АООП 7.1 по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (3 класс)
Предварительный просмотр:
2019-2020 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адресат:Семенов Роман
Дата рождения: ___________ г.р.
Группа: задержка психического развития (вариант 7.1)
Рекомендации ТПМПК: адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1); очная форма обучения, полный день; занятия с психологом, логопедом; осуществление коррекционно-развивающей работы и психолого-педагогической помощи.
Дата обследования: __________ г.
Адаптированная рабочая программа по русскому языку составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (п.22 ст.2;ч.1, 5 ст.12; ч.7 ст.28; ст.30; п.5 ч.3 ст.47; п.1 ч.1 ст.48);
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373;
- Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с ОВЗ;
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития;
- Федеральный перечень учебников;
- Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся МКОУ «МПГ г.Лагани» с задержкой психического развития;
- Учебный план МКОУ «МПГ г.Лагани» на 2019-2020 учебный год;
- Положение об адаптированной рабочей программе МКОУ «МПГ г.Лагани»;
- Авторская программа «Русский язык». Предметная линия учебников системы «Школа России» В. П. Канакиной, В.Г. Горецкого; методического пособия с поурочными разработками. 3 класс в 2 частях В. П. Канакиной.
Актуальность изучения учебного курса, предмета
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка» (К. Д. Ушинский).
Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Цели и задачи изучения учебного курса, предмета
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление обучающихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления обучающихся;
• формирование коммуникативной компетенции обучающихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Общая характеристика курса, предмета
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:
— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
— развитие коммуникативных умений;
— развитие нравственных и эстетических чувств;
— развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму
После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:
• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
• орфография и пунктуация;
• развитие речи.
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки обучающихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.
Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень обучающихся.
Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Обучающиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.
Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).
Знакомясь с единицами языка разных уровней, обучающиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком — его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур — формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.
Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.
Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение обучающихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.
Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.
Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.
Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.
Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.
Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению обучающихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения
Контроль и оценивание осуществляется в соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МКОУ «МПГ г.Лагани» и Положением о нормах оценки знаний, умений и навыков обучающихся по учебным предметам в МКОУ «МПГ г.Лагани».
Коррекционная работа
Программа коррекционной работы предусматривает индивидуализацию специального сопровождения обучающегося с ЗПР. Содержание программы коррекционной работы для обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК.
При организации обучения предмету с ребёнком с ОВЗ, учитываются методические рекомендации, которые даются для преподавания в общеобразовательных классах. Однако для успешного усвоения материала учащимися необходимо учитывать их характерные особенности и соблюдать определенные принципы и требования при проведении уроков.
Характерными особенностями учащихся с ОВЗ являются:
- недостаточно развитое произвольное внимание, особенно такое его свойство, как устойчивость, поэтому во время урока учащиеся часто отвлекаются от выполняемой работы или вообще не включаются в неё;
- сниженный объём слухоречевого запоминания, т.е. дети затрудняются запоминать материал на слух;
- слабо развитое мышление, в результате чего учащиеся не могут выполнить многие мыслительные операции;
- медленный темп работы, повышенная утомляемость, на фоне которой у них могут возникать либо отказ от деятельности, либо двигательная расторможенность;
- неумение самостоятельно регулировать свою деятельность и поведение (необходим внешний контроль со стороны).
Всё это учитывается при организации и проведении уроков.
Ввиду психологических особенностей детей с ОВЗ, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления и отражается в структуре каждого урока:
- совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики;
- коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени;
- развитие различных видов мышления: наглядно-образного мышления; словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями);
- развитие основных мыслительных операций: умения сравнивать, анализировать; умения выделять сходство и различие понятий; умения работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умения планировать деятельность;
- коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике;
- коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка;
- расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Формы и методы коррекционной работы
Направление коррекционно-развивающей работы и психолого-педагогической помощи в соответствии с индивидуальными рекомендациями ТПМПК:
- адаптация содержания учебного материала, от простого к сложному, выделение в каждой теме базового материала, подлежащего закреплению, дифференцировка заданий взаимосвязи от коррекционных задач;
- помощь в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизации учебной деятельности по анализу и устранению типичных ошибок и пр.);
- дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности;
- стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду и др.);
- формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов;
- совершенствование навыка письма (развитие навыка работы по заданному образцу; актуализация и закрепление навыка звукобуквенного анализа слова; зрительно-слуховые диктанты);
- совершенствование навыка чтения (дифференциация по начертанию букв; составление из предложенных букв; чтение предложений иллюстрированных изображением; составление предложений из слов; графические диктанты);
- развитие слухового внимания и памяти;
- совершенствование различных видов мышления; развитие наглядно-образного мышления; развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями);
- развитие умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: ориентироваться в задании, планировать предстоящую работу, выполнять ее в соответствии с наглядным образцом и (или) словесными указаниями учителя;
- осуществлять самоконтроль и самооценку;
- совершенствование лексико-грамматического строя речи;
- совершенствование фонематического восприятия;
- совершенствование навыков звукового анализа и синтеза.
Количество учебных часов на реализацию рабочей программы
Согласно авторской программе на изучение русскому языку в 3 классе 170 часов. По учебному плану МКОУ «МПГ» на 2019-2020 учебный год в 3 классе 35 учебных недель. В связи с этим добавляются 5 часов на повторение в конце рабочей программы. Итого по рабочей программе 175 часов.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Данная программа обеспечивает достижение учениками третьего класса следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
В третьем классе учитель продолжает создавать условия для достижения обучающимися следующих личностных результатов изучения курса «Русский язык»:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование отношения к родному русскому языку как к духовной, культурно-исторической ценности, чувства сопричастности к сохранению его чистоты, выразительности, ёмкости, восприятия языка как средства и условия общения;
4) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
6) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
7) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в учебном процессе и других социальных ситуациях.
В третьем классе учитель продолжает создавать условия для достижения обучающимися следующих метапредметных результатов изучения курса «Русский язык»:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
5) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
6) использование различных способов поиска (в справочных источниках: в учебниках и других учебных пособиях, в словарях), обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
7) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
8) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
9) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях изучаемого объекта системы русского родного языка, осознание обучающимися двух реальностей — окружающего мира и слова, отражающего этот мир во всем его многообразии, осознание единства и различия этих реальностей;
11) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами:
12) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием предмета «Русский язык».
