Урок русского языка в первом классе
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Тютерева Надежда Николаевна

Конспект урока по русскому языку для первоклассников на тему : Синонимы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Синонимы».

Урок-игра «В поисках Василисы Прекрасной»

Автор урока:  Тютерева Надежда Николаевна

Предмет: русский язык

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели:

           образовательные:

            научить находить в тексте синонимы; отработка умения подбирать синонимы к словам

 развивающие: расширение словарного запаса учащихся за счет употребления                                  

           метафор;   умение правильно пользоваться синонимами в речи; развитие орфографических и пунктуационных навыков учащихся, обогащение словарного запаса, логического мышления, памяти, интереса к русскому языку;

 

  воспитательные: воспитывать любовь к родному языку;

        формировать навыки связной речи;  воспитывать активность, желание работать творчески

Ожидаемый результат: Ученики умеют находить синонимы в тексте, умеют составлять синонимические ряды.

 Ресурсы: учебник русского языка для 1 класса, маркеры, листы А4, ИКТ, корзиночка, листы самооценки учащихся, бортовые журналы учащихся, разноцветные фантики для деления на группы, мяч, карточки с текстом для творческой работы, карточки со словами для мозгового штурма.

Современные технологии, используемые на уроке:

Применение ИКТ, технология проблемного обучения, технология критического мышления.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, Словарь синонимов,

раздаточный материал (карточки).

Демонстрационный материал: презентация к уроку.

Используемая методическая литература:

  1. З.Е. Александрова Словарь синонимов русского языка. – М.:1986

2.Л.Т. Григорян «Язык мой - друг мой». Пособие для учителей. М.: Просвещение. 1976.

3. Л.А. Тростенцова, М.Т. Баранов, Т. А. Ладыженская Дидактический материал к                              учебнику русского языка 5 класса. Пособие для учителя - М.: Просвещение, 1989.

  4. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская «Русский язык 5 класс» - М.: Просвещение, 2008.

  5. Т.А. Богданова «Уроки русского языка в 5 классе» - М.: Просвещение, 2011.

Ход урока.

1.Орг. момент.

Ты улыбкой, как солнышком, брызни,

Выходя по утру, из ворот.

Понимаешь у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот.

        Разве любы нам хмурые лица

Иль  чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.

- Я думаю, что радость, доброта и улыбка всегда помогают человеку. Так давайте, и наш урок сегодня начнем с улыбки. Ребята улыбнитесь друг другу!

  Волшебная корзиночка.

Перед вами волшебная корзиночка.   «Сложите» в неё по очереди каждый свои самые хорошие пожелания для друзей на этот урок (положительные эмоции). Спасибо всем! А теперь я расплескаю эти пожелания на вас для того, чтобы вам интересно и легко было работать сегодня на уроке.

(Слайд № 1) Сегодня у нас с вами необычный урок, мы отправляемся в сказочное путешествие в поисках Василисы Прекрасной.

(Слайд № 2) Все вы помните сказку о Василисе Прекрасной. Утащил её Кощей Бессмертный и заточил в башне. Башня высоченная. Даже взглянуть страшно! Но Василиса надеется, что Иван-царевич придёт за ней, - не выходить же ей замуж за постылого Кощея! Давайте поможем Ивану царевичу спасти Василису, а для этого нам нужно выполнить задания, а перед этим определить тему, чем мы с вами будем заниматься на уроке. Но, а сначало давайте поиграем в  игру «Подбери словечко» с учащимися.

- Тот, кому я бросаю мяч и говорю слово, должен вернуть мяч мне, подобрав к моему слову своё другое слово,  но близкое по значению моему, например: белый – светлый.

Слова для игры:  ходить – шагать, говорить – болтать, строить – созидать, красный – алый, фиолетовый – сиреневый, кушать – есть, школьник – ученик, работать – трудиться, смеяться – хохотать, грусть – печаль, ненастный – пасмурный, кричит – орёт, большой – огромный, ребёнок – малыш, старик – дедушка, мороз – холод.

