Изучение частей речи в начальной школе.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
При изучении темы «Части речи» учителя и учащиеся очень часто сталкиваются с проблемой понимания детьми того, что относится к частям речи. Когда учитель спрашивает ученика, что такое имя существительное, нередко сталкивается с тем, что ученик, долго раздумывая, начинает отвечать, что имя существительное – это часть предложения (слова, текста) а порою и вовсе путает с глаголом и прилагательным.. При изучении темы «Части речи» с первого-второго класса эта проблема стала особенно острой, так как для усвоения этой темы необходимо, чтобы у детей было развито абстрактное мышление. А в этом возрасте у детей младшего школьного возраста преобладает конкретно-образное мышление. Столкнувшись с этой проблемой ещё в начале своей работы, я поняла, что понятие «части речи» необходимо конкретизировать, а также заинтересовать детей во время объяснения нового материала и последующего закрепления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiyap.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Изучение частей речи в начальной школе.
При изучении темы «Части речи» учителя и учащиеся очень часто сталкиваются с проблемой понимания детьми того, что относится к частям речи. Когда учитель спрашивает ученика, что такое имя существительное, нередко сталкивается с тем, что ученик, долго раздумывая, начинает отвечать, что имя существительное – это часть предложения (слова, текста) а порою и вовсе путает с глаголом и прилагательным.. При изучении темы «Части речи» с первого-второго класса эта проблема стала особенно острой, так как для усвоения этой темы необходимо, чтобы у детей было развито абстрактное мышление. А в этом возрасте у детей младшего школьного возраста преобладает конкретно-образное мышление. Столкнувшись с этой проблемой ещё в начале своей работы, я поняла, что понятие «части речи» необходимо конкретизировать, а также заинтересовать детей во время объяснения нового материала и последующего закрепления.
На уроках я предлагаю детям представить нашу речь в виде сказочного цветика-семицветика из сказки В. Катаева. И наш цветок тоже волшебный. На доске открываю, заранее прикреплённый, большой цветик-семицветик. Затем обращаю внимание детей на то, что цветок состоит из частей – лепестков. На нашем цветке, изображающем речь, каждый лепесток будет представлять определённую часть речи. И первая часть речи, с которой мы знакомимся – имя существительное. (на доске вывешиваю– табличку «имя существительное»).
Далее можно проговорить слова (окно, табурет, рисунок, кошка, друзья) и попутно предложить к каждому слову поставить вопрос. А на доске появляется запись: что? – окно; что?—табурет; что? – рисунок; кто?—кошка; кто?—друзья… Затем мы выясняем, что эти слова обозначают предмет. После этого я говорю детям, что все эти слова (на доске) относятся к части речи – имя существительное. Далее мы вместе составляем определение, что такое имя существительное. При этом на одном из лепестков цветка прикрепляем карточки (имя существительное, кто? что? предмет, явление.) Вместе с детьми даём определение: имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет или явление и отвечает на вопросы: кто? что? (цветок с обозначениями является опорой для ответа некоторое время).
Таким образом, у детей абстрактное понятие « речи» конкретизируется, представляется в образе цветка, а части речи – в образе лепестков цветка. С его помощью можно изучать и другие части речи. Дети достаточно быстро усваивают эту тему, в дальнейшем хорошо видят связь частей речи в предложении и не путают, что является частью предложения, а что – частью речи.
Урок русского языка во 2 классе. УМК «Школа России»
Тема: « Имя существительное как части речи».
Цель: способствовать ознакомлению с именем существительным как частью речи, его значением и употреблением в речи; расширению представлений о предметах и явлениях окружающего мира через ознакомление с именами существительными, обозначающими эти предметы и явления; создать условия для формирования умения различать предмет и слово как его название;
Задачи:
- Образовательная – учить различать предмет и слово как часть речи; формировать умение различать существительные среди других частей речи, соотносить вопросы кто?, что? и слово - название предмета;
- Развивающая – развивать познавательный интерес, устную и письменную речь, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение;
- Воспитательная - содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, темы, привитию у воспитанников чувства любви и интереса к русскому языку, культуры общения и поведения.
- Планируемые результаты:
Предметные:
- научатся находить имена существительные, отличать от других частей речи;
- определять у имени существительного значение;
- соотносить вопросы кто? что? и слово - название предмета;
Метапредметные :
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- логические действия, установление аналогий, построения рассуждений;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- адекватно взаимодействовать с партнёром, находить общее решение при выполнении работы в паре, группе.
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями урока.
Личностные :
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Ход урока
I.Организационный момент.
Если хочешь строить мост
Наблюдать движенье звезд
Управлять машиной в поле
Иль вести машину ввысь
Хорошо работай в школе
Добросовестно учись!
Предлагаю улыбнуться друг другу
И подарите свои улыбки нашим гостям.
Все друг другу улыбнулись
И в работу окунуться.
II. Актуализация знаний
Цель: повторить имеющиеся у учащихся знания и умения, необходимые для введения новой темы. Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций.
Отгадайте загадку.
Не кукушка и не дрозд.
Из металла крылья, хвост.
Не гнездо любимый дом,
А большой аэродром.
Вы догадались, что это?
(Самолет)
Вы обратили внимание, какой вопрос я задала?
(Что это?)
А что обозначает слово «самолет»?
(Предмет, а точнее – вид транспорта).
Если слово отвечает на вопрос что? И обозначает предмет.
Докажите к какой части речи относится слово самолет?
