Конспект урока русского языка + презентация "Согласные звуки (1 класс УМК "Школа России")
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Киселёва Юлия Дмитриевна

Конспект урока русского языка + презентация

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 24.04.                                                                                                       ФИО учителя:

Школа:                                                                                                                               ФИ студента:

Класс: 1                                                                                                                         ФИО методиста:

Кабинет: 3

Конспект урока по русскому языку

Тема: «Согласные звуки»

Цели деятельности учителя: формирование умения различать  согласные звуки и буквы, их классификации.

Планируемые результаты:

Предметные:

- уметь правильно произносить согласные звуки давать характеристику согласному звуку;

- знать образование согласных звуков;

- уметь различать в слове согласные звуки по их признакам;

- уметь определять согласный звук в слове и вне слова, распознавать согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки;

Личностные:

- проявлять интерес к учебной деятельности;

- иметь навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками при работе в парах.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Оборудование: учебник В.П. Канакина  1класс 2 часть «программа «Школа России», рабочая тетрадь  В.П. Канакина  1 класс  4 часть «программа «программа «Школа России», презентация, карточки с заданием.

Этап урока

 Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный беседа

1 мин

- Доброе утро, ребята сейчас у нас  урок русского языка, проверьте свою готовность к уроку. Готовы начать урок?

Готовят рабочее место

- Настраиваются на работу

-да

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II.Актуализация знаний и мотивация

Словесный: беседа

Практический: каллиграфическое упражнение

Игровой: «угадай слово»

1 мин

2 мин

Минутка чистописания.

-Ребята, с чего обычно начинается урок русского языка?

-Верно. А для чего нам нужна минутка чистописания? Что мы на ней делаем?

- Кто скажет, какое сегодня число?

- Верно. Сегодня у нас пятое октября. Классная работа. Откройте тетради и запишите число. Не забывайте, что в слове «классная» удвоенная буква –с. Кто записал, руку на локоток.

-Давайте перед тем как начать нашу минутку чистописания, мы с вами вспомним правила правильной посадки.

-Покажите-ка мне, как нужно правильно сидеть? Как нужно правильно класть тетрадь? И как правильно держать ручку? Молодцы. Сидим ровно, спинку держим прямо, не сутулимся. Угол тетради смотрит в живот. Ручку держим правильно.

-Пишем под диктовку.

 Сегодня тёплый денёк. Сеня и Люся идут к реке. Там из земли бьют ключи. Хорошо летом!

Словарная работа.

-Ребята, что мы делаем после минутки чистописания?

-Верно.  Вставим буквы.

картина

ворона

девочка

баран

шалаши

сапоги

капуста

яблоня

ребята

суббота

грач

город

ученица

воробей

собака

рябина

ученик

тетрадь

-Молодцы. Запишите эти слова к себе в тетрадь. Соблюдайте правильное соединение букв в словах. Подчеркните  орфограммы.

-с минутки чистописания

-вырабатываем красивый почерк

- 24апреля

- Повторяют правила правильной посадки

- Пишут под диктовку

-проводим словарную работу

- это словарное слово, его написание надо запомнить

- безударная непроверяемая гласная в корне слова (слов.слово)

Подчеркивают орфограммы

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

П: смысловое чтение как осмысление цел чтения.

П: смысловое чтение как осмысление цел чтения.

П: логический анализ объектов с целью выделения признаков.

III. Постановка учебной задачи

Словесный: беседа

3 мин

- Спросил однажды звук капризно:

«Как мне узнать про этот признак?

Я мягкий? Твёрдый? Знать хочу!

Когда ответ я получу?»

Как определить твёрдость и мягкость согласных?  
–А графически как мы это обозначаем?

-Ребята, как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока? С какой буквой и каким звуком мы будем сегодня работать?

- Ребята, подумайте, чему мы будем учиться на уроке?

- Слушают учителя

- Мягкие согласные зелёной точкой и гласные, обозначающие эту мягкость, красной точкой, твердые согласные

синей точкой

-Тема урока «Звук Согласные звуки».

1)  различать  согласные звуки и буквы

2) Научиться определить, согласный звук, роль согласных звуков

П: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели

П: смысловое чтение как осмысление цел чтения.

IV. «Открытие» нового знания

Словесный – беседа, объяснение;

Частично-поисковый –анализ языкового материала;

Наглядный – демонстрация слайда;

Работа с книгой – чтение и изучение;

Практический –

Комментированное письмо;

морфологическое упражнение.

Работа с книгой

Практический: упражнение (лексич.,

устн.,коллект.,

тренир.,словесное,

зрительное,

продуктивное)

15 мин

- Что вы можете сказать о согласных звуках?

-   А сейчас вспомним , что мы знаем о согласных?

     – Назовите согласные звуки.

      – Какие из них всегда твёрдые?