В третьем классе учитель продолжает создавать условия для достижения обучающимися следующих предметных результатов изучения курса «Русский язык»:
1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикет; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
6) умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;
7) способность проверять написанное.
Календарно-тематическое планирование полностью соответствует календарно тематическому планированию для обучающихся 3 класса МКОУ «МПГ г.Лагани»
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА, ПРЕДМЕТА
№ урока | Содержание учебного предмета, курса | Характеристика видов деятельности обучающихся |
Наша речь и наш язык (2 ч) | ||
1-2 | Наша речь и наш язык. Формирование представлений о языке. Как основе национального самосознания. Формирование представлений о красоте и выразительности русского языка. | Различать язык и речь. Объяснять, в каких случаях жизни мы пользуемся разными видами речи и что такое хорошая речь. Рассказывать о сферах употребления в России русского языка и национальных языков. Анализировать высказывания о русском языке (высказывание А. Куприна). Находить выразительные средства русской речи в поэтических строках А. Пушкина. Составлять текст по рисунку (рассматривать рисунок, определять его тему, обсуждать содержание предстоящего рассказа по рисунку, выделять части в содержании рассказа, записывать составленный текст). Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. |
ТЕКС. ПРЕДЛОЖЕНИЕ. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ (14 ч) | ||
Текст (2 ч) | ||
3-4 | Текст (повторение и углубление представлений). Признаки текста. Построение текста: вступление, основная часть, заключение. Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. | Различать текст и предложение, текст и набор предложений. Определять тему и главную мысль текста. Подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку содержание текста. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Различать типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Восстанавливать деформированный текст (с нарушенным порядком предложений), подбирать к нему заголовок, определять тип текста, записывать составленный текст. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. |
Предложение (10 ч) | ||
5-14 | Предложение (повторение и углубление представлений о предложении и диалоге). Виды предложений по цели высказывания и интонации. Предложения с обращением (общее представление). Состав предложения (повторение и углубление представлений) Главные и второстепенные члены предложения (без терминов их названий). Распространённые и нераспространённые предложения. Простое и сложное предложения (общее представление) *Слово с непроверяемым написанием: заря. Запятая внутри сложного предложения. | Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Анализировать непунктированный текст, выделять в нём предложения. Выделять в письменном тексте диалог. Рассматривать репродукцию картины К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы», составлять рассказ по картине, пересказывать составленный текст. Наблюдать за значением предложений, различных по цели высказывания (без терминологии), находить их в тексте, составлять предложения такого типа. Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения. Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации. Анализировать содержание схемы и использовать его для составления сообщения о видах предложений. Обосновывать знаки препинания в конце предложений. Находить обращения в предложении и наблюдать за выделением обращения в письменной речи. Составлять рассказ по рисунку, использовать в нём диалог, а в предложениях — обращения. Устанавливать при помощи вопросов связь между членами предложения. Различать и выделять главные и второстепенные члены в предложении, распространённые и нераспространённые предложения. Распространять нераспространённое предложение второстепенными членами. Читать и составлять модели предложения, находить по ним предложения в тексте. Работать с памяткой «Как разобрать предложение по членам». Планировать свои действия при разборе предложения по членам на основе заданного алгоритма. Обсуждать алгоритм разбора предложения по членам и разбирать предложение по членам. Различать простые и сложные предложения, объяснять знаки препинания внутри сложного предложения. Составлять из двух простых предложений одно сложное. Составлять сообщение по схеме «Простое и сложное предложение». Разделять запятой части сложного предложения. Работать с памяткой «Как дать характеристику предложению». Рассуждать при определении характеристик заданного предложения. |
Словосочетание (2 ч) | ||
15-16 | Словосочетание Связь слов в словосочетании. Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. *Слово с непроверяемым написанием: пшеница. Развитие речи. Составление предложений (и текста) из деформированных слов, а также по рисунку, по заданной теме, по модели. Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины В. Д. Поленова «Золотая осень». Проверочная работа | Различать словосочетание и предложение. Выделять в предложении словосочетания. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении. Составлять предложения из деформированных слов, словосочетаний по рисунку, по заданной теме, по модели. Составлять небольшой текст по репродукции картины В. Д. Поленова «Золотая осень». Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику |
СЛОВО В ЯЗЫКЕ И РЕЧИ (17 ч) | ||
Лексическое значение слова (3 ч) | ||
17-19 | Лексическое значение слова (повторение и углубление представлений о слове) Номинативная функция слова, понимание слова как единства звучания и значения; однозначные и многозначные слова, слова. прямом и переносном значении; синонимы, антонимы. *Слова с непроверяемым написанием: аль- бом, погода. Работа с толковым словарём, словарями синонимов и антонимов. Омонимы Использование омонимов в речи. *Слово с непроверяемым написанием: понедельник. Работа со словарём омонимов. | Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по толковому словарю. Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значении. Составлять сообщение по схеме на тему «Что я знаю о значениях слов русского языка». Работать со страничкой для любознательных: знакомство со значениями слова погода. Находить синонимы, антонимы среди других слов в предложении, тексте, подбирать к слову синонимы и антонимы. Работать с толковым словарём, словарями синонимов и антонимов, находить в них необходимую информацию о слове. Распознавать омонимы, объяснять их лексическое значение. Работать со словарём омонимов, находить в нём нужную информацию о слове. |
Слово и словосочетание (3 ч) | ||
20-22 | Слово и словосочетание. *Слово с непроверяемым написанием: ракета Фразеологизмы Значение фразеологизмов и их использование в речи. Работа со словарём фразеологизмов. Развитие речи. Подробное изложение с языковым анализом текста. | Различать слово и словосочетание как сложное название предмета. Находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение, отличать фразеологизм от неустойчивого словосочетания. Работа со словарём фразеологизмов. Работать со словарём фразеологизмов, находить в нём нужную информацию. Работать со страничкой для любознательных: Выбирать слова в соответствии с целью и адресатом высказывания. Устранять однообразное употребление слова в данном и в собственном тексте Развитие речи. Подробное изложение с языковым анализом текста. Анализировать текст с целью выделения слов, выражающих авторское отношение, а также олицетворений, сравнений в авторском тексте и письменно излагать содержание текста-образца. |