- Молодцы! Как называются слова, которые вы сейчас подбирали?  Проблема !!! Но м ысейчас эту проблему устраним. Вот мы сейчас и проверим правильность ваших ответов, выполнив чистописание.

  Минутка чистописания  (ребята открывают тетради и записывают число и классная работа ) , ниже у вас образец для записи дан в тетради.

- Запишите безотрывно эти буквы в тетрадь, соблюдая правильное соединение букв, и простым карандашом зачеркните все буквы д,  и после прочитайте, что у вас получилось.

дсдидндодндидмдыд

-Вот мы и угадали тему нашего урока.

Тема урока «Синонимы»

           Постановка цели урока:

- Сегодня мы расширим свои знания  о синонимах, а так же научимся находить синонимы в тексте и заменять слова словами синонимами.

           Обратная связь

-Ребята перед вами листик с названием бортовой журнал, Заполните, пожалуйста, первый столбик бортового журнала ученика (ребятам дается немного времени).

        Бортовой журнал ученика

Что я знаю по теме урока

Что я узнал(а) о синонимах

 на уроке

- Дайте определение синонимам ответы детей (слайды о синонимах №3 ) , показ словаря синонимов.

 - Что ж вы готовы к путешествию, взгляните на карту (Слайд № 4).

Путь начинается от царского дворца и заканчивается башней в замке Кощея. На пути встречаются разные препятствия.

(Слайд № 5) Вот избушка Бабы-Яги. Вышла баба-яга, костяная нога и говорит: «Дам я тебе, царевич-королевич, волшебный клубок, он дорогу укажет – но с условием! Придумай мне три синонима к слову храбрый!» (отвечают хором по очереди).

-Давайте, ребята, поможем Ивану-царевичу. Синонимы нужно записать на доске и в тетрадях.

(Класс предлагает варианты синонимов. Один из учеников выходит к доске (сейчас он играет роль Ивана-царевича) и записывает синонимы. Учитель обращает внимание на орфограммы) (Слайд № 6) отважный, смелый, мужественный.

(Слайд № 7) «Что ж,  – вздохнула Баба-яга, - справился ты с заданием, придётся дать тебе волшебный клубок! Иди за ним, милок, никуда не сворачивай»

Класс выполняет задание. Записывают предложение в тетрадь. Девочки подчеркивают в предложении гласные буквы (красный карандаш), мальчики согласные буквы (синий карандаш). Проверка с места методом комментирования. Иди за ним, милок, никуда не сворачивай! 

(Слайд № 8) - Вот идёт Иван-царевич за клубком, долго ли, коротко ли, и тут вдруг из дупла как выпрыгнет мохнатый леший! Попрыгал Леший на одной ноге, почесался, взлохматил слежавшиеся длинные волосы и говорит: «Здравствуй, здравствуй, Иван-царевич. Баба Яга мне по телефону звонила, о тебе говорила, что большой ты мастер синонимы придумывать! Вот я и решил: пропущу тебя дальше, если ты мне подберёшь синонимы и  соединишь их стрелками. На партах отдельные листы с заданиями, ребята выполняют.

 Алфавит                                            аккуратный

Огонь                                                  алый

Опрятный                                          скакать

Прыгать                                              азбука

Бросать                                              пламя

Красный                                            кидать

-Соединить синонимы стрелками. Взаимопроверка (ребята меняются тетрадями учитель дает правильный ответ, ребята оценивают себя).

 Физминутка

Попишите, почитайте,

Поднимитесь, пошагайте,

Покричите, помолчите,

Попишите, постучите,

Помашите, потянитесь,

Поморгайте, улыбнитесь,

 Посидите, пошепчите,

Успокойтесь, подремлите,

А теперь все поднимайтесь

 И за дело принимайтесь.

