Конспект урока по русскому языку на тему "Род глаголов в прошедшем времени" 3 класс, УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся об особенностях глаголов в прошедшем времени, суффиксом -л-, об изменении глаголов прошедшего времени единственного числа по родам.
Планируемые результаты
Предметные:
- знать часть речи «глагол», род глаголов прошедшего времени в ед.числе;
- уметь выделять родовые окончания анализировать грамматические признаки глаголов, находить у глаголов суффикс - л -, определять число и род у глаголов прошедшего времени.
Личностные:
- осознавать свои трудности и стремится к их преодолению;
- проводить самооценку своей деятельности;
- устанавливать связь между целью учебной деятельностью и её мотивом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект | 45.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 29. 04. 2020 Школа: №5 Класс: 3 Б | ФИО студента: Вакушина Ю.Н. ФИО учителя: Ефименко Т.Б. ФИО руководителя практики: Галиуллина Н.К. |
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Тема: Род глаголов в прошедшем времени
Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся об особенностях глаголов в прошедшем времени, суффиксом -л-, об изменении глаголов прошедшего времени единственного числа по родам.
Планируемые результаты
Предметные:
- знать часть речи «глагол», род глаголов прошедшего времени в ед.числе;
- уметь выделять родовые окончания анализировать грамматические признаки глаголов, находить у глаголов суффикс - л -, определять число и род у глаголов прошедшего времени.
Личностные:
- осознавать свои трудности и стремится к их преодолению;
- проводить самооценку своей деятельности;
- устанавливать связь между целью учебной деятельностью и её мотивом.
Тип урока: «Открытие» нового знания
Оборудование: УМК Школа России – учебник В.П.Канакина, В.Г.Горецкий 3 кл., 2 часть.
Этап урока Методы и приемы | Хроно- метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
I.Самоопределение к деятельности Практический: психологический настрой | 1 мин. | Доброе утро, ребята! Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и слушайте меня и повторяйте за мной: Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Я как разведчик, все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю. Откройте глаза. Приступаем к работе. | Приветствуют учителя. Настраиваются на урок. | К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Л: самоопределение. |
II.Актуализация знаний и мотивация Словесный: учеб.диалог Наглядный: презентация Словесный: учебный диалог, проб.ситуация | 3 мин. | С какой частью речи мы работали на последних уроках? - Сейчас ребята давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе. Что это? -Как изменяются глаголы? В настоящем времени обозначает действие, которое … В прошедшем времени обозначает действие, которое … В будущем времени обозначает действие, которое …… -Прочитайте слова. Светил, светила, светило. Что в них общего? Подберите к ним имена существительные по смыслу. Чем отличаются эти глаголы? -Это и будет главный вопрос урока. | Отвечают на вопросы Глагол -Глагол –это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета. Отвечает на вопросы Что делать? Что сделать? Что сделает? И т.д. По числам и лицам происходит в наст.вр. в момент речи уже произошло или происходили в пр. вр., до момента речи произойдут в б.вр., после момента речи -Это глаголы прошедшего времени, родственные слова. -Месяц светил, луна светила, солнышко светило. -Мы еще не знаем… | П: структурирование знаний. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. П: осознание и произвольное построение речевого. |
III.Постановка учебной задачи Словесный: подводящий диалог, формирующий диалог Наглядный: презентация | 5 мин. | -Сформулируйте тему урока. -Поставьте цели на урок. -Составьте план урока | -Род глаголов в прошедшем времени -Будем учиться находить глаголы прошедшего времени, выделять в них окончания. План:
| П: подведение под понятие П: построение речевого высказывания Р: целеполагание Р:планирование. |
