Конспект урока русского языка "Предлог, как часть речи" (2 класс) УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Цели деятельности учителя:
- формирование у обучающихся представлений о предлоге, как частью речи.
- формирование умения видеть предлог, писать предлоги с другими словами.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знать, что такое предлог, как часть речи;
- знать, как употребляются предлоги в речи;
- уметь находить предлоги в предложении и тексте;
- уметь писать предлоги отдельно от других частей речи.
Личностные:
- принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
- проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- осознавать личностный смысл учения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Предлог, как часть речи" | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКИЙ ЯЗЫК
Тема: «Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи»
Дата: 21.04.2019 Учитель: Саматова Т.М.
Школа: МОУ Байгазинская СОШ Студент: Гайфулина А., 46 группа
Класс: 2 Методист: Галиуллина Н.К.
Урок: 1
Цели деятельности учителя:
- формирование у обучающихся представлений о предлоге, как частью речи.
- формирование умения видеть предлог, писать предлоги с другими словами.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знать, что такое предлог, как часть речи;
- знать, как употребляются предлоги в речи;
- уметь находить предлоги в предложении и тексте;
- уметь писать предлоги отдельно от других частей речи.
Личностные:
- принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
- проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- осознавать личностный смысл учения.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Оборудование: учебник «Русский язык» 2 класс 2 часть (УМК «Школа России»).
Челябинск, 2020
Этап урока Методы и приемы | Хроно- метраж | Содержание | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность учащегося | |||
I. Этап самоопределения к деятельности Словесный: слово учителя Наглядный: показ презентации | 1 мин | - Ребята, давайте поздороваемся с вами глазами! Своими глазками покажем, с каким настроением мы пришли на урок. Сегодня вместе со мной вы отправитесь в путешествие. «Не на небо, не на землю И не в город, не в село. В книгу с вами мы пойдем, и урок сейчас начнем» | Приветствовать учителя | Л: самоопределение, смыслообразование |
II. Актуализация знаний Словесный: слово учителя, беседа Наглядный: показ презентации Практический: выполнение задания | 5 мин | - Запишите в тетради сегодняшнее число, классная работа. - Назовите весенние месяцы. - Назовите второй месяц весны. Что вы знаете об этом слове? - Найдите опасное место, запишите. Поставьте ударение, определите сколько слогов, букв, звуков. - Проверим по словарю, правильно ли мы написали это слово. | Выполнять задание, отвечать на вопросы - Март, апрель, май. - Апрель, оно словарное. Апрель – месяц живой воды, бурного пробуждения и расцвета природы. - АпрЕль, слово- апрель. Ап-рель -2 слога,6 букв, 5 звуков. | Р: целеполагание, планирование К: сотрудничество с учителем П: структурирование знания, синтезировать |
III. Постановка учебной задачи Словесный: слово учителя, беседа Наглядный: показ презентации Практический: выполнение задания Словесный: слово учителя, беседа Наглядный: показ презентации | 5 мин | - Ребята, посмотрите на экран. Кто-то рассыпал слова. Давайте соберем их и посмотрим, что у нас получилось. (Птицы, на, принесли, весну, крыльях, тёплую) - Составьте и запишите предложение. Что у вас вышло? - Ребята, что такое предложение? - Назовите основу получившегося предложения. Как её ещё можно назвать? - Какие знакомые части речи встретились? - Что такое существительное? Глагол? Прилагательное? - Какое слово вызвало у вас затруднение? - Ребята, послушайте внимательно загадку и подумайте, какая же тема нашего сегодняшнего урока. В речи очень нужен я Все слова мои друзья. Иногда похож на букву, Иногда похож на слог. Вы меня узнали? Ну, конечно, я … - Предположите тему нашего урока? - А, чтобы вы хотели про него узнать? Какие цели поставим на урок? | - Птицы принесли на крыльях тёплую весну. - Предложение - это одно слово или целый ряд грамматически связанных друг с другом слов. - Птицы принесли. Главные члены предложения. - Существительное, глагол, прилагательное. - Имя существительное – слово, обозначающее предмет. Глагол – слово, обозначающее действие предмета. Прилагательное – слово, обозначающее признак предмета. - Слово «на». - Предлог. - Тема урока: «Предлог как часть речи» - Цель: узнать, что такое предлог и нужен ли он в речи. Узнать и научиться писать предлоги раздельно с остальными частями речи. | К: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения. |