Части речи (4 ч) | ||
23-26 | Части речи Обобщение и уточнение представлений об изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе, местоимении) и их признаках *Слова с непроверяемым написанием: трактор, чёрный. Формирование умений видеть красоту и образность слов русского языка в пейзажных зарисовках текста. Развитие речи. Составление предложений и текста по репродукции картины И. Т. Хруцкого «Цветы и плоды». Имя числительное (общее представление) *Слова с непроверяемым написанием: восемь, четыре, вторник, среда. Проверочная работа. | Узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи. Определять грамматические признаки изученных частей речи и обосновывать правильность их выделения. Выделять выразительные средства языка в пейзажных зарисовках. Составлять текст-натюрморт по репродукции картины И. Т. Хруцкого «Цветы и плоды». Распознавать имя числительное по значению и по вопросам (сколько? который?), объяснять значение имён числительных в речи. Приводить примеры слов — имён числительных. |
Однородные слова (1 ч) | ||
27 | Однокоренные слова Обобщение и уточнение представлений об однокоренных (родственных) словах, о корне слова. *Слово с непроверяемым написанием: картофель | Распознавать однокоренные слова, выделять в них корень. Различать, сравнивать однокоренные слова и слова-синонимы, слова с омонимичными корнями. Приводить примеры однокоренных слов с заданным корнем. |
Слово и слог. Звуки и буквы (6 ч) | ||
28-33 | Слог, звуки и буквы. Гласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с ударными (сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу) и безударными гласными в корне. Разделительный мягкий знак (ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь). *Слова с непроверяемым написанием: овощи, петрушка, горох, помидор, огурец. Проверочный диктант. Развитие речи. Изложение повествовательного текста по вопросам или коллективно составленному плану. Проект «Рассказ о слове» | Различать слово и слог, звук и букву. Определять качественную характеристику гласных и согласных звуков в словах типа роса, мороз, коньки, ёж. Работать с памяткой «Как сделать звуко-буквенный разбор слов». Проводить звуковой и звуко-буквенный разбор определённого слова. Приводить примеры с заданной орфограммой. Определять среди других слов слова, которые появились в нашем языке сравнительно недавно (компьютер). Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Излагать письменно содержание повествовательного текста по данным вопросам или коллективно составленному плану. Составлять словарную статью о слове, участвовать в её презентации |
СОСТАВ СЛОВА (47 ч) | ||
Корень слова (3 ч) | ||
34-36 | Корень слова Корень слова. Однокоренные слова. Чередование согласных в корне. Сложные слова. Работа со словарём однокоренных слов. *Слово с непроверяемым написанием: столица Правописание сложных слов: соедини- тельные гласные в сложных словах (самолёт, вездеход). | Формулировать определения однокоренных слов и корня слова. Различать однокоренные слова, группировать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень, подбирать примеры однокоренных слов. Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова. Работать со словарём однокоренных слов, находить в нём нужную информацию о слове (берег — бережок). Работать со страничкой для любознательных: наблюдать за чередованием звуков в корне слов. Находить чередующиеся звуки в корне слова. Различать сложные слова, находить в них корни. |
Формы слова. Окончание (4 ч) | ||
37-40 | Окончание. Нулевое окончание. Слова, которые не имеют окончания. Слова с непроверяемым написанием: обед, ужин. | Формулировать определение окончания, выделять окончание в слове, доказывать значимость окончания в слове. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова. |
Приставка (3 ч) | ||
41-43 | Приставка. Образование новых слов с помощью приставки. | Формулировать определения приставки и суффикса. Объяснять значение приставок и суффиксов в слове. Выделять в словах приставки и суффиксы. Образовывать слова с помощью приставки или суффикса. |
Суффикс. Правописание некоторых суффиксов (3 ч) | ||
44-46 | Суффикс. Правописание некоторых суффиксов. | Формулировать определения приставки и суффикса. Объяснять значение приставок и суффиксов в слове. Выделять в словах приставки и суффиксы. Образовывать слова с помощью приставки или суффикса. |
Основа слова (5 ч) | ||
47-51 | Развитие речи. Сочинение по репродукции картины А. А. Рылова «В голубом просторе». Основа слова. Значимые части слова. Формирование навыка моделирования слов. Обобщение знаний о составе слова Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи. Проверочная работа. Развитие речи. Редактирование предложений с неуместным употреблением в нём однокоренных слов. Подробное изложение повествовательного текста с языковым анализом. Проект «Семья слов». | Рассматривать картину, высказывать своё отношение к картине, анализировать содержание, составлять (под руководством учителя) по картине описательный текст. Выделять в словах основу слова. Работать со страничкой для любознательных: наблюдать за словообразовательными статьями в словообразовательном словаре. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Редактировать предложения с однокоренными словами. Подробно излагать содержание повествовательного текста по данному плану и самостоятельно подобранному заголовку к тексту. Составлять «семью слов» по аналогии с данным объектом, участвовать в презентации своей работы. |
Правописание частей слова (29 ч) | ||
52-80 | Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова Формирование умений ставить перед собой орфографическую задачу, определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным правилом. Формирование умений планировать учебные действия при решении орфографической задачи. *Слово с непроверяемым написанием: четверг. Правописание слов с безударными гласными в корне *Слова с непроверяемым написанием: север, берег. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне (4 ч). *Слово с непроверяемым написанием: пороша. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне *Слова с непроверяемым написанием: чувство, лестница, интересный. Правописание слов с удвоенными согласными *Слова с непроверяемым написанием: коллекция, коллектив, аккуратный, грамм, килограмм. Правописание суффиксов и приставок Правописание приставок и предлогов *Слово с непроверяемым написанием: желать. Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ) Контрольный диктант. Развитие речи. Составление текста по репродукции картины В. М. Васнецова «Снегурочка». В. М. Васнецова «Снегурочка» и опорным словам Изложение повествовательного деформированного текста по самостоятельно составленному плану. Составление объявления | Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. Работать с орфографическим словарём. Слова старославянского происхождения и их «следы» в русском языке. Формирование уважительного отношения к истории языка (работа со страничкой для любознательных). Работать со страничкой для любознательных (знакомство со старославянизмами). Составлять словарики слов с определённой орфограммой. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Составлять текст по репродукции картины Восстанавливать содержание повествовательного деформированного текста, составлять письменный пересказ данного текста по самостоятельно составленному плану. Работать с памяткой «Как подготовиться к изложению». Составлять объявление. |