(Слайд № 9) Идёт Иванушка дальше, а навстречу ему медведь. «Съем тебя, царевич, голодный я с утра». «Не ешь меня, мишка, я тебе синонимы придумаю!» - отвечает Иван-царевич. «Ладно, так и быть, - согласился медведь. - Снова Ивану-царевичу нужна помощь!  Творческая работа.  Учащиеся делятся на 3 группы.

Запишите текст (на отдельных листах) вставляя в предложения подходящие синонимы, командир групп проверяет ,учитель читает правильный ответ. Командир оценивает свою группу.

Апрельское небо …,…,….. 
Птицы в апреле…и….. 
Зеленеет….,….трава. 

-Тем, кто затрудняется, поможет наша волшебная корзиночка. Можно подойти и взять из неё карточку - помощницу со словами: голубое, ясное, шумные, мягкая, крикливые, безоблачное, шелковистая. 

-Как называются слова, которые вы вставили (Синонимы)? Прочитайте  предложения, которые вы записали. Работа в группах (повторяем правила работы в группе) .

Правила для работы в группах:(правила у учащихся на 1 – й парте).

• Говорить по очереди

• Активно слушать

• Задавать вопросы и спрашивать, есть ли вопросы

• Вносить предложения и спрашивать, есть ли предложения у других

• Выражать свои мысли и мнения и интересоваться идеями и мнениями других

• Коллективно обсуждать предложения, идеи и мнения

• Помогать и просить о помощи

• Давать и просить пояснения

• Пояснять и оценивать идеи

• Принимать групповые решения и приходить к единому мнению

• Подводить итоги обсуждения

• Приводить убедительные аргументы

*Соблюдать время

 (Слайд № 10) Отправился царевич дальше – в поисках своей ненаглядной Василисы. Вдруг на его пути – озеро. Как быть? Видит, на лодке заяц плывёт. Просит Иван-царевич:  « Перевези меня, заинька, на другой берег! Ищу я невесту свою, Василису. Похитил её злодей кощей, повелитель кислых щей. Помоги мне!» «Помогу, - отвечает заяц, - только ты, Иванушка, подбери по несколько синонимов к слову.  -Придумайте  и запишите в тетрадь самый длинный  ряд синонимов  к данному слову:

1-я группа: труд  2-я группа: чудный   3-я группа: маленький (работают в паре, заслушиваются несколько учащихся с каждой группы). Взаимооценивание групп аплодисментами. 

Перевёз зайчик царевича на другой берег. Замок Кощея вроде бы близко. Да только беда – окружён замок топкими болотами

(Слайд № 11) Сидит в болоте Кикимора – усмехается: «Не пройти тебе, Иванушка, через болото. Засосёт, затянет! Женись на мне! Или выполни следуюшее задание.

 Самостоятельная работа (разноуровневое упражнение).

-Прочитай текст. Озаглавь его. Спиши. Подчеркни синонимы.

Текст для учащихся 1:

Пришла осень. Ребята пошли в школу. Дети любят учиться. На уроках школьники пишут, читают, думают, отвечают. Весело и интересно живётся ученикам.

Текст для учащихся 2:

А ночью разыгралась гроза. Шум шторма далеко было слышно. К утру буря усилилась. Страшный ураган валил деревья и сносил крыши домов.

Текст для учащихся 3:

Змеи и ящерицы прячутся в корни, зарываются в тёплый мох. Муравьи закупорили все входы и выходы своего высокого домика. Скрылись лягушки, жабы, улитки. Спрятался ёж с свою травяную норку. Лесным жителям не страшны зимние морозы.  

 (Слайд № 12) Добрался Иван-царевич до замка, выходит к нему сам Кощей и говорит: «За Василисой пришёл? Выкуп плати! Придумай четыре синонима к слову страшный, тогда отдам тебе невесту твою!»

(Слайд № 13) Учащиеся предлагают синонимы: ужасный, пугающий, кошмарный, жуткий. Один учащийся возле доски остальные на местах в своих тетрадях.

