите над стрелками вопросы. Поставьте крестик над существительным, к которому относиться прилагательное и напишите вопрос. Предлагает прочитать информацию на «Страничке для любознательных» на с. 88 в учебнике. Откройте учебники на с. 88. Прочитайте информацию на «Страничке для любознательных». Задает вопросы по прочитанному. Почему прилагательное получило такое название? Какую работу выполняет в нашей речи? Какие признаки могут обозначать имена прилагательные? | Подбирают подходящие по смыслу существительные и записывают в тетради. Еж. Серый, хищный, глупый волк. Рыжая, хитрая, ловкая лиса. Косой, слабый, трусливый заяц. Сухое, свежее, душистое мыло. Солнечный, весёлый день. Проверяют по образцу. Отвечают на вопросы. Имена существительные и имена прилагательные. Были названы признаки предметов. Какой? Какая? Какое? Прилагательное всегда относится к существительному, т.к. обозначает признак предмета. От существительного к прилагательному можно поставить вопрос. Прилагательные помогают описать предмет, делают нашу речь более красивой, точной, яркой и выразительной. Указывают связь между именем существительным и прилагательным. Открывают учебники на с. 88, читают информацию. Отвечают на вопросы. Потому что имя прилагательное связано с именем существительным, как бы «прилагается» к нему. Прилагательные помогают описать предмет, делают нашу речь более красивой, яркой. Имена прилагательные могут обозначать различные признаки: цвет, форму, вкус, размер, запах, внутренние качества людей и животных, внешние качества человека. | подбирать примеры имён существительных к именам прилагательным; устанавливать связь между прилагательным и существительным в предложении и словосочетании. объяснять значение и употребление в речи имён прилагательных; ставить вопросы от имён существительных к именам прилагательным; объяснять значение и употребление в речи имён прилагательных. | Р: планировать свои действия в соответствии поставленной задачей и условиями её реализации; П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; Р: осуществлять итоговый контроль по результату; К: владеть диалогической формой речи; К: владеть диалогической формой речи; | учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. |
| Словесный (беседа); Практический (упражнение) | Организует работу по учебнику на с. 89, упр. 153. Прочитайте задание. 1.Белая корзинка, Золотое донце, В ней лежит росинка И сверкает солнце. 2.Стоят в поле Сестрички – Жёлтый глазок, Белые реснички. 3.Нарядные платьица, Жёлтые брошки, Ни пятнышка нет На красивой одёжке. Задает вопросы по загадкам. Молодцы! Все загадки отгаданы. Какая загадка вам больше всего понравилась? Чем? Найдите в каждой загадке имена прилагательные. Какие из них повторяются? Если бы не было имён прилагательных, вы бы смогли отгадать загадки? Для чего нужны прилагательные в речи? Организует работу на запись имен прилагательных с именами существительными. Вам нужно выписать из загадок имена прилагательные к данным именам существительным. Первый пример, мы разберём вместе, чтобы вы поняли, как выполнять это задание, а остальные вы выполните самостоятельно. Реснички (какие?) белые. Организует проверку выполненного задания. Давайте проверим правильность выполнения этого упражнения. Обменяйтесь тетрадями. Возьмите в руки простой карандаш. корзинка (какая?) белая, донце (какое?) золотое, глазок (какой?) жёлтый, платьица (какие ?) нарядные, брошки (какие?) жёлтые. Кто написал без ошибок, на полях поставьте + У кого 1 ошибка, поставьте + и -, у кого больше 1 ставите –. Организует чтение графы «Обратите внимание» На стр. 89 есть графа «Обратите внимание». Давайте прочитаем, что хочет до нас донести автор. Организует обсуждение прочитанного. На какие вопросы может отвечать имя прилагательное? Скажите, вопрос задаётся от какой части речи? Обратите внимание, что окончание и в вопросе и в прилагательном одинаковое. | Читают задание, отгадывают загадки. Ромашка. Ромашка. Ромашка. Отвечают на вопросы.