ЧАСТИ РЕЧИ (57 ч) | ||
Что такое части речи (2 ч) | ||
81-82 | Части речи (повторение и углубление представлений) Части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, предлог, частица не, союз (общее представление). | Определять по изученным признакам слова различных частей речи. Классифицировать слова по частям речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное). Подбирать примеры слов изученных частей речи. Составлять по рисунку текст, определять, какие части речи были употреблены в составленном рассказе. |
Имя существительное (30 ч) | ||
Повторение (6 ч) | ||
83-88 | Имя существительное. Значение и употребление имён существительных в речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Развитие речи. Подробное изложение по самостоятельно составленному плану. Собственные и нарицательные имена существительные слове. Использование орфографического словаря. Применение правил правописания. Правописание имён собственных. *Слова с непроверяемым написанием: самолёт, комната, однажды. Проект «Тайна имени». Развитие интереса к тайнам имён, тайне своего имени; развитие мотивов к проведению исследовательской работы. Представление об устаревших словах в русском языке. Развитие речи. Подробное изложение по самостоятельно составленному плану. | Выделять среди имён существительных одушевлённые и неодушевлённые (по вопросу и по значению). Находить среди имён существительных в тексте устаревшие слова, объяснять их значение. Письменно излагать содержание текста-образца по самостоятельно составленному плану. Распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значение имён собственных. Обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных. Выделять среди имён существительных одушевлённые и неодушевлённые (по вопросу и по значению). Наблюдать за толкованием значения некоторых имён. Составлять (с помощью взрослых) рассказ о своём имени. |
Число имён существительных (2 ч) | ||
89-90 | Изменение имён существительных по числам. Имена существительные, имеющие форму одного числа (салазки, мёд). Развитие речи. Работа с текстом. Письмо по памяти. | Определять число имён существительных. Изменять форму числа имён существительных. Распознавать имена существительные, имеющие форму одного числа. Работать с текстом: определять тему, главную мысль, тип текста, выделять в тексте части, соответствующие плану, выписать трудные слова, писать его по памяти. |
Род имён существительных (7 ч) | ||
91-97 | Имена существительные общего рода (первое представление). Формирование нравственных представлений о качествах и свойствах личности (жадности, неряшливости, невежестве, ябедничестве, лжи и др.). *Слово с непроверяемым написанием: кровать. Формирование навыка культуры речи: норм согласования (серая мышь, вкусная карамель, листва облетела и др.). Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода (рожь, тишь, вещь). Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста. Составление устного рассказа по серии рисунков. Проверочный диктант. | Согласовывать имена существительные общего рода и имена прилагательные. (Этот мальчик — большой умница. Эта девочка — большая умница.) Правильно употреблять в речи словосочетания типа серая мышь, лесная глушь. Правильно записывать имена существительные с шипящим звуком на конце и контролировать правильность записи. Подробно письменно излагать содержание текста-образца. Составлять устный и письменный рассказ по серии рисунков. Записывать текст под диктовку и проверять написанное. |
Падеж имён существительных (15 ч) | ||
98-112 | Изменение имён существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Неизменяемые имена существительные. *Слово с непроверяемым написанием: рябина. Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка». Именительный падеж. Родительный падеж. Дательный падеж. Винительный падеж. Творительный падеж. Предложный падеж. Формирование представлений о трудолюбии, мастерстве. *Слова с непроверяемым написанием: трамвай, пятница, около, солома. Развитие речи. Работа с текстом. Подробное изложение текста повествовательного типа. Работа с таблицей «Признаки падежей». Начальная форма имени существительного. Морфологический разбор имени существительного. *Слова с непроверяемым написанием: по- том, вокруг. Развитие речи. Составление сочинения по репродукции картины К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень». Проект «„Зимняя“ страничка». Проверочный диктант. | Анализировать таблицу «Склонение имён существительных» по вопросам учебника. Изменять имена существительные по падежам. Запоминать названия падежей. Работать с текстом-памяткой «Как определить падеж имени существительного». Определять падеж имён существительных. Составлять рассказ по репродукции картины (под руководством учителя). Распознавать именительный (родительный и др.) падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме. Сопоставлять и различать внешне сходные падежные формы (именительный и винительный падежи, родительный и винительный падежи имён существительных одушевлённых мужского рода и др.). Работать с текстом: осмысленно читать, отвечать на вопросы к тексту, определять тип текста, тему и главную мысль, подбирать заголовок, самостоятельно составлять план, подробно излагать содержание по самостоятельно составленному плану. Проверять письменную работу (сочинение). Составлять сообщение об изученных падежах имён существительных. Определять начальную форму имени существительного. Работать с памяткой «Порядок разбора имени существительного». Распознавать, пользуясь памяткой, изученные признаки имени существительного по заданному алгоритму и обосновывать правильность их определения. Составлять устно текст по репродукции картины художника К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень», пользуясь опорными словами (под руководством учителя). Подбирать слова — имена существительные на тему «Зима», составлять словарь зимних слов, анализировать поэтические тексты, посвящённые зимней природе. Писать диктант и проверять написанное. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. |
Имя прилагательное (15 ч) | ||
Повторение (5 ч) | ||