Придумал Иванушка синонимы, а Кощей хохочет: «Ха-ха-ха! Обманул я тебя, так просто не отдам тебе Василису! Она теперь не твоя невеста, а моя!»

(Слайд № 14) Услышала Василиса этот разговор и подослала к Иванушке заколдованную муху. Подлетела муха к Ивану и жужжит в самое ухо: «Ты, Иванушка, заполни бортовой журнал и расскажи,  что ты узнал о синонимах сегодня.

 (Слайд № 15) Так и случилось. Выполнил Иванушка задания  – чары рассеялись. Вышла к нему Василиса и говорит: «Спасибо тебе, Иванушка, очень ты хороший, добрый, смелый! Но выйду за тебя замуж только в том случае, если ты сделаешь вывод  и заполнишь с учащимися лист самооценки.

Лист самооценки ученика

Отметь знаком «+» те качества, которые ты приобрел во время работы на уроке.

        Я научился:        

Работать в группе

Подбирать синонимы к словам

Самостоятельно добывать знания из учебника

Выступать перед классом

Просить помощи, когда возникают трудности

Слушать активно других

Дарить хорошее настроение людям

(Слайд № 16) Постарался Иван- царевич, и женился на Василисе. Стали они жить-поживать и добра наживать! Тут и сказке конец, а кто помогал изучать тему о синонимах, подбирать синонимы – молодец!»

 Заключительное слово учителя

 

В русском языке много слов-синонимов. Они наши большие помощники. Синонимы - могучее средство, с помощью которого можно разнообразить,  выразительно высказать свои мысли во всех стилях речи. Синонимы используются для преодоления неоправданного повторения одного и того же слова. Употребляются синонимы и для связи частей текста. Синонимы делают нашу речь яркой и эмоциональной.

- Спасибо за работу. Мне было интересно с вами работать, учиться, делать открытия.

Рефлексия:

1.Употребление синонимов позволяет выразить самые различные оттенки мысли и чувства.2. Необходимо добиваться точного употребления синонимов в речи, для этого их надо больше знать, надо обогащать свой запас слов.

3.Закрасьте кружок на полях тетради цветом, соответствующим вашему

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок-игра «В поисках Василисы Прекрасной» Автор презентации: Тютерева Надежда Николаевна учитель начальных классов МОАУ СОШ № 13 города Благовещенска

Слайд 2

Все вы помните сказку о Василисе Прекрасной. Похитил её Кощей Бессмертный и заточил в башне. Башня высоченная. Даже взглянуть страшно! Но Василиса надеется, что Иван-царевич придёт за ней, - не выходить же замуж за постылого Кощея! Предлагаю вам отправиться в путь вместе с Иваном-царевичем, пройти препятствия и освободить Василису. Итак , в путь! Взгляните на карту!

Слайд 3

« СИНОНИМЫ»- СЛОВА, БЛИЗКИЕ ПО СМЫСЛУ. Красивая - прекрасная, чудесная, очаровательная, потрясающая, прелестная.

Слайд 5

Дам я тебе, царевич-королевич, волшебный клубок, он дорогу укажет – но с условием! Придумай мне три синонима к слову храбрый

Слайд 6

Храбрый – бесстрашный, смелый, отважный, мужественный

Слайд 7

Что ж, молодец! Справился с заданием! Придётся тебе дать волшебный клубок! Иди за ним, милок, никуда не сворачивай! Запиши предложение в тетрадь. Девочки подчеркните гл.буквы, мальчики согл . буквы.

Слайд 8

Здравствуй, здравствуй, Иван-царевич. Баба Яга мне по телефону звонила, о тебе говорила, что большой ты мастер синонимы придумывать! Вот я и решил: пропущу тебя дальше, если ты мне подберёшь синонимы и соединишь их стрелками.