IV.«Открытие» детьми нового знания Словесный: беседа Наглядный: учебник Практический: упражнение Словесный: учебный диалог Практический: Списывание Практический: морфемный разбор слова Частично-поисковый: выборочное чтение, выбор ответа на поставленный вопрос. Наглядный: учебник Частично-поисковый: выборочное чтение, выбор ответа на поставленный вопрос. | 8мин. | Можете ли вы представить нашу речь без глаголов? Почему? Смогли бы поэты и писатели создать свои произведения? Откройте тетради и запишите число, классная работа. Не забываем про посадку, пишем красиво! Открываем учебники на стр. 121, № 214 Прочитайте стихотворение. Определите время и число глаголов. Поставьте к каждому глаголу вопрос. Какую особенность заметили у всех глаголов прошедшего времени. Сделайте вывод: для чего служит суффикс л? Да верно, если в глаголе есть –л- . то глагол стоит в форме прошедшего времени. Спишите. Укажите род имён существительных и глаголов. Выделите окончания глаголов. Ребята, как определить род глагола? Прочитайте после упражнения «обратите внимание!», и скажите были ли мы правы? Давайте разберём слово «дождик» по составу. Теперь выполняем упражнение 215, стр. 121. Прочитайте. -Докажите, что глаголы блестел, сиял, сверкал являются синонимами. Определите различие в лексическом значении глаголов блестел и блеснул, сиял и засиял, сверкал и сверкнул -Определите время, число, род глаголов. Какая часть слова указывает на изменение глаголов по родам? -Спишите глаголы, укажите их род, выделите окончания. -Определите ещё одну особенность формы глаголов прошедшего времени. Что вы можете сказать о глаголах прошедшего времени во множественном числе? Вывод: такие окончания можно назвать родовыми. Перелистните страницу и прочитайте правило. Были ли наши суждения правильными? | Нет. Глаголы придают предметам движение, действие. Нет. Записывают число, классная работа. Выполняют упражнение. Солнце грело, всё грело и грело. Дождик падал, гулял ветерок. И малина взяла да поспела Точно- точно в положенный срок! Грело-пр.время,ед.число, падал-пр.вр,ед.ч.,гулял-пр.вр.,взяла-пр.вр.,ед.ч.,поспела-пр.вр.,ед.ч. Солнце (что делало?) грело. Дождик (что делал?) падал. Ветерок (что делал?) гулял. Малина (что сделала?) взяла, поспела. -суффикс Л Образует форму прошедшего времени. Вывод: Если в глаголе есть –л- . то глагол стоит в форме прошедшего времени. Списывают упражнение. -По роду имени существительного, с которым он связан. Род глагола прошедшего времени единственного числа в предложении зависит от рода имени существительного, с которым глагол связан по смыслу. дожд — корень, что делал? блестел□, сиял□, сверкал □. что делала? блестела, сияла, сверкала. что делало? блестело, сияло, сверкало. что сделал? блеснул□, засиял□, сверкнул□. что сделала? блеснула, засияла, сверкнула что сделало? блеснуло, засияло, сверкнуло. -Эти глаголы являются синонимами, т.к. у них близкое значение испускать свет. -Различаются тем, что первый глагол в каждой паре показывает длительное действие, а второй глагол показывает, что действие внезапно началось и быстро закончилось. Выполняют задание. -Глаголы в прошедшем времени изменяются по числам, а в единственном числе – по родам. -Не изменяются по родам Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам. Глаголы прошедшего времени во множественном числе по родам не изменяются. | П: поиск и выделение необходимой информации. П.: поиск и выделение необходимой информации, логический анализ объектов с целью выделения признаков, выбор наиболее эффективных способов решения задач Р: умение контролировать правильность ответов уч-ся; дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. П: смысловое чтение, построение речевого высказывания П: поиск и выделение необходимой информации. П.: логический анализ объектов с целью выделения признаков, выбор наиболее эффективных способов решения задач К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. П: смысловое чтение, построение речевого высказывания |
Динамическая пауза | 1 мин. | Сейчас давайте встанем и немного разомнемся. - Если глагол в ж.роде– присели. - Если глагол в м.роде – руки вперед. - Если глагол в ср.роде – поморгали глазами. ехал, сел, играла, летело, писала, бежал, сияло, моргало, прыгала. Молодцы, тихо все сели. | Выполняют упражнения | Р.: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий |
V.Первичное закрепление Наглядный: учебник Частично-поисковый: выборочное чтение, выбор ответа на поставленный вопрос. Практический: упражнение, списывание | 5 мин. | Выполняем упр№217, с.122 Прочитайте. О чём стихотворение? Какое настроение вызывают эти строки? Какие слова передают такое настроение? Какое значение внесла в глаголы приставка за-? Спишите. Определите род и число глаголов. Выделите окончания. | Выполняют упражнение. Что-то вдруг загрохотало! И огнём заполыхало! И берёза застонала И руками замахала! И осина!... И сосна!... Верно, думали война… -Это стихотворение о грозе. -Тревожное настроение. -Загрохотало, заполыхало, застонала, замахала. -Приставка за- вносит в глаголы значение начала действия. Выполняют упражнение письменно. | П: смысловое чтение, построение речевого высказывания К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой Наглядный: учебник Практический: упражнение | 7 мин. | Ребята сейчас Вы будете выполнять самостоятельно №216. Вам нужно образовать от данных глаголов все формы прошедшего времени. Записать и выделить окончания. У вас на работу 5 минут. Время вышло, проверяем по эталону с доски. Встаньте, те кто не допустил ошибок, молодцы! А теперь, те кто допустил более 3-х ошибок, ребята вам дома нужно будет ещё раз закрепить материал. | Работают самостоятельно м.р. ж.р. ср.р. | П: структурирование знаний П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
VII.Включение в систему знаний Практический: упражнение, работа со словарем Наглядный: учебник | 2 мин. | Ребята, сейчас мы будем выполнять №218. Находим в словаре синонимов и антонимов пары глаголов. Запишем их сначала в неопределённой форме, а затем в форме прошедшего времени мужского рода единственного числа. Ребята, ваше домашнее задание будет это же упражнение, вам нужно будет найти по две пары глаголов. И записать также, как мы в классе. | Выполняют упражнение. Думать, мыслить. Думал, мыслил. Молчать, говорить. Молчал, говорил. Записывают домашнюю работу. | К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. П: структурирование знаний |
VIII.Рефлексия деятельности Словесный: учебный диалог | 2 мин. | Давайте подведём итоги. Все ли цели мы реализовали? От чего зависит род глагола? Как изменяются глаголы прошедшего времени в ед.ч.? Кто сможет рассказать правило? -Молодцы! Урок окончен. | Отвечают на вопросы. Род глагола в форме прошедшего времени единственного числа зависит от рода имени существительного, с которым глагол связан по смыслу. -По родам, по числам. -Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам. Глаголы прошедшего времени во множественном числе по родам не изменяются. | П.: построение речевого высказывания; осуществление синтеза |
Дистанционные задания
- Изучите видеоурок https://videouroki.net/video/64-rod-glagolov-v-proshedshem-vremeni.html
- Прочитайте правило на с.122 в учебнике.
- Перескажите родителям все, что запомнили.
- Выполните упр. 215, 216 по заданию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку "Повторение о глаголе" в 4-ом классе
Конспект урока по русскому языку "Повторение о глаголе" в 4-ом классе (по методике Блума)...
Конспект урока по русскому языку, тема: «Изменение глаголов по временам» (3 класс, УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: формирование умений определять времена глаголов, изменять глаголы по времени.Планируемые результаты:Предметные:- уметь определять времена глаголов;- уметь правильно изменять...
Конспект урока по русскому языку, тема: «Род глаголов в прошедшем времени» (3 класс, УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: формирование умений изменять глаголы прошедшего времени единственного числа по родам.Планируемые результаты:Предметные:- знать особенности глаголов в прошедшем времени;- уме...
Конспект урока по русскому языку Тема: «Изменение глаголов в прошедшем времени по родам. Составление предложений и текста» (3 класс, УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: формирование умения изменять глаголы прошедшего времени по родам, определять время и род глагола.Планируемые результаты:Предметные:- знать, как изменяется глагол проше...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: Правописание глаголов в прошедшем времени
Дата: 07.05.20ФИО учителя: Контробаева А.,В.Школа: МБОУ «Еткульская СОШ» ФИ студента: Печеркина А.И.Класс: 4 вФИО методиста: Галлиулина Н. К.Кабине...
Конспект урока по русскому языку. Тема: «Изменение глаголов в прошедшем времени по родам. Составление предложений и текста» ( 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование умения изменять глаголы прошедшего времени по родам, определять время и род глагола.Планируемые результаты:Предметные:- знать, как изменяется гл...
Конспект урока по русскому языку. Тема: «Род глаголов в прошедшем времени» (3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование умений изменять глаголы прошедшего времени единственного числа по родам.Планируемые результаты:Предметные:- знать особенности глаголов в прошедшем вре...