113-117 | Лексическое значение имён прилагательных. Обогащение словарного запаса именами прилагательными. Связь имени прилагательного с именем существительным. Роль имён прилагательных в тексте. Сложные имена прилагательные, обозначающие цвета и оттенки цвета. Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении. Текст-описание Художественное и научное описания. Использование имён прилагательных в тексте-описании. Развитие речи. Составление текста-описания растения в научном стиле. Формирование чувства прекрасного в процессе работы с поэтическими текстами и репродукциями картин русских художников. Развитие речи. Сопоставление содержания и выразительных средств в искусствоведческом тексте и в репродукции картины М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь». *Слова с непроверяемым написанием: приветливо, ромашка, растение, Красная площадь, Московский Кремль. | Распознавать имена прилагательные среди других частей речи. Определять лексическое значение имён прилагательных. Выделять словосочетания с именами прилагательными из предложения. Подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные, а к именам прилагательным — имена существительные. Распознавать сложные имена прилагательные и правильно их записывать (серебристо-белый и др.). Определять, каким членом предложения является имя прилагательное. Распознавать художественное и научное описания, наблюдать за употреблением имён прилагательных в таких текстах. Выделять в текстах художественного стиля выразительные средства языка. Составлять текст — описание о растении в научном стиле. Находить изобразительно-выразительные средства в описательном тексте (о картине М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь»). Рассматривать репродукцию картины М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь» и высказывать своё отношение к ней. Работать со страничкой для любознательных, знакомство с происхождением названий цветов (голубой, лазоревый, бирюзовый). |
Формы имён прилагательных (8 ч) | ||
118-125 | Род имён прилагательных Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе. Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного. Родовые окончания имён прилагательных (-ый, -ой, -ая, -яя). *Слово с непроверяемым написанием: сирень. Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного. Развитие речи. Составление текста описания о животном по личным наблюдениям. *Слова с непроверяемым написанием: поэт, гвоздика, животное. Падеж имён прилагательных (общее представление) Изменение имён прилагательных, кроме имён прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин, по падежам (первое представление). Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. | Определять род имён прилагательных, классифицировать имена прилагательные по роду. Наблюдать зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного. Изменять имена прилагательные по родам в единственном числе. Образовывать словосочетания, состоящие из имён прилагательных и имён существительных. Писать правильно родовые окончания имён прилагательных. Соблюдать нормы правильного употребления в речи имён прилагательных в словосочетаниях типа серая мышь, пенистый шампунь, белый лебедь и др. Определять форму числа имени прилагательного, изменять имена прилагательные по числам. Подбирать имена прилагательные для сравнения признаков предметов. Составлять (устно) текст-описание о животном по личным наблюдениям с предварительным обсуждением структуры текста. Анализировать таблицу «Склонение (изменение по падежам) имён прилагательных». Изменять, пользуясь таблицей, имена прилагательные по падежам. Определять начальную форму имени прилагательного. |
Обобщение знаний об имени прилагательном (5 ч) | ||
126-130 | Морфологический разбор имени прилагательного. Развитие речи. Составление сочинения-отзыва по репродукции картины А. А. Серова «Девочка с персиками». Проект «Имена прилагательные в загадках». Контрольный диктант. | Работать с памяткой «Порядок разбора имени прилагательного». Разбирать имя прилагательное как часть речи в том порядке, какой указан в памятке. Определять изученные грамматические признаки имени прилагательного и обосновывать правильность их выделения. Составлять сочинение-отзыв по репродукции картины А. А. Серова «Девочка с персиками» и опорным словам. Наблюдать за именами прилагательными в загадках, подбирать свои загадки с именами прилагательными, участвовать в конкурсе загадок. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. |
Личные местоимения (4 ч) | ||
131-134 | Личные местоимения 1, 2, 3-го лица. Личные местоимения единственного и множественного числа. Род местоимений 3-го лица единственного числа. Изменение личных местоимений 3-го лица в единственном числе по родам. Морфологический разбор местоимений. *Слова с непроверяемым написанием: одуванчик, воскресенье. Формирование бережного отношения к природе. Проверочная работа. Развитие речи. Составление письма. | Распознавать личные местоимения среди других частей речи. Определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица единственного числа). Обосновывать правильность выделения изученных признаков местоимений. Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоимениями. Оценивать уместность употребления местоимений в тексте. Работать с таблицей «Личные местоимения». Пользуясь таблицей, разбирать личное местоимение как часть речи. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Составлять письмо другу или кому-либо из родственников |
Глагол (21 ч) | ||
Повторение (4 ч) | ||
135-138 | Глагол. Значение и употребление в речи. Число. Изменение глаголов по числам. *Слова с непроверяемым написанием: завтрак (завтракать). Развитие речи. Составление текста по сюжетным рисункам. | Распознавать глаголы среди других частей речи. Различать глаголы, отвечающие на определенный вопрос. Определять лексическое значение глаголов. Составлять рассказ по сюжетным рисункам (под руководством учителя). |
Формы глагола (13 ч) | ||
139-151 | Начальная (неопределённая) форма глагола. Глагольные вопросы что делать? и что сделать? *Слово с непроверяемым написанием: Изменение глаголов по числам. Развитие речи. Составление предложений (с нарушенным порядком слов), их запись. Времена глагола Изменение глаголов по временам. *Слова с непроверяемым написанием: квартира, герой. Развитие речи. Выборочное подробное из- ложение повествовательного текста по опорным словам и самостоятельно состав- ленному плану. Род глаголов в прошедшем времени. Родовые окончания глаголов (-а, -о). Развитие речи. Составление предложений и текста. Правописание частицы НЕ с глаголами | Узнавать неопределенную. форму глагола по вопросам. Образовывать от глаголов в неопределенной форме однокоренные глаголы. Обсуждать значение фразеологизмов, в состав которых входят глаголы в неопределённой форме. Распознавать число глагола. Изменять глаголы по числам. Составлять предложения из слов, определять, могут ли предложения составить текст, подбирать заголовок к тексту. Распознавать время глагола. Изменять глаголы по временам. Образовывать от неопределённой формы глагола временные формы глаголов. Анализировать текст, отбирать содержание для выборочного изложения, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова, письменно излагать содержание текста. Определять род и число глаголов в прошедшем времени. Правильно записывать родовые окончания глагола в прошедшем времени (-а, -о). Правильно произносить глаголы в прошедшем времени. Работать с орфоэпическим словарём. Трансформировать предложения (записать глаголы в прошедшем времени), определить тему предложений, установить последовательность предложений, чтобы получился текст, подобрать к нему заголовок и записать составленный текст. Раздельно писать частицу не с глаголами. Правильно произносить глаголы в прошедшем времени с частицей не. |
Обобщение знаний о глаголе (4 ч) | ||