– Какие являются всегда мягкими?

– Назовите пары по глухости – звонкости

– Какие согласные не имеют парных глухих (звонких)?

- Отгадайте загадку:
Живёт в норке.
Грызёт корки.
Короткие ножки.
Боится кошки.


- Рассмотрите картинку 
(На картинке мышь ест сыр.). Произнесите слова-названия изображённых предметов.
- Произнесите только согласные звуки в том порядке, как они идут в словах. 
(Ребята поворачиваются друг к другу, смотрят на положении губ во время произнесения звуков.)
- Свободно ли проходит воздух при произнесении данных звуков? Какие преграды встречает струя воздуха?
- А из чего состоит каждый согласный звук? 
- Итак, 
согласные звуки состоят из шума или из шума и голоса. Это ещё один из главных признаков согласных звуков.
- Придумайте предложение со словами «мышка», «сыр» по картинке. – Запишем предложение: 
Мышка любит сыр.Какие правила будете соблюдать? - Подчеркните буквы, обозначающие согласные звуки. - Разделите слова на слоги. Попробуйте прочитать слоги без гласных звуков. Что наблюдаем? - Согласный звук может образовать слог только вместе с гласным. Это третий главный признак согласных звуков.  - Подведём итог нашей работы. Откроем учебник на с.74. Прочитайте заголовок. (Выстраивается вторая часть таблицы.) - Нашли мы ответ на данный вопрос?
- Вы должны запомнить 3 признака согласных звуков.

Как отличить 
согласный звук от гласного?

Гласные звуки

Согласные звуки

Гласный звук состоит только из голоса.

Согласный звук состоит из шума или из шума и голоса.

При произнесении гласного звука воздух  проходит свободно, без преград.

При произнесении согласного звука струя воздуха во рту встречает преграду (губы, зубы, язык).

Гласный звук образует слог.

Согласный звук образует слог только вместе с гласным звуком.

-Молодцы, ребята.

- Слушают учителя

- Отвечают на вопросы

- согласные звуки образуются благодаря преграде, возникающей во рту во время прохождения воздушного потока.

- Согласный ( при произн. струя воздуха встр. преграду), звонкий (закрывая уши мы слышим вибрацию) мягкий звук

- мышка

- При произнесении согласного звука струя воздуха во рту встречает преграду (губы, зубы, язык). Это один из главных признаков согласных звуков,

- Произносится каждый звук и делается вывод

- Читают задание

-  Согласный звук может образовать слог только вместе с гласным.

- Да

-Подбираем слова-родственники

-Подчеркивают букву

- Работа с таблицей

П: рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами.

П: логический анализ объектов с целью выделения признаков.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Динамическая пауза

Практический

1 мин

- Раз, два – стоит ракета,

Три, четыре – самолёт.

Раз, два – хлопок в ладоши,

А потом на каждый счёт.

Раз, два, три, четыре –

Руки выше, плечи шире.

Раз, два, три, четыре –

И на месте походили.

 -Молодцы, все справились.

Повторяют движения

Р: саморегуляция как способность к  мобилизации  силы и энергии.

V. Первичное закрепление во внешней речи

Практический:

Конструирование, составление предложений и обобщение

Словесный: беседа

4 мин

-Мы немного размялись. Давайте продолжим нашу работу.

-Откройте рабочие тетради на с.38  и прочитайте упр. 1 (спрашиваю одного ученика вслух)

-Повторите задание, что нужно сделать?

-Приступайте. Правильность выполнения упражнения проверим коллективно.

- Молодцы, ребята!

-изменить слова так, чтобы в них появился звук Й + составить 3-4 предложения с получившимися словами

П: смысловое чтение как осмысление цел чтения.

К: планирование учебного сотрудничества со сверстниками

VI. Включение в систему знаний.

Практический: доп.задание

Словесный: беседа

VII. Самостоятельная работа с взаимопроверкой

Практический: работа в парах

7 мин

-Ребята, на экране вы видите несколько слов.

- Как мы уже обсуждали, правильно и чётко учат нас произносить звуки скороговорки.
- Послушайте скороговорку, постарайтесь понять её смысл, выделите согласные звуки, которые услышите в скороговорке.
Носит Сеня в сени сено,
Спать на сене будет Сеня.
- О ком скороговорка?
- Что делал Сеня, для чего?
- Куда Сеня носил сено?  
- Что такое «сени»?
- Где можем узнать значение слова? 
- Какие согласные звуки услышали в словах скороговорки?
- В каких словах [c][c´][н][н´]?
- Эта скороговорка записана в учебнике в упр.2 с.74- Может ли один согласный звук изменить значение слова? 
- Прочитайте внимательно ещё одну скороговорку про Сеню. 
- Что вызвало улыбку? В каком слове нужно заменить согласный звук, чтобы получилось слово-название рыбы?
- Спишите скороговорку. Подчеркните буквы согласных звуков.
- Сделаем вывод: может ли один согласный звук изменить значение слова?