IV. Открытие нового знания Словесный: слово учителя, беседа Работа с учебником Практический: выполнение задания Словесный: слово учителя, беседа Практический: выполнение задания Наглядный: показ презентации Словесный: слово учителя, беседа Работа с учебником Практический: выполнение задания | 13 мин | - Ребята, сейчас внимательно послушайте сказку, а затем ответьте на мои вопросы. Жили в одном из городов русского языка предлоги. Были они такие драчуны и забияки, что один раз так сильно поссорились с существительными, что те сильно обиделись на задир. Когда с предлогами ставили Существительные, они так далеко отодвигались от них, что между ними помещались Прилагательные. Предлоги поссорились с обидчивыми словами и даже переехали в другой дом и перестали разговаривать с бывшими соседями. Постепенно они совсем отдалились. Так предлоги стали отдельными словами. Делать нечего. Раз уж случилась такая ссора навек, решили записать в книгу Правил это событие, ставшее потом правилом: предлог – это слово и с другими словами пишется всегда раздельно. - Ребята, что делали предлоги не правильно? А вы в классе ссоритесь? В классе надо жить дружно. - Что самое главное вы услышали в этой сказке? - Все верно, запомните, ребята, что предлоги в предложениях пишутся с другими частями речи всегда раздельно. - А сейчас давайте узнаем, что нам рассказывает о предлоге тетушка Сова. Откройте учебник на стр. 109. - Что такое предлог? - Для чего служат предлоги? - Перед какими словами пишутся предлоги? - Перед какими словами никогда не пишутся? - Откройте учебник на стр. 108, упр. № 183. Прочитайте стихотворение Бориса Заходера. - Что значит на полянке? У тропинки? С бугорка? Под ёлкой? - Как называются слова «на, у, с, под»? С какими именами существительными они употреблены? Как написаны предлоги со словами – слитно или раздельно? - Спишите это четверостишье и подчеркните предлоги, а сейчас обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте, правильно ли подчеркнуты предлоги (сравнение с учебником). | Слушать сказку - Предлоги задирали и обижали других частей речи. Иногда бывает. - Предлог - это слово, и оно пишется раздельно. Читать стихотворение - Это часть речи - Служат для связи слов в предложении - Употребляются в речи вместе с именами существительными - Перед глаголами предлогов не бывает - На полянке у тропинки Пробиваются травинки. С бугорка ручей бежит, А под ёлкой снег лежит. - Это значит, что что-то находится на поверхности полянки. Находится рядом с тропинкой. С бугорка, то есть движется вниз. Под ёлкой, значит что-то находится под ней. - Эти слова называются предлогами. - Они употреблены с: полянке, тропинки, бугорка, ёлкой. Написаны раздельно. | К: донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций Р: работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания. |
Динамическая пауза Словесный: слово учителя Практический: выполнение физических упражнений | 2 мин | - А сейчас я попрошу вас всех встать со своих мест. Повторяйте за мной. Повороты головы вправо и влево – 2 раза, вращения кистями – 2 раза в одну сторону и 2 раза в другую, повороты вправо и влево – 2 раза, потрясти ногами. | Выполнять задание | |