152-155 | Обобщение знаний о глаголе. Морфологический разбор глагола. Проверочная работа. Контрольный диктант. Формирование чувства гордости и уважения к защитникам России, русским солдатам. Развитие речи. Проведение «конференции» на тему «Части речи в русском языке» | Работать с памяткой «Порядок разбора глагола». Пользуясь памяткой, разбирать глагол как часть речи. Определять изученные грамматические признаки глагола и обосновывать правильность их выделения. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Самостоятельно выбирать тему и подготовить материал для доклада на конференции «Части речи в русском языке» |
ПОВТОРЕНИЕ (15 ч) | ||
156-170 | ||
РЕЗЕРВ (5 ч) | ||
171-175 | Повторение и обобщение изученного материала | |
ВСЕГО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ: 175 ч |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Дата | Тема урока |
Язык и речь (2 ч) | ||
Наша речь и наш язык (2 ч) | ||
1. | Знакомство с учебником «Русский язык» (3 класс). Виды речи и их назначение. Речь — отражение культуры человека. | |
2. | Для чего нужен язык? Назначение языка и его выбор в соответствии с целями и условиями общения. | |
Текст. Предложение. Словосочетание (14 ч) | ||
Текст (2 часа) | ||
3. | Текст как единица языка и речи. Типы текстов. | |
4. | Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Работа с текстом. | |
Предложение (10 ч) | ||
5. | Предложение. Повторение и уточнение представлений о предложении и диалоге. Знаки препинания в конце предложений. | |
6. | Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Знаки препинания в конце предложений. | |
7. | Виды предложений по цели высказывания. Коллективное составление рассказа по репродукции картины К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы». | |
8. | Виды предложений по интонации: восклицательные и невосклицательные. Знаки препинания в конце предложений. | |
9. | Обобщение знаний о видах предложений. | |
10. | Обращение. Предложения с обращениями (общее представление). | |
11. | Главные и второстепенные члены предложения. Проверочный диктант. | |
12. | Главные и второстепенные члены предложения. Разбор предложения по членам предложения. | |
13. | Простое и сложное предложения (общее представление). Запятая между частями сложного предложения. | |
14. | Сложное предложение. Союзы а, и, но в сложном предложении. Запятая между частями сложного предложения. | |
Словосочетание (2 ч) | ||
15. | Словосочетание (общее представление). | |
16. | Предложение и словосочетание. Коллективное составление рассказа по репродукции картины В. Д. Поленова «Золотая осень». | |
СЛОВО В ЯЗЫКЕ И РЕЧИ (17 ч) | ||
Лексическое значение слова (3 ч) | ||
17. | Слово и его лексическое значение. Повторение и уточнение представлений о слове. | |
18. | Распознавание лексических групп слов в речи: синонимы, антонимы, слова в прямом и переносном значении. | |
19. | Омонимы. Значение, использование омонимов в речи. | |
Слово и словосочетание (3 ч) | ||
20. | Слово и словосочетание. Представление о словосочетании как сложном названии предмета. | |
21. | Фразеологизмы. Первоначальное представление об устойчивых сочетаниях слов. | |
22. | Подробное изложение с языковым анализом текста. | |
Части речи (4 ч) | ||
23. | Части речи. Обобщение и уточнение представлений об изученных частях речи. | |
24. | Имя существительное. Местоимение. Предлоги с именами существительными. | |
25. | Имя прилагательное. Глагол. | |
26. | Имя числительное (общее представление). | |
Однокоренные слова (1 ч) | ||
27. | Однокоренные слова. Обобщение и уточнение представлений об однокоренных (родственных) словах, о корне слова. | |
Слово и слог. Звуки и буквы (6 ч) | ||
28. | Слово и слог. Гласные звуки и буквы для их обозначения. | |
29. | Согласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн, нч, чу—щу, ча—ща, жи—ши. | |
30. | Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне. | |
31. | Разделительный мягкий знак (ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь).Проверяемая и непроверяемая орфограмма в слове. | |
32. | Урок развития речи.Изложение повествовательного текста по вопросам или коллективно составленному плану. | |
33. | Работа над ошибками, допущенными в изложении. Рекомендации к осуществлению проектной деятельности «Рассказ о слове». | |
СОСТАВ СЛОВА (47 ч) | ||
Корень слова (3 ч) | ||
34. | Корень слова. Однокоренные слова. | |
35. | Правописание корня в однокоренных словах. Чередование гласных и согласных звуков в корнях однокоренных слов. | |
36. | Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах. | |
Формы слова. Окончание (4 ч) | ||
37. | Формы слова. Окончание. Отличие однокоренных слов от форм одного и того же слова. | |
38. | Нулевое окончание. Алгоритм определения окончания в слове. | |
39. | Слова, которые не имеют окончания. | |
40. | Контрольный диктант (с грамматическим заданием). | |
Приставка (3 ч) | ||
41. | Приставка как значимая часть слова. | |
42. | Значение приставки в слове. Образование слов с помощью приставок. | |
43. | Слова с двумя приставками. Употребление в речи слов с приставками. | |
Суффикс (3 ч) | ||
44. | Суффикс как значимая часть слова. Алгоритм выделения в слове суффикса. | |
45. | Значение суффикса в слове. Образование слов с помощью суффиксов. | |
46. | Употребление в речи слов с суффиксами. | |
Основа слова (1 ч) | ||
47. | Основа слова. Сочинение по репродукции картины А. А. Рылова «В голубом просторе». | |
Обобщение знаний о составе слова (4 ч) | ||
48. | Обобщение знаний о составе слова. Разбор слова по составу. | |
49. | Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи. | |
50. | Подробное изложение повествовательного текста. | |
51. | Работа над ошибками, допущенными в изложении. Проверочная работа. Рекомендации к осуществлению проектной деятельности «Семья слов». | |
Правописание частей слова (29 ч) | ||
52 | Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слов. | |
Правописание безударных гласных в корне слова (4 ч) | ||
53. | Правописание слов с безударными гласными в корне. Уточнение и обобщение знаний о двух способах проверки слов с безударными гласными в корне. | |
54. | Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами на правило обозначения буквой безударного гласного звука в корне слова. Правописание слов с двумя безударными гласными в корне слова. | |
55. | Правописание слов с двумя безударными гласными в корне слова. Составление текста из деформированных предложений. | |
56. | Правописание слов с безударными гласными в корне. Слова с буквосочетаниями -оло-, -оро-, -ере-. Работа с текстом. | |
Правописание слов с глухими и звонкими согласными (4 ч) | ||
57. | Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне. Уточнение и обобщение знаний о двух способах проверки написания слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне. | |
58. | Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне. Составление текста на основе личных наблюдений или по рисунку. | |
59. | Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными и безударными гласными в корне. Сопоставление правил правописания безударных гласных в корне и парных по глухости-звонкости согласных на конце слов и перед согласным в корне. | |
60. | Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне. Составление текста по сюжетному рисунку. | |
Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне (4 ч) | ||
61. | Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне. | |
62. | Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне. Правописание слов, в которых нет непроизносимого согласного звука. | |
63. | Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне. | |
64. | Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами в корне. Проверочный диктант. | |
Правописание слов с удвоенными согласными (3 ч) | ||
65. | Правописание слов с удвоенными согласными. Работа над ошибками, допущенными в проверочном диктанте. | |
66. | Правописание слов с удвоенными согласными. | |
67. | Сочинение по репродукции картины В. М. Васнецова «Снегурочка». | |
Правописание суффиксов и приставок (4 ч) | ||
68. | Правописание суффиксов и приставок. Суффиксы -ек, -ик в словах, их правописание. | |
69. | Правописание суффиксов в словах. | |
70. | Правописание приставок в словах. | |
71. | Правописание значимых частей слова. | |
Правописание приставок и предлогов (3 ч) | ||
72. | Правописание приставок и предлогов. | |
73. | Правописание приставок и предлогов. | |
74. | Контрольный диктант (с грамматическим заданием). | |
Разделительный твёрдый знак (ъ) (6 ч) | ||
75. | Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. Место и роль разделительного твёрдого знака (ъ) в слове. | |
76. | Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ). | |
77. | Правописание слов с разделительными твёрдым (ъ) и мягким (ь) знаками. Перенос слов с разделительным твёрдым знаком (ъ). Жанр объявления. | |
78. | Урок развития речи. Изложение повествовательного деформированного текста по данному плану. | |
79. | Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ) и другими орфограммами. Работа над ошибками, допущенными в изложении. Проверочный диктант. | |
80. | Обобщение изученных правил письма. Рекомендации к осуществлению проектной деятельности «Составляем орфографический словарь». | |
Части речи (75 ч) | ||
Что такое части речи (2 ч) | ||
81. | Части речи. Повторение и уточнение представлений об изученных частях речи. | |
82. | Части речи. Распознавание частей речи по изученным признакам. | |
Имя существительное (30 ч) | ||
Повторение (6 ч) | ||
83. | Имя существительное. Повторение и уточнение представлений об имени существительном. | |
84. | Значение и употребление имён существительных в речи. Начальная форма имени существительного. | |
85. | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | |
86. | Подробное изложение по самостоятельно составленному плану. | |
87. | Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание имён собственных. | |
88. | Собственные и нарицательные имена существительные. Рекомендации к осуществлению проектной деятельности «Тайна имени». | |
Число имён существительных (2 ч) | ||
89. | Число имён существительных. Изменение имён существительных по числам. | |
90. | Имена существительные, имеющие форму одного числа. | |
Род имён существительных (7 ч) | ||
91. | Род имён существительных: мужской, женский, средний. | |
92. | Определение рода имён существительных, употреблённых в начальной и других формах. | |
93. | Имена существительные общего рода. Род имён существительных иноязычного происхождения. | |
94. | Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода. | |
95. | Правописание имён существительных с шипящим звуком на конце слова. | |
96. | Урок развития речи. Подробное изложение повествовательного текста-образца. | |
97. | Проверочный (объяснительный) диктант. | |
Падеж имён существительных (11 ч) | ||
98. | Склонение (изменение по падежам) имён существительных. | |
99. | Склонение (изменение по падежам) имён существительных. | |
100. | Склонение (изменение по падежам) имён существительных. Неизменяемые имена существиельные. Работа с репродукцией картины И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка». | |
101. | Именительный падеж имён существительных. | |
102. | Родительный падеж имён существительных. | |
103. | Дательный падеж имён существительных. | |
104. | Винительный падеж имён существительных. | |
105. | Именительный, родительный, винительный падежи имён существительных. | |
106. | Творительный падеж имён существительных. | |
107. | Предложный падеж имён существительных. | |
108. | Подробное изложение текста повествовательного типа по самостоятельно составленному плану. | |
Обобщение знаний об имени существительном (4 ч) | ||
109. | Обобщение знаний об имени существительном. | |
110. | Обобщение знаний об имени существительном. Морфологический разбор имени существительного. | |
111. | Работа по выполнению заданий рубрики «Проверь себя». Проверочный диктант (с грамматическим заданием). | |
112. | Работа над ошибками, допущенными в проверочной работе и диктанте. Работа с репродукцией картины К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень». Рекомендации к осуществлению проектной деятельности «Зимняя страничка». | |
Имя прилагательное (18 ч) | ||
Повторение (5 ч) | ||
113. | Повторение и уточнение представлений об имени прилагательном. | |
114. | Связь имени прилагательного с именем существительным. Сложные имена прилагательные, обозначающие цвета и оттенки цветов, их правописание. | |
115. | Текст-описание. Художественное и научное описание. Роль имён прилагательных в тексте-описании. | |
116. | Составление текста-описания в научном стиле. | |
117. | Работа с репродукцией картины М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь». Сравнение искусствоведческого текста И. Долгополова с репродукцией картины М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь». | |
Формы имён прилагательных (8 ч) | ||
Род имён прилагательных (3 ч) | ||
118. | Изменение имён прилагательных по родам (в единственном числе). | |
119. | Правописание родовых окончаний имён прилагательных. | |
120. | Правописание родовых окончаний имён прилагательных. | |
Число и род имён прилагательных (3 ч) | ||
121. | Число имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам. | |
122. | Число и род имён прилагательных. Правописание окончаний имён прилагательных в единственном и во множественном числе. | |
123. | Число имён прилагательных. Сравнительное описание. | |
Падеж имён прилагательных (2 ч) | ||
124. | Падеж имён прилагательных (общее представление). | |
125. | Начальная форма имени прилагательного. | |
Обобщение знаний об имени прилагательном (5 ч) | ||
126. | Обобщение знаний об имени прилагательном. | |
127. | Обобщение знаний об имени прилагательном и имени существительном. Проверочная работа. | |
128. | Составление сочинения-отзыва по репродукции картины В. А. Серова «Девочка с персиками». | |
129. | Контрольный диктант (с грамматическим заданием). | |
130. | Работа над ошибками, допущенными в сочинении и в контрольном диктанте. Рекомендации по осуществлению проектной деятельности «Имена прилагательные в загадках». | |
Местоимение (4 ч) | ||
Личные местоимения (4 ч) | ||
131. | Личные местоимения. Лицо и число личных местоимений. | |
132. | Род местоимений 3-го лица единственного числа. | |
133. | Употребление личных местоимений для замены повторяющихся в рядом стоящих предложениях имён существительных. | |
134. | Обсуждение результатов выполнения заданий рубрики «Проверь себя». | |
Глагол (21 ч) | ||
Повторение (4 ч) | ||
135. | Глагол. Повторение и уточнение представлений о глаголе. Значение и употребление глаголов в речи. | |
