План-конспект урока по русскому языку в 4 к лассе " с презентацией
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Материал содержит подробный план-конспект урока по теме "Наречие как часть речи"с презентацией. В данном материале представлены карточки для групповой и парной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_otkrytogo_uroka.docx | 37.33 КБ |
prezentatsiya_k_zachyotnomu_uroku.pptx | 103.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Наречие как часть речи» (4 класс)
УМК «Школа России»
Урок подготовила учитель начальных классов МБОУ «СОШ №16»
города Новочебоксарска
Захарова Татьяна Ивановна
Цель урока:
- создание условий обучающимися для открытия новой части речи -наречия;
Планируемые результаты:
Предметные:
- находить наречия в тексте;
- задавать вопросы к наречиям и определять, каким членом предложения они являются;
- выделять в тексте словосочетания, в которые входит наречие;
- употреблять наречия в письменной и устной речи;
- определять роль наречий в предложении и тексте;
- выполнять морфологический разбор слова;
- классифицировать слова на группы по грамматическим признакам.
Метапредметные:
- понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
- выявлять затруднения, устанавливать причины их возникновения;
- составлять план действий по решению проблемной ситуации;
- самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно оценивать;
- определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.
Личностные:
- находить выход из сложившейся ситуации, адекватно реагировать на возникшие затруднения;
-формировать уважение к иному мнению;
- развивать самостоятельность;
- проводить самооценку.
Ход урока
1.Организационный момент.
(проверка готовности к уроку)
2. Минутка чистописания.
Сс Ссс
Скоро наступит снежная зима.
- Что мы знаем о букве С?
- Объясните выбор букв на месте орфограмм.
- Найдите грамматическую основу предложения.
-Мы попозже вернёмся к этому предложению и продолжим над ней работу.
3.Актуализация знаний учеников
1) Словарная работа. (слайд №3)
На доске написаны слова:
Н_род, завтр_, ч_рный, б_седа, дев_чка, г_товить, р_шение..
У доски – 1 ученик.
-Над какой темой мы работаем на уроках русского языка?
-Вставьте в словах непроверяемую орфограмму, над словами укажите часть речи.
-Назовите имена существительные.
-Что такое имя существительное?
-Назовите глаголы. Что такое глагол?
_Какая часть речи ещё вам встретилась?
-Что такое имя прилагательное?
-По какому плану вы рассказывали о каждой части речи?
(как называется, что обозначает, на какие вопросы отвечает, роль в предложении)
На доске – кластер
Часть речи
Что обозначает
Вопрос
Роль в предложении
Над каким словом стоит вопросительный знак?
-На какой вопрос отвечает это слово?
-А к какой части речи относится слово «завтра», мы можем узнать, если возьмём по одной букве из каждого словарного слова и из них составим слово.
Из 1-го слова возьмите 1-ую букву, из 2-ого- 2-ую и т.д.
_ Какое слово получилось? (Наречие)
-Значит, к какой части речи относится слово «завтра»?
-Сделайте вывод: знакома ли нам эта часть речи? (Нет )
-Откройте учебник на с. 73 и прочитайте, как она называется. (Наречие.)
Наречие – это неизменяемая часть речи. Наречие обозначает признак действия и отвечает на вопросы как?, где?, куда?, когда?, откуда?. В предложении является второстепенным членом. (слайд №4)
Сформулируйте тему и задачи урока.
(Познакомиться с особенностями наречий, узнать, что они обозначают, на какие вопросы отвечают, какие грамматические признаки имеют, какова их синтаксическая роль.)
4..Работа по теме урока.
1) (упражнение над предложением из минутки чистописания)
-Укажите над словами части речи.
-_Выпишите из предложения словосочетания.
- Сколько словосочетаний получилось?
К какому слову относится имя прилагательное?
-Почему? (обозначает признак предмета)
- А какому слову относится наречие «скоро»?
-Почему? (обозначает признак действия)
-Попробуйте прочитать предложение без наречия.
-А для чего в предложениях используют наречия?
Вывод: наречие обозначает признак действия потому, что относится к части речи – глаголу. Наречия делают предложение более понятным, выразительным.