V. Первичное закрепление во внешней речи Словесный: слово учителя Практический: выполнение задания Наглядны: показ презентации Работа с учебником | 5 мин | - Сейчас мы устно выполним следующее упражнение (184). Прочитайте предложения. - Ребята, увидели ли вы предлоги? Назовите их. - С какими существительными они употреблены? - Какую роль выполняют предлоги в предложениях? Прочитайте предложения без предлогов, что изменилось? - Все верно, ребята, вы молодцы. | Выполнять задание, отвечать на вопрос - Без вербы весны не бывает. По капле дождь, по росинке роса. Журавли кричат – к дождю. Лето у ворот – поглядывай в огород. - Да, увидели, это предлоги «без, по, к, у, в». - Употреблены с: вербы, капле, росинке, дождю, ворот, огород. - Роль связи слов в предложении. Вербы весны не бывает. Капле дождь, капле роса. Лето ворот – поглядывай огород. - В предложениях потерялась связь между словами. | К: учёт разных мнений, формулирование и аргументация своего мнения |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой Словесный: слово учителя, беседа Практический: выполнение задания Работа с учебником | 7 мин | - А сейчас я предлагаю вам выполнить следующее задание. На вашей парте лежат карточки с заданием, вам нужно на свой листок списать предложения и вставить предлоги так, чтобы появилась связь между словами. Для начала подпишите свой листок в правом верхнем углу, фамилия и первая буква имени. Не забудьте подчеркнуть вставленные предлоги. Петушок – золотой гребешок сидит __теремке. Ласточка свила гнездо __крышей теремка. Лягушка - квакушка сидит__теремке__окошка. Волчище - серый хвостище прячется __теремком. Лисичка – сестричка _леса _ дорожке бежит __теремку. | Выполнять задание, отвечать на вопросы Петушок – золотой гребешок сидит в теремке. Ласточка свила гнездо над крышей теремка. Лягушка - квакушка сидит в теремке у окошка. Волчище - серый хвостище прячется за теремком. Лисичка – сестричка у леса по дорожке бежит к теремку. | Р: работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. |
VII. Включение в систему знаний Словесный: слово учителя, беседа Наглядный: показ презентации | 1 мин | - Ребята, вспомните, какая тема нашего урока? - Какая была цель нашего урока? - Достигли ли мы цели? Как? | Отвечать на вопросы - «Предлог как часть речи». - Узнать что такое предлог, как он пишется словами и научится различать предлоги в предложениях. Мы достигли цели с помощью разных упражнений и дополнительной информации. | П: рефлексия способов и результатов действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
VIII. Рефлексия деятельности (по продукту) Словесный: слово учителя, беседа Наглядный: показ презентации | 1 мин | - Что нового вы узнали на уроке? - Чему новому вы научились на уроке? - Что вам удалось сделать лучше всего и за что вы можете себя похвалить? | Отвечать на вопросы - Мы узнали о предлогах, что она пишутся раздельно с другими словами, для чего они нужны в предложении. - Удалось выполнить все. | К.: донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; донести свою позицию до других. |
Задание для дистанционного обучения
Видеоурок (https://www.youtube.com/watch?v=JUBFY31wEg8) отправлен в беседу с родителями.
Составьте из слов предложение, запишите. Ответьте на вопросы.
Реке, треснул, лёд.
- Что вы добавили в предложение?
Что обозначают предлоги?
А для чего же они нужны в речи?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Служебные части речи" 3 класс, система Л.В.Занкова
Урок русского языка отвечает современным требованиям. В нем расписаны все УУД, как того требует ФГОС....
Конспект урока и презентация "Служебные части речи" 4 класс
Данный материал состоит из конспекта урока с презентацией и приложением....
"Прямая речь". Конспект урока русского языка в 4-м классе с презентацией ("Школа России")
Конспект урока, презентация, приложения в виде карточек для парной, групповой, самостоятельной работы....
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Конспект урока русского языка "Занимательные части речи."
Конспект урока русского языка "Занимательные части речи" для 2 класса....
Конспект урока русского языка «Употребление в речи имён прилагательных, противоположных по значению» (УМК "Школа России" 2 класс)
Тема: «Употребление в речи имён прилагательных, противоположных по значению» Цели деятельности учителя: формирование у учащихся представления о прилагательных-синонимах и прилагательн...
Конспект урока русского языка " Повторение. Части речи" 2 класс УМК Школа России
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Тема: «Повторение. «Части речи»».Цель деятельности учителя: закрепление и обобщение знаний о частях речи, закрепление уме...