Слайд 9

Алфавит аккуратный Огонь алый Опрятный скакать Прыгать азбука Бросать пламя Красный кидать

Слайд 10

Не ешь меня, мишка, я тебе синонимы придумаю! Ладно, так уж и быть, запиши текст и вставь мне правильно синонимы. Апрельское небо …,…,….. Птицы в апреле…и….. Зеленеет….,….трава .

Слайд 11

Перевези меня, заинька, на другой берег! Ищу я невесту свою, Василису. Похитил её злодей Кощей, повелитель кислых щей. Помоги мне! Помогу, только ты мне Иванушка, подбери к слову несколько синонимов. 1-я группа: труд 2-я группа: чудный 3-я группа: маленький

Слайд 12

Не пройти тебе, Иванушка, через болото. Засосёт, затянет! Женись на мне! Или выполни следующее задание. тогда переведу тебя через болото!

Слайд 13

За Василиской пришёл? Выкуп плати! Придумай четыре синонима к слову страшный , тогда отдам тебе твою невесту!

Слайд 14

Ужасный, пугающий, кошмарный, жуткий Ха-ха-ха! Обманул я тебя, так просто не отдам тебе Василису! Она теперь не твоя невеста, а моя!

Слайд 15

Ты, Иванушка, заполни вторую часть бортового журнала, тогда чары Кощея рассеются и Василиса освободится!

Слайд 16

Спасибо тебе, Иванушка! Спас ты меня от злого Кощея. Но выйду за тебя замуж только в том случае, если ты сделаешь вывод и заполнишь с учащимися лист самооценки.

Слайд 17

Стали они жить-поживать и добра наживать! Тут и сказке конец, а кто помогал тему о синонимах изучать - молодец!

Слайд 18

Ресурсы: http://www.labirint.ru/screenshot/goods/162450/1/ http://www.kaliningradcity.ru/ru/news/2010/10/21/obshestvo/80820.php http://illustrators.ru/illustrations/354537 http://lady.webnice.ru/forum/viewtopic.php?t=12914&start=90 http://blogs.mail.ru/mail/tanya2501.55/5bb5548f11adb116.html http://www.latoro.ru/17946-oboi-pole-tsvetov.htm http://rin57.ucoz.ru/index/prezentacii_po_medicine/0-15 http://tapisarevskaya.rusedu.net/post/1415/19923


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка в первом классе

урок - путешевствие по королевству Буковки, где встречаются с парными согласными, с королями-весенними месяцами, учатся отгадывать слова, составлять предложения повторяют переносы слов...

Урок русского языка в первом классе:Текст. Оформление предложений в тексте.

Урок русского языка с применением дифференцированного подхода. Задание на уроке разделено на 3 группы по уровню развития учащихся. Урок разработан в виде путешествия на паруснике, где парусами служат ...

Дидактические игры на уроках русского языка в первом классе

Дидактические игры на уроках русского языка в первом классе...

Урок русского языка в первом классе

Учитель и воспитатель ГПД Морозова Елена ВладимировнаТЕМА: ПОВТОРЕНИЕ ПРАВИЛА ОБОЗНАЧЕНИЯ БУКВАМИ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ. УУД:  ПРЕДМЕТНЫЕ - ЗАКРЕПЛЯТЬ УМЕНИЕ ПИСАТЬ ГЛАСНЫЕ БУКВЫ, ОБОЗНАЧАТЬ ЗВУКИ ...

Презентация к уроку русского языка в первом классе на тему: "Ориентировка на страницах прописей " (УМК "Начальная школа 21 века")

Эта презентация для первого урока русского языка в первом классе.  Она поможет детям правильно ориентироваться в прописях....

Организация учебного сотрудничества на уроках русского языка в первом классе.

Учебное сотрудничество строится как ребёнка и взрослого по взаимопониманию, по выяснению позиций, точек зрения всех партнёров учебного взаимодействия. Предметом действия учителя является не только сам...