- Поиграем в игру. У вас в конверте слова. Соберите в паре группы слов, которые отличаются одним согласным звуком.
- Значения всех ли слов вы понимаете? 
(том – отдельная книга какого-либо сочинения; ком – кусок чего-нибудь мягкого, рыхлого; кок – повар на корабле; кочка – бугорок на лугу, на болоте; пора – время, срок.)
- Запишите слова любой группы. Подчеркните букву, которой различаются записанные слова

- Обобщают изученный  материал.

- Слушают учителя

- Отвечают на вопросы 

- Толковый словарь. Сени – в деревенских избах помещение между жилой частью дома и крыльцом. Сени использовались для хозяйственных нужд, а летом и для ночлега 

- У Сени и Сани в сетях дом с усами. 

- У Сени и Сани в сетях сом с усами

 

- Делают вывод о проделанной работе 

Взаимопроверка с другими

парами после выполненной работы.

Р: осуществление

итогового контроля;

Р: оценка-выделение и осознание учащимися того что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

П: смысловое чтение как осмысление цел чтения.

К: планирование учебного сотрудничества со сверстниками

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный: беседа

3 мин

-Ребята, наш урок подошел к концу. Пора подводить итоги нашего урока.

-Какую тему мы сегодня изучали?

-Какую цель мы ставили в начале урока?

-Мы достигли эту цель?

-Мы научились слышать в словах звук Й?

-Молодцы!

-У кого возникли трудности в понимании этой темы?

- Запишите домашнее задание с доски

-Спасибо  за урок,  до свидания!

Анализируют свою работу на уроке.

- Тема урока «Звук Согласные звуки».

1)  различать  согласные звуки и буквы

2) Научиться определить, согласный звук, роль согласных звуков Высказываются

-да

Высказываются

Записывают домашнее задание

Р: оценка результатов работы

П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата действия


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Согласные звуки и буквы

Слайд 2

В русском алфавите 21 согласная буква Они дают 36 согласных звуков .

Слайд 3

П а р н ы е с о г л а с н ы е Б В Г Д Ж З звонкие глухие п ф к т ш с

Слайд 4

Ду( Б – П ) Сапо( Г - К ) Кус( Д – Т ) Гла( З – С ) Но( Ж – Ш )

Слайд 5

Звонкие согласные на конце слова оглушаются.

Слайд 6

Звук согласный п р о в е р я й - Рядом гласный п о д с т а в л я й!

Слайд 7

Ду( Б – П ) Ду б ы? Ду п ы?

Слайд 8

Кус( Д – Т ) Кус д ы? Кус т ы?

Слайд 9

АРБУ А Р Б У З Ы З

Слайд 10

ДЕ МОРО Д Е Д Ы М О Р О З Ы Д З

Слайд 11

Непарные согласные тоже делятся на звонкие и глухие. Й Л М Н Р хцчщ

Слайд 12

В зависимости от следующей за ним буквы, согласный звук может быть твёрдым или мягким.

Слайд 13

ма ну ро ты мэ бъ мя ню рё ти ме вь

Слайд 14

Не подчиняются гласным согласные звуки Ж ш ц – всегда твёрдые. Й ч щ – всегда мягкие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка (обучение грамоте) 1 класс. "Твёрдый согласный звук [ ш ], буквы Ш, ш".

Конспект урока русского языка (обучение грамоте) 1 класс сопровождается мультимедийной презентацией....

Конспект урока русского языка «Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и О - беглые гласные» (УМК «Перспективная начальная школа» 3 класс Н.А. Чуракова)

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗКАТема: «Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и О - беглые гласные»Цели деятельности учителя:   формирование знаний о беглости гласных...

Конспект урока русского языка "Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки"( "УМК Перспективная начальная школа", 3 класс)

Цели деятельности учителя:  создание условий для формирования знаний учащихся о условиях выбора гласных в суффиксах существительных –ек, -ик, и, так называемых беглых гласных звуках  ...

Конспект урока русского языка «Гласные звуки. Какие звуки называются гласными» (УМК «Школа России», 1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о гласных звуках и развитие умения обозначать их на письме.Планируемые результатыПредметные:- знать общее представление о гласных звуках;- знать правильн...

Конспект урока русского языка «Гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове» (УМК «Школа России»)

Цели деятельности учителя: совершенствование знаний детей о гласных звуках; формирование знаний о роли букв для гласных в слове; наблюдение над смыслоразличительной функцией гласных в слове; формирова...

Конспект урока русского языка "Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки." 3 класс

Цели деятельности учителя:Ознакомление с существованием беглых гласных Е и О; формирование умения определять, является ли гласный в корне беглым; формирование умения выделять корни в словах с таким че...