Белая, золотое, жёлтый, белые, нарядные, жёлтые, красивой. Белая, жёлтый. Нет. Помогают описать предмет. Выписывают из загадок имена прилагательные к именам существительным. Оценивают правильность выполненного задания. Читают графу «Обратите внимание». Отвечают на вопросы. Какой? Какая? Какое? Какие? Какого? Какому? Каким? и т.д От имени существительного. |
объяснять значение и употребление в речи имён прилагательных; ставить вопросы от имён существительных к именам прилагательным; | П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; К: владеть диалогической формой речи; П: осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации; Р: осуществлять итоговый контроль по результату; К: владеть диалогической формой речи; | учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. |
| Практический Метод контроля (самооценка) | Организует самостоятельную работу в паре. Из существительных второго столбика образуйте прилагательные. Запишите получившиеся словосочетания. Тишина Ночь Ветер Весна Озеро Лес Одеяло Пух Еда Вкус Куст Чай Организует проверку выполненного задания. Тишина какая? ночная Ветер какой? весенний Озеро какое? лесное Одеяло какое? пуховое Еда какая? вкусная Куст какой? чайный | Выполняют самостоятельную работу в паре. Проверяют правильность выполненного задания. | ставить вопросы от имён существительных к именам прилагательным; | К: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; Р: осуществлять итоговый контроль по результату; | |
| Частично - посиковый (работа со «Словариком синонимов и антонимов» М. Р. Львова.) | Организует работу со «Словариком синонимов и антонимов» М. Р. Львова на сравнение двух предметов. Сейчас мы с вами поработает со словарем, который лежит у вас на парте. Прочитайте, как он называется? Пользуясь этим словарем, мы сравним два предмета по одному признаку. Поэтому мы будем работать со второй частью словарика, где находятся антонимы. Алгоритм: По цвету: уголь (какой?) чёрный, а мел (какой?) белый. По размеру: арбуз (какой?) ……..., а яблоко (какое?) ……… По вкусу: перец (какой?) ……..., а сахар (какой?)… ……… По высоте: Дерево (какое?)…….., а кустик (какой?) .......... . По ширине: река (какая?) …….., а ручей (какой?)………… По весу: камень (какой?) ………, а пушинка (какая?)………. По смелости: заяц (какой?) ……….., а тигр (какой?)………. В каждом предложении подчеркните слова, обозначающие признаки предметов. | Выполняют работу со словарем на сравнение двух предметов. «Словарик синонимов и антонимов» М. Р. Львова. По размеру: арбуз (какой?) большой, а яблоко (какое?) маленькое. По вкусу: перец (какой?) горький, а сахар (какой?) сладкий. По высоте: Дерево (какое?) высокое, а кустик (какой?) низкий. По ширине: река (какая?) широкая, а ручей (какой?) узкий. По весу: камень (какой?) тяжелый, а пушинка (какая?) легкая. По смелости: заяц (какой?) трусливый, а тигр (какой?) храбрый. Подчеркивают имена прилагательные. | подбирать примеры имён существительных к именам прилагательным; | П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, проводить сравнение по заданным критериям, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников. | |
| Словесный (беседа) | Организует обобщение урока, задает вопросы. Что мы повторили на уроке? Что такое имя существительное? А что мы называем именем прилагательным? Что нового вы узнали об имени прилагательном? Достигли ли мы цели урока? Организует рефлексию учебной деятельности обучающихся. Расскажите по схеме, чему научились на уроке. Я узнал(а)……. Мне понравилось….. У меня не получилось… Новые знания мне пригодятся… Спасибо вам за урок, до свидания! | Отвечают на вопросы. Что такое имя прилагательное и имя существительное. Имя существительное – это часть речи, обозначает предметы, отвечает на вопросы кто? и что? Имя прилагательное - это часть речи, обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? Узнали о связи имени прилагательного с именем существительным. Да. Оценивают свою деятельность на уроке. | объяснять, что такое прилагательные – синонимы и прилагательные – антонимы. | К: владеть диалогической формой речи; П: обобщать; Р: осуществлять самооценку деятельности. | способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
.
Самоанализ урока. Русский язык. Тема: «Связь имени прилагательного с именем существительным».
Данная тема «Связь имени прилагательного с именем существительным» располагается в разделе «Части речи». Структура подразумевает этапы урока «открытия» нового знания. На данном уроке обучающиеся, основываясь на ранее приобретенных знаниях об именах существительных и именах прилагательных, устанавливают связь между ними. Результаты, которые достигнут обучающиеся при проведении данного урока: научатся объяснять связь имени прилагательного и имени существительного, значение употребления в речи имен прилагательных, ставить вопросы от имен существительных к именам прилагательным, подбирать примеры имен прилагательных к именам существительным и наоборот.
На первом этапе предлагается настроиться на работу после прочтения высказывания К.Г Паустовского, после чего, обучающиеся должны выявить значение русского языка в нашей жизни.
Повторить знания об имени существительном и имени прилагательном обучающимся предлагается через работу с Орфографическим словарём. Необходимо найти слова, в которых присутствовала бы буква К на тему «Полезные продукты». Данный прием формирует познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием словарей, проводить классификацию по заданным критериям, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. После чего, обучающиеся говорят, что все найденные слова – это имена существительные. Идет актуализация об этой части речи. Чтобы вспомнить, что такое имя прилагательное, обучающимся предлагается образовать от найденных в словаре имен существительных имена прилагательные и записать их с подходящими именами существительными.