136. | Значение и употребление глаголов в речи. | |
137. | Значение и употребление глаголов в речи. Распознавание глаголов среди однокоренных слов и форм слов. | |
138. | Составление текста по сюжетным рисункам. | |
Формы глагола (11 ч) | ||
Неопределённая форма глагола (2 ч) | ||
139. | Неопределённая форма глагола. Общее представление о неопределённой форме как начальной глагольной форме. | |
140. | Неопределённая форма глагола. | |
Число глаголов (2 ч) | ||
141. | Единственное и множественное число глаголов. Изменение глаголов по числам. | |
142. | Единственное и множественное число глаголов. Изменение глаголов по числам. | |
Времена глаголов (5 ч) | ||
143. | Времена глаголов: настоящее, прошедшее и будущее. Первоначальное представление о временах глаголов. | |
144. | Написание окончаний -ешь, -ишь в глаголах. Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени | |
145. | Изменение глаголов по временам. | |
146. | Время и число глаголов. | |
147. | Выборочное подробное изложение повествовательного текста по опорным словам и самостоятельно составленному плану. | |
Род глаголов в прошедшем времени (2 ч) | ||
148. | Изменение глаголов в прошедшем времени по родам (в единственном числе). Родовые окончания глаголов (-а, -о). | |
149. | Изменение глаголов в прошедшем времени по родам (в единственном числе). | |
Правописание частицы не с глаголами (2 ч) | ||
150. | Правописание частицы не с глаголами. | |
151. | Правописание частицы не с глаголами. Правописание глаголов с изученными орфограммами. Произношение возвратных глаголов. | |
Обобщение знаний о глаголе (4 ч) | ||
152. | Обобщение знаний о глаголе. | |
153. | Обобщение знаний о глаголе. | |
154. | Проверочная работа. Выполнение заданий рубрики «Проверь себя». | |
155. | Контрольный диктант. | |
ПОВТОРЕНИЕ (15 ч) | ||
156. | Части речи. | |
157. | Изменение глаголов в прошедшем времени по родам (в единственном числе). | |
158. | Предложения по цели высказывания и по интонации. Имя прилагательное. Правописание родовых окончаний имён прилагательных. | |
159. | Имя числительное. Имя существительное. | |
160. | Правописание слов с изученными орфограммами. Письмо текста под диктовку. Разбор предложения по членам предложения. | |
161. | Правописание слов с изученными орфограммами. Письмо поэтических строк под диктовку. | |
162. | Однокоренные слова. Звуки речи и звуки природы. Правописание имён собственных. | |
163. | Развитие речи. | |
164. | Повторение изученного материала. Проверочная работа. | |
165. | Правописание слов с изученными орфограммами. | |
166. | Однокоренные слова. Звуки речи и звуки природы. Правописание имён собственных. | |
167. | Однокоренные слова. Звуки речи и звуки природы. Правописание имён собственных. | |
168. | Правописание имён собственных. | |
169. | Правописание имён собственных. | |
170. | Повторение изученного материала. | |
Резерв (5 ч) | ||
171. | Повторение и обобщение изученного материала. | |
172. | Повторение и обобщение изученного материала. | |
173. | Повторение и обобщение изученного материала. | |
174. | Повторение и обобщение изученного материала. | |
175. | Повторение и обобщение изученного материала. | |
ВСЕГО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ: 175 ч |
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Канакина В.П., Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками. 3 класс. 1 часть. – М.: Просвещение, 2015
Тема | № уроков | Стр. Пособия |
Проверочный диктант | 11 | с.155-156 |
Контрольный диктант (с грамматическим заданием) | 40 | с.199-200 |
Проверочный диктант по теме «Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами в корне» | 64 | с.31 |
Контрольный диктант (с грамматическим заданием) | 74 | с.45-46 |
Проверочный диктант по теме «Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ) и другими орфограммами» | 79 | с.53-54 |
Проверочный (объяснительный) диктант | 97 | с.86 |
Проверочный диктант (с грамматическим заданием) | 111 | с.109-110 |
Контрольный диктант (с грамматическим заданием) | 128 | с.140-141 |
Контрольный диктант | 155 | с.182-183 |
Повторение изученного материала. Проверочная работа | 164 | с.78-79 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№ п/п | Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения | Количество |
| ||
1.1 | Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч.1., 2011 Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч.2., 2011 | К |
1.2 | Канакина В.П. Щёголева Г.С. Русский язык: Сборник диктантов и творческих работ: 3-4 классы | Д |
1.3 | Канакина В.П. Щёголева Г.С. Русский язык: Сборник диктантов и самостоятельных работ: 1-4 классы | Д |
1.4 | Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России» 1-4 классы:учеб.пособие для общеобразоват.организаций/ [В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина и др.]. — М.: Просвещение, 2014. | Д |
1.5 | Канакина В.П. Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками. 3 класс. – М.: Просвещение, 2015. | Д |
2.Печатные пособия | ||
2.1 | Таблицы | Д |
3.Компьютерные и информационно - коммуникационные средства | ||
3.1 | Электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого. Русский язык. 3 класс | Д |
Оборудование класса в соответствии с паспортом кабинета.
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
№ п\п | Класс | Дата и тема по рабочей учебной программе | Дата и тема с учетом корректировки | Причина корректировки | Форма корректировки | Согласование с курирующим заместителем директора |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету «Русский язык: подготовка к усвоению грамоты» АООП обучающихся с РАС (вариант 8.3) 1 класс 2-ой год обучения. (Индивидуальное обучение).
Рабочая программа по предмету «Русский язык: подготовка к усвоению грамоты» АООП обучающихся с РАС (вариант 8.3) 1 класс 2-ой год обучения. (Индивидуальное обучение)....
Рабочая АООП НОО по предмету «Русский язык» для обучающихся с умственной отсталостью. «Индивидуальное обучение больных детей на дому». 2 класс.
Рабочая программа разработана на основе примерной программы по русскому языку (1-4 классы), включенной в содержательный раздел примерной адаптированной основн...
Рабочая программа Предмет: русский язык Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 7
Рабочая программа Предмет: русский язык Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 7...
Рабочая программа Предмет: русский язык Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 5
Рабочая программа Предмет: русский язык Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 5...
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для слабослышащих и позднооглохших обучающихся по АООП НОО (Вариант 2.2) 1 – 5 классы
Рабочая программа по предмету «Русский язык» адресована обучающимся начального общего образования по АООП для...
РП. и КТП по русскому языку 3 класс АООП вариант1
Программа и календарно- тематическое планирование по русскому языку в 3 классе....
Рабочая программа АООП внеурочной деятельности «Занимательный русский язык» для обучающихся с легкой умственной отсталостью вариант 1 (2-4 класс)
Рабочая программа АООП внеурочной деятельности «Занимательный русский язык» для обучающихся с легкой умственной отсталостью вариант 1. 2-4 класс. Срок реализации 3 года...