Наречие как часть речи появилось давно. Древние римляне эту часть речи так и называли: «приглаголие».
2).Работа по учебнику
Упр. 127 (с. 74).
-Сейчас мы поупражняемся ставить вопросы к наречиям.
- Прочитайте слова и подумайте, какие вопросы можно поставить к этим словам?
Когда ? – 1ряд где?- 2-й ряд куда? 3 –ряд откуда?
-Сейчас мы поиграем в игру «Самый внимательный».
Я буду называть слова-наречия, а вы будете поднимать руки. Но руки поднимает только тот ряд, если наречие отвечает на вопрос вашего ряда.
-А теперь выпишите пять слов-наречий, отвечающих на вопросы вашего ряда.
( Самостоятельная работа)
Вывод: наречия отвечают на вопросы Где? Куда? Откуда? Как? Когда?
5. Физкультминутка.
-Найдите в тексте физкультминутки наречия, задайте к ним вопрос от главного слова.
6.. Работа над закреплением нового материала.
1). наблюдение над частью речи- как неизменяемая часть речи
(работа по группам -6 групп)
-Давайте вернёмся к правилу о наречии и ещё раз прочитаем, что там написано об этой части речи. Учёные пишут, что наречие- неизменяемая часть речи. Так ли это?. Давайте произведём исследование. На ваших листочках- заданиях попробуйте менять часть речи – наречие по команде вопросов. В конце сделайте вывод.
-Понаблюдайте, изменяется ли форма наречия по родам, числам, временам, лицам и падежам.1 карточка- 1 группа.
Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного числа?
ед.ч. мн.ч.
Образец: прилетел (когда?) рано прилетели (когда?) рано;
запел ( ?) запели (______?) ;
проснулся (________?) _______ проснулись (______?) __________;
Сделайте вывод!
Наречия по числам _____________________________________________________.
2 карточка -2 группа.
Понаблюдайте! Обсудите в группе!
Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного рода?
Образец: М.р - пришел ( когда ?) рано;
Ж.р - пришла (_______?) _________;
Ср.р. - пришло (_______?) _________;
Сделайте вывод!
Наречия по родам _______________________________________________________.
3 карточка- 3 группа
Понаблюдайте! Обсудите в группе!
Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного времени?
Образец: прош.время появились ( когда ? ) рано;
наст.время цветут (________?) ___________;
будущ. время разольются (________?) ___________;
Сделайте вывод!
Наречия по временам ___________________________________________________.
4 карточка -4 группа
Понаблюдайте! Обсудите в группе!
Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного лица единственного числа?
Образец: 1 л: я встаю ( когда ? ) рано;
2 л: ты встаёшь (_______?) _________;
3 л: он (она, оно) встаёт (_______?) _________;
Сделайте вывод!
Наречия по лицам ___________________________________________________.
5 карточка – 5 группа
Понаблюдайте! Обсудите в группе!
Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного лица множественного числа?
Образец: 1 л: мы встаем ( когда ? ) рано;
2 л: вы встаете (_______?) _________;
3 л: они встают (_______?) _________;
Сделайте вывод!
Наречия по лицам ___________________________________________________.
6 карточка -6 группа
Понаблюдайте! Обсудите в группе!
Можно ли изменить форму наречий рано, вперед, назад, быстро, снизу так, чтобы они отвечали на один из падежных вопросов:
Что? ___________________________________________________________________
Чего? __________________________________________________________________
Чему? __________________________________________________________________
Чем? ___________________________________________________________________
О чем? __________________________________________________________________
Сделайте вывод!
Наречия по падежам ______________________________________________________
Проверка исследовательской работы.
-Какое исследование провели?
Какай вывод сделали?
Наречие не изменяется по числам!
Наречие не изменяется по родам! Наречие - неизменяемая
Наречие не изменяется по временам! часть речи.
Наречие не изменяется по лицам!
Наречие не изменяется по падежам!
2).. Работа в парах(по карточкам)
- Замените фразеологизмы на их значение при помощи наречий, поставьте к ним вопросы.
Замените фразеологические обороты наречиями.