На этапе выявления причины и места затруднения перед ребятами поставлены проблемные вопросы, которые помогут выйти на тему урока, а дальше будут проговорены цели и задачи на этапе построения выхода из затруднения.
На этапе реализации построенного проекта организуется работа на подбор подходящих по смыслу существительных к именам прилагательными. Из данной работы делается вывод, что имена прилагательные связаны с именами существительными. Подтверждается вывод при чтении информации на «Страничке для любознательных» в учебнике.
Для закрепления материала были подобраны задания, которые помогут обучающимся отработать полученные знания о связи имени прилагательного с именем существительным.
Самостоятельная работа подразумевает собой работу в паре, где обучающиеся должны будут из существительных второго столбика образовать имена прилагательные и составить словосочетания с полученными словами и словами из первого столбика. Работа в парах на уроке служит для объединения усилий учащихся для достижения целей урока, для создания условий взаимопомощи, совершенствования коммуникативных навыков.
На этапе включения в систему знаний и повторений предлагается работа на сравнение двух предметов по одному признаку с использованием «Словарика синонимов и антонимов» М.Р Львова. Формируемые познавательные УУД: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, проводить сравнение по заданным критериям, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников.
Все содержание урока полностью соответствует заявленной теме и современным дидактическим требованиям. Заявленные в начале урока цель и задачи реализуются в полном объеме. Организованная на протяжении урока работа приведет школьников к единому результату. Достижению цели поспособствуют следующие методы: практический, словесный, наглядный, метод контроля. Изучаемый материал подается поэтапно, от простого к сложному. Виды речевой деятельности учащихся на уроке разнообразны: слушание, диалог, письмо. Характер упражнений достаточной степени сложности. Задания рассчитаны на обучающихся, имеющих средний уровень развития. На протяжении всего урока организовано диалогическое общение с обучающимися. У школьников появляется возможность свободно выражать свое мнение, не опасаясь критики со стороны учителя. Можно сделать вывод, что выбранная мною форма проведения урока позволяет организовать равноправное общение, создать благоприятный психологический климат и атмосферу сотрудничества.
В течение всего урока осуществлялся контроль знаний, умений и навыков обучающихся. Контроль усвоения знаний не был выделен в отдельный этап урока и проходил на протяжении всего урока. Осуществлялся самоконтроль со стороны обучающихся. Обучающимся была дана возможность самостоятельно оценивать свою работу на уроке.
Время, отведенное на каждый этап урока, распределено рационально. Сочетание избранных форм работы на уроке (индивидуальная, фронтальная, парная) эффективное и целесообразное.
Заявленные цели и задачи находят отражение в каждом этапе урока. Прослеживается взаимосвязь всех этапов (наличие выводов после каждого этапа и итог в конце урока), что способствует обеспечению целостности и завершенности занятия.
Данная технологическая карта составлена с учетом с ФГОС второго поколения, соблюдена предметная компетентность, прослеживаются метапредметные связи, уделено внимание рефлексии педагогической деятельности, наглядно продемонстрирована совместная учительская и ученическая деятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме: "Обобщение знаний об именах прилагательных".
Предлагаю Вашему вниманию конспект урока русского языка по теме: "Обобщение знаний об именах прилагательных"....
Конспект урока русского языка по теме "Обобщение знаний об именах прилагательных и именах существительных" 3 класс
План урока.I.Организационный момент.Начинается урок. Он пройдет, ребята, впрок. Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давать, Чтоб за работу получать Только лишь оценку...
Конспект урока русского языка по теме: Роль прилагательных в предложении 3 класс
Технологическая карта урокаПредмет: русский языкКласс: 3аТема урока: «Роль прилагательных в тексте»Цели урока: познакомить детей с ролью прилагательных в тексте; дать представление о тексте-описании.П...
Конспект урока русского языка по теме: «Большая буква в именах и фамилиях людей» 1 класс УМК " Школа России".
План-конспект урока русского языка по теме " Большая буква в именах и фамилиях людей" Умк " Школа России" включает в себя игровую форму работы, а также сведения из ономастики...
Конспект урока русского языка на тему: "Обобщение знаний об имени прилагательном." 3 класс
Конспект уркоа по русскому языку....
Конспект урока русского языка. Тема: «Изменение имён прилагательных по падежам» 3 класс (УМК Школа России)
Тема урока: «Изменение имён прилагательных по падежам»Цели урока: формировать умения определять падеж имён прилагательных, правильно писать падежные окончания прилагательных.Планируе...
Конспект урока русского языка на тему "Обобщение знаний об имени прилагательном"
Тип урока по ФГОС - урок комплексного применения знаний. Данный конспект урока русского языка можно использовать в конце изучения данной темы, для повторения и обобщения всех изученных вопросов об име...