( К имени существительному)
На доске Кластер- Цветок « имя существительное»
III. Самоопределение к деятельности
О чем сегодня пойдет речь на нашем уроке?
(Об имени существительном.)
Давайте поставим цели к нашему уроку.
1. Узнать, что такое имя существительное?
2. Понять на какие вопросы отвечает имя существительное?
3. Как отличить от других частей речи?
4.Какую роль играет в речи имя существительное?
IV. Работа по теме урока
Ребята, сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. Это слово САМОЛЕТ.
Откройте словарики и запишите это слово. Обозначьте орфограммы.
Подберите синонимы к слову самолет. (лайнер, аэробус)
На какой вопрос отвечают эти слова?
(Эти слова отвечают на вопрос что?)
Кластер-лепесток что?
Какие это существительные?
(Это неодушевленные имена существительные)
Кластер-лепесток неодушевленные
- Кто управляет самолетом? (пилот или летчик)
- На какой вопрос отвечает слово пилот?
( На вопрос кто?)
Клестер-лепесток КТО?
Какие это существительные?
(Это одушевленные имена существительные)
Клестер- лепесток ОДУШЕВЛЕННЫЕ
А сейчас поработаем с предложением
Прочитайте предложение.
(Читает один ученик)
Пассажирский самолет пошел на посадку.
Дайте характеристику предложению
(Простое, повествовательное, невосклицательное,)
Давайте поработаем с орфограммами в этом предложении
Укажите грамматическую основу предложения.
Каким членом предложения может быть имя существительное?
(Подлежащим)
А что обозначает имя существительное?
( Имя существительное обозначает предмет)
А что еще могу обозначать имена существительные?
Я буду называть слова, а вы постарайтесь эти слова назвать одним словом.
Карточка (сосна, сирень, ландыш) растения
Карточка (снег, дождь, гроза) явления природы
Карточка ( смелость, доброта, глупость) свойства, качества
Карточка (праздник, парад, день рождения ) события
Карточка ( Москва, Волга) географические названия
Давайте сделаем вывод.
Что же такое имя существительное?
А теперь давайте откроем учебник и прочитаем сведения о языке, которыми с нами поделилась Мудрая Сова
Один ученик читает правило.
Что еще можем добавить к нашей схеме?
(Часть речи)
V. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
Упр. 82 (с. 49).
— Прочитайте слова. Какой частью речи они являются? Докажите.
— Выполните задание.
— Запишите эти слова в два столбика.
В первый запишите слова, которые отвечают на вопрос что? Какие это существительные? (неодушевленные)
А во второй - на вопрос кто? Какие это существительные?
(Одушевленные)
2. Самостоятельная работа.
Перед вами лежат карточки , выберите себе ту, задания на которой вы сможете выполнить. Подчеркните те имена существительные, которые будут соответствовать значениям. Красная -высокий уровень, синяя -средний уровень, зеленая -низкий уровень.
( Дифференцированная работа по индивидуальным карточкам.)
Красная карточка:
Качества человека- доброта,красота, вежливость,быстрота,доброжелательность, трусость, высота.
Географические названия-море, Москва, гора, Россия, город, Волга, равнина, Байкал.
Синяя карточка:
Зерновые культуры-лен,пшеница, хлопок, ячмень, шерсть, рожь, васильки, овес.
Профессии -штангист, водитель, повар, футболист, учитель, продавец, хоккеист, студент, врач.
Зеленая карточка:
Игрушки -штанга, мяч, портфель, ручка, кукла, пирамидка, коньки, кубики, юла.
Мебель-диван, ковёр, стол, компьютер, шкаф, кровать, телевизор, кресло.
-Давайте проверим вашу работу.
VI. Рефлексия
- На какие вопросы нам нужно было ответить?
- Что больше всего понравилось на уроке?
Учитель показывает учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного.
Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по теме: «Методические приёмы объяснения темы «Части речи» в начальной школе».
В этой статье объясняется, как, учитывая психологические особенности детей младшего школьного возраста, доступно и понятно можно ввести понятие "части речи". Как можно добиться того, чтобы дети достат...
Памятка на уроке русского языка"Фонетический и морфологический разбор частей речи в начальной школе".
Данная памятка поможет быстро и чётко справляться со звукобуквенным разбором слова на уроках русского языка как в начальной школе так и...
Русский язык 3 кл. УМК «ШР». «Части речи. Обобщение и уточнение об изученных частях речи. Словарный диктант».
Цели деятельности учителя: совершенствование умений распознавать части речи; развивать устную речьПланируемые результаты: Познавательные:Знать:- определение изученных части речи и их грамматичес...
Использование кластеров на уроках русского языка в начальной школе при изучении частей речи как средств формирования познавательных УУД.
В данной работе были отражены виды приёма "Кластер" вне технологии развития критического мышления (ТРКМ) при изучении частей речи как средств формирования познавательных универсальным учебны...
Изучение частей речи по русскому языку в начальной школе
В данном материале представлены методические основы изучения частей речи в начальной школе....
Методическая разработка урока русского языка "Части речи. Повторение и уточнение представлений об изученных частях речи"
Урок обобщения и систематизации знаний для 3 класса....
Технологическая карта урока русский язык «Изучение нового. Местоимения как часть речи» ( к УМК «Школа России», 2 класс)
Цель урока: создание условий для формирования у учащихся о местоимение как части речи Задачи урока: Дидактические: 1. Узнать, что обозначает местоимение как часть речи, на какие вопросы отвечает; 2. У...