Сломя голову -____________________________
В двух шагах - ___________________________
Во всё горло - _____________________________
Льёт как из ведра - __________________________
Пальчики оближешь - __________________________
На краю света - __________________________
Кот наплакал - ___________________________
Черепашьим шагом - _________________________
Ни свет, ни заря - _________________________
В двух словах - ___________________________
3).Работа по учебнику Упр. 126 (с. 74).Прочитайте.
- Назовите наречия.
- Прочитайте текст с наречиями и без них.
- Что изменилось? Какую роль играют наречия в предложении?
- (Наречия дают дополнительную информацию, уточняют, где, когда, как происходит действие.)
- Выделите в каждом предложении словосочетание с наречием, поставьте вопрос от главного слова к зависимому.
-На какие вопросы отвечает эта часть речи, что она обозначает?
-Какую роль играют наречия в предложении?
7. Рефлексия
-Что больше запомнилось и понравилось на уроке?
- Оцените свою работу на уроке. Если на уроке было всё понятно, на полях нарисуйте зелёный кружочек, если не всё было понятно – жёлтый кружочек, а если ничего не поняли – красный кружочек.
8. Подведение итога урока:
-С какой частью речи мы познакомились сегодня на уроке?
- Что вы узнали о наречии как части речи?
(выставление отметок)
9.Домашнее задание
Упр. 126 (с. 74)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема урока: «Наречие как часть речи» (4 класс) УМК «Школа России» Урок подготовила учитель начальных классов МБОУ «СОШ №16» города Новочебоксарска Захарова Татьяна Ивановна
н _род з а втр_ ч_ р ный б_с е да дев_ ч ка г_тов и ть р_шени е
н арод з а втра чё р ный бес е да дево ч ка готов и ть решени е
Наречие – это неизменяемая часть речи. Наречие обозначает признак действия и отвечает на вопросы как?, где?, куда?, когда?, откуда?. В предложении является второстепенным членом.
Я хочу построить дом, Чтоб окошко было в нём, Чтоб у дома дверь была, Рядом чтоб сосна росла. Чтоб вокруг забор стоял, Пёс ворота охранял. Чтоб на травке жил жучок, Бегал быстрый паучок. Солнце было, дождик шёл, И тюльпан в саду расцвёл. Чтоб флажок на доме был, А за домом ёжик жил.
1 карточка- 1 группа. Понаблюдайте ! Обсудите в группе! Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного числа? ед.ч. мн.ч. Образец: прилетел (когда?) рано прилетели (когда?) рано; запел ( ? ) запели (______?) _______ проснулся (_______?) _______ проснулись (______?) __________ Сделайте вывод! Наречия по числам _____________________________________________________.
1 карточка- 1 группа. Понаблюдайте ! Обсудите в группе! Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного числа? ед.ч. мн.ч. Образец: прилетел (когда?) рано прилетели (когда?) рано; запел ( ? ) рано запели (______?) рано проснулся (_______?) рано проснулись (______?) рано Сделайте вывод! Наречия по числам не изменяются .
2 карточка -2 группа. Понаблюдайте ! Обсудите в группе! Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного рода? Образец : М.р - пришел ( когда ?) рано Ж.р - пришла (_______?) _________ Ср.р . - пришло (_______?) _________ Сделайте вывод! Наречия по родам ________________________
2 карточка -2 группа. Понаблюдайте ! Обсудите в группе! Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного рода? Образец : М.р - пришел ( когда ?) рано Ж.р - пришла (_______?) рано Ср.р . - пришло (_______?) рано Сделайте вывод! Наречия по родам не изменяются .
3 карточка -3 группа. Понаблюдайте ! Обсудите в группе! Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного времени? Образец : прош.время появились ( когда ? ) рано наст.время цветут (________?) ________ будущ . время разольются (________?) _______ Сделайте вывод! Наречия по временам ____________________________________________
3 карточка -3 группа. Понаблюдайте ! Обсудите в группе! Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного времени? Образец : прош.время появились ( когда ? ) рано наст.время цветут (________?) рано будущ . время разольются (________?) рано Сделайте вывод! Наречия по временам не изменяются.
4 карточка -4 группа. Понаблюдайте ! Обсудите в группе! Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного лица единственного числа? Образец: 1 л: я встаю ( когда ? ) рано 2 л: ты встаёшь (_______?) _________ 3 л : он (она, оно) встаёт (_______?) _________ Сделайте вывод! Наречия по лицам ______________________________________
4 карточка -4 группа. Понаблюдайте ! Обсудите в группе! Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного лица единственного числа? Образец: 1 л: я встаю ( когда ? ) рано 2 л: ты встаёшь (_______?) рано 3 л : он (она, оно) встаёт (_______?) рано Сделайте вывод! Наречия по лицам не изменяются .
5 карточка – 5 группа Понаблюдайте ! Обсудите в группе! Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного лица множественного числа? Образец: 1 л: мы встаем ( когда ? ) рано 2 л: вы встаете (_______?) _________ 3 л : они встают (_______?) _________ Сделайте вывод! Наречия по лицам ____________________________________
5 карточка – 5 группа Понаблюдайте ! Обсудите в группе! Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного лица множественного числа? Образец: 1 л: мы встаем ( когда ? ) рано 2 л: вы встаете (_______?) рано 3 л : они встают (_______?) рано Сделайте вывод! Наречия по лицам не изменяются .
6 карточка -6 группа. Понаблюдайте ! Обсудите в группе ! Можно ли изменить форму наречий рано, вперед, назад, быстро, снизу так , чтобы они отвечали на один из падежных вопросов : Что? ______________ Чего ? _____________ Чему? ____________ Чем? ______________ О чем? ___________ Сделайте вывод ! Наречия по падежам ________________________
6 карточка -6 группа. Понаблюдайте ! Обсудите в группе ! Можно ли изменить форму наречий рано, вперед, назад, быстро, снизу так , чтобы они отвечали на один из падежных вопросов : Что? ______________ Чего ? _____________ Чему? ____________ Чем? ______________ О чем? ___________ Сделайте вывод ! Наречия по падежам не изменяются .
Наречие не изменяется по числам! Наречие не изменяется по родам! Наречие - неизменяемая Наречие не изменяется по временам! часть речи . Наречие не изменяется по лицам! Наречие не изменяется по падежам!
Наречие – это неизменяемая часть речи. Наречие обозначает признак действия и отвечает на вопросы как?, где?, куда?, когда?, откуда?. В предложении является второстепенным членом.
Замените фразеологические обороты наречиями, поставьте к ним вопросы Сломя голову -____________________________ В двух шагах - ___________________________ Во всё горло - _____________________________ Льёт как из ведра - __________________________ Пальчики оближешь - __________________________ На краю света - __________________________ Кот наплакал - ___________________________ Черепашьим шагом - _________________________ Ни свет, ни заря - _________________________ В двух словах - ____________________ _______
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе.Тема урока "Развитие умения задавать вопросы к словам, обозначающим действие предметов."
Урок по УМК "Школа 2100"...
План-конспект проблемного урока по русскому языку 4 класс
Цели: - заинтересовать учащихся изучением новой темы «Имя прилагательное»; -учить классифици...
План- конспект открытого урока по русскому языку (обучение письму) в 1 «В» классе.
данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС...
План-конспект открытого урока по русскому языку "Главные и второстепенные члены предложения", 2 класс.
Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС, показывает работу обучающихся с помощью системно-деятельностного метода, видна адекватная самооценка детей....
План – конспект открытого урока по русскому языку, проведенного в 4 «А» классе. Тема: Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.
План – конспект открытого урока по русскому языку с применением интерактивных средств обучения....
План-конспект дистанционного урока по русскому языку 3 класс "Повторяем и тренируемся".
На этом этом уроке отрабатываю умения отличать имя прилагательное от имени существительного,обобщаю знания об иени прилагательном....
План конспект открытого урока по русскому языку " Написание мягкого знака в конце и середине слова"
Цель данного классного часа: Формирование знания и умения детей в написании слов с мягким знаком на конце и в середине. Активизировать словарь детей.Коррекция памяти через словарную работу и цись...